Иван Вазов. Биография и обзор творчества
(1850—1921) Иван Вазов родился в городе Сопот (теперь Вазовград) в семье торговца. Юношей он вступает в тайный революционный союз. За участие в народном национально-освободительном движении его преследовала турецкая полиция, и он эмигрировал в Румынию. Во время русско-турецкой войны И. Вазов служил в разных городах Болгарии при русской администрации. С 1880 по 1886 г. Вазов ведет многообразную общественно-политическую и литературную деятельность. Его избирают членом Областного собрания в Пловдиве, он редактирует газету "Народный голос» и резко критикует князя Александра Баттенберга за его попытку отменить Тырновскую конституцию и ограничить права народа. За демократические убеждения и критику правящей камарильи он снова подвергся преследованиям и вынужден был эмигрировать в Россию, где жил (в Одессе) с 1887 по 1889 г. По возвращении в Болгарию Вазов был избран министром просвещения. Затем он посвящает себя исключительно литературной работе.
Литературная деятельность Вазова начинается еще до освобождения Болгарии. В 1870—1872 гг. он создает лирический сборник «Майский букет». Личное знакомство с Ботевым и Каравеловым, революционные события на Балканах способствовали обращению Вазова к гражданской лирике и социальной сатире. Наиболее значительны в этом цикле стихотворения «Сегодня», в котором он воспевает освободительную борьбу славян, и «Сосна», где дан символ порабощенной, но борющейся Болгарии.
В период Апрельского восстания и освобождения Болгарии Вазов создает свою знаменитую поэтическую трилогию, в которую входят сборники «Знамя и гусли» (1876), «Печали Болгарии» (1877) и «Избавление» (1878). Это поэтическая эпопея, воспевающая героическую национально-освободительную борьбу болгарского народа.
Трилогия богата и разнообразна в тематическом и жанровом отношении — автор широко использует балладу, элегию, оду, гражданскую лирику и сатирические стихи; он говорит о трагедии народа — поражении восстания, о турецком терроре, дипломатических происках западноевропейских держав и об освобождении страны и народа русскими войсками. По своему основному тону эпопея реалистична, хотя автор широко пользуется и романтическими приемами письма.
Наивысшее достижение патриотической лирики Вазова — цикл его произведений «Эпопея забытых» (1881), который состоит из двенадцати небольших поэм, повествующих о героической борьбе и гибели славных сынов болгарского народа, боровшихся за национальную независимость. «Эпопея забытых» — выдающийся образец национального героического эпоса.
Тема России, тема болгаро-русской дружбы и освободительной миссии русского народа занимает значительное место в поэтическом творчестве Вазова. Мысли и чувства болгарского народа Вазов блестяще выразил в своем стихотворении «Россия»: По всей Болгарии сейчас Одно лишь слово есть у нас, И стон один, и клич: Россия!" Россия! Свято нам оно, То имя милое, родное, Оно во мраке огневое, Для нас надеждою полно. И мы тебя зовем святой, И как сыны тебя мы любим, И ждем тебя мы, как Мессию — Ждем потому, что ты Россия!
Литературная деятельность Вазова, продолжавшаяся свыше пятидесяти лет, была исключительно многогранной. Его лирические произведения воспевают героическую историю болгарского народа («Легенды о ЦаревЦе»), рисуют картины родной природы, любовно показывают труд крестьянина на полях. Он пишет о событиях болгаро-сербской войны 1885 г., откликается на острейшие проблемы первой и второй Балканских войн 1912—1913 гг., а также на события первой мировой войны, ввергшие Болгарию в национальную катастрофу (сборник «Под гром побед», 1912—1914, «Новые отзвуки», 1916—1917, «Не погибнет», 1912—1919).
Перу Вазова принадлежит ряд прозаических произведений. Наиболее значительны из них повести «Митрофан и Дор-мидольский» (1881), «Отвержецные» (1884), «Наша родня» (1885) и первый болгарский роман «Под игом» (1889— 1890).
Об истории создания романа «Под игом» Вазов сообщал: «Я поставил перед собой цель изобразить жизнь болгар в последние дни рабства и революционный дух Апрельского восстания... Многие из эпизодов романа явились результатом моих личных воспоминаний и наблюдений. Большая часть действующих лиц — это подлинные жители Сопота, выведенные под собственными или измененными именами».
Действие романа развертывается в небольшом прибалкан-ском городке Бяла-Черква — типичном для отсталой феодальной Болгарии. Время действия охватывает события с весны 1875 до веёны 1876 г.
Герой романа — профессиональный революционер, учитель Бойчо Огнянов. Вокруг него объединяются и другие революционеры. Тайная организация в городке Бяла-Черква имеет связи с заграничной болгарской революционной группой, в ча стности с такими революционерами, как Левскии, Ботев, Ка-равелов. В самой Бяла-Черква вместе с Огняновым действуют доктор Соколов, учительница Рада, крестьяне Боримечка, Овчаров, Беслортнев и др. Вазов подчеркивает, что болгарские революционеры не были одиноки, что народ им верил и помогал. Мельник Стоян, разговаривая с Огняновым, так характеризует его: «Ты — народный человек, и за таких людей я душу отдам». Верным сподвижником и помощником Огнянова стал простой крестьянин — богатырь Иван Боримечка. Эти люди полны ненависти к угнетателям, верят в высокие идеалы свободы и справедливости.
Их противники — турки-захватчики и болгарские чорбад-жии — показаны как угнетатели и эксплуататоры.
Не все персонажи романа уже определили свою позицию. Таковы старец Натанаил, молодой дьякон Викентий, Минчко Байзаде, Марко Иванов. Они колеблются между близкими им по общественному положению чорбаджиями и демократической интеллигенцией. Постепенно новое, прогрессивное побеждает — в их душе наступает перелом: во время высшего
подъема национально-освободительного движения они сочувственно относятся к нему или даже становятся его участниками. Многие герои романа — борцы за свободу Болгарии — погибают. Заканчивается роман картиной торжества турок. Но в произведении нет и тени пессимизма. Подводя итоги борьбы и учитывая уроки поражения, Огнянов говорит: «Мы выполнили наш гражданский долг, мы кровью своей попытались завоевать свободу... Не вышло... Об этом приходится жалеть, но стыдиться нечего... А вот если мы теперь будем сидеть сложа руки, если мы станем оплевывать свой идеал, если забудем про кровь и пламя пожаров, в которых теперь гибнет Болгария, это будет позор и преступление».
«Апостолы свободы» не сложили оружие, они продолжают борьбу и зовут к ней народ. Это оптимистическая трагедия болгарского народа. И в этом заключается огромное историческое и воспитательное значение романа «Под игом».
Роман не лишен и некоторых недостатков. Его многоплановость и многосюжетность, подробная детализация и описа-тельность создают впечатление некоторой растянутости повествования. Не всегда автор стоит на последовательно революционных позициях, рассуждая о путях развития Болгарии. Показателен в этом отношении спор между Огняновым и Кан-довым. Кандов выдвигает задачу уничтожения монархии, устранения из гражданской жизни религии и даже ликвидации частной собственности. Это широкая программа социалистического характера. Огнянов же ограничивается требованиями буржуазно-демократической революции. _
В этом споре Базов на стороне Огнянова; тем самым он обедняет сущность революционного движения в современной ему Болгарии. Образ Огнянова также обеднен. Огнянов представлен только как борец за национальное освобождение.
Но, несмотря на эти недостатки, роман «Под игом» представляет собой яркое и значительное явление. Это героическая эпопея революционной эпохи, написанная писателем-реалистом.
Базов был большим мастером жанра короткого рассказа; с рассказами он выступил в 90-е и 900-е годы. Они характеризовались высоким художественным мастерством и политической остротой.
В социально-бытовых романах «Новая земля» (1896) и «Казаларская царица» (1903) Базов осуждает пороки общественной и политической жизни и уродливые отношения в буржуазной семье, хотя еще не видит тех сил, которые смогли бы с ними успешно бороться. Его герои противопоставляют современной действительности нравственное самосовершенствование (в романе «Новая земля») или смирение и просвещение (в романе «Казаларская царица»). И автор согласен с ними. Это — свидетельство возникновения серьезных противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.
Отступления от радикального, революционного разрешения общественных конфликтов находят свое выражение в стихах и очерках Вазова этого периода, например «Поэт и жница», «Перед гумном*. Но в стихах «Двадцатый век», «На милой горе», в сборниках стихотворений «Песни скитальца» (1899), «Под нашим небом» (1900), «В Малой Планине», «Вы бы поглядели», в очерках «Стара-Планина» Вазов рисует картины нищеты болгарских крестьян.
В литературном наследии Ивана Вазова огромное значение имеют его эстетические взгляды, его борьба против различных проявлений декаданса.
Вазов требовал изображать «естественно и верно болгарскую жизнь», он одобрял тех писателей, которые давали «правдивое воспроизведение жизни*. Говоря о своих книгах, он отмечал, что его герои «не вымышлены, а взяты из действительности», что прототипы многих его героев живут в его родном городке Сопоте.
Эти эстетические требования Вазова формулировали принципы критического реализма в болгарской литературе. Огромное внимание он уделял народному творчеству, считая его основой всего искусства и литературы. Большое значение он придавал родному народному языку, который в руках истинного поэта способен быть и арфой и острым мечом. В стихотворении «Родная речь» Вазов писал:
Люблю тебя, язык родной Ты — наших дум бессмертный пламень. Алмазный, солнечный, стальной, То гибок ты, то тверд, как камень.
Декадентскую поэзию Вазов называл «космополитической, холодной, не болгарской, не согретой живым человеческим чувством».
Иван Вазов многим был обязан русской литературе. С любовью говорил он о русских писателях: «Пушкин и Лермонтов открывали передо мной тайну стихотворства, давали мне уроки по музыке речи, по красоте форм, по выразительной краткости мыслей»; Гоголя он называл «волшебным художником», Льва Толстого — «могущественным гением».
Творчество Ивана Вазова, которое, по его личному определению, является «живой историей бесчисленных балканских потрясений», имеет огромное значение в истории болгарской литературы: он разработал и обогатил болгарский литературный язык, расширил жанровое многообразие национальной поэзии, утвердил критический реализм. После освобождения Болгарии в стране началось ускоренное развитие капиталистических отношений со всеми присущими им противоречиями. | |
Просмотров: 2549 | | |