Шон О'Кейси. Биография и обзор творчества

Шон О'Кейси. Биография и обзор творчества

Великая Октябрьская революция имела широкий резонанс в Ирландии, она стимулировала ирландское революционно-освободительное движение, которое вылилось в партизанскую войну 1918—1921 гг. В 1921 г. Англия была вынуждена пойти на перемирие, расчленив при этом Ирландию, оставив за собой северные графства. Буржуазные руководители национального ирландского движения согласились на это, но народ воспротивился, и с новой силой вспыхнула гражданская война, длившаяся по 1923 г. «Свободное Ирландское государство» стало государством буржуазии, которая использовала правительственный аппарат для преследования революционного пролетариата. С 1937 г. правительство де Валера поддерживало испанский и германский фашизм и негласно помогало Гитлеру во время второй мировой войны.

 

В конце XIX и начале XX в. в Ирландии возникло национальное культурное движение, называемое «кельтским» или «гэльским Возрождением» (ирландцы принадлежат к гэльской ветви кельтов); оно боролось за возрождение ирландской культурной традиции и ирландского (иначе гэльского) языка.

 

Движение «Ирландское Возрождение» было буржуазно-демократическим, оно не было связано с интересами народных масс. Его деятели поэтизировали старину, далекое прошлое, игнорируя исторический процесс и перспективы развития.

 

Большую роль сыграло создание в 1899 г. национального ирландского театра. Это был «Литературный театр», или «Театр Аббатства», вставивший пьесы, посвященные ирландской действительности и особенно ирландской истории.

 

Предшественниками О’Кейси в английской драматургии были Уильям Батлер Йейтс (1865—1939) и Джон Миллингтон Синг (1871—1909). У. Б. Йейтс — видный поэт и драматург. В 1923 г. ему присуждена Нобелевская премия. Он был активным участником борьбы за независимость Ирландии. В первом периоде творчества он проявляет большой интерес к фольклору, обрабатывает фольклорные сюжеты в романтическом духе. Особенной известностью пользовались его пьесы «Графиня Катлин», «Земля сердечных желаний», «Горшок супа» и «Дейрдре».

 

В драме «Дейрдре» Йейтс модернизировал образы древней саги. Он создал лирическую драму с символическими мотивами. Большую роль играет в ней рок, тяготеющий над жизнью прекрасной Дейрдре и ее преследователя — короля Кон-хобара.

 

Д. М. Синг был смелым реалистом; он рисовал быт и нравы ирландской деревни («Удалой молодец — гордость Запада», 1906), показал трагедию ее нищеты и грря («Скачущие к морю», 1904), призывал от скудного прозябания и накопительства к подлинно человеческой жизни («В тени долины», 1903). Синга не раз обвиняли в клевете на ирландскую деревню, в грубости и цинизме. Его пьеса «Свадьба лудильщика» (1907) дерзко осмеивала церковь, игравшую в Ирландии очень большую роль, и была запрещена к постановке. В своей последней пьесе «Дейрдре — дочь печалей» Сннг обратился к излюбленной теме ирландских поэтов — к старинной народной саге о Дейрдре. Но и ей он придал реалистический оттенок.

 

Крупнейшим передовым писателем Англии и Ирландии стал Шон О’Кейси. В молодые годы Шон О’Кейси был членом патриотической Гэльской лиги. Горячий патриот демократической Ирландии, он затем не принял буржуазной республики Ирландии.

 

Шон О’Кейси родился в Дублине в бедной ирландской семье; рано осиротел, многие годы работал простым рабочим на стройках и железной дороге, получая образование самоучкой. Он принимал участие в забастовке трамвайщиков в 1913 г., в трагических событиях 1916 г., прозванных «кровавой пасхой». Захваченный полицией, он едва спасся от расстрела.

 

О’Кейси рано заинтересовался «Манифестом Коммунистической партии». Марксизм помог ему преодолеть чувство растерянности и безнадежности, охватившее Ирландию после 1916 г., и понять роль пролетариата. С первых дней революции в России О’Кейси был на ее стороне. Он принял деятельное участие в движении «Руки прочь от России!». Расхождение О’Кейси с ирландскими буржуазными республиканцами обострилось после провозглашения в 1921 г. независимой Ирландии, так как с первых же дней правительство президента де Валера действовало против пролетариата. В 1926 г. О’Кейси покинул Ирландию и переехал в Лондон; позднее он поселился на юге, в районе Девона. В 1930 г. писатель вступил в Коммунистическую партию Великобритании, в 1939—1945 гг. горячо агитировал за союз с СССР й призывал нанести сокрушительный удар фашизму. Последние годы О’Кейси горячо поддерживал движение сторонников мира.

Писать Шон О’Кейси начал рано, но только благодаря Йейтсу в апреле 1923 г. была поставлена в Дублине его первая пьеса — <Тень стрелка» (опубликована в 1925 г.). «Тень стрелка» посвящена событиям 1920 г., когда стал очевидным антидемократизм буржуазных партий, когда правительственные гвардейцы расстреливали стрелков народной гражданской армии. «Тенью стрелка» назван герой пьесы, поэт-декадент Дональд Деворен. Ему вначале льстит, что его приняли по ошибке за стрелка республиканской армии Мигуара, но, узнав, чем это грозит, Деворен приходит в отчаяние. Положительный образ — девушка Минни. Она простая служанка, патриотка. Приняв Деворена за республиканского стрелка, Минни спасает его и погибает. Эгоизму и трусости буржуазной интеллигенции противопоставлена способность народа на самопожертвование во имя патриотизма и любви.

 

Действие второй трагедии, «Юнона и павлин» (поставлена в 1924 г., опубликована в 1925 г.), связано с гражданской войной в Ирландии. Героиня пьесы — миссис Бойль, энергичная, волевая женщина, не падающая духом под бременем невзгод. Муж прозвал ее Юноной за непреклонный характер. Она и дочь Мэри работают, а мужчины — муж и сын — только бездельничают и жалуются на свою долю. Хвастливый краснобай Бойль, муж Юноны, не более чем павлин с ярким опереньем,

 

Юнона жалеет ослепшего сына Джонни, его страх преследования она объясняет болезнью. Она ненавидит республиканцев и радуется, что Джонни порвал с ними после того, как был убит его друг Танкред. Считая Танкреда виновником ранения Джонни, она не тронута его смертью и горем его матери -и только после убийства Джонни постигает глубину материнского горя. Драматург оставил Юнону в заблуждении относительно Джонни. Она не знает, что он предательски выдал Танкреда, что измучивший его страх был страхом перед справедливым возмездием.

 

Уже в первых пьесах отчетливо выступает революционная позиция драматурга: приемами гротеска и иронии он развинчивает демагогию и позерство буржуазных националистов и I с лирическим пафосом говорит о революционерах.

 

Пьеса «Плуг и звезды» (поставлена в Дублине в феврале 1925 г.) воссоздает атмосферу Дублинского восстания 1916 г.

 

В заглавии пьесы — эмблема ирландской гражданской армии. Герой этой пьесы не только республиканец-повстанец К л игрой, но и революционная масса, народ. Несмотря на трагизм развязки — гибель положительных героев-революционеров, О’Кейси приемом эмоционального рассказа о событиях, происходящих за сценой, раскрывает историческую перспективу: сердце народа принадлежит революции, народ победит.

 

В пьесе «Звезда становится красной» (1940) изображена забастовка дублинских рабочих 1913 г., вызванная локаутом.

Это пьеса о классовой борьбе. Лагерю буржуазии и церковников противопоставлены революционные рабочие во главе с Красным Джимом. В его лице О’Кейси впервые попытался создать образ рабочего-революционера, который ведет массы на борьбу против соглашателей и национальной буржуазии. В пьесе изображено вооруженное столкновение с полицией. Несмотря на гибель народных вождей, не остается сомнений в будущей победе народа.

 

Трагедия «Красные розы для меня» (1942) отражает серьезные классовые и психологические конфликты. Ее герой Айамон — молодой рабочий, человек больших духовных запросов. Вначале он верит соглашателям, потом порывает с ними и становится во главе забастовки и демонстрации рабочих. Айамон убит полицейскими. Он не отступил, не изменил себе, на него не подействовали уговоры любимой девушки отказаться от борьбы. Айамон пришел к пониманию того, что за красоту, которую он так любил, надо бороться. Он верит в силы народа, образно сравнивая народ с деревом, он верит, что «хотя листья и цветы опали, но дерево не умерло». Революционный оптимизм выражен в любимой песне Айамона «Красные розы для меня», словами которой, звучащими над его гробом, заканчивается пьеса.

 

Против католической церкви, сеющей нетерпимость и суеверие, направлена драма О’Кейси «Костер епископа» (1955). Пьеса «Барабаны отца Нэда» (1958) полна боевого духа.

 

Драматургия О’Кейси отличается большой самобытностью и оригинальностью приемов. Он любит полные значения символические сцены. Прозаический текст перемежается песнями, стихотворными вставками. Этот прием идет от ирландского фольклора.

Социально-автобиографическая эпопея

С 1939 по 1954 г. О’Кейси работал над шеститомной эпопеей «Зеркало в моем доме». Используя жанр автобиографии, он создал эпическое полотно общественной, политической и литературной жизни Ирландии и Англии своей эпохи. Рамки мира, в которых живет герой, расширяются, и последние части эпопеи заполнены событиями мирового значения. Но и в тех частях, где О’Кейси рассказывает о прошлом, об Ирландии времен Гаэльской лиги 90-х годов, он перекликается с современностью.

 

Первый роман цикла — «Я стучусь в дверь» (1939) — изображает Дублин 90-х годов. Жизнь мальчика Джонни протекает в обстановке нищеты, он болен, ему угрожает потеря зрения, но он страстно тянется к жизни и впитывает ее разнообразные впечатления. Он видит резкие контрасты: официальные парады и торжества и народные демонстрации, разгоняемые на улицах; декоративную пышность древней ирландской столицы и нищету народа.

Фоном событий второго романа — «На пороге* (1942) — является англо-бурская война, вызвавшая возмущение передовых ирландцев. Джонни самбучкой становится образованным человеком. Он сознательный пролетарий, полный чувства классовой гордости. Джонни не склоняет головы перед работодателями, чувствуя, что он и ему подобные ограблены капиталистами. Но он еще верит руководителя^ ирландского национально-освободительного движения, верит в их революционность.

 

В следующем романе—«Барабаны под окном» (1945) — развертываются картины классовой и национально-освободительной борьбы начала XX в. — стачек, забастовок, восстаний. Роман вскрывает и противоречия этого движения, неоднородность интересов его участников. Y

 

В романе «Ирландия, прощай!» (1949) показаны война Ирландии с Англией в 1918—1921 гг. и гражданская война, в которой буржуазия одержала победу над ирландским пролетариатом. В романе даны портреты филистеров, демагогов, буржуазных националистов. Писатель решает покинуть буржуазную Ирландию, чтобы вдали от нее, в Англии, бороться по-революционному за ее обманутый, но мужественный народ. «Да, Лондон превратит его в полностью развившегося зрелого мужа. Плыви, плыви, отважный челн!» Так кончается роман.

 

Через четыре первых романа эпопеи проходит образ матери писателя. Это простая женщина, которую страстная, самоотверженная любовь к детям приводит к пониманию социальной несправедливости.

 

В пятом и шестом романах — «Роза и корона» (1952), «Закат солнца и вечерняя звезда» (1954) — герой становится известным писателем, живет активной политической и литературной жизнью, встречается с .разными людьми. Политическая жизнь Западной Европы между двумя войнами представлена в живых портретах руководителей правительств и партий и в народных сценах. Разнообразны приемы, которыми пользуется О’Кейси, создавая портреты исторических деятелей — Болдуина, Черчилля и др. Гротеск и сатира оттеняются привлечением подлинных документальных данных.

 

* Большое место в двух последних книгах отведено вопросам литературы и театра. О’Кейси защищает принципы реализма и осмеивает декадентство. В романах даны образы крупных современников Шона О’Кейси — Йейтса, Шоу и Уэллса. Разными приемами построены эти образы, и этим сразу утверждается все их отличие друг пт друга. Сдержанному, утонченному и отрешенному от жизни Йейтсу противопоставлен неуемный, влюбленный в жизнь Б. Шоу. Фигуры исторических и литературных деятелей даны на фоне важнейших событий.

Эпопея пронизана революционным пафосом, уверенностью в наступлении часа, когда в Великобритании осуществится историческая миссия пролетариата.

 

Богатство стилистических приемов лиро-эпической эпопеи О’Кейси неисчерпаемо. Внутренний монолог обычно перерастает в самостоятельную вставку — яркую картину, полную ассоциаций.

 

В этих картинах большое место занимают фольклорные и исторические сюжетщ. Посредством вставных ассоциаций и параллелей писатель заостряет восприятие современности своим героем, дополняя строй его мыслей. Стихотворные вставки, слагаемые лирическим героем! стихи, цитируемые им стихи других поэтов — все это закрепляет те эмоции, какие вызывает в нем действительность. Связь повествовательной манеры О’Кейси с ирландской народной литературной традицией проявляется в пристрастии к повторам и параллелизмам. Они придают своеобразную поэтическую дикцию эмоциональному стилю О’Кейси. Сарказм, боевая разящая сатира и лиризм соединены в его эпопее.

 

Эпопея О’Кейси с ее широким охватом действительности и устремленностью в будущее — одно из первых произведений социалистического реализма в Англии и Ирландии.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (19.01.2017)
Просмотров: 1670 | Теги: Литература | Рейтинг: 0.0/0