Чешская и словацкая литература в XX веке

Чешская и словацкая литература в XX веке

После первой мировой войны Чехословакия стала самостоятельным государством, буржуазной республикой.

Чехословацкая буржуазия ориентируется в этот период на Запад, вступает в тесный контакт с капиталистическими группировками Франции и Англии. Трудящиеся Чехословакии под руководством Коммунистической партии, возникшей в 1921 г., развертывают борьбу за демократические преобразования, за дружественные отношения с СССР.

 

Развитие чешской литературы 20—30-х годов характеризуется усилением критической направленности и созданием новой литературы социалистического реализма, .возникшей на базе рабочего, революционного движения. В послеоктябрьский период чешская литература выдвигает из своей среды нескольких писателей, которые получают мировое признание.

 

 

В 20-е годы наивысшего подъема достигло творчество Ярослава Гашека (1883—1923), создавшего прославленный роман «Похождения бравого солдата Швейка». Другим реалистом, получившим широкое признание в 20-е годы, был Карел Чапек (1890—1938).

С. К. Нейман (1875—1947)

Представителем революционной поэзии выступил Станислав КостКа Нейман. Его первые стихи были опубликованы в 90-е годы XIX в. В конце XIX — начале XX з. Нейман сближается с рабочим движением; книга «Сон о толпе отчаявшихся» (1903) была посвящена борьбе рабочего класса. В последующих произведениях — «Чешские песни» (1909), «Новые песни» (1918) — поэт писал о национальном угнетении своей страны, о социальном неравенстве.

 

Большое влияние на Неймана оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Став коммунистом, он принимает активное участие в создании революционной литературы. В 1923 г. выходят его «Красные песни», в которых поэт говорит о революционной России, выступает с обличением чешской буржуазии, воспевает интернациональную дружбу рабочих. Наряду с поэтической деятельностью Нейман ведет большую издательскую и журналистскую работу. Он редактирует журналы, газеты, пишет очерки, статьи, занимается переводами. В 30-е годы выходят его книги стихов «Сердце и тучи» (1937), «Соната горизонтальной жизни» (1937), «Бездонный год» (1938). Они проникнуты духом протеста, зовут к ре-

волюдии.

 

В годы фашистской оккупации Нейман находился в подполье. В своих стихах он призывал народ к борьбе с захватчиками, выражал веру в грядущую победу над ними (сборник «Зачумленные годы», 1946).

 

В произведениях, написанных после войны, Нейман развертывал тему социалистического строительства, вел борьбу со всеми, кто мешал строительству новой жизни.

 

Активное участие в создании революционной литературы принял Иржи Волькер.

 

Несмотря на короткую жизнь, он многое сделал для становления литературы социалистического реализма в Чехословакии. Связь Волькера с рабочим движением, активное участие в революционной борьбе определили характер его поэзии. Большое место в его стихах занимает социальная тема.

 

Кроме стихов; Волькер писал теоретические статьи. Такие его работы, как «Пролетарское искусство», «Защитники творческой свободы», имели важное значение для развития революционной эстетики.

 

Сложным был путь к новой литературе Витезслава Незвала. Если его ранние стихи, появившиеся в начале 20-х годов (сборник «Мост», 1922), были написаны в традициях передовой чешской поэзии, то его последующее творчество отразило известное увлечение формалистическими и идеалистическими концепциями. Поэт окончательно порывает с ними во второй половине 30-х годов. Он активно включается в антифашистское движение, пишет произведения, направленные против оккупантов (поэма «Историческая картина», 1945).

 

После второй мировой войны Незвал активно участвует в создании новой, социалистической культуры. За поэму «Песнь мира» (1950), посвященную дружбе народов, он был награжден Золотой медалью Всемирного Совета Мира. Его произведения «О родине» (1951), «Крылья» (1952) и др. проникнуты гуманизмом и верой в будущее, являются важным вкладом в развитие современной чешской поэзии.

 

Одним из крупнейших представителей чешской прозы является Иван Оль-брахт. Его ранние книги, рассказы и романы, написанные в 10-е годы («Тюрьма темнейшая», 1916, и др.), были преимущественно психологическими произведениями, но и в них содержался протест против невыносимых условий жизни.

 

Характер творчества Ольбрахта сильно изменился после Великой Октябрьской социалистической революции. Побывав в Советском Союзе, где он присутствовал на Втором конгрессе III Интернационала, Ольбрахт возвращается в Чехословакию и становится видным деятелем рабочего движения коммунистической партии. В течение ряда лет он редактирует «Руде право» — центральный орган Коммунистической партии Чехословакии.

 

Свои впечатления о Советской России Ольбрахт изложил в «Очерках о современной России» (1920), в которых, опровергая ложь буржуазной прессы, рассказывал правду о русской революции и гражданской войне.

 

В 20-е годы наряду с рассказами он создает роман «Анна-лролетарка» (1928). Главные герои его — молодая служанка Анна и рабочий-коммунист Тоник Кроусский. Автору удалось убедительно показать, как меняется психология Анны, как из робкой, покорной служанки вырастает активный борец за дело трудящихся.

 

Другое значительное произведение писателя — роман «Никола Шугай, разбойник» (1933). Эта книга посвящена народу Закарпатской Украины, который в условиях жестокой эксплуатации и национального угнетения неоднократно поднимался на защиту своих прав. Свободолюбивые стремления народа олицетворяет герой романа Никола Шугай, который грабит богатых и помогает бедным. Романтизируя образ благородного разбойника, рассказывая о его подвигах, автор подчеркивает ту тесную связь, которая существовала между Шугаем и простыми людьми.

Мария Майерова 1882-1967

Важную роль в развитии чешской литературы сыграло творчество Марии Майеровой. Начав свой творческий путь до Октябрьской революции, Мария Майерова посвящает свои произведения женскому вопросу. В романах «Несчастная любовь» (1904), «Девственность» (1907) и др. она рассказывает о положении женщин в условиях буржуазного общества, ставит проблему их освобождения. Талант писательницы раскрывается с полной силой в произведениях, написанных после Октября. Так, в романе «Лучший из миров» (1923), повествуя о событиях первой мировой войны, о борьбе чешского народа за независимость, она призывает рабочий класс добиваться полного освобождения. Героиней романа выступает революционерка Ленка Биланская, посвятившая свою жизнь революционной борьбе. О жизни и борьбе шахтеров рассказывал роман писательницы «Шахтерская баллада» (1938).

 

Самым значительным произведением Марии Майеровой является «Сирена» (1937). В этой книге, охватывающей большой промежуток времени — с середины XIX в. до первой мировой войны, прослеживается история нескольких поколе-ний рабочей семьи. Запоминается образ рабочего-изобретателя Гудда, талантливого человека, обреченного на безуспешную борьбу‘за свое изобретение. Неудачи подрывают его силы, его психику, и он сходит с ума. Его сын — рабочий-прокатчик Пепик — легкомысленный человек, частый посетитель трактиров. После преждевременной смерти Пепика заботы о многочисленной семье ложатся на плечи его жены, Гудцовой, мужественной женщины, не опускающей рук в несчастье. Идут годы. Вырастают новые поколения семьи Гудцов. Они разбрелись в разные стороны, по-разному складывается их жизнь. Рисуя различные судьбы людей, писательница убедительно показывает, что только через революционную борьбу трудящиеся добьются подлинно человеческой жизни. Верой в наступление лучших времен проникнута концовка романа.

 

Помимо романов, Майерова писала книги для детей, очерки, статьи. Острые критические зарисовки из жизни Соединенных Штатов содержатся в ее книге «Впечатления об Америке» (1920).

 

Очерковые книги «День после революции» (1925) и «Десять тысяч километров над Советским Союзом» (1948) посвящены нашей стране.

Мария Пуйманова 1893-1958

Велик вклад в развитие современной чешской литературы Марии Пуйма-новой. Ее первое произведение, сборник рассказов-воспоминаний «Под крыльями», было опубликовано в 1917 г. Книга явилась пробой сил для молодой писательницы. В сборнике «Рассказы городского сада» (1920) появляется социальная тематика, писательница пользуется приемом социального контраста. Однако рассказы имеют несколько сентиментальный оттенок.

 

Поворотным пунктом в деятельности Пуймановой явились 30-е годы. Писательница сближается с рабочим движением, выступает в защиту бастующих рабочих. Большое влияние на нее оказала поездка в Советский Союз. В книге очерков «Взгляд на новый мир» (1932) она восхищается достижениями страны социализма, рисует образы советских людей, рассказывает об их трудовых подвигах. В 30-е годы Мария Пуйманова начала работу над своим центральным произведением— трилогией «Люди на перепутье» (1937), «Игра с огнем» (1948), «Жизнь против смерти» (1952).

 

Трилогия рисует широкую картину жизни Чехословакии 20—30-х и начала 40-х годов, вплоть до освобождения страны советскими войсками в 1945 г. В поле зрения писательницы оказываются такие важнейшие события, как острая классовая борьба в стране, оккупация Чехословакии, зверства оккупантов, антифашистское движение и национально-освободительная борьба.

 

В трилогии глубоко раскрываются социальные процессы, происходящие в Чехословакии в те годы, выведено большое число действующих лиц — рабочих, представителей буржуазии, интеллигентов. Удались писательнице образы коммуниста. Пуйманова вскрывает присущие им героические черты, уверенность в грядущей победе, принципиальность в решении важных вопросов.

 

Особенно удачными получились образы Ондржея Урбана, Елены Скршиванковой, почерпнутые из глубин народной жизни. Это настоящие народные герои, надолго остающиеся в памяти читателей.

 

Красочно обрисован и лагерь буржуазии. В трилогии обличается ее эксплуататорская сущность. Выделяется образ капиталиста Казмара, в лице которого писательница изобразила обувного фабриканта Батю. В широком размахе повествования, в изображении действительности в ее революционном развитии заключается большое значение трилогии М. Пуймановой.

 

На 20-е годы приходится начало литературной деятельности выдающегося сына чешского народа Юлиуса Фучика К Сотрудничая в газетах и журналах, он пищет многочисленные очерки и статьи на общественные, политические и литературные темы.

 

Активное участие в борьбе против декаданса и модернизма принял один из крупнейших чешских ученых и деятелей культуры Зденек Неедлы (1878). Горячий поборник чехословацко-советской дружбы, он в 1925 г. способствовал созданию общества культурной и экономической связи с СССР.

В 30-е годы, когда власть в Германии захватил Гитлер и создалась угроза фашистского порабощения Чехословакии, передовые писатели выступили с резким осуждением фашизма.

Ярко выраженный антифашистский характер приобретает творчество Карела Чапека, создающего в эти годы свои самые значительные книги — «Война с саламандрами* (1935) «Мать» (1938). С антифашистскими произведениями выступают С. К. Нейман, В. Незвал, Ю. Фучик, Зденек Неедлы и др

Сближение с рабочим классом и участие в антифашистском движении ока зало положительное - влияние на твор чество Карела Нового. Если ранние произведения Нового были проникнуты индивидуалистическими настроениями (рассказы «Дорогой жизни», 1919), то затем он обращается к теме классовой борьбы, которая становится одной из главных в его творчестве.

В трилогии «Железный круг» (1927—1932) писатель реалистически изображает тяжелое положение чешского, крестьянства в Австро-Венгерской монархии. В романах «Хотим жить» (1933), «На распутье» (1934) рисуется жизнь в буржуазной Чехословакии, раздираемой внутренними противоречиями. Автор выступает с критикой капиталистических порядков, показывает рост рабочего движения в стране.

 

К. Новый писал и на исторические темы. Роман «Железо оттачивается железом» (1940, переработано в 1949), драма «Чешская буря» (1938, переработано в 1948 г.) и другие произведения посвящены гуситскому движению.

 

В 30-е годы широкую известность в Чехословакии получает роман «Ботострой» (1933), написанный Туреком Сватоплуком. Работая на фабрике крупнейшего чешского обувного фабриканта-миллионера Бати, Сватоплук собственными глазами наблюдал те дикие порядки, которые были установлены на комбинате и которые он описал в своей книге. О силе ее воздействия свидетельствует тот факт, что фабрикант возбудил судебный процесс против автора, добиваясь запрещения романа.

 

Кроме произведений о жизни города, об эксплуатации рабочих (роман «Ангелы успеха», 1937), Сватоплук писал книги о деревне и о существующих в ней противоречиях (повесть «Мертвая земля», 1939, сборник рассказов «Лицо человека», 1941).         

 

После установления в Чехословакии народно-демократического строя Сватоплук опять обратился к теме «Ботостроя». Он написал роман «Ботострой без шефа» (1951), который явился продолжением первой книги. В нем он показал, как налаживается новая жизнь на бывших предприятиях Бати» ставших народным достоянием.

 

Одновременно с развитием чешской литературы шел процесс развития словацкой литературы. Словацкие писатели» как и чешские, основное внимание уделяют социальным проблемам. Как писатель-реалист выступил представитель старшего поколения Янко Есенский (1874—1945). Его ранние стихи и рассказы появились в начале XX в. («Стихотворения», 1905). Большой поклонник русской литературы, Есенский много сделал для популяризации русских поэтов. Его перу принадлежат переводы произведений Пушкина» Блока. Самая значительная книга Я. Есенского — ромай «Демократы» (1934—1937), в котором он выступил с критикой буржуазной республики, разоблачил жульнические, демагогические приемы буржуазных демократов.

 

В годы второй мировой войны Я. Есенский писал патриотические стихи, призывавшие к вооруженному восстанию» проникнутые верой в победу над врагом.

О жизни словацких крестьян и сельской интеллигенции писала Вожена Тимрова (1867—1951). Ее повести и рассказы («Испытание», 1902, «Герой», 1928, и др.) рисовали картину расслоения словацкой деревни, возникновения в ней капиталистических отношений.

 

Крупным представителем словацкой литературы явился Петер Илемницкий. Его литературная деятельность началась в 20-е годы. Испытав на себе влияние Октябрьской революции, Илемницкий стал коммунистом.

 

В своих романах «Победное падение (1929), «Поле невспаханное», (1932), «Кусок сахару» (1934) Илемницкий описы-

 

вает жизнь словацких крестьян, подвергавшихся жестокой эксплуатации со стороны помещиков и церковников. Не ограничиваясь констатацией трудного положения народа, автор рисует рост его социального сознания, показывает, как под руководством коммунистов трудящиеся города и деревни развертывают классовую борьбу против угнетателей.

 

В годы второй мировой войны Илемницкий принимал активное участие в антифашистской борьбе. После освобождения Чехословакии от фашистского ига он написал одно из самых значительных своих произведений — роман «Хроника» (1947). «Хроника» — книга о словацком . национальном восстании 1944 г. Это восстание вспыхнуло в то время, когда советские войска, преследуя отступающих гитлеровцев, приблизились к границам Чехословакии.

 

События в романе Илемницкого изображаются с точки зрения жителей повстанческой деревни Верхний Балот, расположенной в верховьях Грона. Писатель создал ряд ярких образов интеллигентов, крестьян, рабочих. В соответствии с исторической правдой он подчеркивает огромную роль коммунистов в организации народно-освободительной борьбы в Словакии.

1938 г. в результате Мюнхенского соглашения Чехословакия лишилась независимости и подверглась расчленению. Словакия была провозглашена «независимым» государством, хотя находилась в полной зависимости от Германии. А территория чешских областей была оккупирована немецкими войсками. Для Чехословакии начались черные годы.

Шли массовые аресты и казни всех заподозренных в антифашистской деятельности. Немецкий язык был объявлен официальным вместо чешского. Были закрыты чешские высшие учебные заведения.

Но, несмотря на жестокий террор, народ Чехословакии не смирился с режимом оккупации. В стране развертывалось движение Сопротивления. Активное участие в нем приняли нередовые чехословацкие писатели. Они писали стихи, листовки, брошюры, статьи, разоблачавшие злодеяния оккупантов и призывавшие народ поднимать оружие. В годы оккупации многочисленные представители культуры и науки, в том числе и писатели, стали жертвами фашистского террора. Чешская литература лишилась такого выдающегося представителя, как Юлиус Фучик. В фашистском лагере был замучен брат Карела Чапека — известный художник и драматург Йозеф Чапек. Погибли писатели В. Ванчура, К. Полачек, Б. Вацлавек, Э. Урке и многие другие.

 

В 1945 г. с помощью советских войск Чехословакия освободилась от немецко-фашистских захватчиков. Власть перешла в руки трудящихся, установивших в стране строй народной демократии. В развитии чешской и словацкой литератур начался новый период. Созданный в 1949 г. Союз чехословацких писателей выдвинул в качестве главной задачи борьбу за социалистический реализм. Это направление объединило под своим знаменем представителей старшего и младшего поколений. В новых условиях продолжали плодотворно работать такие писатели, как Витезслав Незвал, Мария Майерова, Мария Пуйманова, Карел Новый, Турек Сватоплук, Петер Илемницкий. Но вместе с ними на литературной арене появились новые имена.

 

В середине 40-х годов вышел в" свет сборник рассказов «Немая баррикада» (1946), автором которого был Ян Дрда (1915—1970). В центре внимания в этих рассказах находятся люди, принимавшие участие в антифашистской борьбе. Так, в рассказе «Немая баррикада», давшем название сборнику, рисуется один из героических эпизодов пражского восстания. Кроме «Немой баррикады», Ян Дрда написал еще ряд произведений («Красная Тортиза», 1952, «Игра с чертом», 1946, и др.). В 60-е годы писатель стал разделять ревизионистские взгляды и в этот период своей деятельности не создал значительных художественных произведений.

 

В конце 40-х и в 50-е годы были опубликованы историко-революционные романы Антонина Запотоцкого. Один из виднейших общественных и политических деятелей, занимавший посты премьер-министра и президента Чехословакии, А. Запотоцкий, несмотря на большую занятость, начал работу над серией книг. Первая — «Встанут новые бойцы» — вышла в 1948 г. Она рассказывала о жизни рабочих конца XIX в., о невыносимых условиях труда на капиталистических предприятиях, о зарождении рабочего движения. Ее главный герой Ладислав Запотоцкий-Будечский, один из пионеров социалистического движения в Чехии.

 

Вторая часть эпопеи, «Бурный 1905 год» (1949), была посвящена важному периоду в истории чешского рабочего движения — событиям 1905 г. В книге изображаются революционные события того периода. Автор показывает, как эти события врываются в жизнь отдельных людей, как меняются люди и взаимоотношения.

 

В книге подчеркивается влияние русской революции 1905 г. на рост рабочего движения в Чехии.

 

В третьем романе эпопеи, «Красное зарево над Кладно» (1951), описывались годы первой мировой войны, Великая Октябрьская социалистическая революция и ее влияние на рабочее движение, создание Коммунистической партии Чехословакии. Автор ограничивается событиями, происходившими

в одном районе — в районе крупного промышленного центра Кладно, объединявшего шахтеров, металлургов и сельскохозяйственных рабочих.

 

После того как трилогия была закончена, А. Запотоцкий написал роман «Рассвет» (1956), действие которого предваряет книгу «Встанут новые бойцы» и относится к той эпохе, когда в Чехословакии капиталистическое промышленное производство только начинало развиваться. Книга написана по воспоминаниям матери автора. Она и является одной из главных героинь романа.

 

Книги А. Запотоцкого отличаются конкретностью, обилием фактов. В них участвует множество действующих лиц, причем, как отмечает автор, «лиц действительно живших, действительно существовавших, с присущими им характерными чертами, с их подлинной судьбой».

Вацлав Ржезач 1901-1956

Значительным событием литературной жизни Чехословакии 50-х годов явилось издание романов Вацлава Рже-зача «Наступление» (1951) и «Битва» (1955).

 

Роман «Наступление» охватывает небольшой, но важный период в истории Чехословакии. Создание строя народной демократии встречает сильное сопротивление со стороны прогитлеровских элементов и представителей чешской буржуазии. В пограничных районах, где происходит действие, развертывается ожесточенная политическая и вооруженная борьба. На фоне этой борьбы рисуются образы героев романа — чехов, немцев, рабочих, коммунистов, друзей и врагов народно-демократического строя.

 

В «Битве» продолжается описание тех же событий. Под руководством коммунистов рабочий класс укрепляет народную демократию. Не все образы в одинаковой степени удались автору. Положительные герои обрисованы несколько односторонне и схематично. Но романы В, Ржезача значительны своей тематикой, изображением больших общественных событий.

 

Среди более молодых представителей современной чехословацкой литературы известен Иржи Марек. Он является автором ряда рассказов и повестей, из которых выделяется повесть «Деревня под землей* (1949). В ней рассказывается о том, как перед приходом советских войск крестьяне и шахтеры одной из деревень, спасаясь от расправы фашистов, скрываются в шахту. Там они находятся в течение нескольких дней, пока их не выручают части Советской Армии.

 

В книге изображаются классовые противоречия, существующие в деревне. Рабочим-шахтерам, которых поддерживают деревенские бедняки, противостоят кулаки и находящиеся в зависимости от них крестьяне. Эти противоречия обостряются, когда жители деревни оказываются под землей.

 

Ян Отченашек (род. в 1924 г.) завоевал известность романом «Гражданин Брих» (1956). Прослеживая историю своего героя, сына прачки, ценой тяжелых лишений получившего образование, автор показывает на его примере, какими путями шла чехословацкая интеллигенция в тревожные дни 1848 г., какие мысли и заботы волновали ее. В повести «Ромео, Джульетта и тьма» (1958) поэтическая история любви юноши и девушки развертывается на мрачном фоне расистских преследований и ужасов фашизма. Роман «Хромой Орфей* (1964) посвящен теме Сопротивления в годы фашистской оккупации. В нем изображается деятельность нелегальной группы молодежи, состоящей из самых разных людей, из представителей различных социальных слоев, воссоздается тот путь познания истины, который проходят молодые люди.

 

В 60-е годы чехословацкая литература вступает в полосу затяжного кризиса. Усиливаются националистические настроения, пропагандируется идущее с Запада «модерновое», авангардистское искусство, переоцениваются и отбрасываются прошлые литературные достижения. Кульминацией этого кризиса явились события 1968 г. С тех пор политическое положение в стране стабилизировалось. Антисоциалистические ревизионистские силы потерпели поражение. Можно не сомневаться, что литература Чехословакии преодолеет временный спад и снова даст яркие произведения.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (23.01.2017)
Просмотров: 3005 | Теги: Литература, Словакия, 20 век, Чехия | Рейтинг: 5.0/1