Жорж Амаду. Биография и обзор творчества

Жорж Амаду. Биография и обзор творчества

1912-2001

С начала 30-х годов появляются книги бразильского писателя Жоржи Амаду, знакомящие читателей с острейшими классовыми противоречиями этой страны.

 

Жоржи Амаду — уроженец северо-восточного штата Бразилии — Байя. После школы он работал наборщиком в типографии, а затем стал газетным репортером. Некоторое время он учился в университете Рио-де-Жанейро, но из-за недостатка средств вынужден был оставить его.

Первый роман Ж. Амаду «Страна карнавала» (1931) был опубликован, когда автору исполнилось 19 лет. В 30-е годы книги Амаду уже привлекают всеобщее внимание. Произведения, написанные в 40-е и 50-е годы, сделали имя Жоржи Амаду известным далеко за пределами его родины.

Наряду с литературной деятельностью Жоржи Амаду принимал активное участие в общественной жизни Бразилии. В середине 30-х годов он включился в движение национально-освободительного альянса — массовой демократической организации, созданной по инициативе коммунистической партии. За это писатель подвергся преследованию со стороны фашистского правительства Варгаса. Он был арестован, книги его были запрещены.

В 1938 г. Жоржи Амаду вынужден был уехать из Бразилии. И в дальнейшем он неоднократно испытывал на себе тяжелую руку реакции. Но ни жестокие преследования, ни годы изгнания не поколебали его убеждений.

Жоржи Амаду — друг Советского Союза. Он хорошо знает русскую.классическую и советскую литературу. Все эти годы он принимал активное участие в борьбе за мир; он является членом Бюро Всемирного Совета Мира. В 1951 г. ему была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

 

Ранние книги Жоржи Амаду — романы «Какао» (1933), «Пот» (1934), «Жубиабо» (1935) — социально-критические произведения, посвященные актуальным вопросам бразильской действительности. В них писатель освещал тяжелое положение бразильского крестьянства, его эксплуатацию и нищету («Какао»). Проблема расовой дискриминации, столь важная в условиях Бразилии, являлась одной из главных в «Жубиа-бе». Рисуя процесс пробуждения сознания темного, забитого негра, автор подводит его к мысли о несправедливости, царящей в жизни.

 

Написанные с позиций критического реализма, эти книги разоблачали социальное зло, вскрывали язвы и пороки бразильской действительности. Но вместе с этим они не содержали четкой положительной программы, не указывали выхода из социальных противоречий. В смысле художественном им не хватало ярких обобщающих образов. Нередко автор злоупотреблял натуралистическими описаниями.

 

В таком же стиле были написаны и два последующих романа Амаду — «Мертвое море» (1936) и «Песчаные капитаны» (1937).

 

Сближение с национально-освободительным движением и коммунистической партией оказало благотворное влияние на писателя. Уже с позиций социалистического, а не критического реализма он пишет в 40-е годы книги, в которых достигает вершин мастерства. Первой среди них была книга о Пре-стесе — «Рыцарь надежды. Жизнь Луиса Карлоса Престеса» (1942). Ее героем является генеральный секретарь Бразильской компартии Престес, еще лри жизни ставший легендарной фигурой. Книга рассказывает не только о выдающейся деятельности революционного борца, но и рисует широкую картину жизни Бразилии на протяжении двух десятилетий. «Жизнь Престеса» проникнута революционной романтикой.

 

Вслед за книгой о Престесе Ж. Амаду пишет роман «Бескрайние земли»(1943). События, описываемые в романе, развертываются в самом начале XX в. в штате Байя, где прошли детские и юношеские годы писателя. Центральная тема романа — борьба за землю, в которую оказывается втянутым чуть ли не все население штата.

 

В «Бескрайних землях» описывается жестокая борьба между полковником Орасио де Силвейра и плантаторской семьей Бадаро за обладание огромным лесным массивом Се-кейро-Гранде. Противники не стесняются в средствах. Они используют легальные методы борьбы, но чаще всего прибегают к прямому и грубому насилию. Окруженные шайками наемных бандитов — жагунсо, они совершают вооруженные нападения на плантации своих соперников, убивают людей, сжигают постройки, уничтожают деревья какао.

 

В романе выведено большое количество действующих лиц, которые принадлежат к различным социальным группам. Яркую характеристику получила группа «полковников» — крупных помещиков, к которой, кроме Орасио де Силвейра и братьев Бадаро, относятся Манека Дантас, Феррейринья и др.

 

Широко представлен в «Бескрайних землях» бразильский народ. Судьбы простых людей глубоко волнуют автора. Со всех концов Бразилии едут в край какао разорившиеся крестьяне, погонщики мулов, батраки. Они едут с горячей надеждой стать самостоятельными хозяевами плантаций. Но их мечты исчезают как дым от столкновения с жестокой действительностью. Перед приехавшими остаются открытыми два пути: они идут работать батраками или становятся жагунсо — наемными бандитами.

 

Так складывается судьба негра Дамиана. Самый меткий стрелок из жагунсо Бадаро, никогда не испытывавший угрызений совести, Дамиан переживает острый духовный кризис. Посланный совершить очередное убийство, он впервые задумывается над тем, что его жертва — это живой человек, что у него, наверное, есть жена, дети... Жоржи Амаду показывает пробуждение человеческого в этом, казалось бы, закоренелом преступнике. Нравственное потрясение оказывается настолько сильным, что Дамиан сходит с ума.

 

Роман «Земля золотых плодов» (1944) является непосредственным продолжением «Бескрайних земель». В нем изображается жизнь «края какао» в 30-е годы. Встречаем мы и некоторых персонажей, которые фигурировали в «Бескрайних землях». Это — старый, одряхлевший Орасио де Силвейра, ныне один из самых богатых плантаторов в штате; бывший жагунсо, а ныне владелец небольшого участка земли Антонио Витор.

 

Если в «Бескрайних землях» рисовалась борьба за землю между полуфеодальными кликами «полковников», то теперь в Этой борьбе начинает принимать участие иностранный капитал. Иностранные капиталистические фирмы представлены фашиствующими немцами Шварцем и братьями Раушнингами, но самую крупную роль среди них играет американец Карбанкс.

 

По плану, разработанному Карбанксом, осуществляется грандиозная спекуляция. Экспортные фирмы искусственно вздувают цены на какао, а затем резко снижают их. Происходит почти поголовное разорение владельцев земли, не только мелких и средних, но и крупных, а нлантации переходят в руки иностранных фирм.

 

Процесс разорения мелких земельных собственников убе-„ дительно показан на примере Антонио Витора, который лишается своего надела. Антонио и его жена погибают, оказывая вооруженное сопротивление наймитам капиталистической компании, явившимся выселять их с участка. Писатель с сочувствием изображает драматическую судьбу Антонио Витора, но в то же время показывает, что путь Антонио — путь одиночки — ведет к поражению.

 

Иной дорогой идет сын Антонио Витора — Жоакин. Жизнь Жоакина связана с коммунистической партией, с бескорыстным служением народу. Если в «Бескрайних землях» народ еще не знает, где выход, то в «Земле золотых плодов» намечена конкретная программа действий.

 

Значительное место в романе занимает тема интеллигенции. В лице поэта Сержио Моура автор изображает человека, находящего свое призвание в служении трудящимся, в активной общественной деятельности. Связь с коммунистами помогает Сержио Моура избавиться от индивидуалистических стремлений, найти свое место в жизни и в искусстве.

 

К лагерю, возглавляемому коммунистами, примыкает и жена банкира Карлоса Зуде — Жульетта. Разочарование в пустом и мишурном существовании светского общества, большое чувство- к Сержио Моура толкает ее на разрыв со своей средой. Она находит себя в любви к Сержио, в служении тем идеалам, которые воодушевляют его. Образ Жульетты в известной степени символичен.

 

Нельзя утверждать, что роман Жоржи Амаду лишен недостатков. К их числу относится, например, некоторая романтизация «полковников», особенно образа Орасио де Силвейра. Автору импонирует сила этого человека, его неукротимый характер. В меньшей степени удался Жоржи Амаду образ коммуниста Жоакина. Но в целом «Земля золотых плодов» — значительная книга, рисующая правдивую картину жизни бразильского народа.

 

Роман «Красные всходы» (1946) посвящен судьбам бразильского крестьянства. В центре внимания писателя находится семья Жеронимо, которую хозяин прогоняет с арендованного ею участка земли. Вынужденные покинуть родные места, люди в поисках работы направляются в другой штат.

 

Неимоверные страдания выпадают на их долю. Их дорога лежит через полупустыню, в которой редко встречается жи-лище человека. Путники страдают от жажды и голода, от палящего зноя. Ядовитые кустарники не могут служить пищей животным. В воздухе кружат птицы урубу, питающиеся падалью, а на сожженной солнцем земле шипят ядовитые змеи. Тяжелое путешествие истощает силы людей, гибнут дети и взрослые. Глава семьи, старый Жеронимо, умирает. Остальные добираются до новых мест. Но там они находят ту же эксплуатацию, тот же голод. Где же выход из заколдованного круга нищеты, как избавиться от угнетения?

 

Во второй книге романа, озаглавленной «Путями надежды», рисуются разные судьбы людей, пытавшихся найти дорогу к лучшей жизни. Автор рассказывает историю трех сыновей старого Жеронимо. Один из них, Жозе, становится бандитом, известным под кличкой «Гроза». Его шайка грабит и богатых и бедных. Другой сын, Жоан, сделался жандармом. Его отряд преследует шайку бандитов, и во время перестрелки Жоан гибнет от руки родного брата.

 

Нет выхода и в обращении к религии. Следуя за «блаженным» Эстеваном и помешанной Зефой, люди слышат лишь вопли о грехах человеческих и о приближении конца мира.

 

Правильную дорогу находит третий сын Жеронимо — Не-нен: он вступает в ряды коммунистической партии. В дни восстания он оказывается в первых рядах восставших. Раненого, его бросают в тюрьму. Но дух его не сломлен. После освобождения он организует крестьян на совместную борьбу за лучшие условия жизни.

 

Символично само название романа. Красные всходы поднимаются и растут в бразильском народном движении, красные всходы революции.

 

Роман «Подполье свободы» (1954) по сравнению с предшествующими книгами — произведение более широкого плана. Задуманный как первая часть трилогии под названием «Каменная стена», роман охватывает период с 1917 по 1940 г. В «Подполье свободы» изображаются город и деревня, рабочие и крестьяне, буржуазия и интеллигенция. Часто меняется место действия. То это второй по величине город Бразилии Сан-Пауло, то полупустынная зона — сертан. Из Бразилии действие иногда переносится в Испанию и Францию.

 

Автор показывает людей, которые правят Бразилией. Здесь фигурируют бразильский диктатор Жетулио Варгас, министры, дипломаты, политические деятели. Но за этими людьми стоят настоящие правители Бразилии, ее некоронованные короли — бразильские и иностранные капиталисты. Запоминается колоритная фигура банкира Коста-Вале — одного из крупнейших бразильских капиталистов.

 

Писателю удалось создать замечательные образы коммунистов, мужественных людей, убежденных в правоте своего дела. Это уже знакомый нам Жоакин Витор, добродушный гигант Жозе Гонсало, работница Мариана, портовый рабочий негр Доротеу и его жена Инасия; это капитан Аполинарио Родригес, который едет в Испанию и сражается там против фашизма. Вынужденные уйти в глубокое подполье, коммунисты продолжают самоотверженную борьбу против фашистской диктатуры.

 

Начиная с «Габриэлы» (1958) в творчестве Жоржи Амаду наступает новый период. Он создает произведения, полные бунтарства против буржуазной морали, застойной рутинной жизни. Им он противопоставляет романтически приподнятые образы ремесленников, рыбаков, бродяг — людей, олицетворяющих бразильский народ.

 

В «Старых-моряках» рассказываются две истории порта Байя. В первой части — «Необычайной кончине Кинкаса Сгинь Вода» (1959) — всеми уважаемый Жоакии Соарес да Кунья, человек из хорошей семьи, образцовый чиновник налоговой конторы штата, совершенно неожиданно- для окружающих покидает дом, семью и начинает скитаться где попало, пьянствовать в дешевых кабаках. Ему становится невмоготу жизнь, которую он вел раньше. Поэтому он порывает с ней, и вместо Жоакина Соареса да Кунья появляется бродяга Кин-кас Сгинь Вода, король босяков.

 

Во второй части — «Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961) — появляется фигура фантазера Васко Москозо де Араган, в жизни обыкновенного коммерсанта, а в своих фантазиях — капитана дальнего плавания, совершающего удивительные, романтические подвиги на море.

 

В «Пастырях ночи» (1964) центральная роль принадлежит таким же веселым бродягам, .как Кинкас Сгинь Вода, романтику Курио, Капралу Мартину, негру Массу, Жезуино Бешеному Петуху. Бедняки строят жалкие хижины на пустующем участке. Полиция сносит их, а они снова строят. Собственник участка пытается изгнать поселившихся людей. Но бедняки остаются жить на холме, как жили, несмотря ни на что.

 

Последний роман писателя — «Донья Флор и ее два мужа» — изображает народную жизнь портового города, его быт и нравы. Одновременно подвергается сатирическому осмеянию мелкая и средняя буржуазия.

 

Во всех этих произведениях много красочных, живописных зарисовок народного быта, празднеств, обрядовых игр, танцев. В реалистическую ткань повествования прочно входит фольклорная и романтическая струя. Жоржи Амаду использует предания, легенды, создает романтические образы, чем-то напоминающие бунтарей раннего Горького.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (23.01.2017)
Просмотров: 3385 | Теги: Литература, Бразилия | Рейтинг: 0.0/0