Генрих Манн. Биография и обзор творчества
(1871—1950) «Немецкий народ чтит в Генрихе Манне великого немецкого писателя, искреннего демократа и неутомимого борца за прогресс».
Такую оценку дал творчеству Г. Манна Вильгельм Пик в статье «Памяти писателя-демократа». Г. Манн неутомимо бичевал пороки буржуазной немецкой действительности, он был блестящим сатириком, борцом за гуманизм и сумел показать до появления фашизма те тенденции, которые способствовали его развитию. Совершенно закономерно он стал в дальнейшем активным борцом против фашизма.
Генрих Манн родился в Любеке, в зажиточной и культурной купеческой семье. Окончив среднюю школу, он отправился изучать книжное дело в Дрезден, а затем в Берлин. В Берлине Генрих Манн посещал университетские лекции. В 1892 г. он переехал в Мюнхен, где после смерти отца жила вся семья Маннов. Первый период творчества Генриха Манна Подлинным началом своего творческого пути Г. Манн считает 1900 г., когда вышел в свет его роман «Земля обетованная». «Землей обетованной» представляется маленькому человеку, студенту Андреасу Цумзе, Западный квартал Берлина, где живут крупные капиталисты, те, кто держит, в своих руках все нити германской жизни.
В своем сатирическом романе Г. Манн изобразил капиталистический мир с ненавистью и издевкой. Он показал беспощадную власть над людьми финансовых хищников. Таков Тюркгеймер, международный аферист и банкир, который может разорить тысячи людей. Вокруг Тюркгеймера крутится сонм прихлебателей, стремящихся ему угодить. Среди них есть ц художники, вроде Клаудиуса Мартенса, мечтавшего о славе монументального скульптора и превратившегося в декоратора виллы Агнесы Мацке, любовницы Тюркгеймера.
В этой среде царит разложение. Тюркгеймер сам подыскивает для своей стареющей жены любовников, которые не были бы ему опасны, и тратит безумные деньги на прихоти своих фавориток.
Показывая представителей дворянства — барона Гохшта-' тена и его сестру Гризельду, Г. Манн подчеркивает их презрение к буржуазной среде, к «выскочкам» и «невежам» и в то же время полную зависимость от этих выскочек, их стремление к богатству. Такое же стремление охватывает и студента Цумзе. Сделавшись любовником госпожи Тюркгеймер, он попадает в среду обитателей «Земли обетованной» и сначала не верит своему счастью. Но затем, обнаглев, он обманывает и госпожу Тюркгеймер, и ее мужа, своего повелителя, сблизившись с его фавориткой Агнесой Мацке. Для него это форма мести Тюркгеймеру за его богатство и власть, мести жалкой и мелкотравчатой, как и весь характер Цумзе. Изгнанный из «Земли обетованной», он примиряется со своей судьбой. Его женят на Агнесе и дают ничтожные средства к существованию.
Характерно, что через ряд лет Г. Манн вернулся к образу Андреаса Цумзе. В 1929 г. он опубликовал предисловие к новому изданию романа, в котором говорил о дальнейшей судьбе своего героя Цумзе. Он стал богатым хозяином провинциальной гостиницы. Таким образом, путь ничтожного, но расчетливого и алчного обывателя закономерно приводит к процветанию. Это добавление Г. Манн сделал в годы буржуазной Веймарской республики, подчеркнув этим ее сходство с рухнувшей империей кайзера. Богини Отвращение стяжательству заставило Г. Манна отвернуться от буржуазного мира и искать положительного героя в иной среде. В 1902—1903 гг. он создает трилогию «Богини».
Главная героиня этой трилогии, герцогиня Виоланта Асси, красивая талантливая женщина, свободна от стремления к наживе, ее влечет красота, слава, любовь. В первой части трилогии («Диана») Виоланта сочувствует и содействует революции в отсталой Далмации, во второй («Минерва») покровительствует искусству, в третьей («Венера») живет утонченными любовными переживаниями.
Но хотя стремления Виоланты разнообразны, они всегда эгоистичны. Ее цель — собственное наслаждение. Ее революционная деятельность в Далмации ничего не дает восставшим пастухам. Она берет их под защиту потому, что это обогащает ее новыми впечатлениями. Подлинные большие события эпохи (роман охватывает 70—80-е годы XIX в.) не интересуют ее — они для нее лишь помеха в развлечениях.
Любовь Виоланты к искусству лишена творческого огня и ничего не дает народу, ее любовные переживания часто принимают оттенок дешевой эротики. Так попусту растрачивает себя богато одаренная натура. Трилогия Г. Манна убеждает нас, что отсутствие стремления к стяжательству, любовь к свободе и красоте" еще не создают положительного героя. В образе Виоланты чувствуется некоторое влияние декаданса, которому поддается в своих поисках нового, в поисках положительного героя молодой писатель. Но, с другой стороны, сам Г. Манн оттеняет духовную неполноценность своей героини и этим как бы полемизирует с декадансом.
Наряду с романтическим образом Виоланты в трилогии имеются и чисто реалистические образы. Таков барон Рущук, думающий только о наживе, и пеевдореволюционер Павиц. Этот образ особенно удался Г. Манну. Павиц — человек, который стал во главе восстания в Далмации потому, что его привлекала роль народного трибуна. На самом деле он — эгоист, подчиняющий революционную деятельность личным стремлениям и целям.
Непосредственно после трилогии «Богини» Г. Манн пишет роман «Погоня за любовью». В нем он опять возвращается к критике капитализма. Этой цели служит образ старика Па-нира, владельца угольной фирмы, энергичного и расчетливого дельца. В отличие от него, молодой миллионер Клод Марейн сначала показан эгоистом, прожигателем жизни, цинично относящимся ко всем человеческим ценностям, но затем в его психике происходит глубокий переворот. Он становится на путь филантропии и утопических мечтаний. Однако «обращение» Клода Марейна не приносит реальных плодов, он не идет дальше бесплодных проектов; значение романа главным образом в разоблачении Панира и ему подобных.
В 1905 г. Г. Манн создает одно из своих лучших сатирических произведений — роман «Учитель Унрат, или Конец одного тирана». Центральный образ, учитель Рат, прорванный учениками Унрат (что значит «нечистоты»), вырастает до большого обобщения.
Это старый учитель мужской гимназии, человек с отталкивающей внешностью, с въевшейся в кожу пылью, с воротником мундира, осыпанным перхотью. В речи его, с одной стороны, чувствуется официальная торжественность («Я потерял бы право на самоуважение, если бы преподносил ученикам классические идеалы лишь как досужую выдумку»), с другой — поражает обилие слов-паразитов («право же», «конечно», «итак», «следовательно»). Г. Манн использует это карикатурное ничтожество для разоблачения немецкой действительности. Класс, руководимый Унратом, в течение полугодия «изучал» «Орлеанскую деву» Шиллера. Ее читали и перечитывали, заучивали наизусть, перекладывали стихи в прозу, но учителя не заботило, насколько учащиеся постигли смысл чудесной трагедии; контрольные сочинения, даваемые Унратом, были нацравлены только на то, чтобы «поймать» учеников на недо статочном знании текста. Разумеется, такая система преподавания не. могла существовать без строгих наказаний, и Унрат, посадив в карцер какого-нибудь мальчишку, чувствовал себя грозным тираном, сославшим на каторгу группу мятежников. Он испытывал наслаждение, преследуя своих учеников, а они платили ему ненавистью.
Немецкие шовинисты гордились прусской школьной системой, прививавшей ученикам национализм и рабскую покорность правительству. Школа вела борьбу против свободы мысли, подавляла каждое проявление пытливого ума подростков. Эта-то система и порождала унратов. Но не только школа стояла в поле зрения Г. Манна, когда он создавал этот образ. Унрат, неуклонно следивший за нравственностью своих учеников, сам влюбляется в артистку Фрелих, пустую и ничтожную женщину, и, потеряв место учителя, становится содержателем игорного притона. Это превращение блюстителя нравственности в содержателя притона закономерно. Буржуазная мораль и показная строгость нравов — только маска, особенно удобная для порочных натур и часто прикрывающая крайнее падение. К окружающим учитель Унрат питает дикую злобу. Эта ненависть «взбесившегося ничтожества» делает Унрата предшественником фашистских гаулейтеров и начальников концлагерей. Учитель Унрат представляет собой явление, типичное для буржуазной немецкой действительности.
В начале XX в. Г. Манн жил в маленьком итальянском городке Палестрина. В 1909 г. он написал роман «Маленький город», сатиру на буржуазные нравы итальянской провинции, где приезд театральной труппы превращается в большое событие. Мадам Легро В этот же период Г. Манн начинает увлекаться театром. Этому способствовала его женитьба на актрисе Марии Каневе. Одна из его драм, написанная в 1913 г. и увидевшая свет рампы в 1917 г., это драма из времен французской революции — «Мадам Легро». Героиня ее, госпожа Легро, жена владельца модной лавки, расположенной вблизи Бастилии, подобрала записку одного заключенного, который провел в темнице 43 года из-за того, что навлек на себя гнев сильных людей. Сейчас про него, видимо, забыли, и он просит о помощи. Глубокая жалость к загубленной жизни охватила молодую женщину. Заинтересовав многих людей его участью, госпожа Легро сумела дойти до королевы. Г. Манн рисует двор Людовика XVI и Марии Антуанетты самыми мрачными красками, показывает чудовищное падение нравов накануне революции. Добившись освобождения узника, мадам Легро возвращается к себе домой и находит разоренного мужа и бывшую служанку, занявшую ее место. С большим трудом лавочница приводит свои дела в порядок и с наслаждением возвращается к прежней жизни, а за окнами слышны крики: толпа, воодушевленная благородным порывом госпожи Легро, идет брать Бастилию. В пьесе' наибольшую ценность имеет образ самой госпожи Легро. Он показывает, как много может сделать, даже в самую мрачную эпоху, светлый, гуманный порыв человека.
К раннему периоду творчества относится большинство новелл Г. Манна, хотя он до конца своих дней отдавал дань этому жанру.
С 1905 г. Г. Манн начинает печатать в прогрессивных журналах статьи на историко-литературные и политические темы. Последние интересуют его все больше и больше. В историко-литературных статьях он становится на путь защиты реализма. В большой статье «Об одной дружбе* (Флобера и Жорж Санд), в статье «Гёте и Вольтер» Г. Манн утверждает принципы идейного искусства. Он подчеркивает разницу между двумя литературными колоссами — Гёте и Вольтером: Гёте взирает на все с величественной башни познания, Вольтер в пыли и прахе борется за человечество.
В 1911 г. был напечатан политический памфлет Г. Манна «Рейхстаг», бичующий немецкий парламент, особенно его реакционных депутатов. Верноподданный В 1914 г. Г. Манн заканчивает роман «Верноподданный», который не мог О быть полностью напечатан во время войны и вышел только в 1918 г., после германской революции ’. Это самое зрелое и , острое из всех сатирических произведений Г. Манна.
В статье «Рейхстаг», о которой уже говорилось, Г. Манн Хает представление о том, что он определяет словом «верноподданный». Это типичный немецкий бюргер, «шовинист без чувства ответственности», поклонник силы и монархического режима.
Таков и Дидрих Геслинг, главный герой романа «Верноподданный». Генрих Манн подробно^ вскрывает те условия, которые создали характер Геслинга. Грубость и подхалимство окружали его с самого детства. Отца, владельца небольшой бумажной фабрики, боялась вся семья, в школе Дидрих в день рождения учителя обвивал розами трость, которой тот бил учеников. В Берлинском университете, где Геслинг был членом студенческого общества «Ново-Тевтония», он с упоением чистил башмаки своего лейб-бурша (старшего студента). Рабское подчинение вышестоящим и в то же время грубость и эгоизм стали главными чертами Геслинга. Отвергнув и оклеветав свою первую возлюбленную, отец которой был близок к разорению, он возвратился в свой родной город Нетциг и женился на Густе Даймхен, бывшей содержанке богача. В его семье воцарились деспотизм и строгая иерархия. Геслинг требует подчинения от жены, она — от детей, в доме специально держат маленькую таксу, чтобы и детям было над кем проявлять свою власть.
Таков Геслинг в семье, в своих личных отношениях. Но особенно ярко его грубость и властолюбие проявляются в отношении к рабочим. Сделавшись после смерти отца владельцем фабрики, он по-новому перестраивает свое предприятие и извлекает дополнительные доходы, нещадно эксплуатируя рабочих.
Наряду со стремлением к власти Геслинг обладает не меньшей способностью подчиняться. Он готов унижаться перёд любым начальством и окружает настоящим поклонением кайзера Вильгельма. Он видит кайзера в Берлине во время демонстрации безработных (в 1890 г.) и в порыве верноподданнических чувств шлепается прямо в лужу. Он гоняется за Вильгельмом по всей Европе, изменив для этого маршрут своего свадебного путешествия. Геслинг полностью одобряет реакционную политику императора, он принадлежит к «партии кайзера» — немецких националистов — предшественников фашизма.
Образ Геслинга не только взят из современной Г. Манну действительности, но и является великолепным прогнозом На будущее. '
Некоторые персонажи кажутся нам предшественниками будущих фашистов. Вот помещик Вулков, регирунгс:пре-зидент (представитель власти в городе). Он груб, заносчив, подчеркивает свое презрение к массам, но готов брать взятки со всех. Вот пастор Циллих, ханжа и лицемер, проповедующий необходимость покоряться властям; майор Кунце, член реакционного общества воинов, который хочет выбить из голов рабочих «всякие вольные идеи, вплоть до права вступать в свободные профсоюзы». Вот учитель Кюнхен, «герой франкопрусской войны», выживший из ума старик, рассказывающий о зверствах, которые он проделывал на фронте, как о доблестных подвигах. Все они кажутся вышедшими со страниц антифашистских романов.
Все эти люди, члены партии кайзера, ведут борьбу с социал-демократами, которые раньше верховодили в Нетциге. Но и среди этих последних Г. Манн почти не находит положительных образов. Среди социал-демократов выделяется фигура Наполеона Фишера, рабочего на фабрике Геслинга. Гес- ‘ линг очень боится своего механика, считая его революционё-4 ром, но потом убеждается, как напрасны эти опасения: Фишер думает только о себе, он типичен для рабочей аристократии и легко продается хозяину.
Давая галерею отрицательных образов, Г. Манн делает Только одно исключение — с большой симпатией обрисован старый Бук, когда-то осужденный на смертную казнь и спасшийся благодаря революции 1848 г., носитель старого немецкого свободомыслия, поклонник Шиллера, поэт и политический деятель. Но писатель вскрывает его обреченность, убежден в неспособности Бука отстоять принципы демократии.
Мастерство Г. Манна-сатирика проявилось в романе «Верноподданный» с исключительной силой. Не только главные моменты, но и ряд второстепенных эпизодов, приведенных в романе, живо характеризуют немецкую действительность. Таков эпизод с часовым, убившим ни в чем не повинного рабочего и получившим за это награду от императора к великой радости всей банды националистов.
Иногда Г. Манн пользуется символикой. Так, перед смертью старый Бук принимает вошедшего в дверь Геслинга за нечистого духа и умирает, в сущности, от страха. Этим подчеркивается та роль темных и злых сил, которую Геслинг и подобные ему сыграли в истории. На торжестве открытия памятника Вильгельму I неожиданно разражается' гроза, и в тот самый момент, когда Геслингу вручают орден, в дом, стоящий рядом, попадает молния. Все разбегаются в паническом ужасе. Эта сцена символична и выражает твердую уверенность Г. Манна в том, что когда-нибуДь исчезнут с лица земли и Геслинг, и его партия, и сама императорская власть. Эта уверенность носит характер исторического предвидения.
Г. Манн приветствовал немецкую революцию 1918 г. Начался второй период его творчества. Второй период творчества В годы Веймарской республики Г. Манн много пишет. Его произведения встречают горячий прием. В 1922 г. Манна избирают президентом Германской Академии художеств. Но сдм он все яснее понимает несовершенство общественного строя Веймарской республики. Он пишет или о прошлом, разоблачая опять германскую империю (роман «Голова»), или, говоря о современности, затрагивает второстепенные темы, хотя критикует все, что связано с капитализмом. Бедные Первым произведением этого периода является роман «Бедные» (1918) — вторая часть трилогии «Империя».
Этот роман служит продолжением «Верноподданного». В нем рассказывается о том, как Геслинг, разбогатев благодаря приданому жены и помощи партии националистов, организовал громадный бумажный концерн. С большим вниманием описывает Г. Манн жизнь рабочих этого концерна, трудолюбивых и связанных чувством пролетарской солидарности. Но рабочие концерна, дающего миллионную прибыль, слишком бедны и забиты, и это влияет на их психологию. С мастерством художника-реалиста показывает Г. Манн их быт, все время подчеркивает трагедию бедности. Вот, например, Тильда, возлюбленная рабочего Бальриха, главного героя романа. Она в 20 лет уже отцвела, опустилась, не верит ни в любимого человека, ни в счастье с ним. Бальрих тоже простой рабочий, живущий в тяжелых условиях, но он, наобррот, полон жизненной энергии и внутренней силы. Чтобы стать вровень с представителями буржуазии, надо стать образованным — так думает Бальрих и усиленно учится, учится по ночам, чтобы пройти курс средней школы. Окончив учение, он начинает борьбу против Геслинга и воодушевляет на нее своих товарищей, но победу он и другие рабочие не могут завоевать. Дело в том, что Бальрих не представляет путей борьбы. От одного старого рабочего Бальрих узнает, что тот когда-то ссудил деньгами отца Геслинга и эти деньги послужили основой длц организации фабрики. Бальрих хочет заставить Геслинга вернуть деньги. Таким образом, в основу кладется борьба за частную собственность. Понятно, что Бальрих выиграть не может. Он идет на войну с надеждой на грядущие перемены. Голова В романе «Голова», вышедшем в 1921 г. (третья часть трилогии), показана гнилость германской правительственной верхушки недавнего времени, той верхушки, которой поклонялся Гёслинг. Действие происходит на рубеже ХЩ и XX вв. одновременно с действием «Бедных». Г. Манн делает свой роман историческим, поскольку затрагивает подлинных исторических деятелей, хотя и под вымышленными именами. Имперский канцлер граф Ланна — это Бернгард Бюлов, с 1900 по 1909 г. бывший канцлером Германии. Кнак — это крупнейший пушечный король Крупп. Вильгельм II обрисован со свойственной ему тупостью и самонадеянностью. Судьба Германии, как ясно показывает Г. Манн, находится не столько в руках кайзера и его приближенных, сколько в руках крупных промышленников. 'Чиновники высшего ранга находятся на жалованье у миллионера Кнака и ему подобных.
В этой растленной среде проходит жизнь двух молодых людей, Терры и Мангольфа, которые высоко поднимаются по общественной лестнице, но затем кончают жизнь самоубийством. Мангольф, сын небогатых родителей, всю жизнь приспособлялся и подличал и под конец почувствовал страшное отвращение к своему существованию. Терра — своеобразный бунтарь и индивидуалист; проникнув в высшие круги, он пытался что-то изменить, но, убедившись в полной безнадежности своих попыток, решился на самоубийство. Серьезная жизнь Заслуживает внимания повесть «Серьезная жизнь», вышедшая в 1932 г. Наиболее интересным образом в ней является образ Марии Леенинг. Это она ведет действительно «серьезную жизнь». Происходя из бедной батрацкой семьи, жившей около фешенебельного курорта, Мария еще ребенком узнала и горькую нужду, и необходимость постоянно заботиться о других. Это и сделало ее ценным и серьезным человеком. Ей противопоставлены развращенные представители высших кругов. Это владелица кафе «Гарем», несчастная истеричка Адель; это, казалось бы, «светские люди», а в действительности молодые преступники/ Курт и Виктория Майер. Г. Манн в этом произведении чересчур увлекается изображением кутежей и разврата, а также слишком подчеркивает приключенческие моменты.
В 1933 г., после фашистского переворота, Г. Манн был вынужден покинуть Германию. Фашисты сжигали на площадях его книги, он был исключен из рядов Германской Академии художеств, лишен германского гражданства. Сначала он поселился на короткое время в Праге, затем переехал во Францию. Третий период творчества Г. Манн активно включается в борьбу против фашизма, он выступает на международных антифашистских конгрессах и митингах. Он — председатель комитета немецкого Народного фронта в Париже, старается собрать воедино антифашистские силы.
Особенно растет и развивается талант Г. Манна как публициста. Он пишет ряд статей и книг антифашистского характера. Мы видим, как еще в начале XX в. Г. Манн сатирически изобразил в «Верноподданном» и «Учителе Унрате» людей, подготовивших почву для фашизма. Теперь он нападает на этот строй и его главарей с исключительной остротой и высоким искусством художника. Г. Манн прибегает к разнообразным приемам, например к созданию портретов-характерил стик. Так, в 1933 г. в Амстердаме вышло публицистическое произведение Г. Манна «Ненависть* с приложением «Сцены из нацистской жизни». Г. Манн дает образы кровожадных фашистских главарей Гитлера, Геринга, Геббельса.
В дальнейшем, в других публицистических работах («Настанет день», «Мужество» и др.), Г. Манн дал в противовес фашистским заправилам замечательные образы борцов против фашизма. Это Эрнст Тельман, Рудольф Клаус, Эдгар Андрэ. С особенной любовью Г. Манн рисует Эдгара Андрэ, простого рабочего, который боролся против фашизма и погиб в фашистском застенке.
К этому же периоду относится одно из лучших произведений Г. Манна, историческая эпопея, состоящая из двух романов—«Юность Генриха IV» и «Зрелость Генриха IV» (1935—1939). Генрих Манн долго работал над этим циклом и создал один из лучших исторических романов XX в. Он показал Францию XVI в., мрачную эпоху религиозных войн, события Варфоломеевской ночи '. Не ограничиваясь этим, он проследил важнейшую общественную тенденцию эпохи — рост абсолютизма и его борьбу с феодальным своеволием. В романе участвует множество исторических лиц: Генрих IV, Маргарита Наваррская, Екатерина Медичи, король Филипп Испанский, философ Монтень, поэт Агриппа д’Обиньи и др. В действие вовлечены все силы общества — дворянство, духовенство, буржуа и крестьяне.
В разнообразных и ярких сценах раскрываются общественные отношения Франции XVI в. Мы видим картины сражений и религиозные споры, пышные празднества при королевском дворе и работу дубильщиков, ужасы Варфоломеевской ночи и беседы гуманистов, детские игры Генриха IV и жестокие казни. Все это — великолепный, богатейший фон, на котором дан образ самого Генриха IV, показана его жизнь с раннего детства.
С большой симпатией рисует Г. Манн своего героя. Его главной целью становится служение народу. «Обыкновенные люди звали его просто «наш Генрих» и вкладывали' в это очень многое — его ежедневные дела и труды, совершавшиеся у них на глазах вот уже много лет, то, как он расходует деньги, как действует оружием... Когда он проходил мимо них, они чувствовали, что опасности, постоянно угрожавшие их жизни, отступают и что мир в стране, который был всегда так шаток, делается устойчивым». Генрих Манн все время противопоставляет своему герою с его гуманистическими взглядами мракобесие феодальной клики, интриги двора и жестокий фанатизм религиозных партий. На жизнь Генриха IV без конца покушаются, от яда умирает его мать, гибнет любимая им женщина Габриэль д’Эстре, и сам он погибает от руки подосланного убийцы. Но нравственная победа остается за Генрихом: крепнет национальное единство Франции.
Вначале в Генрихе превалируют черты мстителя за личные обиды, вождя гугенотов. Но позднее он подчиняет все свои стремления идее государственного единства и народного благосостояния.
Г. Манн несколько идеализировал исторического Генриха IV. Для этой идеализации у автора были не только исторические основания. Г. Манн писал свой роман в эпоху разгула фашистского террора и мракобесия. Создавая исторический роман, он сделал своим героем воинствующего гуманиста, стремился показать торжество разума над темнотой, жестокостью, деспотизмом и тем вселить в окружающих веру в неизбежность падения фашизма. Лидице В 1940 г., почти непосредственно после окончания «Генриха IV», писателю пришлось покинуть Францию, потому что туда вступили немецкие войска. Он уехал в Америку и поселился в городе Лос-Анжелос. Семидесятилетний старик, измученный тяготами изгнания, Г. Манн все еще продолжает писать. В 1943 г. выходит кинороман «Лидице», в 1944 г. — книга «Обзор века», самое крупное публицистическое произведение Г. Манна, в 1949 г. — романы «Прием в свете» и «Дыхание». Кинороман «Лидице» — рассказ о событии в Чехословакии взволновавшем весь свет. В ответ на убийство фашистского наместника начались массовые казни, и две деревни — Лидице и Лещака — были сожжены фашистами дотла, и место, где они стояли, распахано. Всех мужчин расстреляли, женщин бросили в концлагеря. Эта трагедия и послужила темой для произведения Г. Манна. В киноромане «Лидице» изображены отупевшие немецкие солдаты, убивающие людей лишь из страха перед своим военным начальством. Страх и рабская покорность разъедают немецкую армию, приводя к страшным преступлениям. В противовес фашистским солдатам чехи показаны людьми с богатой душевной жизнью, с глубокими чувствами радости и печали. Чудовищная машина смерти, пущенная в ход тупыми марионетками, поглощает живых людей. Обзор эпохи «Обзор эпохи»—это оригинальное по форме произведение, в котором наряду с публицистическими рассуждениями много вставных новелл (например, «Капитан Лансдорф») и ярких образов-портретов.
Генрих Манн говорит о жизни в Германии начиная с 1870 г., но в ряде отдельных случаев он делает экскурсы и в более отдаленные эпохи, например в XVIII в., и обращается к истории других стран. Так, он говорит о французской буржуазной революции 1789 г. и о войне Германии против Наполеона..
Говоря о своей родине, автор стремится найти в ее истории причины возникновения гитлеризма, во многом виня трусость и предательство веймарского правительства. О самом фашизме он говорит с презрением и гневом: «Ложью был их каждый вздох, а кормилицей стало разрушение».
Непроглядному мраку фашизма Генрих Манн противопоставляет борьбу народов. Он с восхищением говорит о немецком антифашистском подполье, о французском Сопротивлении, о героизме советских людей, защищавших свою Родину от гитлеризма. 1
В «Обзоре эпохи» Генрих Манн больше чем где-либо отдает дань громадному значению Октября. Он и раньше с неослабным интересом следил за тем, что происходит у нас. Еще в 1924 г. в статье «Ответ в Россию» он писал, что Ленин любил людей и в этом его величие. Дело Ленина претворилось в жизнь в соответствии с насущными потребностями людей. Позднее, в публицистике 30-х годов («Настанет день», «Мужество»), Генрих Манн подчеркивает огромное революционизирующее значение нашего государства для Запада.
Большое внимание уделяет Генрих Манн в своей книге русской литературе; он отмечает лучшие традиции этой литера туры в прошлом — искание истины, народность и демократизм, поразительную нравственную ясность и чистоту. Он указывает на тесную связь между нашими писателями и народом, вспоминает о Первом съезде советских писателей и знаменитой речи Горького.
Генрих Манн заканчивает свою книгу словами глубокой благодарности Советскому Союзу и предостерегает Германию от новой войны и возрождения фашизма.
Генрих Манн от души приветствовал падение гитлеризма. 2 мая 1945 г., сразу же после освобождения Берлина от фашистов, он обратился к жителям Берлина, заклиная их не забывать ужасов фашизма и всеми силами противодействовать опасности его возрождения (статья «Слово к Берлину»). Измученный болезнями, человек преклонного возраста, Генрих Манн всячески стремится принять участие в работе по созданию новой Германии.
Прогрессивная общественность ГДР с нетерпением ждала возвращения Г. Манна на родину, где он должен был занять пост президента Академии искусств. Генрих Манн уже взял билет на пароход «Стефан Баторий», который должен был отвезти его в Германию. Но внезапная смерть 12 марта 1950 г. в калифорнийском городе Санта-Моника не дала исполниться его планам. | |
Просмотров: 5509 | | |