Литература латинской Америки в 20 веке
Литература латиноамериканских стран, говорящих на испанском и португальском языках, очень разнообразна в своих национальных проявлениях. Вполне справедливо говорят о мексиканской, бразильской, аргентинской, кубинской, венесуэльской, чилийской и других латиноамериканских литературах. Но в то же время эти литературы имеют ряд общих черт. Среди них главными являются общность испанского и, в меньшей степени, португальского языков и общность родственной для них романской культурной традиции. Девятнадцатый век в истории латиноамериканских литератур — время развития романтизма. Расцвету романтизма способствует национально-освободительное движение в испанских и португальских колониях, в результате которого возникают самостоятельные латиноамериканские государства. Но освободившись из-под гнета Испании и Португалии, латиноамериканские страны попадают в зависимость от США, которые во второй половине XIX в. усиливают свое проникновение в Южную и Центральную Америку. Начинается борьба против североамериканских капиталистов и связанных с ними местных реакционных элементов, борьба, которая продолжается и в настоящее время. На почве этой борьбы в латиноамериканских литературах в конце XIX — начале XX в. возникает течение, известное под названием «креолизма» или «американизма». «Креолизм» обязан своим названием слову «креол»— так называли потомков испанцев, португальцев и французов, большей частью лиц смешанной крови. Противодействуя экспансии американских монополий, отстаивая национальную независимость, «креолизм» послужил основой для развития реализма в латиноамериканских литературах. «Креолисты» боролись за национальную литературу, за реалистическое изображение быта, нравов, природы, требо-; вали внимательного отношения к народной поэзии. Одним из виднейших представителей «креолизма» явился венесуэльский писатель Руфино Бланко Фомбона, писавший романы, рассказы, стихи, в которых отражались жизнь и быт различных слоев населения Венесуэлы. Мотивами «креолизма» было проникнуто творчество аргентинца Мануэля Угарте, чилийца Бальдомеро Лильо и многих других писателей.
На развитие современной латиноамериканской поэзии оказала большое влияние деятельность никарагуаского поэта Рубена Дарио (1867—1916). Он способствовал установлению традиции «креолизма» в поэзии, был большим новатором в области формы. Рубен Дарио боролся против захватнической политики США.
Последующее развитие реализма в латиноамериканских литературах обусловливается специфическими национальными условиями каждой отдельной страны. Так, в Мексике для становления реалистической литературы огромную роль сыграла мексиканская революция 1910—1917 гг. Под ее непосредственным влиянием, мексиканские писатели обращаются к большим социальным темам, создают произведения, пронизанные духом революционной борьбы. Таков, например, роман Мариано Асуэлы «Те, кто внизу» (1916). О мексиканской революции пишут Мартин Луис Гусман и Грегорио Лопес-и-Фу-энтес.
В Аргентине появляются произведения, рассказывающие о капиталистическом городе, о быте бедноты, произведения, в которых звучит протест против нечеловеческих условий жизни. Таковы книги Элиаса Кастельнуово, Альваро Юнке, Леонидаса Барлетты. Аргентина — страна пастухов-гаучо, пасущих огромные стада на просторах аргентинской пампы. Лучшее произведение о жизни гаучо — роман «Дон Сегун до Сомбреро» (1926) — написал Рикардо Гуиральдес.
В Бразилии, где необычайной остроты достигают аграрные противоречия, писатели уделяют много внимания жизни крестьян. Эта тема становится главной в творчестве Жозе Лине де Регу и Грасилиану Рамуса.
Большое влияние на латиноамериканские литературы ока-рала Великая Октябрьская революция. Передовые латиноамериканские писатели связывают свои судьбы с коммунистическим движением, с борьбой за национальную независимость, за демократию. Первостепенное значение для борьбы народов латиноамериканских стран против империализма и для развития прогрессивной литературы имела кубинская революция 1959 г. Николас Гильен Под воздействием Великой Октябрьской революции развивалось творчество одного из крупнейших латиноамериканских поэтов — кубинского поэта Николаса Гильена. Его первые книги стихов («Мотивы сона», 1930, «Сонгоро Косонго», 1931, «Вест-Индия Лимитед», 1934) рассказывали о жизни порабощенного населения Кубы и Гаити и были проникнуты боевым антиимпериалистическим настроением. С началом гражданской войны в Испании Николас Гильен едет туда и принимает участие в борьбе против фашистов. Испанские события находят отражение в его книге «Испания. Поэма в четырех песнях тоски и одной песне надежды».
В последующих произведениях («Мужественный сон», 1947, «Голубь народов», 1952, и др.) поэт обращается к борьбе народов Латинской Америки за свободу, выступает против происков империалистов, в защиту мира и демократии. Николас Гильен принимает активное участие в движении защиты мира, он — член Всемирного Совета Мира и лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Гильен горячо приветствовал кубинскую революцию.
Кроме стихов на общественные, политические темы, Н. Гильен пишет лирические стихи. Гильена-художника характеризует обращение к фольклору, к национальной кубинской культуре и в то же время превосходное знание лучших поэтических образцов мировой литературы. В его поэзии сливаются элементы негритянского фольклора, испанской народной песни, острая насмешка и лирический монолог. Стихи Гильена музыкальны. Многие из них положены на музыку. После победы революции на Кубе Гильен активно включается в строительство новой жизни. В стихотворении «Что. есть у меня?» поэт сравнивает прошлое с настоящим: А вот поглядим, Что есть у меня? Хуан Ничто я был вчера. А кто я сегодня? Хуан Все! («Новые, стихи») Большое место в поэзии Гильена занимает Советский Союз: Ты указал нам верный путь, И после долгих блужданий по морям Мы узнали Надежную гавань! («Советский Союз») В стихотворении «Ленин» поэт славит вождя трудящихся всего мира: Везде, всегда с тобою, в труде и отдыхе, простой, великий, над полем, над фабричною трубою, над общею и личною судьбою, как стадь, мечта, природа — многоликий. («Ленин») Хосе Мансисидор (1895—1956) Представителем революционной литературы в Мексике выступил Хосе Манси-сидор, автор получивших широкую известность романов «Мятеж» и «Красный город», рисующих картину революционной борьбы. В романе «Наша нефть» писатель показал борьбу мексиканских рабочих за нефтяные богатства своей страны, находившиеся в руках иностранных капиталистов. Значительным событием в латиноамериканской литературе 20-х годов явилась публикация романа колумбийского писателя Хосе Эустасио Риверы «Пучина» (1925), с позиций критического реализма познакомившего читателей с тяжелой жизнью рабочих каучуковых плантаций. Об эксплуатации рабочих на перуанских рудниках, об истреблении индейцев повествовала книга перуанского писателя Сесара Вальехо «Вольфрам». Габриеэла Мистраль В 20-е годы приобретает известность имя чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль, в стихах которой воспеваются крестьяне и ремесленники, ткачи и лесорубы. В 1945 г. Габриэла Мистраль получила Нобелевскую премию по литературе. Другой чилийский поэт начинает в эти же годы свой творческий путь. Это Пабло Неруда, который, воспевая любовь и природу, уже в это время проявляет интерес к суровой жизни простых людей. Активный общественный и политический деятель, в 1951 г. он был награжден Международной премией Всемирного Совета Мира. Пабло Неруда 1904-1973 Пабло Неруда (Нафтади Рикардо Рейес) родился на юге Чили в семье железнодорожного служащего. Он начал писать стихи еще мальчиком. В начале 20-х годов, после того как он пёреехал в столицу Чили Сант-Яго, появились его первые печатные произведения. Он выбрал для себя псевдоним Пабло Неруда потому, что творчество чешского поэта Яна Неруды произвело на него сильнейшее впечатление. Поступив на дипломатическую службу, Пабло Неруда побывал на Дальнем Востоке, в странах Европы и Южной Америки. В 40-е годы, будучи избранным в чилийский сенат, Пабло Неруда выступил с разоблачением реакционной политики, проводимой президентом Гонсалесом Виделой. Подвергшись жестоким преследованиям, поэт был вынужден уйти в подполье, а затем покинуть пределы Чили. На родину он возвратился в 1952 г. В ранней лирике Пабло Неруда совсем не касался больших социальных тем. Реальная жизнь со всеми противоречиями не находила в Ней отражения. Проникнутая мотивами скорби и страдания, ранняя поэзия Пабло Неруды и со стороны формы отличалась излишней сложностью. Не случайно некоторые критики называли ее «геометрической», «непроницаемой». Первый период поэтического творчества Неруды связан с европейскими модернистскими школами, и главным образом с сюрреализмом.
Решительный перелом в творчестве поэта произошел во второй половине 30-х годов. Он был обусловлен событиями большого политического значения. Находясь на дипломатической службе в Испании, Пабло Неруда стал свидетелем героической борьбы испанского народа. Всей душой сочувствуя делу защитников республики, поэт пишет книгу «Испания в сердце» (1937). Стихи, вошедшие в сборник, проникнуты страстью, пафосом негодования. Поэт проклинает предателей и наемников, явившихся с оружием в руках на землю Испании. В стихотворении «Альмерия», написанном после варварской бомбардировки города Альмерии, поэт с ненавистью говорит об убийцах. Через стихи сборника проходит образ Испании, бедной, суровой страны, в которой хозяйничали солдаты и священники:
Суровая Испания, край сосен и яблонь, твои господа запрещали тебе сеять хлеб, тревожить руду, разводить коров. («Испания, бедная по вине богатых») Ныне Испанию превращают в развалины, тяжелое бедствие обрушилось на ее сыновей:
Привольная Галисия, светлая, как ливень, теперь соленая от слез. («Оскорбленная земля») Но поэт верит в будущее Испании, верит в ее мужественный народ. Пабло Неруда воспевает героизм защитников свободы, победы народной армии. Книга «Испания в сердце» открыла читателям нового Пабло Неруду. Из узких рамок индивидуалистической поэзии он вырвался на широкий простор реалистического искусства. Поэт одиночества и отчаяния уступил место пламенному трибуну, защитнику свободы и демократии. В годы второй мировой войны, когда мир, затаив дыхание, следил за великой битвой на Волге, поэт пишет две поэмы — «Песнь любви Сталинграду» (1942) и «Новая песнь любви Сталинграду» (1943). В них он слагает гимн героическому городу и его славным защитникам. Первая поэма начинается с введения, в котором поэт пишет о том, что мысли простых людей во всем мире обращены к городу на Волге. О нем думает простой пеон его звезда светит морякам в море. В поэме поднимается волновавший тогда всю мировую общественность вопрос о втором фронте. Поэт возмущается тем, что в дни, когда грудь России терзают «миллионы пуль, десятки тысяч ядер», когда гибнут ее лучшие сыны, «Нью-Йорк танцует... Лондон погружен в коварное раздумье...». Гневно порицая медлительность союзников, Пабло Неруда глубоко убежден в том, что город выстоит, что его славные защитники, разбив врага, покроют себя вечной славой.
Второго фронта нет!.. Но, Сталинград, Ты устоишь, хотя бы день и ночь Тебя огнем пытали и железом! Да! Смерть сама бессильна пред тобой! Они бессмертны, сыновья твои... Вторая поэма, была написана уже после великого сражения. Она проникнута настроением победы. Кончилась длинная ночь, взошла заря победы. Поэт напоминает, что в дни жестокой битвы его голос звал прийти на помощь Сталинграду. Одно из самых значительных произведений Пабло Неруды — эпопея «Всеобщая песнь» (1950), над которой он работал в течение целого ряда лет. «Всеобщая песнь» посвящена Америке. Она делится на ряд глав, каждая из которых разрабатывает определенную тему. Главы рисуют общую картину развития Америки от древних времен до нашего времени.
В первой главе эпопеи, озаглавленной «Земной светильник», повествуется о растительном мире Америки, о животных и птицах, населяющих ее, о ее природных богатствах и реках, о племенах, обитавших на ее территории. Большой раздел эпопеи посвящен завоеванию Центральной и Южной Америки («Завоеватели»), Перед нами встают фигуры жестоких конквистадоров: холодного Кортеса, свирепого Писарро, зловещего Альмагро, творивших всевозможные преступления.
Народы Америки, поняв, что безжалостные иноземцы несут им рабство и гибель, поднимаются на освободительную борьбу («Освободители»). В Мексике сопротивление захватчикам возглавил отважный Куаутемок. В далеком Чили поднялись на борьбу храбрые арауканцы под предводительством молодого Лаутаро. В поэме описывается деятельность руководителей национально-освободительной борьбы:Сан-Мартина, Бернардо О’Хиггинса Рикельме, Ту ссена-Л увертюра, Хуареса и многих других. Поэт подчеркивает, что решающей силой в этой борьбе был простой народ. Но борьба против испанского ига не принесла Латинской Америке настоящего освобождения. Пользуясь слабостью и отсталостью новых государств, командные позиции в них захватили Соединенные Штаты Америки. В главе «Преданная земля» Пабло Неруда говорит о тех людях, которые воспользовались плодами национально-освободительного движения. Диктаторы и президенты, адвокаты и торгаши, чиновники и наемные писаки торгуют интересами народа, жестоко угнетают его. Одних эксплуататоров заменили другие. Рядом с национальной буржуазией в странах Латинской Америки появились монополисты, протянувшие свои щупальца из Соединенных Штатов Америки. «Стандарт ойл компани», «Юнайтед фрут компани» и др. уносят с собой сокровища земные.
А между тем в пучину, в засахаренных портах, умершие индейцы падают , в тумане утра... Тема борьбы народа является одной из ведущих в главе «Пусть проснется лесоруб». «Пусть проснется лесоруб!» — восклицает поэт. Под лесорубом он подразумевает Авраама Линкольна, возглавлявшего борьбу против рабства в Соединенных Штатах. Последующие главы эпопеи— «Беглец», «Цветы Пунитаки», «Реки песни», «Новогодний гимн омраченной родине», «Великий океан» — посвящены скитаниям поэта.
«Всеобщая песнь» завершается главой «О себе», в которой поэт рассказывает о своей жизни, о доме, о друзьях, о тех странах, в которых он побывал. Глава содержит философские размышления о жизни и смерти. Финал эпопеи пронизан светлым, радостным мироощущением.
«Всеобщая песнь», несомненно, является одним из примечательных явлений в современной мировой поэзии. Привлекает размах эпопеи, ее необыкновенная искренность и страстность, большое художественное мастерство. Народ — ее главный герой. К судьбам его устремлены мысли автора. «Всеобщая песнь» проникнута духом борьбы. Яркое отражение нашла в эпопее деятельность коммунистов.
Художественные приемы «Всеобщей песни» разнообразны, порой неожиданны. Поэт не только рисует образы людей, он одухотворяет природу. Используя фольклорные мотивы, легенды и предания, он рассказывает о природе Америки, о ее реках и водопадах, горах и ледниках, лесах и степях, о ее животных и птицах. В эпопее переплетаются патетика и лирика, сатира и юмор, гнев и благодарность.
«Всеобщая песнь» написана свободным стихом. Пабло Неруда вообще предпочитает свободный стих рифмованным строкам. Исключением из этого правила являются поэмы о Сталинграде, в которых он использует рифму и ассонансы. Весьма разнообразен ритм в стихах и поэмах Неруды. Он редко совпадает с классическими размерами. Стихи выразительны, динамичны. Эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями.
После «Всеобщей песни» Пабло Неруда написал ряд новых произведений. В 1954 г. вышла книга «Виноградники и ветры», которую поэт посвятил людям Европы и Азии: рабочим, крестьянам, писателям, политическим деятелям. Он делится мыслями и поэтическими впечатлениями о городах и реках Италии, о мостах Праги, о строительстве в Польше, о лесах и нивах Венгрии.
В книге «Оды простым вещам» Пабло Неруда обращается к окружающему миру явлений, вещей, предметов. Он воспевает жизнь, солнце, звезды. Отдельные оды его посвящены морю, лету, зиме, осени.
В сборнике «Птицы Чили» поэт воспевает природу родного края, его пернатых обитателей. В «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» Пабло Неруда обратился к жанру драматического произведения. Он создал драму в стихах о благородном разбойнике Хоакине Мурьете, чилийце по национальности, боровшемся за справедливость в Калифорнии в середине XIX в., в дни «золотой дихорадки».
За свою деятельность Пабло Неруда был удостоен Международной Ленинской премии мира и Нобелевской премии.
Незадолго перед смертью он писал: «Мы все вместе с народом, со всей историей Чили и с будущим революции и родины». Жорж Амаду 1912-2001 С начала 30-х годов появляются книги бразильского писателя Жоржи Амаду, знакомящие читателей с острейшими классовыми противоречиями этой страны.
Жоржи Амаду — уроженец северо-восточного штата Бразилии — Байя. После школы он работал наборщиком в типографии, а затем стал газетным репортером. Некоторое время он учился в университете Рио-де-Жанейро, но из-за недостатка средств вынужден был оставить его. Первый роман Ж. Амаду «Страна карнавала» (1931) был опубликован, когда автору исполнилось 19 лет. В 30-е годы книги Амаду уже привлекают всеобщее внимание. Произведения, написанные в 40-е и 50-е годы, сделали имя Жоржи Амаду известным далеко за пределами его родины. Наряду с литературной деятельностью Жоржи Амаду принимал активное участие в общественной жизни Бразилии. В середине 30-х годов он включился в движение национально-освободительного альянса — массовой демократической организации, созданной по инициативе коммунистической партии. За это писатель подвергся преследованию со стороны фашистского правительства Варгаса. Он был арестован, книги его были запрещены. В 1938 г. Жоржи Амаду вынужден был уехать из Бразилии. И в дальнейшем он неоднократно испытывал на себе тяжелую руку реакции. Но ни жестокие преследования, ни годы изгнания не поколебали его убеждений. Жоржи Амаду — друг Советского Союза. Он хорошо знает русскую.классическую и советскую литературу. Все эти годы он принимал активное участие в борьбе за мир; он является членом Бюро Всемирного Совета Мира. В 1951 г. ему была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
Ранние книги Жоржи Амаду — романы «Какао» (1933), «Пот» (1934), «Жубиабо» (1935) — социально-критические произведения, посвященные актуальным вопросам бразильской действительности. В них писатель освещал тяжелое положение бразильского крестьянства, его эксплуатацию и нищету («Какао»). Проблема расовой дискриминации, столь важная в условиях Бразилии, являлась одной из главных в «Жубиа-бе». Рисуя процесс пробуждения сознания темного, забитого негра, автор подводит его к мысли о несправедливости, царящей в жизни.
Написанные с позиций критического реализма, эти книги разоблачали социальное зло, вскрывали язвы и пороки бразильской действительности. Но вместе с этим они не содержали четкой положительной программы, не указывали выхода из социальных противоречий. В смысле художественном им не хватало ярких обобщающих образов. Нередко автор злоупотреблял натуралистическими описаниями.
В таком же стиле были написаны и два последующих романа Амаду — «Мертвое море» (1936) и «Песчаные капитаны» (1937).
Сближение с национально-освободительным движением и коммунистической партией оказало благотворное влияние на писателя. Уже с позиций социалистического, а не критического реализма он пишет в 40-е годы книги, в которых достигает вершин мастерства. Первой среди них была книга о Пре-стесе — «Рыцарь надежды. Жизнь Луиса Карлоса Престеса» (1942). Ее героем является генеральный секретарь Бразильской компартии Престес, еще лри жизни ставший легендарной фигурой. Книга рассказывает не только о выдающейся деятельности революционного борца, но и рисует широкую картину жизни Бразилии на протяжении двух десятилетий. «Жизнь Престеса» проникнута революционной романтикой.
Вслед за книгой о Престесе Ж. Амаду пишет роман «Бескрайние земли»(1943). События, описываемые в романе, развертываются в самом начале XX в. в штате Байя, где прошли детские и юношеские годы писателя. Центральная тема романа — борьба за землю, в которую оказывается втянутым чуть ли не все население штата.
В «Бескрайних землях» описывается жестокая борьба между полковником Орасио де Силвейра и плантаторской семьей Бадаро за обладание огромным лесным массивом Се-кейро-Гранде. Противники не стесняются в средствах. Они используют легальные методы борьбы, но чаще всего прибегают к прямому и грубому насилию. Окруженные шайками наемных бандитов — жагунсо, они совершают вооруженные нападения на плантации своих соперников, убивают людей, сжигают постройки, уничтожают деревья какао.
В романе выведено большое количество действующих лиц, которые принадлежат к различным социальным группам. Яркую характеристику получила группа «полковников» — крупных помещиков, к которой, кроме Орасио де Силвейра и братьев Бадаро, относятся Манека Дантас, Феррейринья и др.
Широко представлен в «Бескрайних землях» бразильский народ. Судьбы простых людей глубоко волнуют автора. Со всех концов Бразилии едут в край какао разорившиеся крестьяне, погонщики мулов, батраки. Они едут с горячей надеждой стать самостоятельными хозяевами плантаций. Но их мечты исчезают как дым от столкновения с жестокой действительностью. Перед приехавшими остаются открытыми два пути: они идут работать батраками или становятся жагунсо — наемными бандитами.
Так складывается судьба негра Дамиана. Самый меткий стрелок из жагунсо Бадаро, никогда не испытывавший угрызений совести, Дамиан переживает острый духовный кризис. Посланный совершить очередное убийство, он впервые задумывается над тем, что его жертва — это живой человек, что у него, наверное, есть жена, дети... Жоржи Амаду показывает пробуждение человеческого в этом, казалось бы, закоренелом преступнике. Нравственное потрясение оказывается настолько сильным, что Дамиан сходит с ума.
Роман «Земля золотых плодов» (1944) является непосредственным продолжением «Бескрайних земель». В нем изображается жизнь «края какао» в 30-е годы. Встречаем мы и некоторых персонажей, которые фигурировали в «Бескрайних землях». Это — старый, одряхлевший Орасио де Силвейра, ныне один из самых богатых плантаторов в штате; бывший жагунсо, а ныне владелец небольшого участка земли Антонио Витор.
Если в «Бескрайних землях» рисовалась борьба за землю между полуфеодальными кликами «полковников», то теперь в Этой борьбе начинает принимать участие иностранный капитал. Иностранные капиталистические фирмы представлены фашиствующими немцами Шварцем и братьями Раушнингами, но самую крупную роль среди них играет американец Карбанкс.
По плану, разработанному Карбанксом, осуществляется грандиозная спекуляция. Экспортные фирмы искусственно вздувают цены на какао, а затем резко снижают их. Происходит почти поголовное разорение владельцев земли, не только мелких и средних, но и крупных, а нлантации переходят в руки иностранных фирм.
Процесс разорения мелких земельных собственников убе-„ дительно показан на примере Антонио Витора, который лишается своего надела. Антонио и его жена погибают, оказывая вооруженное сопротивление наймитам капиталистической компании, явившимся выселять их с участка. Писатель с сочувствием изображает драматическую судьбу Антонио Витора, но в то же время показывает, что путь Антонио — путь одиночки — ведет к поражению.
Иной дорогой идет сын Антонио Витора — Жоакин. Жизнь Жоакина связана с коммунистической партией, с бескорыстным служением народу. Если в «Бескрайних землях» народ еще не знает, где выход, то в «Земле золотых плодов» намечена конкретная программа действий.
Значительное место в романе занимает тема интеллигенции. В лице поэта Сержио Моура автор изображает человека, находящего свое призвание в служении трудящимся, в активной общественной деятельности. Связь с коммунистами помогает Сержио Моура избавиться от индивидуалистических стремлений, найти свое место в жизни и в искусстве.
К лагерю, возглавляемому коммунистами, примыкает и жена банкира Карлоса Зуде — Жульетта. Разочарование в пу-. стом и мишурном существовании светского общества, большое чувство- к Сержио Моура толкает ее на разрыв со своей средой. Она находит себя в любви к Сержио, в служении тем идеалам, которые воодушевляют его. Образ Жульетты в известной степени символичен.
Нельзя утверждать, что роман Жоржи Амаду лишен недостатков. К их числу относится, например, некоторая романтизация «полковников», особенно образа Орасио де Силвейра. Автору импонирует сила этого человека, его неукротимый характер. В меньшей степени удался Жоржи Амаду образ коммуниста Жоакина. Но в целом «Земля золотых плодов» — значительная книга, рисующая правдивую картину жизни бразильского народа.
Роман «Красные всходы» (1946) посвящен судьбам бразильского крестьянства. В центре внимания писателя находится семья Жеронимо, которую хозяин прогоняет с арендованного ею участка земли. Вынужденные покинуть родные места, люди в поисках работы направляются в другой штат.
Неимоверные страдания выпадают на их долю. Их дорога лежит через полупустыню, в которой редко встречается жи-лище человека. Путники страдают от жажды и голода, от палящего зноя. Ядовитые кустарники не могут служить пищей животным. В воздухе кружат птицы урубу, питающиеся падалью, а на сожженной солнцем земле шипят ядовитые змеи. Тяжелое путешествие истощает силы людей, гибнут дети и взрослые. Глава семьи, старый Жеронимо, умирает. Остальные добираются до новых мест. Но там они находят ту же эксплуатацию, тот же голод. Где же выход из заколдованного круга нищеты, как избавиться от угнетения?
Во второй книге романа, озаглавленной «Путями надежды», рисуются разные судьбы людей, пытавшихся найти дорогу к лучшей жизни. Автор рассказывает историю трех сыновей старого Жеронимо. Один из них, Жозе, становится бандитом, известным под кличкой «Гроза». Его шайка грабит и богатых и бедных. Другой сын, Жоан, сделался жандармом. Его отряд преследует шайку бандитов, и во время перестрелки Жоан гибнет от руки родного брата.
Нет выхода и в обращении к религии. Следуя за «блаженным» Эстеваном и помешанной Зефой, люди слышат лишь вопли о грехах человеческих и о приближении конца мира.
Правильную дорогу находит третий сын Жеронимо — Не-нен: он вступает в ряды коммунистической партии. В дни восстания он оказывается в первых рядах восставших. Раненого, его бросают в тюрьму. Но дух его не сломлен. После освобождения он организует крестьян на совместную борьбу за лучшие условия жизни.
Символично само название романа. Красные всходы поднимаются и растут в бразильском народном движении, красные всходы революции.
Роман «Подполье свободы» (1954) по сравнению с предшествующими книгами — произведение более широкого плана. Задуманный как первая часть трилогии под названием «Каменная стена», роман охватывает период с 1917 по 1940 г. В «Подполье свободы» изображаются город и деревня, рабочие и крестьяне, буржуазия и интеллигенция. Часто меняется место действия. То это второй по величине город Бразилии Сан-Пауло, то полупустынная зона — сертан. Из Бразилии действие иногда переносится в Испанию и Францию.
Автор показывает людей, которые правят Бразилией. Здесь фигурируют бразильский диктатор Жетулио Варгас, министры, дипломаты, политические деятели. Но за этими людьми стоят настоящие правители Бразилии, ее некоронованные короли — бразильские и иностранные капиталисты. Запоминается колоритная фигура банкира Коста-Вале — одного из крупнейших бразильских капиталистов.
Писателю удалось создать замечательные образы коммунистов, мужественных людей, убежденных в правоте своего дела. Это уже знакомый нам Жоакин Витор, добродушный гигант Жозе Гонсало, работница Мариана, портовый рабочий негр Доротеу и его жена Инасия; это капитан Аполинарио Родригес, который едет в Испанию и сражается там против фашизма. Вынужденные уйти в глубокое подполье, коммунисты продолжают самоотверженную борьбу против фашистской диктатуры.
Начиная с «Габриэлы» (1958) в творчестве Жоржи Амаду наступает новый период. Он создает произведения, полные бунтарства против буржуазной морали, застойной рутинной жизни. Им он противопоставляет романтически приподнятые образы ремесленников, рыбаков, бродяг — людей, олицетворяющих бразильский народ.
В «Старых-моряках» рассказываются две истории порта Байя. В первой части — «Необычайной кончине Кинкаса Сгинь Вода» (1959) — всеми уважаемый Жоакии Соарес да Кунья, человек из хорошей семьи, образцовый чиновник налоговой конторы штата, совершенно неожиданно- для окружающих покидает дом, семью и начинает скитаться где попало, пьянствовать в дешевых кабаках. Ему становится невмоготу жизнь, которую он вел раньше. Поэтому он порывает с ней, и вместо Жоакина Соареса да Кунья появляется бродяга Кин-кас Сгинь Вода, король босяков.
Во второй части — «Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961) — появляется фигура фантазера Васко Москозо де Араган, в жизни обыкновенного коммерсанта, а в своих фантазиях — капитана дальнего плавания, совершающего удивительные, романтические подвиги на море.
В «Пастырях ночи» (1964) центральная роль принадлежит таким же веселым бродягам, .как Кинкас Сгинь Вода, романтику Курио, Капралу Мартину, негру Массу, Жезуино Бешеному Петуху. Бедняки строят жалкие хижины на пустующем участке. Полиция сносит их, а они снова строят. Собственник участка пытается изгнать поселившихся людей. Но бедняки остаются жить на холме, как жили, несмотря ни на что.
Последний роман писателя — «Донья Флор и ее два мужа» — изображает народную жизнь портового города, его быт и нравы. Одновременно подвергается сатирическому осмеянию мелкая и средняя буржуазия.
Во всех этих произведениях много красочных, живописных зарисовок народного быта, празднеств, обрядовых игр, танцев. В реалистическую ткань повествования прочно входит фольклорная и романтическая струя. Жоржи Амаду использует предания, легенды, создает романтические образы, чем-то напоминающие бунтарей раннего Горького.
Романтическая приподнятость, лиризм «Габриэлы» сменяются иронией в «Старых моряках». Писатель использует и народный, и литературный язык. Сатира, сарказм чаще всего проявляются там, где речь идет о чиновниках, мещанах, богатых торговцах. Добрая ирония, юмор, патетика преобладают в описаниях народа и его героев. В 40—60-е годы на книжном рынке Латинской Америки появилось много интересных произведений. Большую популярность у чилийцев получили романы В. Тейтельбойма «Сын селитры* и «Семя на песке», изображающие классовую борьбу чилийского пролетариата. Произвол американских капиталистов в Латинской Америке нашел сатирическое освещение в романе гватемальского писателя Мигеля Анхель Астуриаса «Его зеленое святейшество*. Он же написал роман «Господин президент», в котором гневно порицается режим тирании, столь характерный для стран Латинской Америки. В книге «Темная река» аргентинского писателя Альфредо Вапелы показана жестокая эксплуатация рабочих и их борьба за человеческие права, за улучшение условий жизни. Дикий режим эксплуатации, царящий на плантациях американской монополии «Юнайтед фрут», пробуждение классового сознания трудящихся нашли яркое отображение в романе костари-канского писателя Карлоса Луиса Фальяса «Мамита Юнай».
Уругвайский писатель Альфредо Гравина в романах «Границы, открытые ветру», «Единственный путь», «От страха к гордости» отразил жизнь простых людей, пробуждение их сознания, стремление к свободе.
Бразильский драматург Гильерме Фигейредо написал пьесу «Лиса и виноград», которая с успехом идет на сцене советских театров.
В ,1958 г. был опубликован роман гвианского писателя Яна Керью «Прикосновение Мидаса», знакомящий читателей с экзотической природой Гвианы, с трудной, полной опасностей жизнью искателей золота и алмазов. Основная тема книги — развращающее влияние золота на человеческую психику и, как следствие этого, утрата человечности, трагическая пустота. Именно к такому концу приходит главный герой романа Арон Смарт.
Значительным достижением мексиканской литературы явился роман Карлоса Фуэнтоса «Смерть Артемио Круса». В нем автору удалось воссоздать яркий образ мексиканского архимиллионера, «сильного человека» Артемио Круса. История жизни Артемио Круса — цепь обманов, предательств, убийств. Интересно построение романа. Он начинается 9 апреля Г1959 г. с описания смерти Артемио Круса, дожившего до 71 года. Умирающий Крус вспоминает прошлое, важнейшие вехи своей карьеры военного, помещика, дельца. Прошлое перемежается с настоящим, и по ходу действия перед читателями вырастает страшная фигура человека, «который все знает, все берет и все ломает».
В целом «Смерть Артемио Круса» — одно из ярких произведений критического реализма в латиноамериканской литературе. Мировое признание получил роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967). Рассказывая историю семьи Буэндиа, живущей в селении Макон-до, автор художественно воспроизводит историю Колумбии. Жизнь колумбийского народа — мирный труд, любовь, восстания, кровавые междоусобицы — все это находит отражение в романе.
Маркес создает широкое эпическое полотно, в котором переплетаются легенды и предания, прошлое и настоящее, фантастика и реальность. Стиль повествования приподнятый. Романтика сменяется юмором, социальной сатирой, фантастическими измышлениями. Придерживаясь в главном границ действительности, Маркес в то же время считает, что литература должна открывать нечто новое. Поэтому она имеет право использовать фантастику, мифы. «...Мы живем на континенте, где повседневная жизнь соткана из реальности и мифов. Мы рождаемся и живем в мире фантастической реальности»
Маркес требует, чтобы роман волновал «не только своим политическим и социальным содержанием, но и мощью своего проникновения в действительность». «...Революционный долг писателя — писать хорошо» 1 2.
В романе гондурасского писателя Рамона Амайя Амадора «Операция «Горилла» (1966) изображается военщина латиноамериканских стран, ее связи с США, режим террора и произвола, царящий во многих странах Латинской Америки.
Борьбе с тиранией посвящены романы венесуэльского писателя Хосе Висенте Абреу «Это называлось НБ» и «Четыре буквы». В первом из них дается точное описание застенков венесуэльской охранки, где длительное время находился автор. Во втором романе описывается вооруженная борьба венесуэльских коммунистов.
Крушение старой жизни на Кубе и становление новой после победы революции рисует роман Хосе Солера Пуига «Крушение». В романе изображается жизнь Лоренса Рейса де ла Торре, капиталиста, его воспоминания о прошлом, о родителях, о сумасшедшей жене, на которой он женился из-за денег, его духовное банкротство. В то же время герой старается понять, осмыслить те перемены, которые произошли на Кубе после победы народа, понять людей, боровшихся за революцию.
Литература Латинской Америки находится на подъеме. Появляются новые произведения талантливых писателей, прозаиков, поэтов, драматургов. Литература стран Латинской Америки — это большая и яркая страница в истории мировой литературы.
| |
Просмотров: 5749 | | |