Сватоплук Чех. Биография и обзор творчества
(1846—1908) Сватоплук Чех родился в 1846 г. вблизи города Бенешова, в семье управляющего имением. Отец писателя был патриотом, вел немалую просветительскую работу в деревне, особенно в 1848 г., и за свою деятельность лишился работы и попал в тюрьму. В доме отца была хорошая библиотека, в ней будущий поэт впервые познакомился с чешской и мировой литературой. Окончив гимназию в Праге, Святоплук Чех в 1865 г. поступил на юридический факультет университета. Там он активно участвовал в студенческом движении и в те же годы впервые Святоплук Чех (1846—1908) выступил в прогрессивных журналах в качестве поэта. Его стихи появились в 1868 г. Среди н£х выделялось стихотворение «Гуситы на Балтике», выдвигавшее идею всеславянской дружбы. В этих первых стихах уже звучали социальные мо- тивы, четко вырисовывались демократические позиции молодого поэта. Стихи Чеха получили похвальный отзыв Яна Неруды, что было для начинающего автора большой радостью.
По окончании университета Чех некоторое время занимался юридической деятельностью, одновременно участвуя в прогрессивных журналах. В конце 70-х годов он основал вместе с Галеком журнал «Кветы», которым он затем руководил в течение почти 20 лет. С этого времени он стал литера-тором-профессиояалом. Первый сборник стихов С. Чех издал в 1874 г.
В качестве журналиста С. Чех много путешествовал. Он побывал в Дании, Франции, Италии, в России, на Кавказе. Впечатления от этой поездки отразились в басне «Черкес» и других произведениях.
События Парижской коммуны и нарастающая политическая борьба в самой Чехии определили дальнейшую направленность С. Чеха. В 1885 г. он пишет аллегорическую поэму «Европа», сыгравшую важную роль в его творческой судьбе. В ней он изображает политических заключенных, которых везут в ссылку на корабле. В пути они овладевают судном, но тут же вступают в спор между собой. Резко вырисовываются два лагеря: если одни настроены анархически, то другие вообще не имеют определенной точки зрения на революционную борьбу. Поэма завершается гибелью корабля. Тем самым С. Чех предостерегал борцов за свободу от гибельных разногласий.
Поэма стала предметом спора. Определенная часть чешской критики пыталась выдать Чеха за противника революции. Между тем в поэме очевидно сочувствие писателя борцам, оторванным от родины. Вызванная революционными событиями в Европе, Парижской коммуной, аллегория свидетельствовала в то же время об излишней переоценке писателем значения внутренних разногласий в революционном лагере.
В тот же период поэт создает свое знаменитое стихотворение «Лешетинский кузнец» (1883), в котором в романтиче-ски-приподнятом тоне пишет о простом человеке, о его борьбе за справедливость. Произведение это выражало протест чешского народа против засилья и гнета немецкого капитала. Лешетинский кузнец, поддерживаемый крестьянами, ведет борьбу с предпринимателями. Борьба в основном разгорается из-за мельницы. На стороне крестьян выступает и рабочий Прокоп. Борьба превращается в ожесточенную схватку, многие погибают в ней. Справедливость торжествует, хотя поэт находит для этого очень условный путь. Налицо опять известная идеализация патриархального прошлого. Однакр это стихотворение с его острой антикапиталистической тематикой нашло путь к простым читателям и скоро стало очень популярным в народе. Оно появилось в 1884 г. в «Поэтических беседах» Я. Неруды и сразу же было запрещено австрийской цензурой, но продолжало распространяться в рукописном виде. Успех обусловливается не только идейной направленностью стихотворения, но и художественным мастерством. С. Чех широко использовал в нем лирические отступления и пейзажные зарисовки, поэтично передал любовь Вацлава и дочери мельника Лидуньки. В произведении ярко выражена и эпическая струя, связанная с традицией гуситского движения.
В 80-х годах С. Чех написал также цикл сатирических стихотворений— «Гануман», «Правда» и др. В них он бичевал чешскую буржуазию, вскрывал антипатриотический, космополитический характер ее стремлений. Особую известность получила сатирическая аллегорическая поэма «Правда». Поэт воспользовался аллегорической формой, чтобы заклеймить социальные и нравственные принципы буржуазии. По силе обличения общественных порядков эта сатира занимает видное место в чешской поэзии. Сатира распадается на ряд сцен, полных острых политических намеков. Правда, уйдя тайком из тюрьмы, куда ее заточили правители, блуждает по городу в сопровождении поэта. Перед ее глазами проходят страшные картины угнетения народа, лицемерия, стяжательства, нравственного разложения богатых. С. Чех высмеивает лживые лозунги буржуазной свободы, показывает подлинное содержание буржуазной демагогии. Правда присутствует, например, на собрании, где советник, фабрикант, сельский спиртозаводчик, журналист и философ-теоретик громогласно восхваляют свободу. Когда же к ним попытался присоединиться представитель народа, они его выгнали вон с криками: «Долой хама!» В порту Правда наблюдает, как судно с символическим названием «Просвещение» нагружают стеклянными 'безделушками и спиртом. Этот груз предназначается для колониальных народов. Характерно, что доставить эти «дары» к месту назначения должны солдаты, торговец и попы различных вероисповеданий.
Угнетенный всем виденным, поэт (спутник Правды) решает расстаться с лирой, чтобы своими песнями не огорчать людей. Правда приказывает ему сохранить лиру и создавать отныне гневные песни.
С. обличительными произведениями С. Чех продолжает выступать и в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1887—1888 гг. вышли из-печати его «Утренние песни» и «Новые песни». Обе эти книги содержали ряд стихотворений значительного политического накала.
Вершиной политической лирики С. Чеха явились «Песни раба», впервые опубликованные в 1895 г. По свидетельству современников, в чешской литературе не было еще ничего подобного по смелости и откровенности призывов к национально-освободительной борьбе. Герой С. Чеха — раб — бросает гневный клич: «Кто убийца пана, тот нам друг!»
Вся лиро-эпическая поэма «Песни раба» написана торжественным, патетическим, пророческим тоном, строфам придана особая выразительность и значимость. Наряду с гражданским пафосом в «Песнях раба» содержалось и значительное лирическое начало (история любви раба и рабыни, трагически оборванная по воле господина). В «Песнях раба» звучит страстная мечта поэта о новой жизни, когда человечество будет освобождено от социального гнета и « знамя свободы будет реять в высоте небес». «Песни раба» стали популярнейшим произведением среди народных масс. Особенно ценили эту поэму чешские рабочие. Австрийское правительство подвергло автора «Песен раба» преследованиям. С «Песнями раба» перекликается стихотворейие того же года — «Слава труду». Оно стало впоследствии гимном чешского пролетариата.
В 1903 г. вышла поэма «Косари», посвященная чешской деревне. Она значительно отличается от раннего поэтического цикла «Под сенью липы». Здесь уже нет идеализации деревни, ведущую роль играет батрак, поэт ждет от крестьянина революционных выступлений; поэма носит реалистический характер. Незаконченным осталось интересное и яркое стихотворение «Степь», посвященное русской революции 1905 г. Поэт говорит о свежей волне, идущей к народам Европы с Востока,
Своеобразным итогом всего творчества С. Чеха можно считать его поэму «Всему свету» (1907). В ней поэт резко осуждает буржуазный национализм, выступает в защиту свободы личности, в защиту женского равноправия. В то же время С. Чех отрицает и анархизм. Его надежды на будущее связаны с рабочим движением: среди рабочих, тружеников, создающих все ценности в мире, предлагает поэт искать героя будущего.
С. Чех был крупнейшим политическим поэтом Чехии. Поэзия его динамична, носит боевой, зовущий характер. Для чешских пролетариев С. Чех — прежде всего автор «Песен раба» и гимна «Слава труду!».
Прозаическое наследие С. Чеха также довольно обширно. Он писал рассказы, новеллы, повести. Но вершиной его прозы по праву считается его сатирическая повесть «Путешествие пана Броучека в XV столетие». Пан Броучек — типичный представитель пражского мещанства. Писатель сначала заставляет своего героя заглянуть в фантастический мир в повести «Путешествие пана Броучека на Луну», а затем посылает его в далекое прошлое, в эпоху гуситского движения. Используя старинный облик многих улиц Праги, поэт создает реальнофантастическую основу для приключений своего героя: подвыпивший пан Броучек бредет по этим пустынным узким улицам, попадает в какой-то подземный коридор, а оттуда — прямо в XV столетие. На самом деле он проводит эти часы во сне, у дверей пивной; и старая героическая Прага только снится ему. Писатель показывает поведение своего героя в самых разнообразных обстоятельствах и обстановке, и везде пан Броучек остается прежде всего мещанином. Попав на Луну, он обеспокоен только одной опасностью: он боится потерять на Луне деньги, собранные им с квартирантов (пан Броучек — пражский домовладелец). Вернувшись на Землю, он вернопод-даннейше представляет австрийскому правительству проект завоевания Луны, уверяя, что для этого хватит небольшого отряда и духового оркестра. Тупость, алчность, шовинизм буржуазии великолепно осмеяны в комической фигуре пана Броучека. Его сатирическая характеристика углубляется во второй повести. Попав в Прагу XV в., пан Броучек проявляет полное незнание истории родной страны. Он не помнит важнейших исторических событий, не знает, за что борются гуситы. Он, правда, слышал что-то смутно о Яне Жижке, знает, что это национальный герой, но дальше этого его представления не идут. Попав ненадолго в лагерь гуситов, Броучек при первой возможности дезертирует, оказывается предателем. Мы видим его на улицах Праги в роли ревностного католика, врага гуситского движения. Позже он предстает перед самим Жиж-кой и снова пытается спасти свою жизнь ценой лжи и ренегатства. «Исчезни с этой земли, которую ты оскверняешь!» — говорит ему Ян Жижка. Вождь гуситов высказывает пожелание, чтобы среди потомков гуситов не было таких ничтожеств.
Повести С. Чеха о паре Вроучеке представляют собой ярчайшее достижение чешской социальной сатиры. | |
Просмотров: 1415 | | |