Ярослав Гашек. Биография и обзор творчества
(1883—1923) Имя Ярослава Гашека хорошо известно миллионам советских читателей. Замечательный юморист и сатирик, создатель неумирающего образа Швейка, он пользуется заслуженной известностью.
Ярослав Гашек родился в Праге, в семье преподавателя гимназии, ставшего позднее служащим в банке. Он рано лишился отца, умершего, когда будущему писателю было тринадцать лет.
Гашек учился в гимназии, потом стал учеником в аптеке. Несколько позже он поступил в коммерческое училище и окончил его. Проработав некоторое время в банке, он оставил его и целиком посвятил себя литературе. В начале 900-х годов в различных газетах и журналах стали появляться его многочисленные рассказы, фельетоны, статьи, которые он нередко печатал под разными псевдонимами.
Гашек много странствовал по Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Германии, это давало ему огромный материал для жизненных наблюдений.
Гашек обладал исключительной работоспособностью и за свою сравнительно короткую жизнь написал свыше 1200 произведений: рассказов, статей, фельетонов, юморесок, стихов.
Большую роль в жизни Гашека сыграла первая мировая война. Мобилизованный в ряды австро-венгерской армии, Гашек не собирался драться за интересы своих угнетателей. Подобно тысячам одетых в австрийскую форму чехов, Гашек при первой возможности добровольно сдался в плен русским.
Годы, проведенные в России, явились для него временем напряженной политической деятельности. Под воздействием Октябрьской социалистической революции, являясь свидетелем великих исторических событий, Гашек вступает в ряды партии большевиков. Как коммунист он принимает активное участие в гражданской войне. Находясь в войсках Восточного фронта, Гашек вместе с частями Красной Армии прошел боевой путь от Урала до Иркутска. Он работал в политотделах воинских частей, был пропагандистом, редактировал армейские газеты и сам активно сотрудничал в них. Ряд своих произведений Гашек пишет на русском языке и печатает в русских изданиях.
В 1920 г. Гашек возвращается в Чехословакию. Буржуазная печать не замедлила обрушиться на него с нападками и клеветой. Писателя обвинили в «измене», в «предательстве», называли «советским комиссаром» и «чекистом».
Последние годы Гашек проводил в упорной работе над романом «Похождения бравого солдата Швейка». Он умер всего 39 лет от роду, так и не успев закончить свою лучшую книгу.
Многочисленные рассказы, юморески, фельетоны Гашека охватывают самые разнообр!азные стороны жизни. Они не одинаковы по своему тону. Во многих произведениях Гашек выступает только как юморист. Он ставит перед собой задачу рассмешить читателей, рассказать им что-нибудь интересное, забавное.
Таков, например, его известный рассказ «Футбольный матч», в котором в комической форме повествуется о футбольных страстях и болельщиках футбола. Пользуясь приемами гиперболы и гротеска, Гашек рассказывает о том, как во время футбольного матча между командами двух соперничающих городов «гохштадтцы защищались отчаянно, и в общей свалке им удалось повеслть капитана тиллигенцев на перекладине ворот гохштадтцев».
Забавен рассказ «Марафонский бег», герой которого, спасаясь бегством от отца своей невесты, оказывается «победителем» марафонского пробега.
В таком же комическом плане были написаны рассказы «Из хроники провинциального города», «Восхождение на Мо-зерншпице» и др.
Но наряду с юмористическими произведениями у Гашека все чаще начинают появляться сатирические рассказы, в которых остро критиковались социальные пороки, уродливые явления окружающей жизни. Злейшей сатирой на Австро-Венгерскую монархию является рассказ «Повесть о портрете императора Франца-Иосифа». Мирный торговец писчебумажными принадлежностями Петишка торговал портретами императора Франца-Иосифа, не имевшими сбыта, и сделал им соответствующую рекламу — повесил один портрет в окне лавки и написал: «Наш престарелый монарх распродается в настоящее время вместо 15 крон всего только за 2 кроны». Последствия для Петишки оказались роковыми. Он предстал перед военным судом.
В сатирических тонах описываются немецкие властители в рассказе «Дело государственной важности». Здесь Гашек рассказывает о том, как впавший в слабоумие владетельный князь Оксенгаузен остается на престоле, а профессора, установившего его идиотизм, сажают в тюрьму. Дикость законов Австро-Венгерской империи осмеивается в рассказах «Австрийская таможня», «Наследство Шафране-ка», «По следам убийцы» и многих других.
Другая большая группа сатирических рассказов Гашека направлена против религии, против церковников. Гашек разоблачает деятельность духовенства, убедительно показывает, что в основе ее лежит стремление к наживе. Таков его рассказ «Поп и мулла». Сжигаемый жаждой наживы, мулла заявляет, что аллах — вовсе не бог. Не отстает от него и христианский священник, готовый на все, чтобы приобрести породистую козу.
В ряде рассказов Гашек резко осуждает социальную несправедливость, угнетение бедных богатыми. Здесь показателен рассказ «История поросенка Ксавера». Пользуясь методом контраста, Гашек противопоставляет беспечальное существование поросенка Ксавера, принадлежащего помещику, жизни сына бедняка, больного, оставленного без присмотра, так как его отец должен ухаживать за поросенком.
Тема эксплуатации остро поставлена в «Юбилее служанки Анны». Пятьдесят лет проработала служанка Анна в семье советницы Тиховой. За это время она воспитала два поколения, экономила каждый хозяйский грош, никогда не танцевала, не посещала театра, не читала других книг, кроме молитвенника.
Значительное число обличительных рассказов Гашека посвящено деятельности буржуазных партий. Система выборов, основанная на клевете, обмане и подкупе, показана в «Злоключениях избирателя», а также в рассказе «Как Цетличка участвовал в выборах». Продажность социал-демократических лидеров, их грязные сделки с другими партиями великолепно освещены во «Втором туре выборов в Вышеграде». Лидеры буржуазных партий осмеиваются в фельетоне «Д-р Карел Крамарж».
Во многих произведениях писатель высмеивает систему школьного образования, критикует школьных учителей, развращающих своих учеников. Злой сатирой на такого «учителя» является образ учителя Швольбы («Родители и дети»). Он задает ученикам домашние сочинения, в которых дети должны рассказать о пороках своих родителей.
Вторая тема рассказов Гашека — фальшь мещанской семьи, построенной на лицемерии и обмане.
Нельзя не отметить фельетоны Гашека, написанные на русском языке. Они создавались в суровые годы гражданской войны в России и посвящены актуальным событиям того времени. В фельетоне «Из дневника уфимского буржуя» автор высмеивает панические слухи, распускаемые о коммунистах и о Красной Армии. Разоблачению спекулянтов посвящен фельетон «Об уфимском разбойнике, лавочнике Булаку« лине». Ярослав Гашек вскрывает реакционную роль духовенства, находящегося на службе у белых. Христовы воители во ими бога устраивают погромы, убивают беззащитных, но бегут перед Красной Армией («Дневник попа Малюты»),
Б своем большинстве рассказы Гашека невелики по объему. Многие из них написаны от первого лица — участника или свидетеля происходящих событий. Писатель часто употребляет прямую речь, что является одним из характерных приемов его повествования. В рассказах много действия и сравнительно мало описаний. Редко встречаются пейзажные зарисовки. Среди сатирических средств, употребляемых автором, весьма распространенным является прием пародии. Высмеивая то или иное явление, Гашек пародирует стиль, форму, жаргонные обороты речи. Блестящим образцом пародии может служить его рассказ «Осиротевшее дитя и его таинственная мать», в котором пародируются слащавые слезливо-сентиментальные истории, появлявшиеся в периодической печати.
Гашек часто прибегает к гротеску, не боится преувеличений. Гиперболизм и фантастика в его рассказах способствуют выявлению жизненной правды.
(_) Крупнейшим произведением Гашека является роман «Похождения бравого солдата Швейка». К образу Швейка он обращался в своих более ранних произведениях. Еще в 1912 г. в Праге вышла его повесть «Бравый солдат Швейк перед войной», в которой мы встречаем Швейка, проходящего военную службу в австрийской армии около итальянской границы. Он принимает участие в маневрах, переходит государственную границу, захватывает у итальянцев пушку и доставляет ее в лагерь австрийских войск.
Уже здесь писатель, рисуя образ своего героя, намечал его характерные черты. Швейк — неисправимый оптимист, он вечно улыбается. Приказы начальства он выполняет неукоснительно и буквально, вплоть до того, что, когда ему приказывают «лететь ко всем чертям», — он с честью выполняет и это поручение.
Второй раз к образу Швейка Гашек обращается в годы первой мировой войны. Находясь в России, писатель публикует в выходившей в Киеве чешской газете «Чехословак» повесть «Бравый солдат Швейк в плену». В ней усиливались нападки на Австро-Венгерскую империю. И наконец, Гашек снова, в третий раз, берется за эту тему в «Похождениях бравого солдата Швейка». Действие романа развертывается перед первой мировой войной и в начале войны.
Образ Швейка — образ сложный; он дается в развитии. С самых первых страниц романа Швейк предстает перед нами человеком хитрым, но недалеким, любящим рассказывать всевозможные истории и анекдоты. Ему не чужды заблуждения, характерные для чешского мещанства той поры. Он, например, верноподданнически настроен по отношению к австрийскому императору.
Однако по ходу действия образ Швейка претерпевает значительные изменения, а книга приобретает все более сатирический, социально-разоблачительный характер. В высказываниях Швейка все больше начинает звучать народная мудрость, а действия и поступки его не только отличаются изумительной находчивостью, но и способствуют обличению произвола и всевозможных злоупотреблений.
Для правильного понимания образа Швейка очень много дают статьи Ю. Фучика. Ю. Фучик подчеркивает, что Швейк — в первую очередь «тип критический», что образ его помогает осмеянию понятий буржуазного мира, его устоев и морали. Вместе с этим Фучик указывает, что Швейк — тип общественный, а не книжный, и видит заслугу Гашека в том, что он сумел гениально разглядеть этот тип в жизни и поместить в такую обстановку, в которой проявились основные черты его характера.
Связь Швейка с народом, с жизнью определяет огромное зйачение его образа. Швейк не революционер, но у него народный, здравый смысл. И этот здравый смысл не хочет мириться с навязанной ему ненужной войной. Чтобы доказать дикость и мракобесие существующего режима, Гашек прибегает к оригинальному художественному приему. Он заставляет Швейка буквально выполнять все многочисленные приказы, законы и постановления и тем выявляет их абсурдность. Гашек заставляет Швейка рассказывать бесконечные истории, имеющие прямое отношение к обсуждаемому вопросу. Чаще всего это необыкновенные происшествия, оканчивающиеся неожиданным, нелепым финалом. Назначение этих историй — выяснить, подчеркнуть нелепость происходящих подлинных событий.
Заставляя действовать своего героя подобным образом, Гашек превращает образ Швейка в оружие сатиры, зло обличающей гнет и насилие Австро-Венгерской монархии.
Если поведение Швейка вначале, как указывает Фучик, — «самозащита против неистовства империализма», то затем эта защита перерастает в нападение. «Своей пародией на послушание, своей простонародной шуткой Швейк подрывает с таким трудом создаваемую реакционерами силу их власти; он, как червь, точит реакционный строй и вполне активно — хотя не всегда вполне сознательно — помогает ломать здание гнета и произвола».
В романе представлен широчайший политический фон, создана целая галерея лиц, являющихся типичными представителями прогнившего императорского режима.
Необыкновенно красочно нарисованы образы бездушных врачей-чиновников, с которыми приходится сталкиваться Швейку. Особенно зловещее впечатление производит образ старшего военного врача Баутце. «Это был неумолимый человек, видевший во всем жульнические попытки избавиться от военной службы — от фронта, пуль и шрапнелей. Известным его выражением было: «Весь чешский народ — банда симулянтов». За десять недель своей деятельности он из одиннадцати тысяч граждан десять тысяч девятьсот девяносто девять признал симулянтами и поймал бы на удочку и одиннадцатитысячного, если бы последнего не хватил удар в тот самый момент, когда доктор на него заорал: «Повернитесь!» — «Уне-, сите этого симулянта, — сказал Баутце, когда удостоверился, что тот умер».
Злому осмеянию подвергается в романе религия. Ее представителем выступают фельдкураты1 Отто Кац, Лещина и Мартинец. Необыкновенно выразительна фигура Отто Каца, пьяницы и игрока, который проигрывает своего денщика Швейка в карты.
Множеством лиц представлено австрийское командование. «Болваном, достойным преклонения» выступает полковник Фридрих Краус фон Циллергут, который был так глуп, что офицеры еще «издалека старались обойти его на улице». Но наряду с глупостью полковник отличается садистской жестокостью. «К чему возить сюда пленных? — брюзжал он. — Перестрелять их всех без пощады! Плясать среди трупов! А в Сербии сжечь всех до последнего, и военных и невоенных. Детей прикончить штыками».
Не менее колоритны фигуры генерал-инспектора, любимым коньком которого является организация отхожих мест, полковника Шредера, больше всего боящегося попасть на фронт, генерал-майора Цварцбурга, запрещающего солдатам думать.
Ничуть не лучше средний и низший офицерский состав. Вот подпоручик Дуб, злобствующий бюрократ, формалист и склочник. Под стать ему и кадет Биглер.
Роман Гашека динамичен, насыщен действием. Таковы прежде всего похождения и приключения самого Швейка. В романе много комических монологов. К монологам обычно прибегает Швейк. Это чаще всего те самые истории, которые являются параллелями к тому или иному происшествию.
Палитра Гашека отличается густыми, яркими красками. Писатель любит прибегать к преувеличениям, к гротеску. Язык романа — яркий, сочный, изобилующий пословицами, поговорками, народными выражениями. В нем богато представлена стихия чешской народной речи. | |
Просмотров: 1990 | | |