Алоис Ирасек. Биография и обзор творчества
1851-1930 В конце XIX — начале XX столетия в чешской прозе значительное место занял исторический роман. Этот интерес к героическому прошлому Чехии был связан с ростом национально-освободительного движения. В области исторического романа ведущая роль принадлежит Алоизу Ирасеку.
Детские годы писателя протекли в небольшом городке Гронове, в Северо-Восточной Чехии. В этом крае были свежи предания и народные' легенды о крестьянских восстаниях, о борьбе чешского народа за независимость.
Северо-Восточная Чехия не раз подвергалась нашествиям вражеских армий. Очевидцем одного из таких вторжений во время австро-прусской войны (в 1866 г.) стал молодой Ирасек. Большое значение в формировании взглядов Ирасека имело его общение с народом, с крестьянами и ремесленниками, населявшими Тронов. '
Отец Ирасека был выходцем из крестьян, учился ткацкому ремеслу, а позже владел небольшой пекарней. В доме родителей будущий писатель слышал немало рассказов о героическом прошлом своей страны, о гуситских войнах. В родном городе он впервые увидел на сцене чешские патриотические пьесы, полюбил народную поэзию и музыку.
Начав учиться в немецкой школе, Ирасек закончил затем гимназию в Градце-Кралове — центре Северо-Восточной Чехии. Здесь он серьезно занялся изучением'истории. Он читает книги чешских писателей эпохи национального Возрождения, увлекается произведениями И. Коллара, Б. Немцовой.
Значительное влияние оказала на него и русская классическая литература. Ирасек принадлежал к числу восторженных поклонников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Особенно влекло Ирасека к Гоголю, в произведениях которого он нашел созвучные себе мотивы народного творчества и ярко выраженную ненависть к поработителям народа. Гоголевская повесть «Тарас Бульба» особенно привлекла внимание Ирасека.
Окончив Карлов университет, Ирасек поселился в одном из старых очагов чешской национальной культуры — городе Литомишле. Там он прожил около пятнадцати лет (1874— 1888), работая учителем истории в местной гимназии.
С конца 80-х годов Ирасек живет и работает в Праге. К этому времени он приобретает литературное имя. Внимание чешской общественности привлекла книга Ира-сека «Повести с гор», вышедшая в 1878 г. Произведение это посвящено жизни крестьян родной писателю Северо-Восточной Чехии.
Следуя установившейся традиций изображения деревни в чешской литературе (Б. Немцова, В. Галек и др.), Ирасек более всего обратил внимание на процесс капитализации, охвативший сельские районы Чехии. С горечью писатель охарактеризовал новые, внесенные этим процессом черты, в быту и жизни чешского крестьянства. В рассказе «Дикий род» Ирасек излагает страшную историю крестьянской семьи, где страсть к наживе определила все отношения между людьми: > отец — богатый крестьянин запретил брать воду из своего колодца дочери и ее мужу; дело дошло до суда. Когда же суд решил иск в пользу дочери, алчный крестьянин сам бросается в колодец, лишь бы вода, которую он считает своей собственностью, никому не досталась.
Одним из первых в чешской прозе Ирасек указывал на тлетворное влияние власти денег на быт и психологию крестьян. В произведениях «Дворской», «Анчар» он рассказал о крушении под давлением денежных отношений чистых, благородных чувств среди сельской молодежи.
Написанные сочно, художественно ярко, близкие по своему стилю к народному творчеству, «Повести с гор» были полны любви к родному краю и насыщены глубоким сочувствием народу.
В своем первом историческом романе «Скалаки» Ирасек описал крестьянское восстание в Находском крае, происшедшее в 1775 г. Доведенные до крайности нищеты и бесправия, крестьяне во главе с Иржи Скалаком бросились на штурм замка ненавистных народу князей Пикколомини. Велика была сила восставшего народа, сплоченного единым желанием покончить с рабством и иноземным игом. В образе Иржи Ска-лака Ирасек показал народного героя, крепкого, волевого человека, способного повести за собою восставший народ.
Освещая историю народного восстания в Северо-Восточной Чехии, Ирасек правдиво отметил и слабость крестьянского движения, его ограниченность; характерно, что- и вожак восстания Иржи Скалак взывает к вооруженной борьбе, движимый прежде всего чувствами мести за смерть отца.
Роман Ирасека «Скалаки» богат образами простых людей (Мария, Лидка, Микулаш Скалак, Вальбазар, Уждям). В нем тонко передана политическая обстановка последней трети XVIII в. Главная идея книги — вера в силы и права народа — придавала ей особое оптимистическое звучание.
Со «Скалаками» тесно связан второй роман Ирасека— «На воеводском дворе» (1876). В нем также изображена деревенская жизнь XVIII столетия, отражены классовые противоречия между крестьянами и земледельцами. Впрочем, в отличие от физически и морально разложившегося рода князей Пикко-ломини (роман «Скалаки»), владелец Находского замка воевода Петр Куранский слывет за просвещенного человека. Его секретарь Гласивец — выходец из среды пражских патриотов, активный участник движения народного возрождения — уговаривает своего господина освободить крестьян от барщины.
.Наделенный сложным сюжетом, с множеством причудливых событий и происшествий, роман был выдержан в романтической манере, характерной для чешского романа 70—80-х годов. При всей ограниченности решения большой социальной проблемы, вторая книга Ирасека вызвала интерес к себе обстоятельной характеристикой начального этапа национального возрождения Чехии.
/ В конце 70-х — начале 80-х годов писатель создает трилогию, основанную на материале истории Литомишля. Из трех повестей («Философская история», 1877, «У рыцарей», 1878, «На старой почте», 1881) наибольшую известность приобрела первая.
В центре «Философской истории» — жизнь литомишльских студентов, захваченных революционным взрывом 1848 г. С большим мастерством Ирасек передал настроения активных участников политических событий.
Особенно тонко, с большой психологической выразительностью вырисовывается в повести образ студента Шпины. Незаметный внешне, живущий впроголодь, студент Шпина — обладатель прекрасных душевных качеств. Неудача в любви и тяжелое материальное положение привели его в монастырь. Но как только народ поднялся на борьбу за свои социальные права, Шпина оказался в числе восставших. Он оставил монастырь, чтобы занять место на баррикадах. Застенчивый, скромный, благородный юноша, исполненный высоких патриотических чувств, погибает на одной из площадей Праги во имя свободы и независимости родной Чехии.
С большой теплотой даются в «Философской истории» образы студентов Вавржены и Фриборта. Веселый нрав и непосредственность уживаются в них с глубокими патриотическими чувствами. Они не остаются в стороне от разлившегося моря народного возмущения. Им свойственна вера в торжество тех высоких идеалов, ради которых они вступили на путь открытой политической борьбы.
Оптимистический тон всей повести подкреплялся эпилогом; Ирасек прибег к этому художественному средству для того, чтобы в несколько идиллической сцене выразить свою собственную веру в успех борьбы народа. Вавржена и Фриборт, их любимые подруги Маринка и Ленка живут счастливо. Они полны радужных надежд на светлое будущее. Приобретенный ими в событиях 1848 г. опыт революционной борьбы служит залогом удач в будущем.
В ином стилистическом плане подает Ирасек в той же «Философской истории» быт и нравы чешского буржуазно-мещанского общества. В повести подробно описана жизнь семьи нотариуса Роубинека. Скучно протекают дни, годы и десятилетия в мире чопорных, духовно немощных людей типа Роубинека или его ближайшего единомышленника архивариуса Роллерка. В пору широкого народного движения Роубинек и Роллерк занимают откровенно реакционную позицию, срывая с себя личину мнимых защитников народных интересов.
Одним из центральных исторических произведений Ира-сека является его роман «Псоглавцы» (1894), посвященный, так же как и «Скалаки», борьбе чешского крестьянства против иноземных поработителей-феодалов. Это большое историческое полотно, монументальный роман, в котором национальная тема тесно переплетается с социальной. Действие происходит в конце XVII в. Крестьяне пограничных областей Чехии восстают против помещика немца Ламингера. Ирасек рисует их героическую борьбу, гибель главных вождей и участников восстания на плахе и на поле боя.
Ирасек показывает две линии в национально-освободительном и социальном движении — революционную и реформистскую. В этом отразились раздумья самого автора, незавершенные поиски правильного пути для чешского народа. Вождем восстания становится Матей Пршибек, который не верит панам, не верит в возможность мирных переговоров, успеха крестьянской делегации, посланной в Вену. Матей Пршибек — смелый и талантливый организатор, до конца преданный делу народа и погибающий в бою со знаменем в руках. Но главные симпатий Ирасека на стороне другого героя, Яна Козины. Козина на протяжении всего романа ищет мирных путей преодоления противоречий, жалеет людей, пытается избежать кровопролития, верит обещаниям панов. Преданный и обманутый ими, он погибает на плахе. Ирасек был слишком хорошим историком и честным писателем-реалистом, чтобы допустить хоть малейшую фальшь в изображении событий, но он окружает именно этого своего героя ореолом мученичества и исключительного благородства. В этом сказалась его собственная позиция, его тщетная мечта о достижении справедливости и свободы без пролития крови. Однако роман имеет объективно революционное значение. Ирасек не только прославляет народную борьбу за независимость и социальную справедливость, но и верит в победу народа. Правда, организаторы народного движения погибают, но умирает, проклинаемый народом, и Ламингер. Его уделом становится полное забвение, в то время как память о героях живет в сердцах народа, вдохновляя на дальнейшую борьбу. «Псоглавцы» были первой чешской книгой в серии «Всемирная литература», издававшейся по инициативе А. М. Горького,
Роман «На острове» (1888) посвящен современности и носит сатирический характер. А. Ирасек осмеивает здесь господствующие классы Чехии с их поверхностной игрой в патриотизм, зачастую приводящей их к предательству. Представители дворянства и буржуазии в романе всячески демонстрируют свои патриотические чувства и псевдонародные, вкусы, так как это стало модным. Но фактически они давно онемечены и связаны с австрийскими поработителями своими классовыми интересами. Заседания организованного ими патриотического общества («Беседы») проводятся на немецком языке; член общества, которому поручен доклад о национальной чешской литературе, испытывает растерянность, так как не знает чешской литературы, а единственный журнал, который он выписывает, — это журнал мод на немецком языке. Это осмеяние чешской буржуазии А. Ирасеком было чрезвычайно полезно, так как буржуазия претендовала на руководство национально-освободительным движением и систематически предавала национальные и народные интересы.
Ирасек, как историк, художник и патриот, не мог пройти мимо такого важнейшего явления в истории Чехии, как героическое гуситское движение. Он посвятил ему ряд романов 90-х и 900-х годов. Особенно выделяется по своим художественным достоинствам роман-трилогия «Против всех», написанный в 1893 г. и посвященный борьбе чашников и таборитов под водительством Яна Жижки против католической церкви и немецких поработителей. Таборитами эти борцы за свободу Чехии называли Себя по имени города Табора, который они создали как крепость для борьбы с врагами. Строительство Табора, куда стекались обездоленные и патриоты со всех концов страны, героические повседневные дела таборитов, знаменитая битва под Прагой, в которой наголову были разбиты немецкие крестоносцы, — все это показано Алоизом Ирасеком в ряде ярких картин. В образе Жижки он сумел показать черты настоящего народного героя.
Заслуга Ирасека и своеобразие в том, что он подчеркивает предательскую роль тех чехов, которые своими имущественными интересами и классовыми симпатиями были связаны с австрийцами, показывает неоднородность чешского населения. Под знамена Жижки стремятся и честно служат народному делу его беднейшие слои — крестьяне, ремесленники, обедневшие дворяне. Наоборот, богачи и представители высшего духовенства (епископы, настоятели монастырей) всецело поддерживают немецких феодалов и католическую церковь. Особое значение приобретает здесь образ настоятеля Петра, который не только является чехом по национальности, но и обладает многими выдающимися личными качествами. Но он остается верен католицизму, ненавидит гуситов, принимает сторону Сигизмунда и этим предает свой народ.
Все это имело особое значение в годы, когда писал Ирасек, в годы, когда было важно разбблачить чешскую буржуазию и придать национально-освободительному движению против Австрии более цельный, последовательный, народный характер.
В 90-е и 900-е годы Ирасек работает над многотомным историческим романом «Ф. Л. Век» (1891—1906), посвященным патриотическому и просветительскому движению в Чехии XVIII в. Его героем является патриот и просветитель ф. Л. Век, историческим прообразом которого был общественный деятель Гек.
Это целая эпопея, охватывающая длительный период и рисующая широкий исторический фон. События французской революции, наполеоновских войн, суворовского похода в Западную Европу и окончательной победы русских над Наполеоном и влияние всех этих событий на жизнь и настроения чешского народа освещены и прослежены А. Ирасеком. Только историк огромной эрудиции мог создать такое историческое полотно. Особенно подчеркивается в романе братская близость славянских народов, чешского и русского.
В последних главах романа выступает молодое поколение, сыновья и преемники Ф. Л. Века и его друзей. Это те юноши, которые примут потом участие в революции 1848 г., уже изображенной Ирасеком в романе «Философская история». Так Ирасек показывает преемственность освободительных идей.
Событиям XIX в. посвящена тетралогия «У нас»', написанная в те же годы, что и эпопея о Ф. Л. Веке. В ней изображена чешская деревня середины XIX столетия, тяжкая жизнь крестьян, их борьба против крепостного права и национального угнетения. Автор несколько переоценивает силы отдельного человека и мирный путь преодоления противоречий, создавая образ священника Гавловицкого, друга крестьян, активного общественного деятеля.
Перед первой мировой войной, в 1912—1914 гг., Ирасек написал роман «Мрак», в котором нарисовал самый мрачный период в истории Чехии, когда были надолго подавлены национально-освободительные восстания и прочно установилась власть иноземных австрийских захватчиков, укрепилось губительное влияние католической церкви (в XVIII в.). Этот роман был очень популярен среди чехов в годы первой мировой войны, когда чешских солдат насильно гнали в бой за интересы австрийских правящих классов. В те же годы Ирасек написал драматическую трилогию о чешских национальных героях. Это были драмы «Ян Гус», «Ян Жижка» и «Ян Рогач». | |
Просмотров: 2724 | | |