Лион Фейхтвангер. Биография и обзор творчества

Лион Фейхтвангер. Биография и обзор творчества

(1884—1958)

Одним из крупнейших немецких критических реалистов был Лион Фейхтвангер, мастер социального и исторического романа. Лион Фейхтвангер родился в Мюнхене, в буржуазной интеллигентной семье, учился в Мюнхенском и Берлинском университетах и в 1907 г. получил звание доктора философии.

 

Лион Фейхтвангер приветствовал ноябрьскую революцию и установление Баварской советской республики. В 20-е годы Фейхтвангер сближается с передовыми революционными писателями, особенно с Б. Брехтом.

 

В 1933 г. Фейхтвангеру удалось эмигрировать из Германии. Живя во Франции до осени 1939 г., он вел большую работу в антифашистских организациях.

 

В 1936 г. Л. Фейхтвангер, Б. Брехт и В. Бредель основали антифашистский литературный журнал «Дас Ворт» («Слово»), выходивший до 1939 г. В начале 1937 г. Фейхтвангер приезжал в Советский Союз. О своих симпатиях к СССР он говорил в книге «Москва, 1937».

 

В 1938 г. за критику в «Дас Ворт» реакционного курса французской политики Фейхтвангер был арестован.

 

Осенью 1939 г. Фейхтвангер вместе с другими немцами-антифашистами был заключен в концентрационный лагерь. С помощью друзей он освободился и приехал в Нью-Йорк. Поведение вишистского правительства в отношении антифашистов Фейхтвангер заклеймил в опубликованном в 1942 г. памфлете «Неблагосклонная Франция, мои приключения при власти Петэна».

 

С 1941 г. Фейхтвангер поселился в маленьком калифорнийском городке.

 

После падения гитлеризма, несмотря на болезнь, возросла творческая энергия Фейхтвангера. С первых дней он активно помогал культурным мероприятиям в ГДР; в 1953 г. правительство ГДР наградило его национальной премией 1-й степени, в 1954 г. Берлинский университет присвоил ему. звание почетного доктора наук. В своем приветствии к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Фейхтвангер писал: «На нашей планете нет ни одной державы, которая могла бы сегодня напасть на Советский Союз, не погубив самое себя и цивилизацию всего мира... Октябрьская революция положила начало третьему тысячелетию, и в будущем историки будут называть 7 ноября 1917 года началом новой эры».

 

Фейхтвангер писал в различных жанрах: он романист, драматург, автор антифашистских статей и литературно-критических работ.

 

С 1905 по 1923 г. Фейхтвангер писал преимущественно пьесы. В них он критиковал действительность с позиций буржуазного интеллигента-индивидуалиста. Уже тогда обнаружилась его склонность к исторической тематике.

 

В конце 20-х годов, когда в Германии усилился фашистский террор, Фейхтвангер глубже начал понимать сущность буржуазии. При всей абстрактности его концепции, согласно которой реакция есть подавление прогресса возродившимся варварством, критическая направленность его творчества становится конкретной и актуальной. Чтобы полнее отразить общественные явления, он избирает жанр исторического романа. Исторический жанр Фейхтвангер понимал как выявление связей прошлого с настоящим, как орудие борьбы за прогресс против реакции, как своеобразное отражение современности.

Исторические романы 1923-1932

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923). В нем показана борьба нарождающейся буржуазной культуры в Германии XIV в. с феодализмом, противопоставлены образы передовой тирольской герцогини Маргариты и красавицы-аристократки Агнессы фон Флавон. Маргарита — сложный, противоречивый характер: умная и передовая женщина, она способна на самую жестокую ненависть; ее принципиальная борьба с феодализмом умаляется чувствами личной ревности и зависти. Трагическая концепция истории и противопоставление одинокой личности толпе — существенный идейный порок этого романа.

 

Герой романа «Еврей Зюсс» (1925) — историческое лицо, еврей Иосиф Зюсс Оппенгеймер, министр финансов Вюртембергского герцогства в XVIII в. Большой выразительности достигает Фейхтвангер, рисуя чудовищную «цивилизацию» Вюртембергского герцогства, образ самодура-развратника Карла Александра и нравы его двора. Картина немецкого абсолютизма убеждает нас, что Зюсс-буржуа имеет духовную связь и с феодальным деспотизмом, в обстановке которого он сформировался. Зюсс, как и его покровитель Карл Александр, не считается ни с чем, преследует только личный интерес и собственные выгоды. Ничего прогрессивного нет в его деятельности, в целях личного обогащения он помогает герцогу разорять страну. В романе показаны жестокость и лицемерие католической и протестантской религий. Но, справедливо критикуя христианское духовенство и феодальную знать, в своих корыстных интересах сеявших религиозную нетерпимость, Фейхтвангер идеализировал иудейство, роль еврейской общины XVIII в. В трактовке образа Ноэми — дочери Зюсса — есть и мистический налет.

 

Достоинство романа — в его протесте против суеверия, религиозной и национальной нетерпимости, в его актуальном подтексте.

 

В следующем романе, «Иудейская война» (1932), переплетаются общественная и личная темы: героическое восстание иудейского народа против римских завоевателей и судьба знаменитого историка древности Иосифа Флавия, по взглядам опередившего свое время. Вначале Иосиф был патриотом Иудеи, участвовал в восстании против Рима, потом перешел на сторону Рима. Причиной этого стали прогрессивные взгляды Иосифа: он увидел в римской культуре более светлое начало. Ему стали невыносимы религиозный фанатизм и нетерпимость набожных руководителей Иудеи. В образе Иосифа писатель проводит идею братства народов, выступает против бессмысленной религиозной и расовой ненависти. Фейхтвангер стремится прославить все лучшее в культурном наследии всех народов. Первоначально Фейхтвангер задумал дилогию об Иосифе Флавии, но в годы эмиграции план разросся: второй роман трилогии — «Сыновья» (1935), третий — «Последний день придет. Прославленная земля» (1942). Общее заглавие трилогии — «Иосиф».

 

Фейхтвангер был одним из первых писателей, кто отразил начало фашизации Германии. В романе-памфлете «Успех» (1929) он рисует Баварию начала 20-х годов. Изображение «частного случая» произвола — беззаконного заключения в тюрьму искусствоведа Мартина Крюгера — перерастает в широкую картину политической жизни Германии: мы видим процесс перерождения буржуазной демократии в террористическую диктатуру. Крюгер заключен в тюрьму по лжесвидетельству, за высказывание убеждений, противных правящим кругам. Выясняется в процессе борьбы за Крюгера, что произвол и насилие творятся систематически теми, кто должен соблюдать законность, что буржуазная юстиция — пособник беззаконий. Террор, расправа с рабочими, тайные убийства инакомыслящих происходят с санкции правительства. Буржуазная интеллигенция и социал-демократы трусливо капитулируют, а фашистские элементы все больше поднимают голову. «Фюрер» Руперт Кутцнер и его головорезы, выкормленные буржуазией, рвутся к «тоталитарной» власти. В образе Руперта Кутцнера, шовиниста и демагога, и в истории его возвышения легко угадывается его прототип — Адольф Гитлер. Отрицательные образы романа написаны в остро сатирической, гротескной манере.

 

Слабые стороны мировоззрения буржуазного гуманиста Фейхтвангера сказались в построении образа Крюгера и в истории борьбы за него. Иоганна, Тюверлен, Гейер борются в одиночку, и цели их ограниченны — они только пытаются спасти Крюгера и пробудить совесть в людях.

 

Произведения Фейхтвангера этих лет, наряду с очевидными достоинствами — утверждением гуманизма и прогресса, осуждением реакции и фашизма, страдают абстрактностью трактовки понятий культуры и гуманности, некоторым упрощением истории и ее модернизацией.

Романы периода антифашистской борьбы (1933-1945)

Романом «Семья Оппенгейм» (1933) Фейхтвангер заклеймил пришедший только что к власти фашизм. В этом романе изображены последние месяцы 1932 и начало 1933 г. Основная идея романа — необходимость борьбы против фашизма. Этой идеей окрашено противоборство школьника Бертольда Оппенгейма учителю-фашисту Фогель-зангу; к этому выводу приходит и эпикурейски наслаждающийся жизнью писатель Густав Оппенгейм, человек гуманный, но пассивный и аполитичный. Фейхтвангер осуждает политическую пассивность буржуазных либералов: и эстет Густав, и профессор Эдгар, и промышленник Мартин, и гуманист Франсуа, директор гимназии, — все они из-за личных интересов готовы идти на приспособление. Буржуазному эгоизму и беспринципности писатель противопоставляет искренность и мужество юноши Бертольда.

 

Расовой демагогии учителя Фогельзанга Бертольд противопоставляет передовое понятие патриотизма. «Я тоже немец, господин учитель, я такой же истинный немец, как и вы... Я не стану извиняться», — твердо заявляет он. Бертольд, еще подросток, не смог найти путей к истинным антифашистам и вступить в активную борьбу; на начавшуюся травлю он смог ответить только самоубийством, но самое его самоубийство становится вызовом фашизму. Бертольд умирает, но не смиряется.

 

Вторая сюжетная линия связана с писателем Густавом, который приходит к отрицанию своей прежней жизни во имя борьбы с фашизмом. Фейхтвангер не преувеличивает его заслуг в этой борьбе, наоборот, говорит о его слабости. Истинными героями начавшейся борьбы станут члены подпольной организации, куда входит друг Густава, Клаус Фришлин. К сожалению, деятельность коммуниста Фришлина и антифашистского подполья показана недостаточно.

 

Следующий антифашистский роман Л. Фейхтвангера — «Изгнание» (1939). Цдейные его достоинства очевидны. В романе вскрыта социальная природа фашцзма и представлены те капиталистические круги, которые его породили. Писатель расстался со своим внеклассовым понятием «еврейства». Теперь в образе дельца Грингольда он изобразил классовую природу ,буржуазии. Грингольд — союзник гитлеризма; хотя он и еврей, но содействует расправе фашистов над передовым журналистом Фридрихом Беньямини.

 

Впервые в романе «Изгнание» появился новый положительный герой:     вместо созерцателя или пассивного стра-

 

дальца Фейхтвангер ввел человека действия, мужественного, готового на борьбу. Он критикует субъективно честного поэта Гарри Майзеля за нерешительность, боязнь примкнуть к революционным антифашистам. Гибель Майзеля — его самоубийство — результат этой половинчатости. Все симпатии писателя на стороне Ганса, который упорно сопротивляется буржуазным влияниям: становится коммунистом, устанавливает связи с подпольной группой в Германии и собирается ехать в Москву, центр революционной борьбы.

 

Уверенность, что фашизм, несмотря на его политику чудовищного террора, обречен, отразилась в романе-памфлете «Братья Лаутензак» (1943). Звериная мораль и внутренняя обреченность фашизма — тема этого романа. Оскар Лаутензак — шарлатан, фигляр — «пророк» Гитлера. Борьба за карьеру, ненависть друг к другу, тайные убийства царят среди озверелой банды, дорвавшейся до власти; брат идет против брата. Большое внимание уделено обличению провокаций, затеваемых фашистами против коммунистов — единственной боевой революционной партии.

 

Роман «Симона» (1944) замыкает серию антифашистских романов Фейхтвангера. Вскоре Фейхтвангер в соавторстве с Бертольдом Брехтом инсценировал его под названием «Сны Симоны Машар». В романе описаны события4 во Франции осенью 1939 г. Французские рантье, мелкая буржуазия, пребывают в состоянии полного равнодушия ко всему, кроме личного благополучия, и этим самым поддерживают французских профашистов, подрывают боеспособность и сопротивление армии. Симона Машар — бедная девушка, сирота, племянница ' богатого торговца, совершает патриотический подвиг, за который французские предатели карают ее. Судьба Симоны сопоставляется по аналогии с судьбой Жанны д’Арк, чем подчеркивается реакционная и предательская роль господствующих классов. Ошибкой Симоны писатель справедливо считает ее отказ уйти с борцами Сопротивления, ее попытку бороться в одиночку.

Романы 1945-1958

В послевоенное время Фейхтвангер обратился снова к историческому жанру в прозе и драматургии. Все произведения этих лет объединяет основная идея о непрерывности исторического прогресса и ведущей роли народа в истории.

 

Новым достижением писателя был роман «Лисы в винограднике» (1947). Герой романа, по мысли самого автора, — не отдельное историческое лицо, «не Вениамин Франклин и не Бомарше, не король и не Вольтер, а тот невидимый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, понят, описан и превознесен в девятнадцатом, чтобы в двадцатом быть снова отвергнутым и поруганным, — «прогресс».

 

В романе показан путь Франции к Великой буржуазной революции. В нем убедительно раскрывается обреченность старого абсолютистского режима. Сами его представители — король Луи, королева Туанетта, император Франц-Иосиф, принцы, министры, аристократы — своим поведением приближают революцию. Но их поведение вовсе не результат их глупости; антинародная политика — расточительство, разорение финансов страны, деспотизм — закономерны для разложившегося абсолютизма.

 

Фейхтвангер, раньше представлявший себе историю как историю идей, отдает теперь предпочтение революционному действию. Эти мысли он вкладывает в уста своего лирического героя Бенжамена Франклина, американского революционера и посла при Людовике XVI. «Боюсь, — говорит Франклин, — что свободу и лучший порядок нигде в мире нельзя установить без насилия и несправедливости... Я мечтаю о том времени, когда не только любовь к свободе, но и глубокое признание прав человека будет жить в сердцах всех наций, обитающих на земле... Неужели... вы считаете, что пролитая кровь слишком высокая цена за них?»

 

Роман «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1953) может рассматриваться как вторая часть дилогии о Франции XVIII в. Руссо, именем которого назван роман, умирает в конце первой части романа, но его образ проходит через весь роман, посвященный Великой буржуазной революции во Франции.

 

Разными путями идут в революцию плебей Мартин Катру и аристократ Фернанд Жирарден: первый приведен к революции логикой своей жизни, он как революционер воспринял учение Руссо; второй, Фернанд, шел от теории Руссо к жизни и в результате трудных лет исканий понял, что революция — действенное преобразование мира.

 

Убежденность в победе демократии, в рождении новой эпохи народовластия и прогресса пронизывает это выдающееся произведение Фейхтвангера.

 

Фейхтвангер, ранее отстаивавший абстрактную, универсальную гуманность, утверждает необходимость решительных мер. «Прочь ложную гуманность!» —восклицает он. К своим соотечественникам и современникам обращался Фейхтвангер.

требуя отказа от полумер, требуя решительности. Он солидаризировался с пламенным революционером Сен-Жюстом, для защиты свободы настаивавшим на казни тирана.

 

Сложный путь проходят главные герои — Мартин, Фер-нанд и Жильберта, мятущиеся люди, жаждущие правды и борьбы. Энтузиазм и честность Фернанда получают завершение в испытаниях революции, из которых он выходит человеком, преодолевшим индивидуализм. Он понимает, что был живой частицей единого целого, «он был больше, чем он сам, он был — народ».

 

Трактовка Руссо как идеолога революционных плебейских масс, как их вдохновителя в революционной борьбе подчеркивает идею романа о приоритете действия над словом, масс — над личностью. Домысел Фейхтвангера об убийстве Руссо дополняет картину личной жизни Руссо — энтузиаста-мечта-теля, опередившего свое время.

 

Роман «Мудрость чудака» отличается, несмотря на сложность сюжетных линий, монолитностью и собранностью, в нем доминирует приподнятый, патетичный стиль.

 

Два исторических романа Фейхтвангера посвящены Испании. Это «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951) и «Испанская баллада» (1955). В первом романе Фейхтвангер тщательно проследил творчество Гойи в связи с его исканиями, с его эпохой и окружением. Он разбил ложную теорию об антиреализме Гойи.

 

Гойя Фейхтвангера — передовой человек, страстно ищущий правды, и вместе с тем испанец своей эпохи. Он живет полной жизнью своего времени. Взлетами и падениями, ошибками и исканиями отмечен его действительно тяжкий путь. Так родилась творческая самостоятельность Гойи. Выходец из народа, он сохранил плебейскую гордость и неподкупность — над ним не властны богатство и страх перед высшими.

 

Фейхтвангер реабилитирует реализм Гойи, он раскрывает революционное содержание его живописи, духовную близость Гойи идеям французской революции.

 

Историю средневековой Испании воскрешает роман «Испанская баллада». Фейхтвангер говорит о гуманизме и веротерпимости, пробуждающихся в людях в самый мрачный период католического фанатизма. Король Альфонс из заносчивого и воинственного феодального владыки под влиянием любви становится мудрым правителем, начинает стремиться к миру и процветанию края. В^ романе осуждены религиозная и национальная нетерпимость и опустошительные войны, передан колорит эпохи; реалистичны бытовые эпизоды, типическими чертами отмечены образы короля Альфонса, королевы Леоноры, испанских грандов, гуманиста Родриго и философа-мусульманина Мусы. Фейхтвангер переоценил роль национального и религиозного вопроса в истории Испании. В образе Ракели много ложного. Передовая женщина,. Ракель защищает, по воле автора, идею «избранничества» еврейского народа и превосходства его веры. Идеализируются отношения в еврейской общине.

 

Романы «Гойя» и «Испанская баллада» стилизованы под испанскую песенную традицию, с речитативом и повторами. В них. много стихотворных вставок, написанных в стиле старых испанских романсов и песен.

 

В своем последнем романе — «Иеффай и его дочь» (1957) — писатель реалистически переосмыслил библейские образы и дал правдивую картину быта и нравов древних иудейских племен. Его Иеффай — человек честолюбивый, властный, жестокий. Войны между племенами вызываются жаждой добычи, соперничеством и фанатической ненавистью.

 

Несмотря на известную ограниченность мировоззрения, искренний гуманист и антимилитарист Фейхтвангер принадлежит к фаланге тех немецких писателей, которые своим творчеством помогали разгрому фашизма и утверждали веру в прогресс и в человека.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (12.01.2017)
Просмотров: 2498 | Теги: Германия, фашизм, философия, Литература | Рейтинг: 0.0/0