Как и другие виды искусства, художественная литература есть в первую очередь творчество по законам красоты и имеет большое общественно-эстетическое значение. Литературные произведения доставляют огромному числу читателей эстетическое наслаждение, радость причастности к прекрасному. В конце концов каждый читатель должен на собственном опыте убедиться: художественная литература прекрасна. К одним это приходит раньше, к другим позже. «Стыдно признаться,— пишет ученица 10-го класса,— но раньше я пропускала в книгах описания природы. Но читая Паустовского, чувствуешь соленый запах моря, слышишь, как «первые капли дождя ударяются в упругие листья сирени», чувствуешь пронизывающий северный ветер. Может быть это звучит слишком выспренно, но у меня, честное слово, замирает сердце от таких слов: «Все красоты мира я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки». Я никогда не была на Оке, но этот ивовый куст, этот песчаный берег я вижу так ясно, словно провела всю жизнь на этом берегу... Мою жизнь можно разделить на две части: до того, как я прочитала Паустовского, и после того».
Произведения подлинных художников слова учат искать и находить прекрасное в окружающей нас природе, в жизни людей, в благородных делах и устремлениях, в творчестве, направленном на совершенствование жизни. «Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» — это непревзойденное определение прекрасного, данное Н. Г. Чернышевским в его знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», подтверждается всем развитием мировой прогрессивной литературы.
Открывая читателям глаза на красоту жизни, вовлекая их в активное переживание этой красоты, литература тем самым духовно обогащает и выпрямляет человека; у него появляется желание вносить красоту и в собственную жизнь и в жизнь окружающих людей. Очень хорошо об этом обогащающем значении художественной книги написал М. Горький в автобиографическом рассказе «Как я учился»:
«Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь... -
Нередко я плакал, читая,— так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своем стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал все меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.
Каждая книга была маленькой ступенью, поднимаясь на которую, я восходил от животного к человеку, к представлению о лучшей жизни и жажде этой жизни».
Приведенный пример показывает, что эстетическое воздействие литературно-художественных произведений неразрывно связано с их познавательным и воспитательным назначением. Иными словами, сила и Глубина эстетического переживания читателя зависит не только от того, как писатель изображает жизнь, но и от того, для чего он это делает. Чем шире и глубже писатель захватывает жизнь и чем более прогрессивны и человечны те идеалы, во имя которых он пишет, тем значительнее и глубже тот след, который его книги оставляют в сознании и чувствах читателей. Так, роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» произвел громадное впечатление на передовых читателей и стал подлинным «учебником жизни» для нескольких поколений революционеров благодаря тому, что автор романа первым в русской литературе создал правдивые образы революци-онеров-демократов и выразил их веру в торжество социалистического идеала.
Величайшая ценность жизненного я идейного содержания романа Чернышевского заставляла читателей,' увлеченных этим содержанием, снисходительно относиться к некоторым недостаткам художественной формы произведения. Однако случай с романом «Что делать?» исключительный, обусловленный той сложной исторической обстановкой, в которой происходила общественная и литературная борьба в дворянско-буржуазной России. Общим же правилом является то, что прежде чем быть выражением жизни" общества и его идеологии, литературное произведение должно удовлетворять первому условию художественности — образности и совершенству, словесно-композиционной формы. Без соблюдения этого условия оно не вызовет ярких и сильных эстетических переживаний. «Без всякого сомнения,— писал В. Г. Белинский,— искусство прежде всего должно быть искусством, а потом оно может быть выражением духа и направления общества в известную эпоху. Какими бы прекрасными мыслями ни было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, но если в нем нет поэзии, в нем не может быть ни прекрасных мыслей и никаких вопросов, и все, что можно заметить в нем,— это разве прекрасное намерение, дурно выполненное».
Образность и совершенство формы произведения есть лишь одно из условий художественности. Другим, еще более важным условием художественной ценности произведения является значительность содержания образов произведения, их познавательная и воспитательная ценность. Благодаря универсальности того материала, которым пользуется художественная литература для создания и распространения своих образов (языку), она выступает поистине могучим средством познания жизни и воспитания людей. Писатели не только рассказывают о жизни, но и объясняют ее, выносят ей свой приговор. В одной из статей К- Маркс писал, что наглядные и красноречивые описания английских писатёлей-реалистов XIX века раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали политики, публицисты и моралисты, вместе взятые. Диккенс, Шарлотта Бронте и ЭЛизабет Гас-келл, по словам Маркса, вынесли беспощадный приговор английской буржуазии, показав ее представителей полными самомнения, чопорности, мелочного тиранства и невежества. Еще более высоко ценили Маркс ц Энгельс познавательно-воспитательное значение творчества французского писателя-реалиста Оноре де Бальзака, называя его «доктором социальных наук».
Исключительно велика познавательно-воспитательная ценность русской классической литературы XIX века. На ее страницах запечатлена история героической борьбы русского народа за свою национальную независимость и социальное освобождение. Книги Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Льва Толстого не только дают зримое представление об историческом прошлом России, но и обогащают современных читателей знанием и пониманием того лучшего, что заложено в природе человека, учат любви к родной земле и ее народу, воспитывают благородные и чистые чувства. Не случайно многие выпускники школ среди своих любимых литературных героев называют Мцыри, Инсарова, Елену Стахову, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Рахметова, Веру Павловну. Наконец, образцы гражданской доблести и человеческого обаяния мы находим в личности самих великих писателей, чьи биографии, как правило, не менее героичны, чем биографии их героев. В свое время Гоголь писал о личности А. С. Пушкина: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: этб русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через двести лет». И произведения гениального поэта, его неподражаемые стихи дают нам возможность во всей красоте представить духовный мир этого человека, радоваться ему и учиться у него. Не меньшую познавательно-воспитательную роль играют и те произведения русских классиков, в которых даны отрицательные типы старой России. Так, в образах Обломова и обломовцев И. А. Гончаров правдиво показал и остроумно высмеял наиболее существенные и типичные черты феодально-крепостнической России. Но познавательно-воспитательная ценность романа не ограничивается этим. И сейчас это талантливое произведение помогает распознавать и высмеивать «обломовщину», оставленную нам в виде пережитка старой, дореволюционной России.
Особенно велико для молодых читателей познавательно-воспитательное значение советской литературы. Книги советских писателей увлекают молодежь пафосом борьбы за коммунизм, правдой жизни, образами положительных героев. Вот, например, какие мысли и чувства вызвал роман К. Симонова «Живые и мертвые» у юноши наших дней: «До этого я читал много о войне, но представлял себе все по-иному... Книга Симонова изменила во многом мое отношение к тому страшному горю, которое пережил весь народ, вся страна, отражая варварское нападение фашистов...»
Сила познавательно-воспитательного воздействия художественной книги в том, что она учит и воспитывает без принуждения, без назойливого морализирования. Читатель сам приходит к выводу, «что такое хорошо и что такое плохо», сам выбирает себе героя по сердцу и стремится быть похожим на него. Вот как об этом говорят читатели. Ученица 10-го класса пишет: «Настоящее представление о жизни как о чем-то прекрасном мне дает литература. Именно благодаря литературе я получаю возможность не поклоняться навязанным или принятым идеалам, что всегда немного неприятно и стыдно, а самой выбирать себе идеалы, к которым я бы хотела стремиться». Приведем еще одно читательское признак ние: «Мой любимый герой — Ульяна Громова. Это была девушка с чистой и сильной душой... До чтения «Молодой гвардии» я часто рисовала себе идеал современной советской девушки, но только прочитав «Молодую гвардию», я нашла именно тот идеал девушки, которому я хотела бы подражать».
Литература оказывает воздействие на самые разные стороны человеческого сознания, воспитывает личность читателя в целом, формирует его мысли и чувства, закаляет его волю, влияет на его поступки. Но, пожалуй, наиболее ценным в литературе является то, что она в первую очередь формирует гражданские чувства и убеждения молодых читателей: их отношение к обществу, к родине, к судьбам мира. Вспомним к чему призы-' вает молодежь А. С. Пушкин:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Много внимания литература уделяет также сложному миру интимных отношений: вопросам любви, брака, дружбы. У лучших писателей все эти вопросы решаются в свете благородных человеческих идеалов, и поэтому знакомство с их произведениями становится для молодежи школой воспитания чувств, противоядием прртив примитивного, упрощенно-пошлого отношения к жизни, к друзьям, близким, к самим себе.
Из всего сказанного сам собой напрашивается вывод: художественная литература — ничем не заменимое средство повышения общей и эстетической культуры общества.
Очень велика роль художественной литературы в развитии языковой культуры читателей. Писатели выступают в своих произведениях как знатоки и создатели наиболее совершенных форм речевого общения между людьми. Книги лучших писателей — наглядный пример того, как можно выражать свои мысли и чувства не просто грамотно, а стройно, лаконично, образно, красиво. А владеть искусством выразительной речи приятно и полезно каждому человеку. Более того, в наше время, когда повышается роль публичных выступлений, косноязычие становится просто нетерпимым. Да и в быту неприятно видеть человека, чья речь маловразумительна, примитивна и неблагозвучна,
Признавая в целом огромную положительную роль художественной литературы в жизни общества, мы в то же время никогда не должны забывать, что отдельные литературные произведения могут иметь не положительное, а резко отрицательное значение. Общественная ценность художественной книги зависит как от таланта и мастерства писателя, так и от того, на каких классовых и идейно-партийных позициях он стоит, каково идейное наполнение его творчества.
Книги бесталанные, небрежно написанные, примитивные по содержанию и форме (а таких, к сожалению, еще достаточно на полках книжных магазинов и библиотек) принесут читателю больше вреда, чем пользы, отнимая у него время и портя его вкус. Еще больше зла причинят книги, искажающие правду жизни и выражающие отсталые, реакционные, извращенные взгляды на жизнь и назначение человека.
В настоящее время в США и других капиталистических странах огромными тиражами издаются «художественные» книги, в которых прославляется насилие, моральная распущенность, всякого рода извращения. Под влиянием таких книг и подобных им телепередач, кинофильмов, спектаклей в этих странах катастрофически растет преступность, распущенность, бескультурье. Так, во Франции, в департаменте Рона состоялся суд над девушкой Жозеттой Орфор, которая под влиянием американских романов организовала уголовную банду из подростков и совершила убийство. Другой подросток из местечка Сюрен застрелил своего малолетнего товарища, с которым он разыгрывал сцену из уголовного романа. Примечательно, что хозяева буржуазной Америки, одурманив подобного рода книгами и фильмами срою молодежь, стремятся к распространению этого «художества» и в Советском Союзе. Журналист Джорж Дищсон напечатал в «Вашингтон пост энд Гаймс Геральд» статью, в которой предлагает посылать в нашу страну «комиксы» (книжки с картинками) и «фильмы ужасов». «Если бы мы могли наградить ими советских детей,— мечтает Джорж Диксон,— мы задержали бы развитие будущих поколений этой страны, что позволило бы нам догнать ее. Вместо того чтобы забивать себе голову опасными пауками, они стремились бы только к чтению страшных рассказов».
Общественно полезная ценность художественной литературы определяется и тем, умеет ли читатель выбрать для себя книги, которые действительно поднимают его на новый, высший уровень культуры, и тем, как он читает. Польза от чтения зависит от читателя не в меньшей степени, чем от писателя. Более того, именно от читателя, его целеустремленности, внимательности, систематичности в чтении, культуры самого чтения зависит, останется ли книга мертвым грузом, лежащим на библиотечной полке, или превратится в чудо искусства, озаряющее светом красоты всю жизнь человека. Настоящий читатель жаден до книги и вместе с тем требователен к ней. «Вовремя прочитанная книга,— говорил П. А. Павленко,— большая удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник... и навеки запомнится в качестве самого серьезного учителя. Надо подбирать такие книги». | |
Просмотров: 4704 | |