Билет № 2 1. Своеобразие русской журналистики конца XVIII века. 1. Своеобразие русской журналистики конца XVIII века. XVIII в. – это время русского Просвещения, поэтому большая часть изданий этого периода носит ярко выраженный просветительский характер. Журналистике этого периода свойственно нести читателям идеалы гражданственности, патриотизма, гуманности и нравственности, высказывать враждебное отношение к абсолютизму. Эти идеи проводились в частной периодической печати, возникшей в 1759 г., когда частный капитал стал проникать в издательское дело. Появление частных изданий, дает выход оппозиционным настроениям общества и содействует расколу в едином лагере официальной периодики. Издаваемые частными лицами, частные журналы, в отличие от официальных журналов, часто носили оппозиционный по отношению к правительству характер. В 1759 г. Александр Петрович Сумароков (1717 - 1777) начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Сумароков намеревался издавать журнал «помесячно для услуги народной». Первый номер вышел в конце января 1759 г. тиражом 1200 экземпляров, последний — в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то время в опале Екатерины. Однако основным в сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой пчелы», принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и казнокрадства, процветающих в Российской империи. В журнале сотрудничали И. Дмитриевский, Г Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский, А Мартов, В. Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность журнала была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой Книжке «Трудолюбивой пчелы». Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории (например: «О первоначалии и созидании Москвы», «О истреблении чужих слов из русского языка», «Об остроумном слове» и др.), то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции. К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк «О домостроительстве». В последнем автор негодующе клеймит жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным. Будучи сторонником просвещенного абсолютизма, Сумароков резко выступал против монархов, которые, по его мнению, не выполняют своих обязанностей перед подданными. Об этом Сумароков не уставал напоминать в своих одах и трагедиях. Он то и дело становится в оппозицию к правительству. «Трудолюбивая пчела» отличалась политической тенденциозностью. Сатирические очерки Сумарокова, которые часто направлялись против придворной верхушки, острые эпиграммы и притчи писателя способствовали тому, что цензура пристально следила за издателем «Трудолюбивой пчелы». В результате это привело к закрытию издания.
С начала 1769 г. Екатерина II начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всякая всячина» обильно черпала материал из английского сатирико-юмористического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Г.В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом в литературных кругах. В первом номере «Всякой всячины», который раздавался бесплатно, было написано: «Сим листом бью челом; а следующий впредь изволь покупать». Здесь же помещалось обращение «Ко читателю». Екатерина поощряла других литераторов к изданию подобных «сатирических» журналов, причем желающие издавать подобные журналы могли не открывать своих имен. Так как «Всякая всячина» была объявлена журналом сатирическим, то Екатерина поспешила объяснить, что имеет она в виду под сатирой и «какой оная быть должна». «Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т. д. Она показывала пример благо-намеренной журналистики, предлагая «не целить на особ, а единственно на пороки», т. е. на общечеловеческие недостатки. Журналистам надобно толковать о достоинствах правительства, а не писать о недостатках русской жизни. «Улыбательный» тон сатиры сменяется на весьма резкий в тех случаях, когда обличается свободомыслие. Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине, хотя помимо нее в нем принимали участие и другие авторы: Г.В. Козицкий, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков, И.П. Елагин и др. Призыв «Всякой всячины» не остался неуслышанным. Один за другим в 1769 г. стали появляться журналы. Второй по времени возникновения журнал 1769 г. «И то и се» издавал писатель Михаил Дмитриевич Чулков. Основными чертами его творчества являются интерес к фольклору, отчетливые национальные тенденции, борьба с классическими жанрами в литературе, стремление создать новые жанры бытовой повести и рассказа. Чулков был связан с демократической массой читателей и в своей литературной деятельности ориентировался именно на нее. Мировоззрение Чулкова политически неотчетливо, он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Еженедельник «И то и се», пародировавший название своего предшественника, не имел сатирического характера, стоял в стороне от политики и не касался наболевших тем. В частности, «И то и се» совсем не затрагивает вопросов крепостного права. Страницы журнала заполнял почти целиком его издатель Чулков. Небольшое участие приняли лишь Сумароков (5 и 6-я недели составлены из его произведений) и М.И. Попов. Новиков Николай Иванович
Российский журналист, издатель и общественный деятель, масон, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения. В 1772 году Новиков выступил с новым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались А. Н. Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права. В 1775 Новиков издал книгу «Живописец», в которой собрал лучшие статьи из одноименного журнала и «Трутня» в переработанном виде. Журналы, издававшиеся Новиковым
Журнал Новикова «Трутень» появился 1 мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная полемика. Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» — помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Проповедь на страницах «Всякой всячины» «человеколюбия» и «снисхождения» к людским порокам, поскольку людей без недостатков не бывает, призывы обличать порок вообще, а не его конкретных носителей вызвали резкую критику издателя «Трутня». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии к I листу «Трутня» издатель говорит о своем основном намерении — исправлять нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. Но основная тема «Трутня» — тема взаимоотношений помещиков и крепостного крестьянства. В «Трутне» Новиков создает ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников. Таковы Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками. Их имена говорят сами за себя. «Всякая всячина», непрестанно следившая за сатирой «Трутня» и пытавшаяся угрозами воздействовать на издателя его, напоминая, что автор «не в свои садится сани», когда пишет сатиры на придворных господ, знатных бояр, дам, судей, именитых, не могла выдержать сатиры, прозвучавшей в «Отписках». «Трутень» был закрыт на месяц. В 1770 г. «Всякая всячина» под названием «Барышек Всякий всячины», т. е. остаток, выпустила еще 18 номеров, с января по апрель, но интерес к журналу неуклонно падал, падал и тираж. Перешел на 1770-й год и «Трутень» Новикова (17 номеров), но это возобновление после месячного перерыва потребовало от издателя отказа от острой и обличительной критики. Новикову приходилось быть очень осторожным. Возобновленный «Трутень» вышел с многозначительным эпиграфом «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Исчез со страниц журнала Правдолюбов со смелой и острой сатирой. От этого «Трутень» проигрывал в глазах читателя, да это прекрасно понимал и сам Новиков. Он напечатал ряд писем читателей, выражавших недовольство новым «Трутнем». Тираж «Трутня», который раньше неизменно возрастал (с 626 экземпляров тираж поднялся до 1240 с XIII листа), теперь упал до 750 экземпляров. На XVII листе «Трутень» прекратил свое существование: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь». Обстоятельства, на которые намекал Новиков, крылись в правительственной цензуре. Новиков отлично понимает, что он издает журнал, орган периодический, злободневный и небольшой по объему. Он имитирует газетные жанры – «Ведомости», «Известия», печатает фельетоны – иначе не назовешь материал о пропаже у судьи золотых часов, в которой был обвинен честный подрядчик («Трутень», 1769, л. XIII). Испытанные жанры западноевропейской сатирической журналистики типа «портретов» – кратких характеристик носителей каких-либо пороков – превращаются у Новикова в критические заметки о конкретных людях, имена которых, наверное, легко угадывались современниками. Иногда такие портреты представляются в виде «исторических картин» – словесных описаний какого-либо персонажа. Новиков составляет сатирические словари («Трутень», 1769, л. 5; «Живописец», ч. 1, л. 10), сатирические рецепты («Трутень», 1769, л. 23, 24, 26, 27, 31), высмеивая с помощью этих литературных приемов недостатки русской действительности и метя своей сатирой не на отвлеченные пороки, а «на лица», на конкретных носителей зла. Но, пожалуй, основным жанром журналов Новикова являются письма и корреспонденции читателей – как присланные со стороны, так и составленные в редакции, вероятно, в преобладающем своем количестве. Эти письма показывают блестящий литературный талант Новикова, умевшего немногими чертами воссоздать облик своих корреспондентов, передать их манеру думать и излагать свои пожелания. Сатирические журналы Новикова представляют собой один из важнейших этапов развития русской журналистики XVIII в. и служат заметной вехой на пути движения великой русской литературы к реализму. В 1775 г. в Петербурге Новиков вступил в ложу масонов. Участие в масонской организации дало ему новые средства и возможности, которые Новиков направил на развертывание издательской деятельности, на широкую и разумную благотворительность. Журнал Новикова «Утренний свет», который он издавал ежемесячно с сентября 1777 по август 1780 г. включительно, сначала в Петербурге, а с мая 1779 г. в Москве, был нравственно-религиозным изданием с философским уклоном: читатели приглашались не только верить, но и размышлять об основаниях своей веры. «Утренний свет» впервые в русской журналистике и литературе провозгласил самым важным и необходимым делом внимание к человеку, к отдельной личности, ее развитию и совершенствованию. Новиков постарался привлечь к чтению и дам. Для них он в 1779 г. стал выпускать журнал «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». С января по апрель этот журнал выходил в Петербурге, а с мая по декабрь – в Москве, куда переехал Новиков. Всего вышло двенадцать книжек. Журнал назначался «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение, почему и будут в оном помещаться только такие сочинения или переводы, кои приятны или забавны». Страницы его заполнялись сказочками, анекдотами, идиллиями, эклогами, песнями, эпиграммами, загадками, да прилагалось «и о том старание, чтобы сообщаемо было о новых парижских модах». В апреле 1779 г. Новиков взял в аренду сроком на десять лет типографию Московского университета. Эту возможность предоставил ему директор университета M.M. Херасков, с которым Новиков дружил как писатель и, кроме того, был связан по масонской организации. Издательские дела в Московском университете шли плохо, газета «Московские ведомости» расходилась тиражом пять-шесть сотен экземпляров, книг почти не печаталось. Новиков энергично принялся обновлять оборудование типографии, увеличил шрифтовое хозяйство набрал новых работников и в очень короткое время развернул огромную издательскую деятельность. Через пять лет бывшая убыточной университетская типография превратилась в мощное полиграфическое предприятие, выпускавшее журналы и книги, общее число которых к 1785 г. дошло до четырехсот! Для продажи печатной продукции были открыты книжные лавки в Москве, а в другие города – Петербург, Киев, Смоленск, Тамбов, Тверь, Ярославль – книги отпускались купцам на комиссию. Таким образом, широкая организация книжной торговли, проведенная Новиковым, позволила быстро доставлять книги читателю в далекие уголки российского государства. Новиков вел дело не один. В конце 1779 г. вокруг него составилось «Дружеское ученое общество», в котором приняли участие видные московские масоны князья Трубецкие, князь Черкасский, И.П. Тургенев, профессор И.Г. Шварц и др. Все они внесли денежные средства в фонд общества, что вместе с доходами от издательских предприятий составило крупную сумму: годовой доход, в 1784 г. составлял свыше 40 тыс. рублей. Один за другим из типографии Новикова выходили журналы – «Утренний свет», «Московское ежемесячное издание», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», печаталась газета «Московские ведомости» с разнообразными приложениями, тираж которой достиг четырех тысяч экземпляров – цифры для XVIII столетия весьма значительной. В этих изданиях сотрудничали многие русские писатели и большое число переводчиков. Новиков создал крупный коллектив литераторов, силы которого он направлял на содействие просвещению русских людей, распространял культуру, знания и снабжал множеством практических наставлений и рецептов. После «Утреннего света» Новиков с января по декабрь 1781 г. выпускал «Московское ежемесячное издание» – журнал, служивший продолжением предыдущего, но отличавшийся от «Утреннего света» включением статей по истории, географии и политике. Предисловие к первой книжке «Московского издания», написанное, как следует полагать, Новиковым, выдвигало те же цели, которым был посвящен «Утренний свет». «Московское издание» в ряде статей касалось вопросов современной действительности, нравоучения дополняло критическими наблюдениями над окружающей жизнью и не отвергало сатиры. Новиков решительно перестроил газету «Московские ведомости»: кроме заметок, переведенных из иностранной прессы, стал печатать российские известия, присылаемые корреспондентами из разных городов, ввел отдел библиографии, начал публиковать статьи и стихотворения. Газета ожила, ее полюбили читатели. К «В» Новиков стал прилагать ряд приложений: «Экономический магазин»(80-89), «Городская и деревенская библиотека»(82-86), «Прибавление к Московским В.», «Детское чтение для сердца и разума»(85-89). Своеобразие журнала И.А. Крылова «Почта духов». «По́чта ду́хов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» (в XVIII веке произносилось По́чта духо́в) — литературный сатирический журнал, издаваемый И. А. Крыловым. Выходил в Санкт-Петербурге с января 1789 года ежемесячно, всего вышло восемь номеров. Последним стал августовский номер, который появился лишь в марте 1790 года. Предполагалось издать ещё четыре, однако, ввиду недовольства властей и малого количества подписчиков (в списке «подписавшихся особ» указано всего 79 человек), издание было остановлено.
По форме журнал представлял собой собрание писем, посланных Маликульмульку разными духами. Письма были связаны единым фантастическим сюжетом, что даёт возможность рассматривать журнал как цельное произведение. «Почта духов» имеет много общего с выходившим на двадцать лет раньше журналом «Адская почта» Ф. А. Эмина. Вероятно, журнал Эмина послужил Крылову образцом.
В письмах подземных духов, гномов Зора, Буристона, Вестодава, сатира носит в основном бытовой характер, осмеиваются царящие на Земле разврат и коррупция, быстро заражающие и размеренную жизнь подземного царства. Письма воздушных духов-сильфидов Выспрепара, Световида, Дальновида задают несколько иное направление. В них присутствует много философских рассуждений об общественной морали, политике, обязанностях монархов, положении дворян в обществе, о моральном долге, определяющем звание «честного человека», появляются похвалы мизантропии как единственно правильной позиции честного человека в мире, где торжествуют фальшь и корысть. Во многих письмах журнала высмеивалась галломания, уделялось место и литературной полемике.
В настоящее время возобладало представление, что единственным автором и редактором журнала являлся сам И. А. Крылов, а в современных собраниях сочинений Крылова принято перепечатывать весь журнал целиком.
Первоначально «Почта духов» издавалась в типографии И. Рахманинова и, видимо, на его средства. За Рахманиновым остались оригиналы и права на переиздание, которыми он воспользовался в 1793 году. В своём имении, селе Казинке, куда он перевёл типографию, Рахманинов осуществил новое издание, тиражом 600 экземпляров. Весь этот тираж был конфискован и в 1797 году сгорел во время пожара. В 1802 году «Почта духов» была переиздана в Петербурге книгопродавцом Свешниковым в четырёх частях, уже без разбиения на месяцы. Это издание 1802 года принято считать вторым. «Московский журнал» Н.М. Карамзина как новый тип издания. «Московский журнал» — ежемесячный литературный журнал, выступавший с позиции сентиментализма. Издавался в Москве Николаем Михайловичем Карамзиным с 1791 по 1792 годы. Всего вышло 8 частей журнала. Переиздание журнала в 1801—1803 годах пользовалось большим успехом.
Мысль об издании этого журнала возникла у Карамзина во время его заграничного путешествия. Содержание будущего журнала Н. М. Карамзин определял так: 1. Русские сочинений в стихах и прозе…2. Разные небольшие иностранные сочинения…3. Критические рассматривания русских книг…4. Известия о театральных пьесах…5. Описания разных происшествий… Вот мой план. Почтенной публике остается его одобрить или не одобрить; мне же в первом случае исполнить, а во втором молчать. Карамзин являлся издателем, редактором и переводчиком. Он публиковал в журнале свои произведения: «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор», «Наталья, боярская дочь» и другие. Также Карамзин размещал в журнале свои переводы иностранных писателей: Жана Мармонтеля, Лоренса Стерна, Джеймса Макферсона.
Свои стихи в «Московском журнале» публиковали Гавриил Романович Державин, Иван Иванович Дмитриев, Михаил Матвеевич Херасков, Василий Васильевич Капнист, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий и другие. Помимо прозы и стихов «Московский журнал» систематически публиковал рецензии, критические статьи и театральные разборы. Последняя четверть XVIII в. – период интенсивных поисков новых идей и форм в русской журналистике. Появляются новые типы журналов: театральный – «Российский театр» (1786), литературно-критический – «Московский журнал» (1791–1792), исторический – «Российский магазин» (1792–1794). Возникают новые типы еженедельников: критико-библиографический – «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777), медицинский – «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» (1792–1794). Формируется такая разновидность периодики, как альманах: литературный – «Аглая» (1794), музыкальный – «Карманная книга для любителей музыки на 1775 год». Впервые выходит частный краеведческий журнал в провинции – «Уединенный пошехонец» (1786, Ярославль). Отчетливее проявляется ориентация изданий на определенный контингент читателей: женский – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779), детский – «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789). Усиливается внимание периодической печати к литературе, искусству, истории, философии. Журнал и газета ярче определяют свою специфику в содержании, оформлении, жанрах. Демократически настроенные журналисты активно используют аналитические жанры, и прежде всего статью, беседу, трактат, для распространения своих политических и философских идей. 2. Журналистика новостей. Новостные критерии журналистского текста. Новость — оперативное информационное сообщение. Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.
Жесткие новости - основные параметры события, итог, результат. Эффект безусловной достоверности, опираются на документы. Экономия мышления и времени читателя. Все должно быть понятно с полуслова, лишняя инфо обрубается (подробности, имена, цитаты и прочее) Нельзя: произвольно отбирать факты, слишком сокращая, и убирая нечто существенное. Компактно упаковывать, искажая. Авторский произвол. Мягкие новости - не требующие повышенной оперативности отклика. В 20 веке называли это «новости из портфеля» не так определенно как жесткие требуют точности и нейтральности авторской позиции - более занимательный, развлекательный, авторский жанр. Менее важные, но более интересные. Отвлекающий маневр, если новость все же самоочевидна. Акцент не на итоге, а на обстоятельствах. Рекомендуется: •при пониженной значимости события •когда нужен иной тон разговора о событии •ослаблен или отсутствует оперативный инф. повод Лид - главный фактический смысл новости, самое начало, (нос сообщения). 2ой-3ий абзац - раскрытие лида, дополнительная инфа, основа. (это называется перевернутая пирамида). Каждый новостной материал должен давать в первых параграфах ответ на вопросы: кто, что, где, когда, почему и как. Когда "лид" содержит ответы сразу на несколько вопросов, то такой "лид" называют обобщающим. Главный источник новостей в журналистике – информагентства. Основные требования к новостям: ясность, краткость (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении фактов. Проблема объективности: Внешние факторы, мешающие объективности: Запросы аудитории, конкуренция, общие линии издания, давление издателей и воздействие рекламодателей. Внутри-профессиональные факторы: Оперативный отбор фактов, отсутствие обоснований выбора в тексте, отсутствие изъяснений, указаний на подоплеку события, попытка объединения важного с сенсационным, творческая трансформация факта (припудривание) Виды новостного жанра: Оперативно-новостной текст: заметка. Исследовтельско-новостные тексты:В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования. + наглядная новость. “Картинки”. Формы и варианты зависят от характера материла. Калорит, цвет. Приемы композиции. Эффект внушения как необходимый результат работы репортера + новость в движении. Репортаж. Воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации, наиболее важные детали и моменты, смена ситуации. Ритмичность. + лица сквозь факты Фрагменты портрета в картинке или репортаже. Свидетельство эмоциональной обстановки. + интервью (и метод и жанр) Виды: блиц-интервью и пресс-конференции (интервью с очевидцами); звездные интервью (игровая обстановка и интонации); рвзоблачительное интервью (технологические особенности, приемы маски, проблема концовки); интервью – псих. Портрет. Кто сказал),Что,Кому,Когда,Где Вернемся, однако, к структуре сообщений. После отсылочной части начинается изложение того, что еще (кроме того, что уже было в первом предложении) сообщил источник. Обычно это делается в двух абзацах. Иногда к ним добавляется еще один абзац, где представляется предыстория события. Этот абзац начинается со слов «напомним, что» или «как уже сообщалось». • Почти половину всех сообщений составили новости политического характера. - В свою очередь их половина (то есть четверть от всего объема новостей) сообщает о том, что политический деятель, - как правило, президент, премьер-министр или председатель парламента, - принял кого-то или встретился с кем-то; провел заседание (совещание, встречу); или поехал куда-либо. • На втором месте, конечно, новости экономические, связанные с бизнесом, торговлей, финансами. • На третьем месте по частоте упоминаний - криминальные новости. В 38,6% случаев речь идет о судах и расследованиях. В остальных случаях это происшествия, кражи, убийства. • Большой интерес уделяется межэтническим конфликтам. Ответственность огромна. Новость, опубликованная в газете или переданная по телевидению, заставляет людей думать, а в наших странах - еще и выстраивать различные схемы возможных поводов и причин, послуживших основой для того или иного высказывания или действия. Новостные сообщения строятся по принципу перевёрнутой пирамиды, самое главное – в начало! Паблик рилейшнз или по–другому связи с общественностью – это управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов. Создание образа целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. Фрэнк Джефкинс и Дэниэл Ядин «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» – форма организации коммуникации. Он применим в любых структурах, как коммерческих, так и некоммерческих, действующих как в общественном, так и в частном секторах. Это значительно более широкое понятие, чем маркетинг или реклама, зародившееся значительно раньше. Определение (Британского) Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations, IPR) Паблик рилейшнз – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью. Основополагающей целью PR является формирование ситуации успеха организации (или объекта PR) в обществе, формирование эффективной системы коммуникаций социального объекта с его общественностью, которая обеспечивает оптимизацию социальных взаимодействий с важными для него сегментами общества. Также основными целями PR считаются: позиционирование предмета PR, создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа; повышение имиджа (при необходимости снижение имиджа); изучение влияния внешней среды на деятельность организаций (предмета PR). Анализ (a). «Планомерная постоянно осуществляемая деятельность» означает, что PR-деятельность организуется как кампания или программа и осуществляется постоянно, а не от случая к случаю. (b). Его цель «... по обеспечению равноправного информационного взаимодействия... и взаимопонимания» – то есть гарантировать, что деятельность организации понятна для других. Этим обеспечивается взаимопонимание между организацией и общественностью, поскольку в этом случае в процесс вовлечены самые различные группы людей. Важной функцией PR является коммуникативная. В системе коммуникаций PR имеет такие функции, как: исследовательская, планирующая, организаторская и экспертная. Функциями PR можно назвать: 1. установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью; 2. сохранение репутации организации; 3. создание у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия; расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы. 4. консалтинговая. По своему содержанию PR-деятельность имеет сходство с рекламой, но в отличие от нее связи с общественностью имеют целью достижение гармонизации при помощи диалога с общественностью, а не прямую продажу товара. В содержание PR входят деятельность по планированию, исследованию и реализации программ и определение эффективности воздействия на общественность. Значительное место в содержании PR-деятельности занимают консалтинговые услуги по вопросам политики, деятельности и коммуникаций. Задачи PR: С помощью PR можно оказать существенное влияние на общественное мнение при чем с наименьшими затратами по сравнению с коммерческой рекламой. Продвигая свою информацию через средства PR, предприятие не оплачивает время и место по существующим рекламным расценкам, оно оплачивает работу персонала средств массовой информации, фактически оплачивая воплощенную идею журналиста, режиссера или менеджера, которые осуществили это мероприятие. Однако практики и специалисты единодушны во мнении, что потребитель более благосклонно принимает интересную статью, радиорепортаж, рассказы специалистов или очевидцев, нежели рекламный клип. Совершенно очевидно, что в современном обществе PR выполняет более сложную функцию чем реклама и играет важную роль в выполнении следующих задач: - содействие в появлении на рынке новых изделий и услуг; - побуждение к изменению отношений к товарам и услугам; - развитие и возрождение интереса к частично или полностью забытым товарам и услугам; - воздействие на определенные целевые группы для создания благоприятного образа предприятия; - защита предлагаемых продуктов и услуг в проблемных ситуациях, как правило в случае потери репутации; - создание в глазах потребителей образа предприятия, благотворно отражающегося на имидже продуктов и услуг. Предмет ПР – управление паблицитным капиталом. Паблицитный капитал – это качественная и количественная совокупность всей информации известной об объекте общественности, измеряемая в денежном эквиваленте. Предметный базисный субъект может быть прямым – индивид, общность, институт; или превращенным – идея, идеология, миф. Характер и содержание ПР: управленческая деятельность; социально-практическая деятельность; коммуникативная деятельность; рыночная деятельность; соционженерная деятельность; ПР – деятельность, в которой присутствуют наука и искусство. Под паблисити понимают: - Информацию, которая привлекает внимание публики к объекту; - Заинтересованное внимание публики; - Деятельность по завоеванию и удержанию публичного заинтересованного внимания к объекту. Базисные функции ПР: * Гносеологические фукции: Функция конструирования публичного дискурса – производство/ трансформация существующего представления целевой общественности о некотором предмете; * Познавательная функция – ПР выступает в роли источника, средства и способа социального познания. Социологические фунции: * Адаптирующие – помогают субъектам адаптироваться в соответствующей среде: корректирующая функция, функция социализации (приобретение индивидом социальных свойств и качеств), * Функция культурной трансформации – способность ПР выступать в качестве одного из механизмов изменения социальных норм, ценностей, традиций и др. компонентов культуры. * Социорегулятивные функции: 1) Информационная. Пр – источник социальной информации. 2) Целеполагающая. Участие в формировании содержательной стороны политики и управления. * Управленческие функции: регулятивная; консультативная; директивная; контрольная; защитная; номенклатурная. Другой подход: информационная, коммуникативная, исследовательская, аналитическая, прогностическая, планирования, организационная, консультативная, методическая и др. PR подразделяется: Можно предложить такие виды пиар, основываясь на выделении тех или иных критериев: • Чёрный PR — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». По одной из версий, появилось в русском языке после выхода романа Виктора Пелевина «Generation «П»». На деле, понятие «черный PR» бытовало в России задолго до выхода романа Пелевина (1999 год). В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против») в отличие от ПР «правильного» (понятие «белый» PR вообще было не в ходу) — то есть осуществляемого более тонкими и легальными методами. • Политический PR — это специализированная деятельность субъектов политики, направленная на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки[5]. Услугами профессиональных PR-агентств активно пользуются государственные органы для создания положительного имиджа в международных отношениях и в поддержку собственных экономик[6]. В 1991 году Эдвард Бернейс в одном из интервью сказал[7]: «Когда я вернулся в Америку, я понял, что если можно использовать пропаганду для войны, то конечно можно использовать её и для мира. Но пропаганда стала плохим словом из-за того, что немцы часто употребляли его. И я попытался найти другие слова, так мы и придумали термин советник по связям с общественностью». • Социальный PR — это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д. К этой сфере PR традиционно относятся социальные и благотворительные проекты и программы бизнес-структур и проекты общественных и некоммерческих организаций. • PR «внешний» и «внутренний»: по критерию работы с целевыми аудиториями вне и внутри организаций; с точки зрения технологической в первом случае речь идёт о работе с неконтролируемыми, во втором — с контролируемыми СМИ; • PR «позитивный» и «негативный»: речь идёт о позитивной, созидательной или негативной, разрушительной работе; многие PR-специалисты категорически отрицают саму возможность рассмотрения негативного направления как в принципе относящегося к public relations; • PR «негативный» и «антикризисный»: «обслуживание», обеспечение атакующей или оборонительной бизнес-деятельности; эта дихотомия мыслима лишь в случае, если всерьёз ставится вопрос о «негативном» PR и противодействующем ему антикризисном; противоположный подход, в сущности, рассматривает реальное общество как бесконфликтное, состоящее в массе своей из весьма высоконравственных людей; • PR «повседневный» («рутинный») и «антикризисный» («аварийный»): в первом случае речь идёт о PR-деятельности в относительно спокойной, повседневной обстановке, связанной с позитивной деятельностью и допускающей высокую степень планирования в силу подконтрольности ситуации; во втором — о деятельности в ситуации цейтнота, стресса, высокой степени неопределённости, вызванной, как правило, «внешними» силами; • PR повседневный и PR проектный: выполнение или рутинной, обычной работы, которая в принципе не имеет временных горизонтов, или деятельности, носящей мобилизационный характер, связанной с разработкой и реализацией проектов; • PR в сферах коммерческой, некоммерческой, политической и государственной: осуществление PR-деятельности, связанной с различием в доступе к ресурсам, большей или меньшей степенью рисков, большей или меньшей возможностью выполнения креативной работы; • PR персональный, организационный и товарный (PR людей, организаций и товаров/услуг): по критерию работы PR-структуры с тем или иным объектом PR-продвижения; • «PR офлайн» и «PR онлайн»: PR-деятельность в обычной среде или с использованием полноценного PR-агентства и в сети Интернет или с использованием онлайн PR-агентства; • PR событийный и сенсационный: в первом случае центральной категорией является «новость», во втором — «сенсация» (тоже новость, но такая, которая почти автоматически привлекает к себе внимание прессы); • PR сопровождение и PR продвижение: в первом случае речь может идти о новостном освещении в СМИ таких самостоятельных видов продвижения, как выставка, презентация, пресс-конференция, праздник, юбилей и т. д., во втором — о создании такого рода событий, которые сами по себе интересны средствам массовой информации, и чей «продвигающий» характер не очевиден для целевых аудиторий. 1. PR, журналистика и реклама: взаимосвязь и различия. Коммуникация – передача сообщения (информации) – обмен информацией между социальными субъектами в любом кодифицированном виде. Информация – сведения о событиях, фактах, явлениях, имеющие значимый характер для социума. Социальный мир – мир человеческой деятельности. Социальные коммуникации делятся на: журналистика; реклама; PR.
| |
Просмотров: 2089 | |