О художественности прозы Михаила Булгакова Автор - В.И.Немцев
От Аристотеля идет отношение к писателю не как к главному создателю произведения, а как к передатчику эйдоса. Все произведение как бы внушено ему природой или Богом. Лишь недавно, в XIX в., Ш.О.Сент-Бев всерьез увидел в писателе личность, отнесся к нему как к частному лицу, а не выразителю цеховых и общественных культурных ценностей в первую очередь. Правда, это чутко передавала литература еще в эпоху Возрождения и Просвещения, породив жанр романа. Таким образом, конкретный субъект произведения литературы признан относительно недавно, и литературоведение начинает второй, а ныне, пожалуй, так и третий этап своей истории. Еще до 80-х гг. советские литературоведы совершенно по-аристотелевски определяли, какое произведение ’’правильное”, а какое ’’неправильное”. Впрочем, Оскар Уайльд выразился вполне исчерпывающе на этот счет: нет нравственных книг и нет безнравственных, а есть хорошие и плохие книги. Искусство оценивается не по неким однажды отмеренным показателям, а индивидуально; мерило тут вкус высококвалифицированного читателя, критика. Все это так. Но откуда берутся хорошие книги? Не от высоконравственного ли их пафоса? Безнравственную по духу книгу мы ведь хорошей не назовем, поскольку в ней не будет даже цельной структурной основы, завораживающего пафоса, изобразительных находок, наконец, она наскучит однообразием. Что ж, искусство помогает жить? Когда как. Оно спасает от отчаяния? Безусловно. Обожествляет душу? Несомненно. Есть в искусстве спасительное воссоединение Земли и Неба, могущее случиться лишь с помощью искусства, не только пробуждающего всякую девственную душу, но и влекущее ее в горние сферы своим устремлением от привычного, завораживающего негой, скучного. Много уже сказано об искусстве, но тема эта неисчерпаема, как и жизнь. Российский литератор А.Кустарев высказал, а скорее напомнил, одну из вариаций давно бытующего взгляда на изящную словесность — своевременную и точную мысль: ’’...мне кажется, что для понимания структуры литературного массива важны такие понятия, как авторство и исполнительство. Вот в музыкальной практике все ясно: тут композитор, тут исполнитель. В литературе такое деление тоже есть, но оно незаметно с первого взгляда. Под писателями-исполнителями я имею в виду не тех, кого пренебрежительно именуют эпигонами, а профессионалов, делающих неоригинальную литературную продукцию. Такая продукция тоже очень нужна. Ее тоже можно делать пло хо или хорошо... Творцы тоже, конечно, профессионалы, но они же и ломают профессиональный канон, иногда просто потому, что не очень хорошо его усвоили. А вот для исполнителя профессионализм — это все. Так вот, русской литературе мешает мистический ореол творца, каковым является якобы всякий работающий со словом. Другая сторона дела в том, что исполнитель часто пытается заместить собой подлинного автора” [ 1]. Разумеется, когда исследователь берется изучать творчество отдельного писателя, ему вольно считать того настоящим творцом. Ибо верных критериев для определения эстетических ценностей нет. Но литературоведа влечет тайна и еще возможность реализовать свой эстетический вкус. А что заставляет тонко чувствующего человека браться за перо? За кисть? Кинокамеру? Наверное, стремление отрешиться от рутинного потока времени, от привычного течения жизни в одну сторону. Человеку видится нечто более ясное и высокое, что он хочет привнести в свою обыденную жизнь. Искусство — это попытка воплощения грез. На эту тему размышляли много и многие. Мы не беремся точно объяснить цели и смысл искусства, как и цели и смысл жизни. Они нераздельны. Одно без другого в человеческом обществе существовать не может. Художник придумывает себе несуществующие заботы, причудливые обстоятельства, и он не м^жет этого не отображать, как не может не жить. И потому для восприемника его творчества жизнь приобретает спасительное очарование. Понятие художественности сейчас у нас переживает кризис. Что есть, согласно классическим представлениям, реалистическое художественное произведение? Это типическое отражение действительности, содержащее общечеловеческие ценности и еще исторический взгляд на вещи. Все это чаще всего зовется одним словом ’’правда”, пусть всякий человек и понимает под жизненной правдой каждый свое. Таким классическим представлениям отвечают, например, ’’Колымские рассказы” В.Шаламова. Правда, наметанный взгляд бдительного советского критика и теоретика литературы всегда был готов увидеть в них одну непривычную особенность — обилие ’’отрицательного опыта”. Есть в ’’Колымских рассказах” и положительные герои — самые обычные люди, которые не сломлены нечеловеческими условиями. Только вот ”к чему они зовут?”, как угрожающе спросит идеолог соцреализма (неужели же их не осталось?). Да к сопротивлению... Вообще говоря, рассказы Шаламова по строгим теоретическим меркам представляют собою нечто вроде физиологических очерков, написанных собственной кровью. Для художественности им чего-то не хватает, хотя ныне художественность понимается весьма широко. В целом, в нашем веке литература стала привлекательным, популярным и оттого зачастую прибыльным видом деятельности — и тем самым умалилась, сузилась в основных своих проявлениях до необходимого предмета в наборе обязательных принадлежностей современ ного человека. Почему даже в этих условиях литература и искусство сохраняют свои природные свойства? Почему сохранилась русская литература, сроду не живущая без цензуры? Наверное, вот почему. Она шла по самому продуктивному пути, по пути совершенствования художественности. Все идеи, запрещенные в политической жизни, писатели облекали в художественные образы и в конце концов доводили до читателей. Русская литература испытывала в результате постоянный приток живых сил. Салтыков и Чернышевский, например, были по характеру дарования публицистами, ораторами. Жизнь заставила их уйти в беллетристику. Можно спорить о степени художественных достоинств их литературных произведений, но они — факт истории литературы, который стал возможен только потому прежде всего, что Чернышевский и Салтыков были блестящими идеологами. В дальнейшем их линия (а скорее линия Радищева-Герцена-Достоевского) нашла глубокое продолжение в творчестве Солженицына. Михаил Булгаков — художник иной природы. Он, что называется, исконный писатель, которого привлекает не идеологическая сторона творчества, а сам его процесс. И ищет он в действительности иные стороны, чем так называемые писатели -’’идеологи”. Другое дело, что воздействие на элегический пафос его творчества общественных потрясений 20-30-х гг. сделали его также и идеологом. Идеологичен, в той же мере как и поэтичен, любой крупный художник. И, может быть, Булгакова таковым сделала захватившая его в свой водоворот гражданская война на Юге России. В любом значительном явлении крайности непременно сходятся. Для обозначения общих ориентиров наших рассуждений сформулирую в общих чертах понимание художественности: это логически- чувственно организованная и убедительным образом переданная живая позиция автора-творца произведения и еще правда, угаданная интуицией. Понятие художественности в русской литературе сопоставимо с нравственностью, которая в течение веков не претерпела значительных оценочных изменений. Но меняется мораль, как изменяются и принципы художественности, и всякая эпоха имеет свои образцы ее. Для XVII в. ГДержавин был поэтическим совершенством, пока появление А.Пушкина не изменило этого. Писатель — правдолюбец, совесть нации. И совесть требует от него правдивого показа жизни. И совесть же понуждает его глядеть вдаль, в будущее — что там грядет? Прав ли был? Не обманулся? Существует старый литературоведческий спор: должен ли писатель быть пророком, или этого не требуется? Но он не может не быть им! Такова природа таланта. Булгаков был удивительным провидцем. Он предвидел время публикации ’’Мастера и Маргариты” — через 25 лет... Он предвидел шариковых, взращенных швондерами. В статье ’’Грядущие перспекти вы”, написанной в 1919 г, [2/, он увидел судьбу России на три поколения вперед, еще даже не будучи писателем, но став уже творцом. Впрочем, на этом пути он столкнулся с мучительным вопросом: художник — пророк или угадчик? Мастер создал Иешуа, который решает его судьбы, или он только угадал его суть? В романе В.Войнови- ча ’’Москва 2042”, написанном явно не без учета романа ’’Мастер и Маргарита”, пародийно переосмысляется мотив воздействия художественного произведения на действительность. Писатель ли Карцев создал культ Сима Симыча Карнавалова, в финале романа решающего его судьбу, или он всего лишь точно отобразил то, что увидел, путешествуя во времени? Проблема эта варьируется в произведениях разных авторов. Но не Булгаков ли ее укрупнил? Многие писатели и литературоведы последней трети XX в. называют Булгакова образцовым художником. Поэтому нам необходимо задаться вопросом, что характерное можно отметить в его творчестве, воплотившем многие стойкие традиций русской классики? Задача эта всегда трудноосуществима, поскольку никому пока не удалось описать художественное ’’нутро” какого-либо шедевра и вряд ли удастся исчерпать его внехудожественным способом. Тем не менее, это отнюдь не означает прекращения попыток. В литературно-критической практике существует мнение, идущее, вероятно, от ДжДжойса, что писатели типа Тургенева, Бунина, в этот ряд вполне относим и Булгаков, имеют ослабленную художественную природу. Подразумевается, что писатели с обостренным лирическим началом используют как бы облегченные варианты поэтических средств. Их лиризм несет некую изобразительную недостаточность, обнаруживает отсутствие творческой ’’сверхзадачи”. В этих снобистских суждениях можно увидеть логическое зерно, если смотреть на литературный процесс как на нечто застывшее, а на художественность — как на явление, раз и навсегда заданное. Уйдя от абсолюта и придя к конкретному автору, к конкретному литературному процессу, мы обнаружим массу трагических противоречий, объясняющих если не все, так многое. Вот одно из них. Позволительно сопоставить судьбу отчественной литературы с судьбой Русской православной церкви в течение последних семидесяти с лишним лет, тем более, что литература в этот период во многом приняла на себя историческую нравственную миссию церкви. В ответ на обвинения в совиновности в массовой гибели людей в нашей стране, на которую пастыри церкви немо взирали, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил так: ”Мы грешили, ибо личное совершенство иногда приходится принести в жертву ради спасения других. Патриарх или митрополит, подставляющий под заведомый разгром свою паству, согрешил бы перед Богом, людьми, Россией больше, чем если бы он компромиссом заслонил церковь. Это больно. Но не может многомиллионная церковь в тоталитарном государстве уйти в катакомбы. Виноваты мы перед народом. Ради него, ради возможности не уводить из реальной жизни сотни миллионов людей иерархи церкви брали грех на душу — грех молчания, грех неправды. И за него перед Богом мы каялись всегда..[3]. Не перед такой ли дилеммой встало и жестко цензурованное искусство? Не это ли бремя нес и Булгаков? Вспомним его Максудова из ’’Записок покойника”. Максудов решал нерешаемую для себя задачу: спасти пьесу ’’Черный снег” с помощью уродующих ее переделок и погубить тем самым честь художника либо спасти себя, но погубить произведение, не донеся его до зрителя. Сергей Леонтьевич Максудов нашел чисто романтический выход, в духе ранних романтиков: он бросился, как известно, головой вниз с Цепного моста. А вот Мастер уже идет на компромисс: отказываясь от творчества в невыносимых социальных условиях, он подтверждает высокую миссию искусства, но губит душу грехом. Именно поэтому, я убежден, участие в деле Мастера принимает сам Иешуа (читай: Господь). Грех молчания, грех неправды взял на себя Мастер. Булгаков избежал этого, потому что духом был крепче своего героя, но такое обстоятельство, согласитесь, не снимает самой проблемы. Разговоры же о невысокой художественности прозы Булгакова, на мой взгляд, берут начало в аристотелевской традиции. Булгаковское творчество, корнями опирающееся в XIX в. с его культом самобытной личности, в значительной степени обладает ярко выраженным субъективным началом. Именно оно-то и дает возможность понять булгаковский эстетический феномен. Во всяком современном произведении искусства позиция его ’’автора”, как выразителя концепции этого произведения играет решающую роль. Все дело в том, какими средствами ее выражать. И художнику другой художник не указ. Здесь главный критерий в том, чтобы ответить на вопрос, живет убедительно созданная ’’модель” действи тельности или нет. Поражает воображение читателя и будит его душу и мозг писательская воля или нет. Способы же этого стары как мир, потому и стоит определить те, которыми пользовался конкретный мастер. Одним из общих признаков художественного произведения обычно становится стремление решить какой-либо мучающий писателя философский вопрос жизни посредством движения художественных образов. При этом еще одним из важных условий художественности выступает наличие чувствуемого ’’большого контекста” (термин М.М.Бахтина). К примеру, Солженицын, последовательно создающий свои произведения с единым ’’автором”, настолько вжился в своего автора- творца, что стал им в собственной биографической ипостаси. Его размышления о России именно ’’авторские”, писательские, поскольку получилось так, что не биографический автор начал рождать идеи, формирующие автора-творца, а наоборот. Булгаков целеустремленно преодолевал банальность жизни, подобно Чехову, но более сокрушительно для своих творческих сил был вынужден противостоять официозу. ’’Разбуженный” как писатель гражданской войной, он превозмогал ’’безмятежность” своих прежних представлений о жизни. Позднее — о жизни настоящей, советской. Его совесть (читай: талант) художника толкала на это. Правда, много сил было затрачено на переосмысление общепринятого, привычного, а для творчества продуктивнее не переосмысление, а принципиальная новизна. В чем же новизна Булгакова? Он разглядел сокровенные свойства творческой личности (Мастер, Максудов, Мольер). Он показал бессмысленность гражданской войны как ’’русского бунта”. Он отразил ’’закольцованность” сознания современников. При всем этом Булгакову как художнику свойственна принципиальная ’’аполитичность” — в противовес эмпирическому освоению действительности на бытовом уровне. Идеальный политик глубоко чужд художественному творчеству, не напрасно же его существо творят избиратели и влиятельные общественные силы. Автор-творец тоже таков, каким его хотят видеть и писатель и читатель — реальнейшие фигуры литературного процесса. Смешивание этих двух ипостасей (политика и писателя) погубило не одного художника, особенно в наше время. Не напрасно поэтому устойчивое стремление Булгакова прочитывать свои произведения единомыш- ленникам-читателям и ’’корыстным” лицам — братьям-писателям. Тут поверялось не одно только воздействие эстетических созданий, но и их логика. То, что мы привыкли называть ’’злободневностью”, газетной актуальностью, почти отсутствует у него. Интуиция Булгакова увидела здесь немалую угрозу эстетической природе. Как верно отметила Э.Проффер, большинству персонажей романа ’’Мастер и Маргарита” политическая выгода куда важнее нравственности. Критики, нападающие на Мастера, первосвященник, расставляющий западню для Иешуа, прокуратор, отправляющий его на Голгофу, — все они сходны в одном. Зная, что ведут себя неверно, они отказываются слушать голос совести [4]. Булгаков очевидным образом в самой природе бренной мирской власти отличает главную угрозу художественному творчеству. И преодолевает ее всем сознанием. Этому способствует сложная символика, ’’закодированность” событий, оправданные стремлением предельно уплотнить жизненные реалии. Правда, личная жизнь, рутинный бытовой опыт писателя здесь оказывают сильное воздействие, не считаться с которым не может ни один крупный художник. Проблема прототипов, чрезвычайно актуальная в изучеюш булгаковского наследия, может быть, в этом свете заслуживает специального разговора. К подробным же описаниям прототипов известных героев следует относиться очень сдержанно. Тут уместно вспомнить остроумное изречение Г.К.Честертона, и по этому поводу, и в приложение ко всему булгаковскому творчеству: "Жизнь слишком серьезна, чтоб над нею не шутить" [5]. Прототипы не должны быть сколько-нибудь пристальным объектом внимания исследЬвателя. Главное тут система эстетических фигур произведений й еще личная жизнь писателя, в которой формировался пафос творчества. Однако прикосновение к личной жизни не только одного Булгакова, но и всякого большого художника, требует особой квалификации и необычного подхода. Нужен свободный доступ к любым архивам, нужны новые знания, требуется и новая методология [6].
Источники
| |
Просмотров: 1215 | |