Литература ФРГ в XX веке

Литература ФРГ в XX веке

Раздел Германии был. проведен западными державами из боязни демократических и социалистических идей. Поэтому долгие годы в ФРГ поощрялась всякого рода реваншистская, националистическая литература, выпускались книги о военных приключениях, пронизанные Шовинистическим духом и едва прикрытой идеализацией Гитлера. Так, в 1970 г. вышла книга престарелого профашистского писателя Э. Двиннера, игравшего большую роль при Гитлере, — «Сибирский дневник» — которая была немедленно распропагандирована реакционной критикой.

 

Но честные писатели ФРГ видят правду и стремятся ее раскрывать перед читателями; их творчество резко критично, пронизано стремлением не допустить возрождения фашистской идеологии. Некоторые из них связаны с литературной «Группой 47», учрежденной в 1947 г.

 

Большим вниманием в передовых кругах пользуется творчество поэтессы-антифашистки Нелли Сакс, хотя сама она так и не вернулась из эмиграции в Германию. Ежегодно присуждаются премии имени Нелли Сакс за поэзию.

 

В ФРГ закончил свои дни Леонгард Франк, один из известнейших немецких писателей.

Л. Франк (1882-1961)

В молодости Леонгард Франк многие годы работал маляром. Он был связан с левым крылом экспрессионистов. В 1914 г. Л. Франк выступил против первой мировой войны, в 1915 г. был вынужден, опасаясь ареста, эмигрировать в Швейцарию. Здесь он близко сошелся с Р. Ролланом и принимал деятельное участие в антивоенном движении.

 

В 20-х годах Л. Франк выступает против реваншистов и фашистов. В феврале 1933 г. он эмигрировал, а через год его заочно исключили из членов Прусской Академии искусств и лишили немецкого гражданства. В начале второй мировой войны Франк, находившийся в Париже, вместе с другими антифашистами был заключен в концлагерь и отправлен в Марсель. Ему удалось бежать из лагеря и уехать в США. В конце 1950 г. он вернулся в свой родной Мюнхен.

Первый роман Л. Франка «Разбойничья шайка» (1914), вышедший за два месяца до начала войны, противопоставлял милитаризму и шовинизму мечту о благородном подвиге. В нем Л. Франк с силой, напоминающей сарказм Г. Манна, осмеял немецкую школу, тех учителей, которые выбивали из учеников все живое, превращали их в послушные винтики имперской машины. Покровительствуя сынкам обеспеченных родителей,.учитель Дюрр, что в переводе означает «жесткий, черствый», особенно часто наказывает и публично осмеивает бедного школьника Михаэля Фирканта, чтобы доказать классу неполноценность бедняков. От гнетущей домашней обстановки и школы-тюрьмы группа подростков, детей бедноты, бежит в вымышленный мир. Михаэль и его друзья создали тайный кружок; собираются они в подземелье заброшенного замка; в мечтах они расцвечивают жизнь по образцу «пиратских романов», выдумывают подвиги в духе благородных разбойников.

 

Но бунт героев Л. Франка — бунт одиночек. Особенно горько звучит повесть «Причина» (1915). Героя ее, писателя Зейлера, всю жизнь преследует, как кошмар, воспоминание о школьных истязаниях. Узнав, что садист учитель Дюрр по-прежнему мучает детей, он его убивает. Зейлера казнят.

 

В 1917 г. Л. Франк опубликовал книгу рассказов «Человек добр». Рассказы Франка представляют собой своего рода антивоенный манифест. Но война осуждается пацифистски, писатель призывает к человеколюбию, сближающему всех людей.

 

По окончании первой мировой войны Франк вернулся в Германию значительно более зрелым критиком действительности. Он сближается с левыми социал-демократами.

 

Эволюция мировоззрения Франка особенно сказывается в произведениях различных лет о дальнейшей судьбе его бывших героев — детей «разбойников». В романе «Оксенфорт-ский мужской квартет» (1927) приключения героев диктуются желанием выбраться из нужды, найти заработок. Автор приходит к выводу, что нет устойчивого благополучия, и благополучная развязка приключений горе-музыкантов — не более как счастливая случайность.

 

В романе «Трое из трех миллионов» (1932) писатель развенчивает ложные представления об Америке как о материке широких возможностей. Трое из трех миллионов немецких безработных, гонимые нуждой, отправились в Южную Америку за счастьем, но ничего, кроме горестей, там не нашли. В заключительном эпизоде романа описывается встреча вернувшихся на родину скитальцев с не менее тощими скитальцами, покидающими родной край.

 

В годы эмиграции Франк проявил большое политическое мужество. Еще в начале мировой войны он пришел к убеждению, что «не Гитлер победит мир, а мир победит Гитлера». Этот политический оптимизм сказывается в антифашистских произведениях — в рассказе «Немецкая новелла» и романе ♦Матильда» (1945).

 

Действие романа «Ученики Иисуса» (1947) происходит вскоре по окончании войны в городе Вюрцбурге. Главные герои романа, именующие себя «учениками Иисуса», — мальчики и девочки, дети бедных родителей. Детство их было смято войной, безрадостно, но в них не погасла человеческая искра. В отличие от героев «Разбойничьей шайки», которые ищут утешения и хотят счастья лишь для себя, «ученики» думают не о себе. Эти шустрые ребята — настоящие шаловливые дети и в то же время мудрые, гуманные люди. Их живые глаза видят кругом голод, холод, немощных стариков и женщин. Но они видят и уцелевших, припрятавших имущество фашистов. Воспитанные в религиозном духе, дети приняли от христианства лозунг защиты слабых. Но их понимание справедливости идет не от христианства, а от революционного учения. Их клятва — «Берем у богатых, у которых все есть, и отдаем бедным, у которых ничего нет» — это, в сущности, революционный лозунг. Герои занимаются не буржуазной благотворительностью, а перераспределением жизненных благ. В их поступках нет и следа индивидуализма. Когда сынки недобитых фашистов, руководимые старшими, снова поднимают голову и организуются в отряды, Петер и его друзья вступают в организацию социалистической молодежи.

 

Л. Франк верит в победу демократических сил, которые обуздают фашизм, и показывает их развитие.

 

К этим выводам подводит и автобиографический роман «Слева, где сердце» (1952). Это повествование о жизни Михаэля Фирканта имеет обобщающее значение. В образе Михаэля важны его типические, а не автобиографические черты. Писатель проследил жизненный путь лирического героя — его духовное развитие — от эстетического бунта, от индивидуализма к признанию необходимости социалистического "строя. Вначале Михаэль добр, гуманен, но только в антифашистской деятельности он становится активным борцом за гуманизм. Увидев, что творится в ФРГ, он клеймит возрождение нацизма и бредовые планы атомной войны.

 

К социальному оптимизму пришли в своем развитии герой и его автор, передовой писатель с горячим сердцем.

Первым свидетельством пробуждения совести в человеке, одетом в форму нацистского солдата, явилось творчество «вернувшихся». Так назвали в Германии уцелевших солдат бесславной гитлеровской армии. Многие из них на войне и в плену начали прозревать и осознавать степень своего соучастия в преступлениях фашизма. В произведениях В. Борхерта,

 

Г. Бёля и многих других осуждение второй мировой войны и раскрытие виновности старшего поколения перед младшим имеет много общего с антивоенными романами «потерянного поколения». В творчестве писателей «вернувшегося поколения» много трагизма и растерянности. Но они борются против попытки забыть, простить и реставрировать нацизм.

Вольфганг Борхерт (1921-1947)

Вольфганг Борхерт родился и рос в Гам- _ бурге; он попал со школьной скамьи kJ в гитлеровскую армию. За обнаруженные цензурой в его письмах антифашистские замечания он был приговорен без суда к расстрелу. Исполнение приговора затянулось, его «помиловали» и послали воевать в штрафном батальоне против Советской России. Там его вновь арестовали по доносу за распространение антигитлеровских анекдотов.

 

Из берлинской тюрьмы весной 1945 г. он был послан с последними резервами на Западный фронт. Здесь он вскоре попал в плен. В конце 1945 г. безнадежно больным (это сделали тюрьма, ранения, окопы) он вернулся домой и, зная, что жить ему осталось недолго, с лихорадочной быстротой отдался творчеству. Он успел отразить свои страстные и горькие раздумья в антифашистской пьесе, рассказах, стихотворениях и публицистике. От имени загубленной, искалеченной немецкой молодежи бросает он обвинение организаторам разбойничьей войны. Его герои — люди запуганные, робкие, они привыкли, что их окружает равнодушие и жестокость, они не рассчитывают на сочувствие и внимание. Война лишила их хлеба, Крова, семьи.

 

Борхерта волнует моральная деградация людей при фашизме: фашизм разорвал семейные связи, сделал людей замкнутыми, бессердечными. Борхерта возмущает вина «старшего поколения» по отношению к младшему: ведь это старшие обманули и духовно растлили молодежь. Все его творчество — это бунт, крик души; он говорит от имени тех, кто бродит впотьмах и ищет дорогу к правде.

 

В пьесе «За дверью» (1947) действуют два вернувшихся фронтовика: преуспевающий полковник и бедный унтер Бекман. Полковник благоденствует, он не чувствует за собой никакой вины. Бекман по возвращении не находит ни семьи, ни работы. Его, солдата, в отличие от полковника, мучают угрызения совести; он чувствует себя виновным и перед другими солдатами, выполнявшими на войне его приказы, и перед своими родителями, которые от голода и отчаяния отравились газом. Публика богатых ночных кабаре не желает слушать горькую правду песен, с какими Бекман обращается, к ней. Бекман еще не дорос до социального протеста, но он уже задумался над жизнью и несправедливостью. В его полном гнева и горечи сомнении — зародыш бунта, разрыв с традиционными представлениями.

 

« И ты — ты говоришь, я должен жить? — спрашивает Бекман.— Зачем? Для кого? Для чего?.. Должен ли я больше терпеть муки и сам мучить?» Но писатель идет дальше своего героя. Он находит ответ: жить надо, чтобы прекратить войны. В рассказе «Это — наш манифест» умирающий юноша-писатель призывает всех людей сказать «Нет!» войне. Он пишет; «Мы больше не будем от страха прижиматься к земле и ощущать во рту песок — будь то степной песок Украины, Киренаики, Нормандии или злой и горький песок нашей родины».

 

Хотя в творчестве Борхерта часто звучат трагические ноты, сквозь этот трагизм прорывается любовь к людям, к жизни, к природе, а не фаталистическая покорность.

Г. Бёль (1917-1985)

С «группой 47» связано творчество ее председателя Г. В. Рихтера, автора антифашистского и антивоенного романа ч*Не убий» (1955), и творчество Г. Бёля. Бёль родился в Кельне, в семье скульптора, окончил филологический факультет, он поверил фашистской демагогии и добровольно вступил еще до начала второй мировой войны в армию. Война и плен решительно изменили его взгляды.

 

Бёль вошел в литературу противником милитаризма. Центральная тема творчества Бёля — антивоенная. Он развенчивает гитлеровский культ войны и завоевателей.

 

В 1947 г. появился первый роман Бёля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гнев писателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще.

 

О преступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитлеровской диктатурой людях Бёль пишет в сатирическом романе «Где ты был, Адам?» (1951). Бёль как бы вопрошает своим заглавием, где был настоящий человек-труженик, «Адам», в годы фашистского разгула. Наемника-сол-дата, бездумно повинующегося начальству, фашисты прославляли как народного героя, насилие — как немецкую народную традицию. Бёль в своих гротескных зарисовках, используя различные приемы осмеяния фашистского вояки, достигает большой обличительной силы.

 

В рассказе «История одного солдатского мешка», повествуя о приключениях солдатского мешка от кайзеровских казарм и фландрских полей 1914 г. до фашистского похода на СССР, писатель прослеживает, как "развивался в Германии милитаризм и фашизм. Сборник рассказов «Путник, когда ты придешь в Спа...» перекликается с романом Ремарка «На Западном фронте без перемен»; в нем говорится о трагедии морально и физически изувеченного поколения школьников-солдат. Мальчики, недавно расставшиеся с партой, не знают, зачем они убивают и за что они сами гибнут. Они еще живут в мире школьных 'представлений. Так, летчику-подростку в рассказе «Метлы бы тебе вязать» в предсмертные минуты в скрежете его падающего самолета слышится окрик учителя и привычный стук мела по доске. Писатель перелистывает со своим героем страницы школьной жизни. Здесь все было направлено к одной цели — чтобы из школьников выросли солдаты-захватчики.

 

Меньше остроты и обличения в романе «И не сказал ни единого слова» (1952). Герой романа Фред из стихийного протеста дезертировал с фронта. Он любит жену и детей, но война и бедность сделали его неврастеником. Он опускается все ниже, ищет одиночества и уходит от семьи. Бёль заставляет поверить, что Фред вернется. Возвращение Фреда предопределено его начавшимся нравственным пробуждением. Но Бёль связывает преодоление Фредом духовной прострации с благотворным влиянием католической религии.

 

В романе «Дом без хозяина» (1954) снова ставится вопрос о вине фашизма перед молодым поколением. Прослеживая жизнь богатой и бедной семей, Бёль находит в них общее: у богатого сироты Мартина Баха, как и у бедного — Генриха Брилаха, нет настоящего детства. Дети предоставлены себе, они должны искать правду в лабиринте противоречий. Построение части романа от имени двенадцатилетних подростков преднамеренно: дети с их неиспорченным сознанием противопоставляются запутавшимся, опустошенным взрослым.

 

В романе недостаточно отчетливо звучит обличение злодеяний фашизма. Представляется, что отец мальчика Генриха, фашистский солдат Брилах, получивший много наград на войне, ничем не запятнан; он как будто только и делал, что «фотографировался и улыбался в. новых мундирах, пока не сгорел в танке где-то между Запорожьем и Днепропетровском». Дети идеализируют своих погибших отцов, и автор не дает критических поправок к детским иллюзиям. Вместе с тем в романе затронут вопрос об ответственности всего немецкого народа за попустительство фашизму.

 

Более непримирим тон повести «Хлеб ранних лет» (1955).

 

В ней без снисходительности осуждается собственнический 5 эгоизм немецкой буржуазии и поведение немецкой интеллигенции в годы фашизма и в послевоенное время. Положительный герой Бёля — одинокий отщепенец, опустившийся, но не смирившийся в душе. В этом произведении Бёль отчетливо осуждает индивидуализм; только «опора» дружбы или любви придает силы «маленькому человеку». В любви к Хедвиге, девушке передовой и энергичной, Вальтер почувствовал человеческую значимость своего «я», у него появляется решимость сопротивляться миру собственников.

В рассказах Бёля «Столичный дневник», «Молчание доктора Мурке» (1958) и в романе «Бильярд в половине десятого» (1960) содержится много обличительных сатирических образов. Сатирическим образам современной неофашистской буржуазии автор противопоставляет тех, кто борется против власти денег, кто ценности кошелька предпочитает достоинство человека.

 

О Роман «Глазами клоуна» (1963), построенный в форме своеобразного внутреннего монолога, снова рисует страшные картины войны и фашизма, подчеркивает виновность немецкой буржуазии во всем происшедшем, ее ответственность за искалеченные души и загубленные жизни молодого поколения. Но протест главного героя носит индивидуалистический характер и несколько цинический оттенок. Сам он глубоко несчастлив, но и не может никому принести счастья. Его возлюбленная Мари, носительница самых идеальных черт, покидает его в конце концов и находит прибежище в недрах католической церкви и в браке с обеспеченным и респектабельным человеком. Всегдашняя у Бёля идеализация католической религии соединяется здесь с еле уловимой иронией по адресу героини.

 

Высокую оценку получил в прессе последний роман Бёля «Групповой портрет с дамой» (1970), хотя в нем возросла „ обычная усложненность стиля, известное влияние школы «потока сознания». Перенесение идейного содержания в подтекст — вообще частый прием Бёля.

 

Видными представителями литературы ФРГ являются поэтесса Ингеборг Бахман (род. в 1926 г.); романист Герман Казак (1896—1966), особенно прославившийся своим причудливым романом «Город за рекой» (1947); Зигфрид Ленц (романы «Тайная молва», 1967, «Урок немецкого», 1968); демократ по убеждениям и талантливый писатель Альфред Андерш (романы «Занзибар», 1965,и «Эфраим», 1967} ; ВольфганКёп-пен, выступивший еще в 1934 г. с романом «Несчастная любовь», пронизанным жалостью к простым людям, а в 50-е годы написавший ряд антифашистских и критических по отношению к буржуазному строю ФРГ романов— «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953), «Смерть в Риме» (1954).

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (14.01.2017)
Просмотров: 2278 | Теги: Германия, фрг, Литература, 20 век | Рейтинг: 0.0/0