Народность литературы

Важнейшим признаком лучших произведений художественной литературы является их народность. Под народностью литературы следует понимать связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображение в творчестве писателей народных типов и характеров, отражение идейно-эстетических взглядов и идеалов народа. Народность литературы проявляется также в ее близости к народу не только по содержанию, но и по форме и по тому, насколько произведения литературы стали фактическим достоянием народа, получили ли они всенародное распространение и всенародное признание.

 

Искусство слова возникло как устное, коллективное творчество народа еще в доклассовом обществе. Устное поэтическое творчество народа развивалось и тогда, когда появилось деление общества на антагонистические классы. В своих песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и других фольклорных жанрах народ воплощал горький опыт своей жизни под властью царей, помещиков, попов, купцов, выражал мечту о лучшей доле, раскрывал красоту родного языка, создавал образы изумительной силы и красоты.

 

В классовом обществе доступ в литературу народным массам был почти полностью закрыт. Письменность, а затем печатное слово стали достоянием господствующих классов, а народ был обречен на неграмотность и на тяжелый физический труд. Вот почему выдающийся русский критик-демократ Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) с горечью писал: «Напрасно... у нас... громкое название народных писателей: народу, к сожалению, вовсе нет дела до художественности Пушкина, до пленительной сладости стихов Жуковского, до высоких парений Державина и т. д. Скажем больше: даже юмор Гоголя и лукавая простота Крылова вовсе не дошли до народа. Ему не до того, чтобы наши книжки разбирать, если даже он и грамоте выучится: он должен заботиться о том, как бы дать средства полумиллиону читающего люду, прокормить себя и еще тысячу людей, которые пишут для удовольствия читающих». И все-таки народная литература создавалась даже в то время, когда народ не принимал прямого участия в ее развитии.

 

Жизнь народа, его интересы и стремления, народный язык и народное творчество привлекают самое пристальное внимание лучших писателей, принадлежавших по своему положению к правящим классам, но идейно и творчески в большей или меньшей степени переходивших на сторону народа. Великий Пушкин с гордостью писал о себе:

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

 

К нему не зарастет народная тропа...

 

Н. А. Некрасов заявлял:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил...

 

«Мысль народная» постоянно волновала Л. Н. Толстого. В своей «Исповеди» он писал: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизненней исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей». М. Е. Салтыков-Щедрин справедливо полагал, что единственно плодотворная почва для сатиры есть почва народная.

В чем же конкретно проявляется народность литературы? Во-первых, в изображении жизни, судеб и чаяний народа. Так, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» народен прежде всего потому, что главный герой этого романа — народ, простые русские люди, победившие наполеоновскую армию. Народными могут стать и такие произведения, в которых народ не выступает как главный предмет изображения, но в них выражается народная точка зрения на жизнь. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» изображаются преимущественно русские помещики; они показаны такими, какими их представлял народ: жадными, невежественными, неспособными ни к какому делу. И, наконец, подлинно народные произведения литературы отличаются высоким мастерством, совершенством художественной формы, доступной и понятной широким народным массам.

 

Создание действительно народных произведений невозможно без творческого освоения устного народного . Творчества. «Народ,— писал А. Н. Толстой,— идет путем истинного искусства: экономия материала; обращение со словом, как с вещью, а не как с понятием о вещи,— то есть образность, точность, динамика' синтаксиса и т. д.» Лучшие писатели-классики и советские писатели любовно и бережно перенимают, обрабатывают и развивают фольклорные традиции. Так, одно из лучших произведений советской литературы поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», по признанию самого автора, вышла «из той полуфольклорной современной «стихии», которую составляют газетный и стенгазетный фельетон, репертуар эстрады, частушка, шуточная песня, раек и т. п.». Фольклорные истоки содержания и стиля обнаруживаются также в таких замечательных произведениях советской литературы, как «Петр I» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова, стихи и песни М. В. Исаковского и многие другие. »

 

Нередко в ответах и в сочинениях абитуриентов народность литературы отождествляется с простотой и даже упрощенностью. Сводить народность к простоте, а тем более к примитивности,— значит делать грубую ошибку. Подлинно народный писатель создает свои произведения, ориентируясь не на отсталых, полуграмотных людей, а на требовательного народного читателя, желающего приобщиться к лучшим достижениям человеческой культуры. В. В. Маяковский говорил, что писать надо понятно, н е снижая темы, и, конечно, если тема значительна, сложна, то и само произведение не может быть просто. «Значит, нужно сделать так,— писал Маяковский,— чтобы, не уменьшая серьезности своих вещей, сделать стихотворения нужными массе, то есть когда стихотворение возьмут, положат на руку и прочтут его пять раз, и скажут — хотя было и трудно понять, но понявши, мы обогатили свой мозг, свое воображение, еще больше отточили свою волю к борьбе за коммунизм, в борьбе за социализм». Поэтому полностью проблема народности литературы может быть решена только после уничтожения классового антагонизма и приобщения народных масс к широкому участию в строительстве новой культуры.

 

В свое время Н. А. Некрасов, с горечью наблюдая, как торговцы снабжают крестьян примитивными картинками и книжонками с глупым и реакционным содержанием, писал:

 

Эх! Эх! придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

базара понесет?

 

Это время пришло после победы Октября. За годы Советской власти в нашей стране совершилась великая культурная революция, была ликвидирована неграмотность народа, трудящиеся получили доступ к образованию и ко всем сокровищам культуры. Подлинно народным достоянием стала классическая литература. Так, произведения А. С. Пушкина за 50 лет Советской власти издавались 2177 раз общим тиражом более 114 миллионов экземпляров. Десятками миллионов экземпляров изданы также произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. 10. Лермонтова и других классиков.

 

В Советской страце народ получил возможность принимать непосредственное участие в литературном развитии. Если в старое время деятели литературы, как правило, были выходцами из эксплуататорских классов, то большинство советских писателей вышло из рядов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. За деятельностью советских писателей внимательно и доброжелательно следят десятки миллионов читателей. Наличие такой н а-родной читательской аудитории является лучшим залогом успешного развития советской литературы, залогом ее действенной роли в жизни советского общества.

 

Таким образом, народность литературы есть категория меняющаяся. Это относится и к литературе в целом, и к творчеству отдельных писателей. Народность Пушкина была связана с его принадлежностью к дворянским - революционерам. Прекрасно усвоив лучшие поэтические достижения устного народного творчества и обогатив их блеском своего таланта, Пушкин вместе с тем еще не освободился до конца от дворянских представлений о жизни. В. Г. Белинский, анализируя роман «Евгений Онегин», писал об авторе романа: «Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика... Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина...» Гораздо ближе к народу и его революционным устремлениям стоял Н. А. Некрасов, о чем мы уже говорили в разделе о классовости литературы. Некрасов выражал революционные устремления народа 60—70-х годов. Выразителем патриархальных взглядов народно-крестьянской ма'ссы 60—90-х годов выступил Л. Н. Толстой. С конца прошлого века на народную жизнь все большее и большее влияние начал оказывать рабочий класс, ставший авангардом общенародной борьбы за социальное освобождение трудящихся. Своеобразие народности творчества Горького как раз и проявляется в том, что он выступил как пролетарский писатель.

 

Народность советских писателей сливается с коммунистической партийностью их творчества. Точнее говоря, коммунистическая партийность выступает как высшее выражение народности в литературе, ибо Коммунистическая партия стоит во главе советского народа и своей политикой выражает самые коренные интересы и самые передовые идеалы трудящихся. При этом народность советской литературы тоже не есть нечто неизменное. В первые годы Советской власти писателям приходилось помнить о том, что массовый читатель только начинает приобщаться к книге. И это заставляло, например, Демьяна БеднЪго, самого популярного поэта тех лет, прибегать к намеренно простым и доступным жанрам и языковым средствам. Советские рабочие и крестьяне получили право на настоящее, великое искусство. И по мере роста культурного уровня они все больше обращались к искусству, рассчитанному на взыскательного и требовательного читателя, зрителя, слушателя. В соответствии с этим все более обогащалось содержание и совершенствовалась форма советской литературы. Такие произведения советских писателей, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Русский лес» Л. Леонова, трилогия Н. Погодина о Ленине, стихи и поэмы В. Маяковского, Э. Багрицкого и многих других авторов, требуют читателей с широким кругозором и высокой эстетической культурой.

 

В наше время советский народ — это миллионы людей с высшим образованием, десятки миллионов со средним, многомиллионная армия читателей, которой доступны высшие достижения творческого гения писателей всех стран и народов. И это предъявляет новые, повышенные требования к творчеству советских писателей.

 

Рассмотрев понятия классовости, партийности и народности литературы, мы убеждаемся, что эти понятия соотносительны и взаимопроникающи. Чем четче писатель сознает классовую природу своего творчества и чем сознательней он защищает интересы того класса, который ему близок и дорог, тем партийней становится его творчество. У писателей, стоящих на позициях коммунистической партийности, классово-партийная направленность их творчества выражается открыто, честно и прямо в утверждении коммунистического идеала, в изображении жизни с позиций социалистического реализма, в создании произведений, целью которых является коммунистическое воспитание трудящихся масс. Буржуазная партийность в творчестве писателей проявляется и о т к р ы-т о, как прямой призыв к сохранению империалистического строя и к борьбе против коммунизма, и скрыто, как призыв к отказу от политики и как создание произведений, искажающих .правду жизни, одурманивающих массы всевозможными обманами и формалистическими выкрутасами.

 

Чем прогрессивнее класс и партия, с которыми связал свое творчество писатель, тем легче ему при всех прочих условиях создавать произведения общенародного значения, ибо передовые общественные классы потому и называются передовыми, что они идут в авангарде всего общества, выражают (в большей или меньшей степени) интересы народных масс.

 

В условиях классово-антагонистического общества в литературе происходит борьба разных классовых и партийных тенденций, в силу чего одни писатели создают произведения, которые помогают народным массам в их борьбе за справедливую и счастливую жизнь, другие пишут книги, враждебные народу. Только после победы социализма литература становится всенародной. Основой всенародности советской литературы является ее классовая рабоче-крестьянская социалистическая природа, ее коммунистическая партийность и коммунистическая идейность.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (31.12.2018)
Просмотров: 5375 | Рейтинг: 0.0/0