Австралийская литература в XX веке

Австралийская литература в XX веке

Первыми переселенцами из Англии в Австралию были ссыльные, а позднее — гонимые голодом бедняки. Они освоили Австралию, развили в ней скотоводство, открыли ее природные богатства — золото, серебро, опалы. Труженики Австралии создали в конце XIX в. профсоюзы, отстаивали право на восьмичасовой рабочий день и в 1901 г. добились национального самоуправления Австралии на правах доминиона.

 

Австралийские трудящиеся сумели провалить в 1919 г. попытку послать австралийские войска против Советской России. В 1920 г. создалась Коммунистическая партия Австралии.

 

В 1930 г. Австралия получила независимость. Напряженная борьба прогрессивных сил за мир и против всяких происков реакции знаменует современную, действительность Австралии.

 

Австралийская литература рано стала национальной по содержанию и реалистической по основному направлению. Демократизм характеризует мировоззрение большинства признанных австралийских писателей.

Классик австралийской литературы Генри Лоусон, один из первых социалистов Австралии, создал австралийскую реалистическую новеллу и прекрасные революционные стихотворения. Лучшие его рассказы объединены в сборники «Пока закипает котелок» (1896), «По дорогам и обочинам» (1900), «Джо Уилсон и его товарищи» (1901). Его герои — преимущественно сельскохозяйственные рабочие (пастухи, стригали, гуртовщики). В большинстве случаев это сезонники, вынужденные в поисках работы брести пешком из штата в штат. Все их имущество умещается в походном мешке. Но это люди сильные духом, смелые, наблюдательные. Участь бездомных, возможная смерть у дороги наложили на них свой отпечаток, но не убили в них живую душу. Они отзывчивы, готовы поделиться с товарищами и помочь в беде.

Крупнейшая австралийская писательница Катарина Сусанна Причард (1887—1969) была членом Коммунистической партии Австралии со дня ее образования. Она вела до конца своих дней активную творческую и общественную деятельность.

 

Творчество Причард пронизано любовью к простым людям с их трудовой жизнью, с их радостями и заботами. Причард не ищет острых сюжетов и драматических положений, она рисует жизнь, как она есть, рисует простых людей в буднях повседневности. Она создает яркие типические образы, довольствуясь минимумом средств.

 

Роман «Черный опал» (1921) — первый австралийский социальный роман. Рисуя труд старателей на опаловых разработках, писательница дала совершенно новое направление «старательскому», или «золотоискательскому», роману с его счастливой развязкой, непременными атрибутами которой были богатство и любовь. Причард, не приукрашивая жизни, прослеживает, как ее герои приходят и единственно возможному пути для рабочего люда — к товарищеской солидарности.

 

В романе «Погонщик волов» 1 (1926) сюжет связан с началом профессионального движения 20-х годов в глухом краю Западной Австралии. Главные герои романа — простые труженики — лесовоз Рэд и служанка Дэб, дочь бедного фермера. Их поиски счастья и перипетии их личных отношений тесно переплетаются с изображением жизни рабочих. Герои участвуют в начавшемся профсоюзном движении, в первой забастовке в этих местах. Убедительно показано воздействие освободительных идей Великой Октябрьской революции на австралийское рабочее движение. Меняются времена и люди. Начинается ломка старых представлений о счастье и благополучии. Рэд и Дэб идут, рука об руку навстречу труду и надеждам. Фермерская собственническая психология терпит поражение.     

Важное место в творчестве Причард занимает роман «Ку« нарду» — о любви австралийской аборигенки и белого (1929).

В конце 40-х годов, в обстановке всемирного демократического подъема, Причард достигла большой идейной, глубины и художественной зрелости. Ее трилогия о золотопромышленном районе Западной Австралии состоит из романов «Девяностые годы» (1946), «Золотые мили» (1948) и «Крылатые семена» (1950) и охватывает шестьдесят лет истории, с 90-х годов прошлого века до середины XX в.

Причард ставила себе целью на фоне истории проследить рост индустриального пролетариата и эволюцию мировоззрения простых людей. От простого товарищества, характерного для 90-х годов, они приходят к новой форме солидарности — классовой, пролетарской.

Главные герои эпопеи — Салли Гауф и ее друг и помощник Динни Куинн. Энергичная, упорная, трудолюбивая, с широкой, открытой душой, Салли воплощает все лучшие и типичные качества простой австралийской женщины. Она никогда не сидит сложа руки, не рассчитывает на помощь. Все, что она делает, она делает естественно, просто. Ее мораль сводится к правилу: ни работа, ни бедность не унижают человека. Салли располагает к себе отзывчивостью и Прямотой, женственной обаятельностью и твердой волей.

 

' Весьма характерна история отношений Салли и Морриса. От неясных романтических представлений о любви Оба приходят к утверждению крепкой трудовой семьи. С жизнью расширяется кругозор Салли, в суровых испытаниях осознает она единство с народом, неотделимость интересов своей семьи от интересов народа. Во имя погибших близких она участвует в движении за мир.

 

Путь простой австралийской женщины-матери Салли Гауф, напоминающий путь матери Павла Власова и Аннеты Ривьер, объясняется жизнью, а не литературным заимствованием. Все поведение, характер и взгляды Салли порождены австралийской жизнью, условиями и традициями, в которых развивался австралийский народ.

 

Тщательно прослежено воздействие жизни на развитие характеров, выделены важные, переломные моменты в жизни героев. В Томе Гауфе, втором сыне Салли, воплощены типические черты передовых австралийских рабочих. Он настоящий демократ-революционер, профсоюзный вожак. Дыханием молодости овеян образ внука Салли — Билля: это порывистый и решительный, жизнерадостный юноша ив то же время собранный, волевой коммунист. Во всем проявляется цельность его характера, гармония разума и чувств.

Яркий отрицательный характер прожженного авантюриста создан в лице Пэдди Кэвана, который прокладывает путь от дезертирства и мелких афёр на вершину общественного положения.

О чем бы Причард ни писала, подтекст ее творчества сводится к уверенности, что без солидарности и взаимной поддержки народу ничего не добиться.

Литература современной Австралии богата писательскими именами, талантами, литературными жанрами. Среди прогрессивных писателей-реалистов XX в. мы видим и талантливейшую поэтессу-социалистку Мэри Гилмор, дожившую почти до столетнего возраста (1865—1962), и одного из основателей австралийского романа Вэнса Палмера (1885—1959), и очеркиста и романиста А. Маршалла (род. в 1902 г.), и многих других.

Среди советских читателей популярно имя Димфны Кьюсак (род. в 1902 г.), чьи романы переводились на русский язык. Димфна Кьюсак — передовая общественная деятельница, борец против попыток возрождения фашизма, против агрессии во Вьетнаме, испытанный друг Советского Союза. Большой резонанс в ряде стран имела книга «Каникулы среди русских» (1964), в которой писательница живо и конкретно показала советскую действительность и советских людей с их богатыми запросами и возможностями, с их дружелюбием к другим народам мира.

 

В романе «Скажи смерти — нет!» (1951) Кьюсак прослеживает тяжелые бытовые условия австралийских трудящихся и прославляет самоотверженную любовь. Над любовью Барта и Джэн висит угроза. Джэн погибает от туберкулеза, и трогательная, беззаветная любовь Барта не может предотвратить роковой развязки; в болезни и смерти Джэн виновна социальная система.

 

Годам войны' посвящен роман «Южная сталь» (1953). В романах «Солнце в изгнании» (1955), «Черная молния» (1964), «Полусгоревшее дерево» (1969) писательница осуждает расизм. В пьесе «Тихоокеанский рай» (1956) осуждаются атомные испытания, проводимые США в Тихом океане. Убежденно и с большой силой Кьюсак обличает немецких неофашистов в романе «Жаркое лето в Берлине» (1961). Нелегкий путь от политической слепоты и наивности к прозрению проходит в романе молодая австралийка Джой, приехавшая с мужем на его родину, в Берлин, и убедившаяся в преступной деятельности его родных, бывших нацистов. Но в романе ярко представлены и борцы против реваншизма. Тонкий лиризм, меткие зарисовки жизни в Западном Берлине, мастерство пейзажа и интерьера, страстная публицистичность характеризуют этот роман.

 

Роман «Солнце — это еще не все» (1967) продолжает тему борьбы- против нашедших в Австралии убежище фашистов и против их тлетворного влияния на австралийскую студенческую молодежь.

 

Кьюсак мастерски пользуется острым, динамичным сюжетом, раскрывает глубокие психологические и политические конфликты. Ее стиль эмоционален и прост. Она мастер пейзажа, в том числе и городского, который она одна из первых ввела в австралийскую литературу.

 

Автор социально-психологических новелл Джон Моррисон (род. в 1904 г.) пишет о моряках, докерах, сезонных рабочих. Он и сам прошел суровую школу жизни, был матросом, докером, сезонником. Сборники его рассказов появились лишь после войны — «Морякам место на кораблях» (1947), «Черный груз» (1955), «Двадцать три» (1962). МорриЬон — автор двух романов, лучший из них — «Порт назначения» (1950).

С большим мастерством написаны его социально-психологические рассказы «Битва цветов», «Тебе, Маргарет». В первом из них показаны эгоизм и жажда собственничества, заставившие двух сестер, хозяек сада, погубить прекрасный сад и цветник; во втором садовник на языке цветов, создав красивую клумбу, выражает свое сочувствие хозяйке, постоянно оскорбляемой своим мужем.

 

Любимый прием Моррисона — беглый диалог, за которым кроется глубокая тема, умение пользоваться подтекстом. Его новеллы политически остры и вместе с тем обладают незаурядным психологизмом, высокими художественными достоинствами.

 

Австралийский модернизм несколько отличается от европейского и американского: он менее заражен фрейдизмом. Патрик Уайт (род. в 1912 г.), крупнейший прозаик и драматург, тяготеет к модернизму, мифотворчеству, пишет о постоянном одиночестве человека. Символическая тема распятия (романы «Счастливая долина», 1939, «Ездоки в колеснице», 1961) приводит к христианскому пониманию самопожертвования и очищения через страдание. В то же время в творчестве Уайта проявляются и реалистические черты. В романе «Вивисектор» (1970) прослежено и осуждено развитие эгоистического начала в характере художника Данфилда.

 

Австралийская литература продолжает развиваться, отражая политическую и социальную борьбу, питаясь животворными традициями реализма и верности народу.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (20.01.2017)
Просмотров: 2492 | Теги: Англия, Литература, 20 век, Австралия | Рейтинг: 0.0/0