Литература ГДР в XX веке
С первых же дней после разгрома гитлеризма прогрессивная общественность демократической Германии обратила серьезное внимание на состояние культуры. Вильгельм Пик и Отто Гротеволь в докладах и статьях обнажали идеологические корни немецкого фашизма. Они говорили о необходимости сохранения культурного наследства, создания новой, идейной литературы (речь В. Дика на конференции по вопросам культуры в феврале 1946 г). Особенно большое значение в борьбе за развитие литературы имели съезды немецких писателей. Они поставили вопросы о проблемах новаторства, о единстве идейности и мастерства в художественном творчестве. И. Бехер, Э. Вайнерт, Ф. Вольф, Б. Брехт, В. Бредель, Г. Мархвица до конца отстаивали социалистические идеалы. Анна Зегерс, Людвиг Ренн, Куба, Клаудиус, Хермлин со всей принципиальностью и страстностью содействуют идеологическому перевоспитанию масс, искоренению наследия фашизма в сознании. Они активные борцы за мир во всем мире и за развитие ГДР как мирного демократического государства. Фридрих Вольф (1888-1953) Революционер, драматург,’ прозаик Фридрих Вольф — один из зачинателей социалистического реализма в Германии. Выходец из купеческой семьи, он первоначально служил моряком в торговом флоте. В 1912 г. он окончил медицинский факультет, в первую мировую войну был военным врачом. Великая Октябрьская революция определила его дальнейшую жизнь. За активное участие в Рурском восстании 1920 г. он был приговорен к смерти. В 1928 г. Вольф вступил в Коммунистическую партию Германии, был одним из организаторов создания Союза революционных пролетарских писателей. Много раз его привлекали к суду. В 1936—1937 гг. он сражался в Испании, Во время второй мировой войны Вольф, находясь 4 в Советском Союзе, проводил большую работу среди немецких военнопленных от организации «Свободная Германия». Последние годы жизни писатель был прелом ГДР в Польше. Откликом на разгул террористических фашистских организаций была трагедия Вольфа «Бедный Конрад» (1923) из эпохи крестьянских войн. Пьеса имеет одновременно исторический и очень актуальный характер. Вольф7 правильно показывает расстановку и борьбу классовых сил средневековья, но образы крестьянских вождей — Конца, Себастиана, девушки Рес — разработаны несколько схематично.
В пьесе «Матросы из Катарро» (1932) рассказывается о восстании матросов австро-венгерского военного флота в 1919 г.
Немецкая деревня изображена в пьесе «Трагедия Христиана Бетца» (или «Крестьянин Бетц», 1933). Действие ее происходит в 1932 г. Герой пьесы — крестьянин Бетц лишается за неуплату налогов коровы и теленка и, доведенный до отчаяния, убивает инспектора. От индивидуального стихийного бунта он в дальнейшем приходит к сознанию, что нельзя бороться в одиночку.
В пьесе «Профессор Мамлок» разоблачается антисемитская политика фашизма. На конкретных образах оголтелых штурмовиков и врачей-расистов Вольф показал несостоятельность фашистской теории о превосходстве германской расы.
С образом Мамлока связана и вторая тема пьесы — ела-' бость немецкой интеллигенции перед лицом фашизма. Отгородившись от политики, опираясь на «теорию» надпартийности науки, она не сумела бороться против надвигающегося фашизма.
Вольф не -раз писал о героях антифашистского подполья в романе «Двое на границе» (1938), в пьесах «Патриоты» (1943) и «Доктор Ваннер» (1944).
В 1939 г. Вольф написал историческую пьесу «Бомарше, или Рождение Фйгаро» (опубликована в 1941 г.). Пьеса, прославляющая бунт Фигаро, победу плебея над аристократом, звучала очень актуально.
После освобождения Германии от фашистского гнёта Вольф обратился к новой тематике. В пьесе «Бургомистр Анна» (1949) он вывел нового положительного героя, жен-щйну-активистку, показал духовный рост женщины при демократическом строе. К ужасу стариков, бургомистром стала женщина. Но Анна сумела завоевать авторитет.
Талант Вольфа-сатирика раскрывается в пьесе «Совет богов» (1950), разоблачающей военную деятельность концерна Фарбениндустри и его американских покровителей. В романе-памфлете «Менетекел, или Летающие блюдца» (1952) осмеян военный психоз, насаждаемый в США.
Творческий путь Вольфа завершает историческая драма «Томас Мюнцер, человек со знаменем радуги» (1953), о крестьянском вожде XVI в. С первой до последней сцены ощущается исторический колорит. Герои — крестьяне и рыцари — думают и действуют как люди средневековья. Конкретное воплощение в пьесе получила мысль, что народ —г творец истории, что ее вехи — борьба народа за свои права.
Через все творчество Фридриха Вольфа, проходит уверенность в конечной победе социализма. Людвиг Ренн (1889-1979) К крупнейшим писателям ГДР принадлежит Людвиг Ренн (псевдоним Арнольда фон Гольсенау). Дворянин и офицер кайзеровской армии, участник первой мировой войны, он решительно порвал со своим классом и с начала 20-х годов перешел в ряды революционеров; в 1928 г. был принят в Коммунистическую партию Германии. До 1923 г. был секретарем Союза революционных пролетарских писателей. Он изучил русский язык и в 1929—1930 гг. совершил две поездки в СССР, позднее описанные в книге «Русские путешествия» (1932). В ночь поджога рейхстага Л. Ренн был арестован и бежал из фашистской тюрьмы. В 1936 г. он приехал в Испанию, где сражался с франкистами, будучи начальником штаба 11-й Интернациональной бригады и одновременно командиром батальона имени Тельмана. Он был интернирован во Франции; освобожденный по требованию французских писателей, Л. Ренн уехал в Мексику. По возвращении на родину Людвиг Ренн энергично включился в общественно-политическую жизнь.
Людвиг Ренн был одним из первых немецких писателей, которые вместе с И. Бехером дали отповедь распоясавшимся реваншистам Веймарской республики. В романе «Война» (1927) он в спокойной повествовательной манере, не нагнетая страшных подробностей, рассказывает о фронтовой окопной жизни' солдат.
, В своем втором романе — «После войны» (1931) — Ренн прослеживает классовые противоречия в армии, конфликт между солдатской массой и офицерствой.
Героическую борьбу испанских республиканцев за демократию Ренн описал в воспоминаниях «В испанской войне» (1955). В них он проводит четкое различие между освободительной, правой войной испанского народа и беззаконной агрессией реакционеров и захватчиков.
Важное место в современной немецкой прогрессивной литературе занимает автобиографическая дилогия Л. Ренна «Закат дворянства» (1947) и «Мое детство и юность» (1956). Это социально-автобиографическая эпопея. Ренн прослеживает в ней жизнь немецкого дворянства и офицерства с 1890 по 1914 г. Он со скрытой иронией изобразил дворянскую семью, привилегированную гимназию, военное училище с их авторитарной моралью и мертвящей дисциплиной, с царящим в них культом кайзера.
Роман «Война без битвы» (1957) обличает развязанную немецким фашизмом вторую мировую войну. Герой романа — рабочий-декоратор, которого принудили стать солдатом. Кровь и насилие претят ему. Ренн верит в моральное возрождение «рядовых», простых немцев, научившихся думать.
Л. Ренн пишет для детей и юношества, содействуя формированию революционного сознания. Антиколониальная тема разработана в фантастическом рассказе «Негр Ноби» (1955). В исторической повести «Трини» (1959) увлекательно рассказано о трагедии индейского народа, о восстании индейцев в Аргентине; ее центральный герой — мужественный мальчик индеец Трини. А. Цвейг (1887-1969) Большая роль в развитии социалистического реализма в Германии принадлежит Арнольду Цвейгу. Во время первой мировой войны А. Цвейг участвовал в боях под Верденом. Огромную роль в его развитии сыграла Великая Октябрьская революция. В ответ на убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург А. Цвейг в «Слове над гробом Спартака* заклеймил убийц и прославил павших революционеров.
В понимании причин войны Цвейг проделал большой путь. Первоначально он был пацифистом. Рост реваншистских настроений в Германии убедил Цвейга в несостоятельности пацифизма.
После фашистского переворота А, Цвейг эмигрировал. Он принял активное участие в работе журнала «Das Wort», созданного в 1936 г. Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером и В. Бреде-лем. С лета 1943 г. писатель поддерживал связь с созданным в СССР национальным комитетом «Свободная Германия», подписал ряд воззваний комитета. Вернувшись после разгрома фашизма в Берлин, А. Цвейг, несмотря на подорванное здоровье, включился в активную общественную жизнь. Он неутомимо боролея за создание новой демократической культуры.,
Цвейг — автор большого количества произведений. Но основное в его творчестве — антиимпериалистическая эпопея «Большая война белых людей». События эпопеи развертываются в 1914—1918 гг. Прослежено развитие прусского шовинизма, предваряющего фашизм. Эпопея включает, семь романов. А. Цвейг начал ее в конце 20-х годов, когда первоочередной задачей, стоящей перед писателями-гуманистами, было обличение реваншистских организаций, их шовинистической и военной пропаганды. А. Цвейг ответил им антивоенным романом «Спор об унтере Грише» (1927).
Эпопея Цвейга значительно переросла первоначальный замысел. Два романа были написаны до эмиграции, в ту пору, когда писатель еще питал иллюзии в отношении буржуазного строя и верил в силу слова и .убеждения. Два следующих романа написаны в эмиграции. Они значительно острее ставят вопрос о политическом строе. В последних романах, написанных в 50-х годах, писатель решительно отказался от идеалистических концепций. По-марКсистски ставит в них А. Цвейг вопрос о развитии характера. Маститый писатель перерос метод критического реализма. Его последние произведения написаны в принципах социалистического реализма.
Центральные герои эпопеи — Вернер Бертин, Винфрид, Познанский — проходят через все романы. Цвейг развивает и углубляет традиционный в немецкой литературе жанр воспитательного романа, связывая становление характеров с широким социально-политическим окружением. В духовном развитии героев Бертина и Винфрида показан процесс демократизации интеллигента, его путь от абстрактного гуманизма к народу и революции. Особенно тщательно исследуется воспитание характера Вернера Бертина.
Вернер Бертин — писатель и солдат, рассказчик и хроникер. Биография Бертина дана в одном из поздних романов — «Время назрело» (1957). Юноша ' Бертин в этом романе не замечает предвоенных туч, не замечает ни сговора капиталистов, ни пропаганды экспансионизма. Это молодой человек, поглощенный первой большой любовью. Следующий период в жизни героя освещен в одном из ранних романов — «Молодая женщина 1914 года» (1931). В романе «Воспитание под Верденом» (1935) Бертин проходит школу войны, в «Споре об унтере Грише» (1927) он находится на Восточном фронте в 1917 г., в «Затишье» (1954) дан период Брестских переговоров.
«Спор об унтере Грише» был первым немецким антиимпериалистическим романом. Унтер Гриша — находящийся в немецком плену русский унтер-офицер Григорий Папроткин. До него дошли вести о происшедшей революции. Тоска по дому и молодой жене и смутное желание участвовать в том новом, что происходит в России, побудили его бежать из плена, как только -представился благоприятный случай. Но далеко ему не удалось уйти, он захвачен немцами как шпион и приговорен к расстрелу. Выясняется его настоящая фамилия, выясняется, что он не шпион, а военнопленный, но приговор не отменяется, хотя всем ясна его необоснованность.
Судьба Гриши — не единственная тема романа. Борьба за Гришу позволяет писателю развернуть широкую картину состояния кайзеровской армии, поставить' вопросы общего характера. Из своеобразных солдатских товарищеских чувств исходят некоторые защитники Гриши, другие борются за него принципиально.
' Не случаен выбор в качестве центрального героя русского военнопленного". В отношении к солдату из революционной России проявляются политические взгляды людей. Реакционер Шиффенцан, одержимый манией мирового господства, спешит с расстрелом, а немецкие передовые офицеры сочувствуют Грише. В символике эпилога представлена созидательная сила надвигающейся революции.
В романе «Воспитание под Верденом» (1935) Цвейг рассказывает о зарождении чувства общесолдатской солидарности: когда мимо работающих на дороге солдат немецкого трудового батальона ведут пленных французов — раненых, усталых, изнемогающих от жажды, немецкими солдатами овладевает желание им помочь, и солдаты дают им напиться. Этот поступок возмущает офицера, он торопится прогнать колонну. Солдат Вернер Бертин, ослушавшийся офицера и подавший пленному воду, получает дисциплинарное взыскание.
Наказание за порыв человечности, а также история сержанта Кристофа Кройзинга воспитывают, формируют личность Бертина, превращают его из созерцателя-эстета в революционера. Это и есть воспитание под Верденом. Сержант Кройзинг погиб в бою на опасном участке фронта, куда он был послан по приговору военно-полевого суда. Предлогом для суда над ним послужило вскрытое цензурой письмо. В этом письме к родным Кройзинг возмущался безнаказанностью интендантов, обкрадывающих солдат. Суд осудил не воров, а обвинителя — за оскорбление армии. Бертин получает наглядный урок, он начинает понимать, что такое немецкое командование и пресловутый «дух» кайзеровской армии.
В романе осмеяны мания величия и тевтономания немецких шовинистов. Цвейг выявляет корни фашистской идеологии во взглядах и нравах кайзеровской военной клики. Путь к фашизму прослежен и через образ лейтенанта Эбергарда Кройзинга, мечтающего отомстить за Ьогибшего брата. Но Эбергард, в отличие от брата, самовлюблен, честолюбив. Ницшеанская философия импонирует его самолюбию.
В романе большое место отведено передовым солдатам. Роман пронизан мечтой о социальной справедливости. В нем отчетливо ощутимы симптомы кризиса кайзеровской монархии.
В романе «Затишье» (1954) Бертин, Винфрид и другие герои находятся на Восточном фронте в послеоктябрьское время. Характеризуя общее состояние армии и тыла в конце 1917 г., Цвейг дает развернутую социально-политическую картину того исторического периода.
Воспитание личности Бертина, Винфрида, двух девушек — Софи и Берб Озан — идет к завершению. Отзвук Октябрьской революции ощущается в романе: нарастает распад имперской Германии, идет торг и сговор реакционеров, все честные, передовые люди в стране тянутся к революции. Подобно тому как сюжетным средоточием в «Унтере Грише» было дело Гриши, в «Затишье» узел противоречий связан с судьбой солдата Науманна, простого деревенского парня, оторванного войной от крестьянского труда. Известие о приезде в Брест-Литовск советской делегации для переговоров о мире/Науманн принимает как решение германского командования покончить с войной. Он пытается подойти к советской делегации и поблагодарить ее за окончание войны. Его попытка приводит в бешенство шовиниста унтера Класке. До полусмерти избитый им, Науманн привлекается к военному суду — его обвиняют в подстрекательстве к бунту, в разложении боевого духа германской армии. Тяжелые увечья, издевательства и угрозы сделали свое — Науманн стал слабоумным, запуганным существом. Когда его ведут в психиатрическую больницу, он думает, что его ведут в суд; боясь, что его будут судить за государственную измену, он лишает себя жизни. Дело Нау-манна, как и дело Гриши, становится олицетворением борьбы против бесчеловечной системы.
В более раннем романе «Возведение на престол» (1937) введена тема Великой Октябрьской революции.
Винфрид, долго боявшийся признать правду революции и трезвыми глазами посмотреть на свою семью и родню, приходит к осознанию преступности германского милитаризма. Он порывает с дворянско-офицерской средой. В концовке романа Винфрид уезжает на грузовике с революционными солдатами.
Образы русских людей полны обаяния и внутренней силы. Русские пленные Гриша, Алеша вызывают симпатию и сочувствие немецких солдат своим мужеством и человечностью, которую не убили ни фронт, ни плен. Обаятельна жизнелюбивая, мужественная женщина Анна.
Эпопея А. Цвейга подводит итог кайзеровской Германии, но ее значение выходит за рамки исторического ром*ана, — обличение милитаризма злободневно, направлено и против фашизма.
ЦК СЕПГ, приветствуя семидесятилетие писателя, отметил прогрессивное значение его творчества в истории немецкой передовой литературы и мысли. «Одним из первых немецких писателей Вы 40 лет тому назад приветствовали Великую Октябрьскую социалистическую революцию, в которой Вы видели зарю человечества... С той поры, как Ваш «Спор об унтере Грише» раскрыл подлинное лицо первой мировой войны, Ваше имя неразрывно связано с борьбой против сил милитаризма и империализма». Эрих Вайнерт (1890-1953) Сын инженера, рабочий, солдат в первую мировую войну, Эрих Вайнерт всю жизнь был солдатом революции. Его гневные сатиры били метко и беспощадно. Поэт и трибун, он был прекрасным чтецом. Слова «Эрих Вайнерт говорит» немедленно собирали рабочую аудиторию. Участник Ноябрьской революции, Вайнерт случайно спасся от ареста, когда в 1933 г. власть захватили нацисты.
В декабре 1936 г. Вайнерт приехал в Испанию, чтобы принять участие в борьбе республиканцев. Он работал при штабе Интернациональной бригады как политработник. В начале 1939 г. он был задержан французскими властями на границе, и заключен в концлагерь. Спасло его вмешательство Советского Союза, и он не был выдан фашистской Германии. С первых дней войны Вайнерт, находясь в Советском Союзе, выступал по радио, посещал лагеря военнопленных. Созданный в 1943 г. комитет «Свободная Германия» выбрал Вайнерта президентом.
Тема ранней одноактной пьесы «Поезд стоит пять минут» — тот отклик, который полу*чила в Германии Октябрьская революция. Взят момент проезда через Германию Ленина и его соратников при их возвращении на родину. Показано восприятие этого факта разными лицами, представителями различных общественных групп. Бургомистр появился на вокзале, чтобы помешать возможной демонстрации, журналист — в. погоне за сенсацией. Запуганный кельнер, побывавший в вагоне, счастлив: Ленин говорил с ним и назвал товарищем. Пьеса еще несколько схематична, но интересна попытка Вайнерта воплотить в драме новое содержание, важнейший момент эпохи.
Вайнерт больше всего писал в жанрах баллады, сатиры, очерка. На его сатирическую поэзию оказал несомненное влияние Г. Гейне. В духе сатир Гейне дан образ «вежливого немецкого бунтаря», который не способен отстаивать завоевания революции. Болтающий об отечестве и долге интеллигент превращается у Вайнерта в олицетворение буржуазной республики (сатира «Буржуазный интеллигент», 1921). Обезвредить и усыпить народ буржуазии помогают соглашатели, социал-демократы (стихотворение «Господа-товарищи», 1921). О реваншистских планах шовинистов и угрозе фашизации Германии Вайнерт пишет в балладах, инвективах, сатирах — «География», «Элегия отставного вояки», «Евангелие в джунглях» (1926). Песня «Рабочий, помни об этом» (1924) призывает к революционной бдительности.
Баллады Вайнерта представляют собой короткие сюжетные стихотворения, рассказы в стихах. В «Балладе о Красном Веддинге» (1933) Вайнерт прославляет мужество революционных рабочих Веддинга — района Берлина, где'произошло восстание, клеймит фашистских наемников, учинивших над рабочими кровавую расправу. Вайнерт осмеял Гитлера в сатирической «Балладе об императоре Нероне» (1931). В сатире «Имперский поэт» (1933) он осудил писателей — лакеев фашизма, пищущих в духе человеконенавистничества и расизма. Положительный герой Вайнерта — бесстрашный революционер, коммунист. В балладах Вайнерта появляются образы Георгия Димитрова, Эрнста Тельмана, его соратника Эдгара Андрэ. Типические черты революционеров воплощены в «Балладе о Джоне Шере и товарищах».
Массовые песни Вайнерта написаны в подвижном ритме, состоят из коротких предложений с рефреном. Фраза в маршевых песнях предельно сжата до выразительности лозунга. Припев в массовых песнях тоже обычно носит лозунговый характер.
Стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны, обращены большей частью к немецким солдатам. Вайнерт предупреждает их о грядущей расплате, обвиняет в совершенных ими преступлениях. Гитлера он называет главным преступником человечества. В стихах о второй мировой войне советский гражданин обрисован более отчетливо и многогранно. Образ патриота-воина, доблестного сына советского народа, дан в торжественной поэме «Песнь о Сталинграде» (1951). Образ Советского Союза проходит в поэме «Глава вторая европейской истории».
Вайнерт — блестящий очеркист. Его очерки отличаются живостью тона, конкретностью, естественной органичностью выводов.
Еще в конце 20-х — начале 30-х годов революционные пролетарские писатели (Г. Мархвица, Оскар Мария Граф, Вилли Бредель и др.) стали разрабатывать жанр производственного романа. В производственном романе отображены жизнь и труд индустриальных рабочих в связи с социально-политическими вопросами современности. Ганс Мархвица (1890-1965) Ганс Мархвица родился в шахтерской семье в Верхней Силезии. С детства он знал нужду и тяжелый труд горняка. Первая мировая война, которую он прошел солдатом Западного фронта, сделала его революционером-марксистом. В 1919 г. он был участником восстания спартаковцев, позднее, в 1936—1938 гг. — офицером Интернациональной бригады в Испании. Потом он провел два года во французском концлагере, откуда бежал в 1941 г. В бытность в эмиграции в США Мархвица зарабатывал на жизнь как уборщик улиц и сельскохозяйственный рабочий. По возвращении Мархвица был вице-президентом Союза немецких писателей.
Одним из первых свидетельств о революционной борьбе немецкого пролетариата в 20-х годах был роман Ганса Мархвица «Штурм Эссена» (1930). В этом романе повествуется о шахтерском поселке и б его людях в период восстания спартаковцев.
Франц Науман, герой романа, против воли отца становится спартаковцем. Он погибает во время восстания вдали от дома. Правда, за которую Франц боролся, раскрылась его родителям. Продолжая дело сына, отец и мать выходят из своего замкнутого мирка и включаются в общественную жизнь.
В романе «Кумиаки» (1934) описана жизнь рурских углекопов во времена оккупации Рура. На примере Кумиака Мархвица прослеживает, как рабочий коллектив революционизирует сознание бывшего отсталого крестьянина.
К образу Кумиака Мархвица вернулся в конце 50-х годов, написав две последующие части трилогии. В обоих романах проходит антифашистская тема. В романе «Возвращение Ку-миаков» (1952) писатель изображает положение немецких рабочих в период с 1925 г. до захвата власти фашистами. Петер становится сознательным революционером. Действие романа «Кумиаки и дети» (1959) начинается в 1942 г. Петер давно томится в концлагере. Но испытания не сломили его. В этих зрелых произведениях Мархвица создал тип положительного героя — передового рабочего-антифашиста. После падения гитлеровского режима старый Петер Кумиак включается в борьбу за новую жизнь, за демократический строй.
В социально-автобиографическом романе «Моя молодость» (1947) Мархвица на основе биографии героя нарисовал картину жизни немецкого пролетариата начала XX в. и проследил формирование последовательного революционного мировоззрения в пролетарской среде. Жизнь героя Ганса Томека дана на широком фоне немецкой действительности. Бруно Апитц (1900-1979) Выдающимся антифашистским произведением является документальный роман Бруно Апитца «Голый среди волков» (1958), рассказывающий о фашистских концлагерях.
Бруно Апитц начал - политическую борьбу еще в годы первой мировой войны. Тогда за пропаганду мира его присудили к двум годам тюрьмы. Апитц участвовал в подавлении реакционного Мюнхенского путча в 1922 г. С 1933 г. он был в антифашистском подполье в самой гитлеровской Германии; в 1937 г. его арестовали, и 8 лет он провел в лагере смерти Бухенвальд.
В 1958 г. вышел роман «Голый среди волков». «Этой книгой я приветствую наших погибших боевых товарищей разных наций», — пишет Апитц в эпиграфе к нему. В романе повествуется о страшных застенках и садистских издевательствах в лагере смерти. Но несмотря на ужасы мученической жизни, люди сохранили человеческое достоинство, чувство товарищества, сердечность, верность своим убеждениям.
В романе описаны последние месяцы существования лагеря. Вновь прибывший и обреченный на смерть польский еврей Янковский успевает отдать одному из заключенных свой чемодан. В чемодане оказался трехлетний мальчик. Заключенные без колебаний прячут ребенка, они выдерживают допросы и пытки. Ребенок стал для них связью с жизнью. Они его отстояли и спасли. Искалеченные пытками, истощенные люди поднимают восстание. В лагере, где, казалось, все человеческие чувства убиты, торжествует свободолюбие и гуманность, в людях не угасла радость жизни. Бодо Узе (1904-1963) Сложный путь к коммунизму прошел писатель Бодо Узе — выходец из дворянской офицерской среды, активный борец против фашизма, участник боев в Испании.
В романе «Лейтенант Бертрам» (1944) Бодо Узе рисует события гражданской войны в Испании и сталкивает на этом историческом фоне своих героев, немцев по национальности, людей различных политических взглядов. Лейтенант Бертрам, с юности отравленный фашистской пропагандой, сначала бездумно служит гитлеризму, видя в этом свой солдатский долг. Он переброшен в Испанию для поддержания фашистского путча, но здесь ценой тяжелых потерь он морально прозревает и переходит на сторону республиканцев. Бертраму противопоставлены немецкие коммунисты, люди несгибаемой воли и принципиальных решений.
За последующие десятилетия возросло художественное мастерство Бодо Узе. Об этом свидетельствуют его «Мексиканские рассказы» (1957) и другие новеллы, его роман «Патриоты» (1951). Главная тема Б. Узе — всестороннее обличение фашизма и неофашизма. В рассказе’ «Карается смертью» представлены рядовые герои антифашистского подполья. В рассказе «Мост» показаны преступные действия неофашистов. Луис Фюрнберг (1909-1957) В прогрессивной литературе ГДР значительную роль играло творчество чешского поэта-коммуниста Луиса Фюрн-берга, писавшего по-немецки и последние годы жившего в ГДР.
Уроженец небольшого чешского города, Фюрнберг подростком пошел работать на завод. Он руководил в 1932—1936 гг. пролетарским театральным ансамблем «Эхо слева» в Праге. Этот ансамбль разъезжал с агитационными политическими ревю на немецком языке от газеты «Роте Фане» по Чехословакии, выступал в Париже, в 1934 г. был в Москве. Антифашистские эпиграммы и стихи Фюрнберга нелегально распространялись в Германии. После захвата Чехословакии в 1939 г. Фюрнберг при попытке эмигрировать был захвачен на польской границе. Он остался верен партии и в тюрьме; потом ему удалось бежать. После падения гитлеризма принял участие в политической и культурной жизни ГДР.
Любимое детище Фюрнберга — поэма «Брат безымянный» (1955), над которой он работал тридцать лет. Это поэма-автобиография, она повествует о трудном пути поэта от эстетской созерцательности к участию в активной революционной борьбе. Поэзия Фюрнберга политически насыщена. Ритм и мелодика стихотворений последних лет («Родина», «Ранним утром», «Учиться жить») подчеркивают пронизывающую их радость ощущения жизни,, любви к родине и миру.
В своих стихотворениях и песнях поэт продолжил и наполнил новым содержанием традиции немецкой народной поэзии — ее массовых песен и изречений в форме шпрухов-двустиший. Эдуард Клаудиус (1911-1976) Испытанный антифашист, участник испанской войны, Эдуард Клаудиус посвятил роман «Зеленые оливы и голые горы» (1946) антифашистской борьбе в Испании. Писатель говорит о немецких антифашистах, погибших на испанской земле. Эти люди смертью своей утверждали победу идеалов интернационального братства и свободы.
В романах и рассказах Клаудиуса (например, «Соль земли») подняты актуальные вопросы, стоящие перед немецким народом, — вопросы борьбы за нового человека.
Сюжет романа «О тех, кто с нами» (1951) развертывается в ГДР и ФРГ. Расцвет народных способностей поощряется в ГДР. Новые взаимоотношения складываются на производстве между руководителями и рабочими. Появляется новый тип директора из низов, новый тип ученого-энтузиаста.
Социалистический реалист Клаудиус одним из первых обратился к изображению новых явлений в немецкой деревне в романе «О любви должно не только говорить» (1957). Рушатся один за другим устои старой немецкой деревни. Добровольно, сознательно крестьянская масса приходи к отказу от индивидуального хозяйства. Изменяются традиционные отношения к женщине. Клаудиус не замалчивает противоречий реальной жизни, рисует семейный конфликт, возникший на этой почве. Эрвин Штриттматтер (1912-1994) В 1950 г. появился роман Эрвина Штриттматтера «Погонщик быков». Затем последовали «Тинко» и другие произведения, отмеченные острой наблюдательностью и прогрессивностью содержания. Имя Штриттматтера пользуется большой известностью в Германии.
Герой романа «Чудодей» (1957) — сын деревенского бедняка Станислаус Бюднер — вдумчивый, отзывчивый и чуткий. Он сердцем и разумом не принимает фашистской Германии. Он иногда позволяет себе побунтовать в одиночку: то подвести графа, то невзначай ударить противнем хозяина, то спасти от фашистской облавы влюбленную французскую парочку, то замести следы перебежавшего к советским частям солдата. Станислаус не выдает подпольщика-антифашиста Густава, но у него не хватает мужества продолжать с ним опасную дружбу. За годы второй мировой войны солдат Станислаус побывал сперва в Польше, потом во Франции, России и Греции. Он был свидетелем облав, массовых арестов мирных граждан Парижа. Но он видел и сопротивление оккупантам. Присутствовал при героическом подвиге французской патриотки Элен, которая взорвала пировавших фашистских офицеров и погибла сама ради Франции.
Как ему ни тошно на фронте, Станислаус не соглашается бежать. Только под влиянием греческого партизанского движения он дезертирует, окончательно порывает с фашизмом.
Большой интерес в ГДР вызвал роман «Оле Бинкоп», вышедший в 1963 г. и удостоенный национальной премии. В нём Штриттматтер снова показал себя знатоком немецкой деревни, мастером глубокого психологизма и тонкого юмора. Он дает яркую картину немецкой деревни, строящей социализм, сложнейших человеческих взаимоотношений. Живой образ Оле, вечного труженика, самоотверженного председателя сельского кооператива, противопоставлен в романе начетчице и бюрократу, бездушной и жестокой Фриде Симеон, выдающей себя за идеального партийного работника. Оле погибает в этом неравном поединке, но самой своей смертью утверждает свою правоту, торжествуя над предателями и клеветниками. Штриттматтер — один из самых крупных и своеобразных писателей Германской Демократической Республики. Стефан Гейм (1913-2001) Значительный интерес представляет творчество Стефана Гейма. Еще в юности ему пришлось бежать из фашистской Германии. Долгие годы он провел в США, сражался с гитлеровскими войсками в 1944—1946 гг. в рядах американской армии.
В крупнейшем романе Гейма «Крестоносцы» (1947—1948) критически освещены действия американского командования во Франции в 40-е годы XX в.: двурушничество в отношении к Советскому Союзу, укрывательство фашистов, торгашеский дух, царящий в американской армии. Герой роздана архитектор Торн, честный американец, тяготится всем, что видит в армии, и мечтает о подлинной демократизации США.
Послевоенная Америка представлена в романе «Голдсборо» (1963) в виде «золотого города» богачей, где бедствуют безработные и царит свирепый политической террор. Курт Бартетура (Куба) (1914-1968) Крупнейший поэт немецкой литературы — Куба (псевдоним Курта Бартеля). Первый цикл стихотворений Кубы «Песнь изгнания» говорит о годах фашизма и эмиграции. «Поэма о Человеке» (1948) завершает антифашистский период его творчества. «Поэма о Человеке» образно воспроизводит историю Германии со времени Ноябрьской революции: предательство и поражение ее, восстание спартаковцев, реак ционный террор, фашизм и тевтойомания представлены яркими метафорическими зарисовками.
Одна из доминирующих тем поэзии Кубы — напоминание о вине, о соучастии немецкого народа в кровавом кошмаре нацизма. Эта тема перекликается с темой борьбы за мир, с требованием неослабной бдительности.
Образ Советского Союза как оплота мира проходит в поэзии Кубы.
Большое внимание уделено в поэзии Кубы образу положительного героя. Это прежде всего коммунисты Э. Тельман, В. Пик — люди, отдавшие свою жизнь и помыслы народу.
Вдохновенный труд и мирные преобразования демократической Германии и стран социализма воспеты в цикле стихотворений «Над миром встал рассвет*. Теме радостного, вдохновенного труда освобожденных от ига капитала людей посвящена поэма «Бранденбургский сталелитейный»; мощный фронт мира воспет в поэмах «Восемьсот миллионов», «Воды разделяют, воды связывают» и др.
Стиль Кубы напоминает короткую информацию по своей краткости и фразеологической четкости. Но это простота большого мастера, умело пользующегося словом. Метафоричность — любимый прием Кубы, очень скупого на эпитеты. В поэтике Кубы сказывается влияние Маяковского. Стефан Хермлин (1915-1997) Борьба за мир и демократию — содержание поэзии и прозы писателя-комму-ниста Стефана Хермлина. Хермлин играет большую роль в руководстве немецким юношеским движением за мир: он — вице-президент Союза немецких писателей.
В биографических очерках «Первая шеренга» (1951) Хермлин прославил погибших в тюрьмах и концлагерях немецких коммунистов. Фашистский террор, парализовавший Германию, описан Хермлином в рассказе «Время одиночества». Демократическая Германия, строящаяся на принципах коллективной солидарности, изображена в сборнике «Время общности».
Большой популярностью пользуются энергичные стихи Хермлина. В дни боев под Сталинградом в «Балладе о горестях нашего времени...» он призывал немецких солдат опомниться и повернуть оружие против фашистов.
Поэзия Хермлина патетична по стилю. «Гранит Ленинграда» и «Аврора» написаны им как торжественные оды. Поэма-ода «Мансфельдская оратория» (1950) прославляет подвиг горняков Мансфельда, которые в 1933 г. спасли от фашистов красный флаг, подаренный им рабочими Кривого Рога, а в годы второй мировой войны — статую Ленина. Их героический поступок говорит о том, что лучшие люди Германии и под пятой фашизма сохраняли верность ленинизму и веру в освобождение. Выдающимся поэтом ГДР был Иоганнес Бобровский, проживший недолгую и трудную жизнь. Для его поэзии характерна тема ответственности немецкого народа перед другими народами. Он ищет истоки фашизма в историческом прошлом, прежде всего в деятельности рыцарских религиозных орденов, истреблявших славянское население в Литве и Прибалтике. Он раскрывал эту тему в поэзии начиная со сборника «Время сарматов» (1962). Бобровский писал свободным стихом, усложняя его неуловимыми ассоциациями. Им были опубликованы поэтическая книга «Знаки грозы» (1966) и роман «Мельница Левина» (1964).
В литературе Германской Демократической Республики в 50-е и 60-е годы (особенно в творчестве молодых) вообще настойчиво звучала тема «не прощать и не забывать». Она переплелась с темой «соучастия в вине», будь то активное служение фашизму или пассивное самоустранение. О трагедии молодого поколения 40-х годов пишут те, кто принадлежит сам к ее поколению, поколению «вернувшихся», испытавших в юности ужасы гитлеровского режима и мировой войны.
К наиболее известным и ярким романам о молодежи военных лет и о тех, кто был виновен в ее совращении, кто лишил ее детства и юности, относятся книги «Приключения Вернера Хольта» Дитера Нолля (1962), «Украденная юность» Г- В. Ней-хауза (1959), «Мы не пыль на ветру» М. В. Шульца (1964), «Ущелье» Гюнтера де Бройна. В дальнейшем они ведут своих юных героев к нравственному прозрению, ставят перед ними проблему мирного труда в демократической Германии. О двух Германиях, о необходимости выбора пути пишет Криста Вольф в романе «Расколотое небо» (1963). В значительной степени тому же вопросу посвящен и роман А. Зегерс «Решение».
Все эти социально-психологические романы являются в то же время романами воспитания. Жанр романа воспитания очень популярен в литературе ГДР.
Постоянная тема также — формирование новой социалистической морали, новых взаимоотношений. Кроме Штриттматтера, много пишет о новой немецкой деревне Герберт Нахбар (род. в 1930 г.). За первый роман «Дурная примета» (1956) он получил премию Г. Манна. Его роман «Свадьба на острове Леннекен» (1960) рисует современную рыбацкую деревню с ее интересами, новыми характерами и судьбами.
Литература ГДР свидетельствует о богатстве и разнообразии жанров и особенностей социалистического реализма.
| |
Просмотров: 2794 | | |