Джеймс Олдридж. Биография и обзор творчества 1918-2015
Джеймс Олдридж является одним из больших мастеров современной английской прозы. Его талантливые произведения хорошо известны в Советском Союзе и пользуются заслуженным успехом у читателей. Занятия литературой Олдридж совмещает с активной общественной деятельностью. Он известен как участник борьбы за мир и дружбу между народами.
Как писатель Олдридж сложился в годы второй мировой войны. В качестве корреспондента ряда газет он побывал в эти годы в Скандинавии, Греции, Египте, Иране, Советском Союзе. Ранние произведения Олдриджа отражают драматические коллизии этого периода. Военные действия на фронте, фашистская агрессия, борьба против нее явились основой его романов «Дело чести» (1942), «Морской орел» (1944), и книги очерков «О многих людях» (1946).
Первый роман Олдриджа «Дело чести» — это книга о героической борьбе греческого народа против итало-германских фашистских войск. В ней рисуется картина острых внутренних противоречий, существовавших в Греции в момент нападения на нее фашистской Италии.
Патриотический подъем, охвативший широкие круги греческого общества, нашел выражение в наплыве добровольцев в греческую армию, в многочисленных актах героизма. Несмотря на недостаток техники и боеприпасов, греки смогли остановить напор итало-фашистских войск и нанести им ряд поражений. Но в то время когда простые люди мужественно сражались на фронте, правящие круги проводили политику соглашательства и измены. Одна из сильнейших сцен в книге — картина расстрела греческих солдат. Группу греческих солдат расстреливают за то, что они судили своим судом изменника офицера. Эта жестокая и беспощадная сцена приобретает символическое значение.
Олдридж подчеркивает народный характер антифашистского движения. Демократические устремления писателя раскрыты в эволюции, переживаемой главным героем книги — английским летчиком Квейлем. Когда мы знакомимся с ним, Квейль мало интересуется вопросами политики. Храбрый и рпытный летчик, он не задумываясь выполняет приказы командования. Но когда Квейль попадает в Грецию, он становится свидетелем и участников волнующих событий. Квейль против войны. «Это грязное дело, самое грязное, какое только может быть», — говорит он о войне. Но он понимает, что борьба неизбежна, что только сражаясь можно остановить наступление фашистов.
Принимая участие в воздушных боях, видя мужество своих товарищей летчиков, гибнущих один за другим, и героизм греческих солдат, Квейль начинает 'возмущаться преступными распоряжениями командования.-Огромное впечатление производит на него расстрел греческих солдат. По мере того как у него накапливаются новые факты, Квейль приходит к выводу, что нужны решительные перемены в руководстве. ' | ,
Квейль гибнет в воздушном бою. Ему не удается дожить до лучших времен, не удается увидеть своего ребенка. Но, несмотря на трагическую концовку, книга Олдриджа проникнута оптимистическим пафосом. Она зовет к утверждению жизни, к борьбе во имя справедливости и свободы. Роман «Дело чести», как и другие произведения писателя, примечателен своим динамизмом. Олдридж — большой мастер острого, насыщенного действием сюжета. В испытаниях, выпадающих на долю его героев, им приходится до предела напрягать свои физические и духовные силы. Герои Олдриджа выявляют свои способности и возможности в трудные минуты. Таков Квейль. Трудный экзамен на мужество и хладнокровие он выдерживает в жестоких воздушных боях. А его воля, храбрость, упорство выявляются во время перехода линии фронта, когда он, раненный, преодолевая огромные трудности, возвращается на свой аэродром.
Роман Олдриджа насыщен действием. Следуя традиции Лондона, Олдридж избегает длинных описаний. Большое место в его книге занимает диалог, который отличается сжатостью, лаконизмом. Герои Олдриджа предпочитают действовать, а не говорить, и их психология раскрывается через поступки.
«Морской орел» и хронологически и тематически продолжает линию «Дела чести». После оккупации Греции гитлеровцы предприняли вторжение на остров Крит. Находившиеся там английские войска были разбиты. Часть их была эвакуирована в Египет. Оставшиеся ушли в горы и оттуда предпринимали попытки прорваться к побережью. Но их большей частью уничтожали.
Сюжетную канву романа составляет стремление австралийцев Энгеса Берка и рыжего великана Стоуна выйти к морскому побережью, чтобы оттуда уехать в Египет. Такую жё цель ставит перед собой молодой грек Нис, который присоединяется к австралийцам и становится их проводником.
Однако эта простая сюжетная схема наполняется глубоким содержанием. В романе правдиво показан жестокий режим террора, установленный гитлеровцами после захвата острова. Они разрушают деревню, предают казни рыбака Спаду и eroi молодую жену Смаро, а у остальных жителей конфискуют лодки, чем обрекают их на голодную смерть.
Но ни террор, ни жестокие казни не могут заставить жителей Крита примириться с режимом оккупации. Свободолюбивые критяне поднимаются на борьбу с иноземными захватчиками и внутренней реакцией. Одним из больших достоинств «Морского орла» является как раз изображение народного партизанского движения, которое разрастается на Крите. В парти-( занский отряд, возглавляемый Хаджи Михали, входят рыбаки, крестьяне, ловцы губок. Отряд Хаджи Михали неразрывно связан с народом. Писателю удалось показать полное единство партизан с населением острова.
Образ Ниса является бесспорным достижением Олдриджа. В .лице Ниса писателю удалось создать замечательный образ революционера и патриота, до конца преданного благородной идее освобождения родного народа. Несмотря на молодость, у Ниса славное боевое прошлое. С юношеских лет он вместе с отцом принимал участие в борьбе против профашистского греческого правительства. С риском для жизни они занимались тайной доставкой оружия, необходимого для народного восстания. В этой борьбе погиб отец, а Нис был арестован и брошен на несколько лет в тюрьму, откуда его освободили только после начала войны. Годы заключения не сломили мужества и воли молодого революционера. Освободившись из заключения, он продолжает свою революционную деятельность. Нис живет одной мыслью. Он понимает, что главным противником теперь являются гитлеровские захватчики и что необходимо драться с ними. Но как и где драться — этот вопрос не ясен ему. '
В самом начале романа, где мы впервые встречаемся с Ни-сом, он, как и Энгес Берк, считает, что борьбу за Крит, за освобождение Греции можно продолжать только в Египте, где находятся вооруженные силы англичан. По мере того как Нис глубже вникает в положение дел на Крите, ему становится ясно, что его место здесь, на Крите, что он должен бороться вместе с родным народом.
Пример Ниса, остающегося на Крите, производит сильное впечатление на Энгеса Берка. Если раньше Берк жил мечтой о Египте, то теперь перед ним со всей остротой встает проблема выбора пути. Берк задумывается над тем, где он может принести наибольшую пользу. Берк уезжает в Египет, но там он берется выполнить поручения Ниса. После второй мировой войны Олдридж активно сотрудник чает в международном движении за мир. Он был участником Всемирного конгресса сторонников мира в Париже и Стокгольмской сессии Всемирного Совета Мира. Неоднократно Олдридж приезжал Bv Советский Союз. В 1973 г. он был награжден Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
В послевоенные годы Олдридж в своем творчестве обращается к злободневной тематике. Во второй половине 40-х годов он создает пьесу-памфлет «49-й штат». Пьеса является острейшей сатирой на политику, проводимую буржуазным английским правительством. По остроте сатирического осмеяния, по меткости и точности характеристик, даже по теме она как бы продолжает пьесу Б. Шоу «Тележка с яблоками».
Смысл пьесы раскрывается уже в заглавии. Англия перестала быть великой державой. Она не проводит собственную политику, а идет на поводу у Соединенных Штатов Америки. По существу говоря, она начинает превращаться в- 49-й штат Соединенных Штатов. /
Разоблачению происков империалистических кругов, теме борьбы за мир был посвящен роман «Дипломат» (1949). «Дипломат» — роман политический. Он в значительной мере посвящен демократическому движению в Иранском Азербайджане, в результате которого там было создано автономное национальное правительство. Представители империалистических кругов пытались в свое время обвинить Советский Союз в поддержке азербайджанских повстанцев.
Роман Олдриджа начинается с того, что английское правительство направляет в Москву дипломатическую миссию для переговоров по азербайджанскому вопросу. Миссию возглавляет английский дипломат лорд Эссекс. Его помощником является инженер Мак Грегор.
С первых страниц романа мы сталкиваемся с двумя противоположными точками зрения, с разным отношением к миру, к людям, к своим обязанностям.
Первую точку зрения выражает Эссекс. Лорд Эссекс — типичный представитель английских консервативных кругов. Ему вполне ясна цель, с которой английское правительство направило его в Москву. Он должен добиться у Советского правительства согласия на создание международной комиссии для расследования положения в Иранском Азербайджане. Иными словами, он добивается вмешательства Советского правительства во внутренние дела другого государства, что позволит империалистическим кругам обвинить Советский Союз в агрессии, поможет обострить международную обстановку. Эссекса не интересует истина. Ему важно выполнить возложенную на него миссию и выступить застрельщиком новой антисоветской кампании. Противоположностью Эссексу является Мак Грегор. Мак Грегор — не профессиональный дипломат. В состав миссии он попал как эксперт, как человек, много лет проживший в Иране. За годы, проведенные там, он успел искренне полюбить эту страну и ее трудолюбивый народ. В отличие от Эссекса, Мак Грегор убежден в том, что их миссия должна установить факт вмешательства или невмешательства СССР во внутренние дела Ирана.
Эссекс и Мак Грегор действуют в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Каждый из них безрезультатно старается воздействовать на другого. Борьба между ними вступает в решающую фазу после возвращения в Лондон.
Вернувшись в Англию, Эссекс в ложном свете информирует общественность. Клевеща на Советский Союз, обвиняя его в агрессии, во вмешательстве во внутренние дела другого государства, Эссекс способствует раздуванию «холодной войны», обострению международной обстановки. С таким искажением действительности не может примириться Мак Грегор. Совесть и убеждения не позволяют ему больше молчать. Мак Грегор пишет статью, которая опровергает все домыслы Эссекса. И хотя на него обрушивается буржуазная пресса, хотя его ожидают серьезные неприятности, Мак Грегор чувствует, что он поступил правильно. В результате действий Мак Грегору срывается очередная авантюра империалистических кругов, выигрывает дело мира.
Превосходство Мак Грегора над Эссексом, его победа в плане политическом подкрепляется его победой в плане личном: Кэти Клайв, сотрудница посольства, отдает предпочтение Мак Грегору.
Как и в других романах Олдриджа, характеры действующих лиц в «Дипломате» показаны в развитии. Если в начале книги Мак Грегор выступает как человек наивный в вопросах ' политики, далекий от нее, то затем он приобретает необходимый опыт, начинает интересоваться политическими вопросами и в меру своих сил способствовать их разрешению.
Принципиальный спор Эссекса с Мак Грегором происходит на фоне событий московской жизни, продолжается в Иране и находит свое разрешение в Англии. Действие романа развивается стремительно. Герои постоянно находятся в движении. На их долю выпадает много приключений, которые также помогают раскрытию особенностей их характера.
«Дипломат» — значительное произведение Олдриджа. Но тем не менее в нем есть и слабые места. Автор не показывает всего размаха движения за мир. В его романе в борьбе за мир принимает участие небольшая группа интеллигентов, и в первую очередь Мак Грегор. Рабочие Англии, широкие круги английской общественности оказываются вне поля зрения автора. Гуманизм, присущий Олдриджу, его вера в человека прозвучали и в романе «Охотник» (1950). В этой книге нет острой политической злободневности, которая так присуща большинству произведений писателя. Но она открывает новые стороны дарования Олдриджа, значительно расширяет круг его интересов.
В «Охотнике» изображается небольшой поселок Сент-Эллен, затерянный среди канадских лесов, и трудная жизнь его обитателей — фермеров, охотников, звероловов. Центральной фигурой книги является охотник Рой Мак-Нэйр, сильный, мужественный человек, переживающий социальную и личную драму. Благодаря оскудению природы ему все дальше приходится уходить на охоту от поселка. Но у него есть подруга Джин Эндрюс, муж которой оставил ее много лет назад. Покидая Сент-Эллен и возвращаясь обратно, Рой каждый раз ожидает с отчаянием появления мужа своей возлюбленной.
Олдридж несомненно сочувствует своему герою. Рой МакНэйр близок и понятен ему своей гуманностью, любовью к людям. Рой способен жертвовать своими интересами для других, быть настоящим другом.
Роман «Охотник»—это книга не только о людях, но и о природе, о канадских лесах и их обитателях. В * Охотнике» убедительно показано, что жизнь людей неразрывно связана с жизнью природы и что оскудение природы гибельно отражается на человеческом существовании. Рисуя великолепные картины природы, Олдридж, однако, не проповедует уход в нее. Рой Мак-Нэйр любит лес, он против напрасного убийства животных, но он -г- охотник; его профессия — добыча шкурок. -
Большую роль в книге играет образ Джин Эндрюс. Немногими скупыми, но выразительными штрихами автор рисует присущую ей решительность, ее большое чувство к Рою. Хотя Джин не часто появляется на страницах «Охотника», именно с ней связаны мысли Роя и ей в конечном счете принадлежит решение, определяющее его дальнейшую судьбу. 4
Вслед за «Охотником» Олдридж пишет роман о современном Ближнем Востоке. Так появляется книга «Герои пустынных горизонтов» (1954). Действие романа развертывается в маленьком арабском государстве с вымышленным названием Бахраз. Земля Бахраза содержит черное золото — нефть. Через нее протянулся нефтепровод, принадлежащий Англии. Продажные правители Бахраза не соблюдают интересов страны. Они являются агентами иностранных империалистов. Народ Бахраза — рабочие, крестьяне, кочевники пустыни — развертывает борьбу за национальную независимость, за соци-. альный прогресс.
В «Героях пустынных горизонтов» много действия. Картины песчаных пустынь Аравии сменяются описанием современной Англии, куда временами переносит нас автор. И здесь он вводит нас в атмосферу политической борьбы.
Главный герой романа Гордон — один из самых сложных и противоречивых характеров у Олдриджа. Человек умный, сильный, энергичный, Гордон давно разочаровался в жизни буржуазного общества и в его идеалах. Попав во время войны в Аравию, он познакомился с арабами-кочевниками и искренне полюбил их. Жизнь кочевников привлекает Гордона своей естественностью и простотой. Он восхищается благородством и вольнолюбием арабов, питает пристрастие ко всему, в чем можно почувствовать дух пустыни во всей ее первозданной чистоте. Но он не хочет замечать того, что среди кочевников царят нищета, болезни, голод, что они оторваны от мира и ведут убогое существование.
Гордон идеализирует патриархальные отношения арабов, он против того, чтобы у них создавалась промышленность, вырастало машинное производство. Гордон выступает против того, чтобы вольные дети пустыни, чудь ли не равные в своей естественности богам, превращались в конторщиков. Напрасно с ним спорят его подруга Тэсс и бахразец Зеин. Зеин говорит, что нужно уничтожить эксплуатацию, частную собственность, что рано или поздно здесь будет создано социалистическое государство с просвещенным рабочим классом. Гордон остается непримиримым.
Трагедия Гордона заключается в том, что он смотрит назад, а не вперед, не считается с логикой развития истории. Несмотря на присущую ему силу убеждения, несмотря на сильный характер, Гордон все время остается одиноким, запутавшимся в противоречиях.
Рисуя внутреннее одиночество героя, Олдридж показывает, что и во внешнем мире Гордон утрачивает одну за другой свои, позиции и также остается в полной изоляции от всех. Из-за разногласий в убеждениях у него происходит разрыв с любимой девушкой Тэсс. Друг его, эмир Хамид, вначале, как и Гордон, считавший, что правда где-то посередине между демократией и капитализмом, приходит к убеждению, что свободу можно завоевать лишь благодаря союзу кочевых племен с рабоче-крестьянским движением. У ^Гордона не остается друзей. Даже арабские мальчики Минка'и Нури, всем сердцем привязанные к нему, и те отступаются от него.
Индивидуалистическая философия приводит Гордона к открытому столкновению с новым миром. Когда восставшие захватывают английские нефтепромысла, Гордон решает взорвать электростанцию, видя в ней символ ненавистной ему машинной цивилизации. Сам он думает, что «спасает» кочевников от власти машин. На самом же деле он действует на руку империалистическим кругам, выполняет желание английского президента генерала Мартина. Гибель ГЬрдона закономерна. У него нет ясной цели, нет будущего. Он, а не его друзья арабы, — герой Пустынных горизонтов, которые не открывают никакой перспективы. Символически звучат заключительные строки романа: «Так
живое осталось с живыми, а мертвое было отдано мертвым».
В «Героях пустынных горизонтов» Олдридж выходит за рамки критического реализма. Его книга не только правдиво отражает реальную картину современной жизни, но и показын вает ее в революционном развитии. В романе объективно показано, как старая, отжившая идеология уступает место новой, передовой, а новый мир идет на смену старому.
Писателю удались образы коммунистов, Тэсс и Зеин выступают как носители прогрессивных тенденций нашего времени, как люди нового, рождающегося мира. Оба они беззаветно отдают все свои силы служению делу народа, оба они уверены в грядущей победе его.
В «Героях пустынных горизонтов» Олдридж впервые в своем творчестве обратился к теме рабочего класса. Хотя описание митинга бастующих рабочих занимает немного места в книге, оно имеет большое идейное значение. В лице бастующих докеров автор изображает людей, которым будет принадлежать будущее.
Роман «Не хочу, чтобы он умирал» (1957) логически продолжает и дальше развивает ту тематику, которая глубоко волнует писателя. Действие его развертывается в Египте в годы второй мировой войны. Одна сюжетная линия книги имеет непосредственное отношение к ходу военных действий на фронте, она воскрешает драматические события военных лет. Вторая линия связана с национально-освободительным движением в'Египте. Обе линии тесно сплетаются с судьбой героя романа — капитана Скотта. Основой конфликта, рисуемого в романе, является глубокое недовольство Скотта английским командованием, по преступной вине которого гибнут боевые товарищи Скотта. Главный виновник этой гибели, кровавый генерал Черч, вызывает у Скотта чувство ненависти и презрения. Скотта не привлекает ни блестящая военная карьера, которая открыта перед ним, ни комфортабельное существование в штабах. Жизнь в пустыне, полную опасностей и тревог, он предпочитает пустому времяпрепровождению в Каире. Опытный инженер, искусный топограф, Скотт пользуется большим уважением со стороны своих товарищей. Но в его способностях нуждается и английское командование. Отношения между ним и Скоттом пытается наладить Люси Пикеринг, женщина, которую Скотт любит.
Люси Пикеринг нравится сильный, волевой, не похожий на других Скотт. Она считает, что Скотт не использует свои способности и возможности. С этой целью она воздействует на Скотта, старается убедить его поддерживать дружеские связи с высшей средой, бывать на приемах у высокопоставленных лиц. Скотт оказывается на распутье. С одной стороны, он полон негодования и презрения к правящим кругам, с другой стороны, в его сознании сильны традиции лояльности по отношению к Британской империи.
Встреча с египетским офицером Гамалем, одним из организаторов национально-освободительного движения, становится поворотным пунктом в судьбе Скотта.
С образом Гамаля связана тема пробуждающегося национального самосознания, играющая важную роль в произведениях Олдриджа. Высокие моральные качества Гамаля, его стойкость, убежденность в правоте своего дела оказывают большое влияние на Скотта. После знакомства с Гамалем он еще более убеждается в том, что современный мир плохо устроен и нуждается в переделке. Скотт приходит к пониманию необходимости борьбы с социальным злом. В следующем романе писателя—«Последнее изгнание» (1961) — герой преодолевает свой абстрактный гуманизм и становится на сторону египетского народа в его борьбе против англо-франко-израильской интервенции.
О сложном внутреннем мире англичанина Руперта Ройса, друга нашей страны, повествует роман Олдриджа «Сын земли чужой», объединяющий (в русском переводе) два романа: «Пленник той страны» и «Большая игра». | |
Просмотров: 2717 | | |