О КОНЦЕПЦИИ личности В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА” Автор - М.В.Колтунова Даже при беглом взгляде на перечень заглавий произведений зрелого мастера бросается в глаза обилие собственных имен: Мольер, Пушкин, Дон Кихот, Адам и Ева, Маргарита... Нет смысла комментировать эти имена, но нельзя не заметить тенденции к усилению противостояния ’’личность-эпоха”, традиционного для контекста всего творчества писателя. Впрочем, и в этом вопросе М.А.Булгаков ориентирован на преемственность и творческое развитие той ветви отечественной классики, которая ”завязана” на личность и отмечена такими вершинами, как МЛермонтов, ФДостоевский. К сожалению, само понятие ’’личность” в современном понимании размыто. Поэтому здесь важно указать, что при ее трактовке необходимо, помимо оригинальных нравственно-этических, философских и прочих взглядов, учитывать и поведенческую концепцию человека, детерминированность эпохой. Применительно к роману, вызвавшему в последнее время оживленную дискуссию, можно утверждать, что вопрос о том, на какую личность ориентирован роман, является приоритетным в связи с поднятой проблемой. Сторонники той точки зрения, что ’’Мастер и Маргарита” — сатанинский роман, центральной фигурой которого является ’’всемогущий” Воланд, опираются в своих рассуждениях не только на отдельные дневниковые высказывания, воспоминания современников, но и на образную структуру произведения [1]. Действительно, Воланд не просто занимает очень большое место в романе, режиссирует современные главы и свидетельствует реальность исторических (’’Евангелие от Воланда”), он выполняет чрезвычайно важные функции судьи и арбитра в своем ’’ведомстве”. Но можно ли говорить о всесилии трансцедентного героя? И является ли он приоритетным с точки зрения читательского интереса? Загадочная и внушительная фигура князя Тьмы, безусловно, интригует читателя, но по преимуществу ’’девственного” читателя. Осведомленный читатель, благодаря обилию реминисценций и аксессуаров, разгадывает ’’неизвестного” уже в первой главе. М.Йованович и И.Ф.Бэлза подробно рассмотрели межтекстовые связи итогового романа М.Булгакова в их иерархизации. Так, в частности, И.Ф.Бэлза считает, что образ Воланда ближе не к Мефистофелю, а к Люциферу [2]. Но в связи с вышепоставленными вопросами интересен ’’эффект самоустранения” героя. Вспомним, что во время рассказа о Понтии Пилате исчезают не только Патриаршие пруды с реальным историческим временем, но и сам рассказчик, лично присутствовавший при описываемых событиях. Следовательно, автор выдвигает на авансцену более значимую фигуру. Кто она? Так же незаметно исчезает Воланд со сцены Варьете ’’вместе со своим полинялым креслом”. И дело не только в том, что сан и достоинство не позволяют князю Тьмы лицедействовать. Просто он там больше не нужен. Функциональность образа заключается в хирургически точном вмешательстве в сюжетную ткань повествования (правка событий, извлечение героя и водворение его по месту жительства, очищение огнем). Итак, кто та фигура, которой тактично уступает место сам Воланд? Даже по соотношению масштабности ясно, что это не может быть Пилат, Кант, тем более кто-либо другой из действующих лиц. Только фигура Христа может противостоять князю Тьмы и повелителю теней. Образ Иешуа (здесь Булгаков воскрешает звучание древнего арамейского языка) — это не просто художественный образ. Для М.А.Булгакова это вопрос веры и вопрос о том, что есть человек — с точки зрения философа и врача. Никогда не заявляя, тем более не афишируя своих взглядов, Булгаков приходит через отрицание и мучительные сомнения к вере в бессмертие и всеобъемлющее разумное начало вселенной, имя которому — Бог. Путь этот был драматичным и непростым, о чем свидетельствует известнейший биограф и исследователь творчества писателя М.О.Чудакова. Новое отношение к религии, по ее мнению, формируется у Булгакова в первые московские годы под влиянием пережитого и утверждается до конца его жизни. В связи с этим очень важен вопрос о том, является ли Иисус мессией в романе. И что для Булгакова важнее — Иисус-человек или Иисус-мессия? Отвечая на эти вопросы, нельзя не отметить принципиальную новизну традиционного библейского персонажа, который, благодаря глубочайшей психологической разработке, становится совершенно оригинальным. Возникает ощущение, что образ проступает, как при реставрационном снятии позднейших изображений. Этот процесс происходит зримо и обнаженно, теоретически подготовленный дискуссией на Патриарших. Это и обусловливает усиление читательского интереса. Особо потрясает освобождение праосиовы мифа И.Н.Понырева. ’’Очищенный” образ Христа у Булгакова, с одной стороны, не менее убедителен, чем другие исторические персонажи, с другой — необъясним, загадочен в своих высказываниях и поступках. Действительно, многие поступки и высказывания Иешуа трудно объяснить, некоторые кажутся просто немотивированными. Какое дело дважды осужденному на мучительную казнь (по иудейскому закону — за глумление над верой, по римскому — за оскорбление цезаря) до каждого, с кем он сталкивается, будь это центурион, прокуратор, меняла или сборщик податей? В знаменитом диалоге с Пилатом Иешуа непредсказуем, непостижим для собеседника. В самый драматичный момент допроса, когда решается судьба безродного арестанта, тот осмеливается поучать игемона. О дерзости этого поступка свидетельствует реакция секретаря, который* сначала ’’смертельно побледенел и уронил свиток на пол”, а затем начал размышлять над тем, ”в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора” (С. 27) [3]. С точки зрения обывательской логики это безумие, самоубийство. ’’Твоя жизнь скудна, игемон”, — какой внутренней логике подчинена эта фраза? Безусловно, логика эта особая, непонятная для большинства героев произведения. Сила воздействия образа, на наш взгляд, как раз и связана с принципиальной новизною поведенческого, межличностного аспекта мировоззрения Иешуа. В чем же эта новизна? Прежде всего — в свободе. Иешуа абсолютно свободен. Свободен от страха и лицемерия, от лжи и жажды власти над людьми. Особенно контрастно внутренняя свобода и незащищенность Иешуа выглядят на фоне защищенности и внутренней несвободы Пилата. Естественно, что его тревожит собственная земная судьба, и он страдает от побоев и жестокости, но верность открытой им истине позволяет ему оказывать сильнейшее воздействие на собеседников. Истина же заключается в том, что человек бессмертен. Именно на этой истине основывает булгаковский герой свое учение с новым представлением об ответственности человека за каждый свой поступок, за каждое свое слово. Бессмертный человек должен жить по иным нравственным законам, отсюда нравственный императив: нельзя оправдать малодушие, потому что малодушием можно оправдать любую подлость и предательство. В ходе диалога Пилата с необычным арестантом, который превращает допрос в подобие философского спора, спор об истине становится кульминационным. С истиной, открываемой Пилату, связано исцеление от гемикрании. Иешуа успевает развить только исходное положение, согласно которому жизнь, которую ведет прокуратор, недостойна человека. По мягкому определению бродячего философа, она ’’скудна”. К чему призывает Иешуа? К жизни, достойной человека. А начинается такая жизнь с момента осознания истины, не доказанной арестантом; ’’...показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал” (37). И тут же мелькает в голове Пилата ’’какая-то короткая другая мысль”, совершенно чуждая его логике, логике язычника: ’’Бессмертие ... пришло бессмертие...” Откуда явилась эта мысль? Кем она внушена? Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но читатель в контексте произведения должен ответить на эти вопросы, ибо они непосредственно связаны с концепцией личности в романе. ’’Совсем нелепая” мысль о бессмертии впервые появляется у Пилата во время допроса, когда кроме арестанта и секретаря на балконе никого больше не было. Следовательно, никем иным внушена она быть не может. Обладающий, на первый взгляд, сверхъестественными способностями к врачеванию словом, чтению чужих мыслей, бродячий философ оказывается способным внушать на расстоянии мысли собственные. Записанное за проповедовавшим философом ’’Смерти нет... убеждает нас, что речь идет не о личном бессмертии казнимого, а о человеке вообще. Освобожденный от страха смерти, человек способен творить чудеса. Огромная энергия, направленная на самосохранение, высвобождается для помощи другим людям. Бродячий философ верит, что все люди от природы добры, жестокими их делает рабство. Отсюда постоянное обращение-характеристика ’’добрый человек”, распространенная в древности на Востоке. Она связана с гностическим подходом к слову эпохи раннего христианства и выполняет функцию заклинания для говорящего. Булгаковский Христос — мессия. По мнению ГЛесскиса [4/, он не подозревает о своем мессианстве, а ’’высшая истина” его учения интерпретируется им как ’’добрая воля”, т.е. желание помимо и вопреки корыстным соображениям творить добро. Подобное понимание ключевого постулата булгаковского героя в кантианском духе характерно для целого ряда исследователей. Трудно даже представить себе, насколько подобная трактовка обедняет образ, созданный на основе значительного количества источников. Среди этих источников принципиально невозможно выделить какой-то один. Булгаков обладал редчайшими даром, аккумулируя информацию, создавать совершенно оригинальное, свое, в том числе и концептуально, произведение. Впрочем, это не исключает полемического аспекта, связанного в данном случае с идеей ’’приземления” героя, который сам ни разу не упоминает имя Бога, не связывает свое происхождение с пророческо-династийной ветвью иудаизма. Внешний облик его намеренно снижен: ’’старенький и разорванный голубой хитон”, ’’белая повязка с ремешком вокруг лба”, ’’стоптанные сандалии”. Единственный евангельский эпизод, связанный с испытанием верой — искушение бесами на крыше ершалаимского храма, — изъят автором из поздних редакций. Нельзя не согласиться с ГЛесскисом, когда он утверждает, что пафос образа Иешуа заключен в крылатом выражении ’’Сын Человеческий”. Но у Булгакова Иешуа — это человек в полном развитии своих интеллектуальных и психофизических возможностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он ведет диалог с прокуратором одновременно на двух уровнях — сознательном и подсознательном — и при невозможности завершить свою мысль вербально прибегает к внушению. Бродячему философу принципиально важно открыть истину Пилату, равному по интеллекту (’’тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”) (27). С момента осознания истины человек становится свободным и несет всю ответственность за свой выбор. Смалодушничав, не позволив договорить арестанту, могущественный прокуратор выбирает путь раба. В отличие от толпы, орущей: ’’Распни его!” — он ведает, что творит. Это сознательный выбор, и ответственность за него герой несет в полной мере, искупая свое малодушие самой страшной ценой, ценою вечных нравственных мучений. Так наказаны в романе те, кто способен нравственно страдать, а следовательно, и возродиться, быть прощенными (Пилат. Фрида). Все, о чем мечтает терзаемый сознанием причастности к позорной казни сын короля-звездочета, это подняться к свету по лунному лучу вместе с ’’решительно ни в чем не повинным мечтателем и врачом”, причем понятие ’’свет” в романе по- лисемантично, в исторических же главах опорным, доминантным значением является ’’истина”. Итак, Иешуа уже в исторических главах — это не только ’’Сын Человеческий”, но и ’’Сын Света”, несущий людям великую истину, которая каждому открывает путь в свободе. А свобода — это самое важное с точки зрения иерархии личностных ценностей для Булгакова. Для подтверждения этой мысли достаточно обратиться к дневникам писателя. В этой связи нельзя не вспомнить и Э.Ренана, который писал: ”Он создал небо чистых душ, где находится то, чего тщетно ищут на земле, совершеннейшее благородство детей Божиих, полная святость, полное отрешение от мирской грязи, наконец, свобода, которую реальное общество исключает как нечто недостижимое и которая может иметь всю свою полноту только лишь в области мысли” (Выделено мною. — М.К.). Сознающий свое бессмертие человек не может быть рабом, страх и ложь унижают его, ему некого ненавидеть, единственным поведенческим мотивом его остается любовь и сострадание. Поэтому главный вопрос — это вопрос веры, ибо истину Иешуа нельзя доказать. ’’Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере”, — утверждает Воланд, пререфразируя евангельское ”да воздастся вам по вашей вере” (265), причем Берлиоз, редактор толстого художественного журнала (первоначально ’’Безбожника”), является не просто оппонентом, но и средством доказательства теории Воланда. Образованный редактор, знакомый с историческими свидетельствами жизни Иисуса, лжет ’’девственному” Иванушке, ссылаясь на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, которые якобы ни разу ”ни словом не упоминали о существовании Иисуса”. Лжет он из малодушия, из желания угодить новой власти, жестоко расправляющейся с инакомыслящими. Атеизм же становится удобной ширмой и оправданием этой лжи. Заметим, что слово ’’атеизм” не только не пугает, но чрезвычайно радует сатану. Согласно религиозным представлениям, место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в ’’свои” владения, принимает гостей, дает бал, а остановиться может, естественно, только у главного атеиста Москвы. Итак, если Иешуа обвиняется в осквернении веры ложно, то Берлиоз вполне обоснованно. Как никто более он заслуживает именоваться антихристом, т.е. антимессией, скрывающим истину от людей. По второму важнейшему нравственному закону — закону справедливости — Берлиозу не приходится ждать Высшего суда, последний сам является к нему в лице ’’иностранца”. Дуалистические представления о мире реализуются у Булгакова еще и в том, что концепция личности связана сразу с двумя ведомствами — света и тьмы. Так, в частности, справедливость как бы олицетворена в образе Воланда 15]. Справедливо каждое его слово, каждая характеристика, в том числе и на представителей своей свиты, каждое наказание. Именно по его приказу дважды восстанавливается справедливость в отношении Мастера и Маргариты (возвращение в подвал с чудесно спасенным романом и награждение покоем). Справедливость — это не просто личностное качество для Булгакова, это созидательная идея романа, его пафос. Справедливость не сиюминутная, житейская, а та высшая справедливость, которая творится помимо человеческой воли, награждая покоем исстрадавшихся, возвращая предательству предательство, насилию насилие, воздавая каждому по его вере и приводя в соответствие наказание с виной. Это карма, которой подчиняются и сверхъестественные силы. Отбывает наказание вся свита Воланда, вынужденно примеряющая на себе в Москве шутовские наряды. Собственно, наказание для рыцарей — демонов заключается не столько в их гаерстве и шутовстве, сколько в тех унизительных поручениях, которые они вынуждены выполнять. Вряд ли можно считать совместимым с рыцарским достоинством ”ко- ровьевские штуки” — дачу взятки, наушничество, донос, вранъе.вы- дачу ложных документов и фальшивых денег. Само слово ’’рыцарь” ассоциируется у нас с благородным поединком, честным боем, а не глумливым подсказыванием кратчайшего пути к смерти. Только шпаги, оставленные в прихожей, указывают на генеалогию этих образов в ’’московских” главах. Элементы маскарада очень важны для понимания концепции личности в романе. В трех обличьях является сам Воланд: ’’иностранца” ”в дорогом сером костюме”, князя Тьмы ”в черной хламиде со стальной шпагой на бедре” и поверженного Люцифера, наказанного Господом за гордыню. Память о наказании — разбитое колено, которое начинает болеть перед пасхой, — из гордости объясняется им иначе. Да, закон справедливости абсолютен, поэтому так важно для человека стараться следовать ему. , Справедливость — это и есть ’’седьмое доказательство” бытия Бога, представленное читателю и героям в самом начале романа. Берли- озовское ’’Неужели?., ’’открывает тему Божьего суда, который, как мы уже показали, является высшей и независимой инстанцией. А по сему наивно полагать, что Воланд ’’пристроил” Берлиоза под колеса трамвая. ’’Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад” (46). Что является реальной причиной гибели — чужая воля или собственное малодушие? Безусловно, смерть осторожного редактора закодирована в нем самом, а ’’иностранец” с подковой лишь обладает даром считывать информацию, используя ее в своих интересах. В связи с поднятой проблемой очень интересен постоянно будируемый вопрос о справедливости награждения Мастера покоем. Действительно, почему ”не заслужил” света, а заслужил покой? И что такое свет, а что покой? М.Чудакова полагает, что Мастер не ’’заслужил” света потому, что прибег к услугам Князя тьмы. Однако, как уже многими справедливо указывалось, в основе романа лежит дуалистическое представление о мире. Свет и Тьма неизбежно сосуществуют, хотя и противоборствуя. Оба ведомства живут по одним и тем же законам, высшим законам Справедливости и Веры. Свет Тьма ...по вере вашей и будет вам (Евангелие от Матфея). ...и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри (310). ...каждому будет дано по его вере” (265). И вообще я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться. Это неразумно (244). Лгать не надо по телефону (283). Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не сваяится (16). Правду говорить легко и приятно Согласись, что перерезать волосок уж наверно может тот, кто подвесил (28). Именно поэтому возможна передача поручения ш одного ведомства в другое. А вот методы достижения цели в этих ведомствах совершенно различны. Смысловой ореол ’’Света” — милосердие, любовь, вера, истина, сострадание, уважение к личности; ’’Тьмы” — воздаяние, возмездие, расплата, в том числе и через глумление и потрясение, ложь и хамство. Свита Воланда как бы перенимает язык того мира, в который попадает, лечит ’’подобное подобным”. И в этом коренное расхождение этих высших трансцедентных инстанций. О единстве и вечном противоборстве их диалектически рассуждает сам Воланд, расположившись на террасе Пашкова дома. Мастеру же нечего прощать: ’’все счета оплачены”. Само слово ’’заслужил” сильно раздражает князя Тьмы, ибо произнесено оно учеником Иешуа, который ’’ничего не усвоил” из того, чему ею учили. Не случайно Воланд именует бывшею сборщика податей словом ”раб”. Не ’’заслужил”, а выстрадал Покой тот, кому пришлось противостоять самому страшному тоталитарному режиму. Мастер по сути поднимается из ада, он уже отбыл наказание. Все, в чем он нуждается, — свобода и покой. ’’Покой” — блаженное с точки зрения христи анской веры состояние духа. Поминание усопших ”за упокой” является традиционным для культового богослужения. Справедливость требует, чтобы Мастер был ’’награжден” Покоем, чтобы ’’исколотая память” угасла, отпустила его, как сам он отпускает Пилата к Свету. Покой — это снятие конфликтности, свобода, забвение. Еще и поэтому имена главных героев условны, полупрозрачны, детерминированы общекультурным контекстом. В любом временном плане, любой ипостаси Мастер остается мастером, а Маргарита — любящей Маргаритой. Из дневников и воспоминаний Е.С.Булгаковой совершенно ясно, что Покоя желал для себя сам писатель, вконец измученный хорошо организованной травлей и блокадой своих лучших произведений. И сегодня мы поражаемся мужеству, смелости, чувству собственного достоинства великого русского писателя Михаила Булгакова. Именно чувство собственного достоинства входит в число качеств, определяющих зрелую, развитую личность, позволяя ей сохраняться и противостоять эпохе. ”<.. .> никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас” (273), — формулирует Воланд, обращаясь к ’’гордой женщине”, свою любимую мысль. Безусловно, что эта мысль — составляющая кредо Булгакова, что бы ни случалось в его жизни. Это то, что Ахматова назвала ’’великолепным презреньем”. По Булгакову это чувство может быть результатом влияния среды, воспитания, образования, а может быть врожденным, неизвестно откуда берущимся. ’’Кровь — великое дело”. Действительно, Маргарите, сформировавшейся как личность уже в послеоктябрьскую эпоху, встретиться с таким качеством было негде. Но ’’есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами” (245). Поэтому поистине королевское достоинство, которое с блеском демонстрирует королева бала, объяснить нечем, кроме как ’’причудливо тасуемой колодой карт”. Природа его необъяснима, ибо ’’вопросы крови — самые сложные вопросы в мире” (244). Итак, человек ответствен прежде всего перед собой за тот выбор, который он сделал. Ответственность эта начинается с момента осознания истины. Истина же в том, что человек бессмертен, а потому должен быть совершенно свободен от страха, лжи и жажды власти над себе подобными. Тогда исчезнет почва для ненависти и вражды. Ибо ненависть порождает ненависть, а любовь умножает любовь. Человеку, осознавшему истину, естественно, должно быть присуще чувство собственного достоинства и сознание собственной причастности к мессианству. Таковы основные положения концепции личности в итоговом романе М.А.Булгакова. Можно сказать больше — таковы итоговые, вы ношенные в муках, суждения писателя о человеке, его природе и назначении на земле. Источники
Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988. С. 382.
| |
Просмотров: 2779 | |