ЗАГАДКИ В ГОВОРЕ д. АКЧИМ Тамара И. Ерофеева, Франциска Л. Скитова Пермский государственный университет Народная загадка — предмет изучения не только этнографии, фольклористики, но и лингвокулыурологии. Материалом для данной статьи послужили загадки, бытующие в уникальном и описанном пермскими лингвистами говоре д. Акчим Красновишерского района Пермской области, извлеченные из полевых записей экспедиций, проводившихся регулярно в 60—80-е годы XX столетия.
Под загадкой понимается "краткое, иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать" (MAC: т. I, 507). Анализу подвергается не только образная (описательная) часть загадки, но и отгадочная, ибо между ними существует тесная связь. В.В.Чернышев (1985: 29) объясняет эту связь тем, что "загадка— речевое образование, закрепившееся в языке; ее реализация в речи предполагает, как минимум, двоих собеседников, она состоит из двух частей, тесно связанных между собой структурно и семантически, и только в их сочетании обнаруживается необходимая для понимания полноты каждой части". Наконец, загадка не только вид народного развлечения, но и форма проявления выразительности живой обиходной речи.
Загадки в живой спонтанной речи акчимцев встречаются относительно редко. Картотека загадок, составленная и описанная в дипломном исследовании О.Ф.Тиуновой (1989), включает 94 текста. Судя по полевым записям, их воспроизводят либо в процессе естественного течения обиходной речи, чаще по чьей-либо просьбе; либо в ходе игры. В абсолютном большинстве случаев загадки записаны от людей пожилого возраста и детей. В акчимской речи очень отчетливо проявляется воспитательная, педагогическая функция загадки, помогающая ребенку постигнуть, понять сложный мир вещей и явлений. Поскольку все собиратели загадок указывают место фиксации текста, можно определить территорию бытования каждой загадки, зафиксированной в д. Акчим. В нашей картотеке 29 текстов отмечены как общерусские.
11 из них повторяют слово в слово общеизвестные тексты. Например: Зимой и летом всё одним цветом — зафиксирована в архангельских, вятских, костромских, орловских, ярославских, пензенских, сибирских, томских, вологодских, красноярских, новгородских, тамбовских говорах. Сидит девица в темнице, а коса на улице — встречается в пермских, архангельских, сибирских, орловских, ярославских, куйбышевских, н-новгородских говорах.
Однако чаще, как и в другого рода фольклорных текстах, загадки представлены по говорам разными вариантами. Так, подушка в Кировской, Красноярской, Орловской, Архангельской и Новгородской областях в загадке выглядит как два брюшка, четыре рожка, а у акчимцев — два брюшка, четыре ушка, где важным является рифмованный характер загадки. Варежка в Самарской и Архангельской губерниях называлась хохлушкой, в Рязанской — мохнушкой, а в акчимском варианте —лохматкой. В варианте Самарской губернии ее распушили, в Архангельской и Рязанской — разняли, в нашем варианте — расшеперили. При описании оконной рамы в кунгурских, куйбышевских и томских говорах используется слово кресть-наперекресть, а в нашей картотеке зафиксировано звукоподражательное хресъ-перехресь. В загадке о полотенце Висит, болтается, всяк за него хватается старинное всяк встретилось только в акчимских материалах. В ответ на загадку: Стоит бабка вся в заплатках, — носители псковских, тобольских, томских говоров дают отгадку каменка, акчимцы — свое диалектное камница.
27 загадок фиксируются на сравнительной узкой территории северных говоров: пермские; пермские — архангельские — вятские; "акчимские". Пометы перм., арх. имеют загадки о зайце, корове (например: Среди двора лежит копна: спереди вилы, а сзади метла) небе, звездах и месяце (например: Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат) и др. Акчимцы располагают чрезвычайно интересным вариантом загадки о самолете: Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. В сборнике загадок В.В.Митрофановой (1978) эта загадка представлена одной фразой: Летит птица-небылица. В вятских и пермских говорах записаны загадки о лыжне Из дому идешь — стелется, из лесу идешь — стелется; и о луне За двором-двором стоит чаша с молоком. Отметим, что в Акчиме вариант загадки о луне имеет более поэтическое начало: Как над нашим над двором стоит чаша с творогом.
Интересны наблюдения над текстами загадок, зафиксированных только в пермских говорах. Так, загадка Бежали овцы по каменому мосточку, увидали море — поскакали в воду во многих говорах имеет отгадку звезды. И только в пермских — отгадка пельмени, любимое блюдо на Урале. В отгадке отражается особенность быта жителей данного региона. К этой же группе принадлежат загадки-рифмы, в которых нет ни метафорического образа, ни описания предмета, но они требуют рифмованного ответа: Сквозь стену торчок — сучок; Что в избе за примета? — Заг-неда.
Достаточно много загадок (14 текстов), которые пока отмечены только в акчимском говоре. В основном они построены на метафоре. Такова загадка о ковше: Кая-вая вот такая, кунцер-мунцер вот такой, кунцерочек вот какой. Детали ковша обыгрываются словами, не имеющими смысла вне самой загадки. Есть загадки о новых явлениях жизни. О радио: Не ест, не пьет — говорит и поет. О зонте: Скрип, скрип — из палки — гриб. Поэтична загадка о шкафе: Стоит волчок, вырванный бочок, отпирается да запирается. Уникальна загадка — задача: Летела сорока, а за ней сорок. Сколько всего летело?
Загадка — это жанр, который поднимает до высокой поэтизации обыденные предметы окружающего мира, сопровождающие человека в его повседневной жизни. Тематическое рассмотрение загадок в нашей картотеке позволяет более полно представить быт, труд, духовный мир жителей Акчима. Наиболее объемна группа загадок о жилище и быте. В образной системе этих загадок показаны семейные, родственные отношения: ведра — два брата, каменка — бабка, веник — дедушка, печь — мать и т.д. В загадке не просто перечисляются признаки предметов, а чаще дается описание их устройства, способа применения в хозяйстве:
Два стоят, два лежат,
Пятый ходит, шестой водит,
Седьмой песенки поет (Дверь) или
В небо дырка и в землю дырка,
В середине огонь да вода (Самовар)
Домашняя утварь сравнивается с домашними животными: решето — овечка из дубу, жернова — два быка, которые будут-ся. Крестьянин-землепашец сравнивает окно с полем: Поля стеклянные, межи деревянные. Крестьянин-скотовод видит сходство между мхом в стене и поросенком: У вас и у нас поросеночек увяз. В группе загадок о человеке нашли отражение его внешний вид и части тела, одежда и украшения, пища и питье. Так, зубы — это костяной барашек, который прячется за стенкой; глаза — два брата, живущие через дорожку, но никогда не видевшие друг друга; волосы — лес, сережки в ушах — кольца с навесом; рука — голыш; варежка — лохматка.
Это загадки крестьян Урала, которые занимались как земледелием, так и лесным промыслом, охотой, рыболовством. При этом основными средствами передвижения были лодки и лыжи. "Объединяясь в небольшие группы по 4-6 человек, мужчины два раза в год отправлялись на охоту. Поздней осенью в лодках поднимались к верховьям рек. К этому времени выпадал снег, и охотники на лыжах, таща за собой нарты с одеждой и припасами, переваливали через Уральские горы" (Словарь говора д. Акчим, 1984: 8). Вот поэтому среди загадок есть загадки и о лодках, и о лыжне, и о явлениях природы, и о животных.
В плане изучения духовной культуры Урала особый интерес представляют загадки, тематически связанные с трудом. Предметом загадывания являются орудия труда: серп, пила, ружье, коса. В этих загадках отражается веками накопленный опыт:
Травы хвачу — зубы притуплю,
Песку хвачу — зубы наточу (Коса). Хлеб всегда был бесценным богатством. Поэтому и загадка о серпе, с помощью которого убирали хлеб, полна заботой и преклонением перед его необходимостью в домашнем хозяйстве: Маленький горбатенький все поле пробежал, домой прибежал — всю зиму пролежал. Загадки о растениях в основном посвящены огородным культурам. Именно эти растения постоянно находятся в поле зрения человека, являются одним из источников существования деревенской семьи. Обращается внимание на те культуры, которые имеют какие-то особенности в своем строении: лук, капуста; способе существования: хмель, морковь. Загадка о репе отражает элемент истории посадки этой культуры: раньше репу выращивали на площади, освобожденной от леса: За леском-леском завивается клубком, а сам с хвостиком. Среди домашних животных особое внимание уделено корове. Загадок о ней много, в разных вариациях. В Акчиме бытует такая: Четыре дырки, две растопырки, третий вьюн.
В нашей картотеке нет загадок, тематически связанных с абстрактными понятиями. Такая тематика вообще не свойственна русским народным загадкам, ибо их особенность — описывать конкретные предметы действительности, те, которые постоянно окружают человека в жизни. В загадке, как в зеркале, отражается материальная, духовная жизнь народа, его менталитет, его культура. Это прекрасный материал для изучения жизни и быта русского крестьянина. | |
Просмотров: 803 | |