Вилли Бредель. Биография и обзор творчества
(1901—1964) Вилли Бредель — немецкий прогрессивный писатель, профессиональный революционер, активно боровшийся с фашизмом, один из представителей социалистического реализма в Германии.
Он родился в Гамбурге, в семье рабочего, члена социал-демократической партии. Четырнадцати лет от роду, в 1915 г. Бредель поступил на машиностроительный завод учеником токаря, затем перешел работать на судостроительные верфи. Очень рано его захватила бурная общественная деятельность. Он вступает в союз «Спартак», а затем в Германскую коммунистическую партию. В 1923 г. Бредель принял участие в восстании гамбургских моряков, за что получил два года тюремного заключения. Послё этого по рекомендации Тельмана работал редактором «Гамбургской народной газеты». За шесть лет работы Бредель неоднократно привлекался к судебной ответственности и сидел в тюрьмах.
В тюрьме Бредель написал свой первый роман «Машиностроительный завод» (1930), затем вышли его романы «Улица Розенгоф» (1931) и «Параграф в защиту собственности» (1932). С ранней юности Бредель занимался публицистикой. С нею связаны тематически и стилистически первые его романы. Они показывают жизнь и борьбу немецких рабочих. В романе «Машиностроительный завод» Бредель рисует события на большом предприятии, борьбу рабочих с хозяином. Показана предательская роль профсоюзной верхушки. Роман «Улица Розенгоф» посвящен повседневной жизни рабочих. Но даже и в этом скромном, будничном мирке идет борьба под руководством коммунистической ячейки против незаконного повышения квартирной платы.
В конце улицы, в тупике, который заменяет клуб, происходят словесные схватки рабочих-коммунистов с фашиствующей молодежью, а затем начинаются открытые выступления фашистов.
В 1932 г. Бредель впервые приезжает в СССР, посещает Москву, Киев и Крым. Вернувшись в Германию, он докладывает на рабочих собраниях о виденном. В 1933 г., еще до окончательного захвата фашистами власти, Бредель был заключен в тюрьму. Ему удалось бежать в Чехословакию. В 1934 г. он вторично поехал в СССР, где и остался до 1937 г. В 1937 г. Бредель принял участие в борьбе Интернациональной бригады имени Тельмана в Испании. В 1939 г. он возвращается в СССР. Испытание В 30-х годах Бредель пишет романы «Испытание» (1934) и «Твой неизвестный брат» (1936). Роман «Испытание» носит автобиографический характер. В предисловии Бредель рассказывает о своем соседе по камере, впоследствии повесившемся, который завещал ему выжить и выйти на волю, чтобы рассказать все о фашистских зверствах. Бредель выполнил этот наказ и показал в своем романе кошмары фашистских застенков, зверские избиения, муки заключенных в тесных холодных погребах и «боксах», где можно было только стоять. Кажется, что перед нами воскресают картины мрачного средневековья, хотя это фотографически точное изображение фашистских тюрем. Но Бредель не считал своей задачей вызвать жалость к заключенным; он показывает их различное отношение к своей судьбе. Среди слабых, истощенных людей, часто попавших в тюрьму случайно, выделяются коммунисты, люди несгибаемой воли, которых никакие пытки не смогут сломить. Они ставят своей целью выжить и снова начать борьбу. Таков прежде всего Торстен. Вдохновляемый примером Эрнста Тельмана, он не только выдержал жестокие истязания и никого не выдал, но и в самой тюрьме продолжал вести пропаганду своих идей. Он всячески стремился помогать товарищам по заключению, ободрял слабых, предупреждал о провокаторах.
Другой коммунист, Крейбель, измучен тюремным режимом и кажется окончательно сломленным человеком. Выпущенный из тюрьмы за неимением улик, он панически боится снова попасть в тюрьму и под влиянием страха отказывается от дальнейшей подпольной работы. Но затем в его душе наступает перелом. Он стыдится собственной слабости, чувствует, что не сможет жить спокойно, зная, что его товарищи по камере по-прежнему страдают; освободить их сможет только подпольная работа коммунистов, их борьба против фашистского режима. И Крейбель принимает ответственное партийное поручение.
В романе «Испытание» большое идейное содержание сочетается со зрелыми художественными достоинствами. Бредель прекрасно разработал образы Торстена и Крейбеля, показав их сложную внутреннюю жизнь. Даже второстепенные образы, очерченные несколькими штрихами, даны очень выпукло. «Твой неизвестный брат» В романе «Твой неизвестный брат» (1936) Бредель показал деятельность подпольной партийной ячейки в начале 30-х годов, в период прихода фашистов к власти. К этой книге Бредель написал посвящение: «Свободным гражданам социалистической страны к XX годовщине их побед». Это посвящение как бы обязывало автора найти в самой немецкой действительности, полной ужасов гитлеризма, волю к борьбе и сопротивлению. Эту волю к борьбе Бредель находит в деятельности подпольных партийных организаций. Самый обычный паренек Карл совершенно преображается, выполняя порученное ему задание. Рискуя жизнью, он укрепляет на вершине фабричной трубы красный флаг в канун празднования Октябрьской революции. С большой находчивостью он поднимает наверх ведро с мыльной водой и, спускаясь, поливает ступени лестницы, чтобы полиция не смогла поутру добраться до флага. Его наполняет радостью мысль, что тысячи людей увидят завтра флаг.
Молодой рабочий Арнольд попадает в руки гестапо, выданный провокатором. С этой минуты у него одна забота — предупредить товарищей, что Виктор Кеплер, которому они доверяли, — провокатор. Сведения о Кеплере доходят до его товарищей на воле. Весть об этом, переданная в тюрьму, окрыляет Арнольда, и он, измученный и постаревший до неузнаваемости, гордо поднимает голову, идя на очередной допрос. Как бы ни был страшен фашизм, победа останется за такими, как Арнольд.
Пребывание в Испании Бредель запечатлел в книге «Встречи на Эбро», показав в ней героическую борьбу испанцев и Интернациональной бригады с фашистскими войсками.
Вернувшись в 1939 г. в СССР, Бредель провел здесь годы второй мировой войны. Он активно помогал всенародной борьбе с гитлеровцами: неоднократно бывал на фронтах, выступал с призывами и обращениями к немецким солдатам. В мае 1945 г. Бредель вернулся в Германию и отдался напряженной работе. Он издавал литературный журнал «Сегодня и завтра», активно участвовал в работе Культурбунда и Союза немецких писателей.
В 1948 г. выходит его книга «Эрнст Тельман». Бредель, хорошо знавший Тельмана и работавший в Гамбурге под его руководством, соединив научный интерес с художественными достоинствами, сумел дать живой портрет вождя немецкого рабочего класса. «Родные и знакомые» Кроме этой книги, Бредель продолжает создание задуманной еще до войны трилогии «Родные и знакомые», первая часть которой—«Отцы» — вышла в СССР в 1941 г. В 1948 г. Бредель выпускает вторую часть трилогии—«Сыновья», а в 1953 г. третью — «Внуки». Эта трилогия — история семьи Хардекопфов, их родных и знакомых с 70-х годов XIX в. по 40-е годы XX в.
В мировой литературе со времени «Ругон-Маккаров» Золя неоднократно создавались такие эпопеи, делались попытки проследить судьбу нескольких поколений одной семьи на фоне бурных исторических событий. Таковы «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Голсуорси. Но все это были буржуазные семьи. Бредель прослеживает судьбу рабочей семьи Хар-декопфов. Он описывает их горести и радости, рисует бытовые картины, создает живые, запоминающиеся образы. В то же время трилогия является как бы отражением судеб рабочего движения в Германии. Отцы Главный герой «Отцов» Иоганн Харде-копф — рабочий судостроительной верфи. Это честный и искренний человек, горячий приверженец партии социал-демократов. Он вступил в партию в эпоху Бебеля, когда она действительно отстаивала интересы рабочих.
Хардекопф долго не замечает сдвигов и изменений, происшедших в партии. Он с детства привык к дисциплине, определенным правилам и авторитетам и безоговорочно принимает все действия социал-демократов. От Хардекопфа ускользнуло постепенное перерождение партии. В 70-е годы, когда действовал «закон против социалистов», возникло множество мелких рабочих союзов (ферейнов). Основателем одного ив таких Ферейнов был Хардекопф. Первоначально ферейн ставил перед собой большие задачи, стремился сохранить боевой дух партии, но затем постепенно стал сдавать свои позиции, вместо политической работы стал заниматься бытовыми делами и организацией развлечений. Вопросы об устройстве пикников, о размерах рождественской елки заменили политическую работу, а дисциплинированный Иоганн думал, что так и следует. Настоящая трагедия наступила для него, когда фракция социал-демократов проголосовала в 1914 г. за военные кредиты. Только тогда прозрел старый Хардекопф.
Он умирает, повторяя: «Виноваты мы все, все...»
Много внимания автор уделяет образу Карла Брентена, зятя Хардекопфа. Он тоже социал-демократ, но это человек колеблющийся, неустойчивый во всем — в морали и в политике. Это тоже характерная фигура для некоторой части немецких социал-демократов. Для верхушки социал-демократической партии типичен образ Луи Шенгузена. Это — карьерист, думающий лишь о собственном благополучии. Он твердо убежден в том, что всякого оппозиционера можно приручить, устроив его на «теплое местечко». В последующих частях трилогии Бредель покажет окончательное падение Шенгузена, воплотив в нем черты Носке, Шейдемана и других предателей немецкого рабочего класса. Сыновья Итак, в первой части своей трилогии Бредель не только рисует повседневную жизнь немецких рабочих, но и показывает постепенное разложение партии социал-демократов.
Вторая часть трилогии—«Сыновья», посвященная жизни следующего поколения,— захватывает большие события эпохи: конец первой мировой войны, революцию 1918 г. в Германии, связанное с ней восстание рабочих в Гамбурге, голод, инфляцию, начало фашизма. Мы видим окончательное превращение Шенгузена в предателя рабочего класса. В романе «Внуки» он получает пенсию от фашистского правительства.
Кроме Шенгузена, в романе «Сыновья» выступают активные враги рабочего класса — будущие фашисты. Таков молодой офицер Гейнц Венер, человек без каких-либо внутренних устоев, ради собственного благополучия готовый на любое преступление.
Своеобразно развивается дальше образ социал-демократа Карла Бревтена. Он в восторге от «бескровной» революции 1918 г. и получает, как старый социал-демократ, видное место в Совете рабочих и солдатских депутатов, но его отстраняют сторонники Шенгузена, убедившись в некоторой его независимости. Карл Брентен уходит из партии социал-демократов. Позднее Бредель приводит его к коммунистам.
В романе дана эволюция Вальтера Брентена, сына Карла Брентена и внука старого Хардекопфа. Вначале это молодой человек, протестующий против всего, что ему кажется отжившим и фальшивым, выражающий свой протест в причудливой и наивной форме. Вальтер рано становится самостоятельным, поступив на кораблестроительные верфи. Там он встречается с молодым рабочим Эрнстом Тиммом, который вовлекает его в партийную работу. Хотя Бредель не называет группу «Спартак», но ясно, что он имеет ее в виду. Это она вместе с рабочими-активистами дает отпор готовящемуся контрреволюционному путчу, это ее всячески преследует окопавшийся в правительстве Веймарской республики Шенгузен. Группа Тимма возглавляет передовую молодежь, и под ее руководством Вальтер превращается в подлинного революционера. Он попадает в тюрьму за пропаганду среди полицейского аппарата. Прослеживая судьбу следующего поколения, Бредель показывает образование партии нового типа, партии коммунистической, которая одна станет по-настоящему защищать интересы трудящихся. Внуки Третья часть трилогии — роман «Внуки» — охватывает период от прихода фашистов к власти до окончания второй мировой войны (1933—1945).
Рассказывая историю внуков Хардекопфа — Вальтера, Герберта й других, Бредель широко раскрывает картины европейской действительности 30—40-х годов. Одним из главных героев является Вальтер Брентен, теперь стойкий коммунист, деятель одной из подпольных ячеек. Бежав из тюрьмы, он попадает в Чехословакию, оттуда его направляют на партийную работу в Испанию; побывав в Советском Союзе, он вновь возвращается в Германию уже после войны, повторяя судьбу самого Бределя. Прослеживая путь Вальтера, мы видны и чудесную Прагу, и пестрые сцены эмигрантской жизни, и описание боев в Испании, и Москву, и начало второй мировой войны, а затем крушение гитлеровской армии. Многое показано несколько бегло. Слишком эпизодичны образы русских, с которыми встречается Вальтер. Неубедительно дан переход к коммунизму Карла Брентена — логика образа не оправдывает этого перехода.
Гораздо убедительней и ярче образы фашистских главарей. Вот доктор Баллов, крупный финансовый воротала, поддерживавший Гитлера, пока это было ему выгодно; вот уже знакомый читателям по роману «Сыновья» офицер Гейнц Венер, теперь крупный военный; вот Франц Тинн, который, спасаясь от безработицы, вступил в гитлеровскую охранку. Бредель умело изображает различные слои общества, поддерживавшие фашизм, а также и борцов против фашизма.
Мы снова видим Эрнста Тельмана, томящегоря в тюрьме» но остающегося идейным руководителем, вдохновителем антифашистов. Интересен образ Герберта Хардекопфа. Герберт, наблюдая жестокость немецких офицеров на Восточном фронте, не выдержал этого и перешел к русским партизанам; став коммунистом, он возвращается в Германию уже после окончания войны.
В романе большое место уделено образу Фриды Брентен, жены Карла Брентена, замученного в фашистских застенках. В первых двух частях трилогии это просто хлопотливая хозяйка, сердечно относящаяся ко всякому, кто нуждается в ее помощи; в романе «Внуки» Фрида превращается в женщину, которая спасает от гитлеровцев незнакомого ей рабочего и неоднократно помогает коммунистической партии. Фрида, ее квартирант Армбруст, который в конце романа сам становится коммунистом, рабочий Крюгер и его жена — все эти маленькие, незаметные люди представляют собой немецкий народ и вносят свой вклад в дело борьбы с фашизмом. Это немецкий народ, тяжелыми страданиями искупающий свою невольную вину перед человечеством, но все же выходящий на прямую дорогу, указанную компартией.
Таким образом, все романы Бределя, какие бы мрачные картины они ни рисовали, в конечном счете оптимистичны; их, несомненно, можно отнести к произведениям социалистического реализма. Автор ясно видит цели и перспективы поступательного движения человечества.
Кроме трилогии «Родные и знакомые», Бредель в этот период пишет по заказу правления Союза свободной немецкой молодежи историческую повесть для юношества «Виталийские братья» и разбирает в книге «Семь мастеров» творчество некоторых немецких и русских писателей. Интерес представляет его повесть «Пятьдесят дней», в которой он показывает новую строящуюся жизнь в ГДР. |
В небольшой деревушке Брухштедт в Тюрингии произошло наводнение. Такие наводнения случались и прежде, но пострадавших всегда предоставляли их собственной участи. Теперь же правительство организовало и прислало из других городов бригады помощи. Эта товарищеская солидарность становится символом новой жизни; она производит глубокое впечатление на крестьян, привыкших к суровому индивидуализму, ни от кого не ждущих помощи.
В 1950 г. В. Бредель был избран в Немецкую Академию искусств и получил национальную премию. В приветствии ЦК СЕПГ ко дню пятидесятилетия Бределя говорилось, что он показал, какие огромные творческие силы живут в трудовом народе.
В 1965 г. был закончен последний роман Бределя «Новая глава», имеющий громадный познавательный интерес, так как писатель изображаете нем по собственным наблюдениям небольшой немецкий городок сразу же по окончании войны. По дорогам тянутся толпы беженцев, в городе голод, разруха, разбомбленные здания. Легко может возникнуть эпидемия, так как испорчен фильтр для питьевой воды. Но начинает работать новая власть, возвращаются из лагерей, из подполья, из эмиграции антифашисты и берут дело возрождения города в свои руки. Рабочие почти без помощи инженеров исправляют фильтр. Налаживается снабжение, открываются школы. В центре внимания автобиографический образ писателя Петера Бойзена, вернувшегося из Советского Союза и стремящегося всеми силами помочь родному городу. Роман «Новая глава» стал лебединой песнью Вилли Бределя, писателя, партийного и общественного деятеля, память которого чтит демократическая Германия. По словам В. Ульбрихта, Бредель всегда был там, где ярче полыхала борьба. | |
Просмотров: 2727 | | |