Вопрос об идейности художественного творчества наиважнейший в теории литературы, ибо идея, по справедливому замечанию В. Г. Короленко, является душой художественного произведения. М. Е. Салтыков-Щедрин так определял значение идейности в художественном творчестве: «Без ясно осознанной идеи художественное произведение является сбродом случайностей»;. Л. Н. Толстой говорил: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль». Идейность не прихоть художника, а органическое свойство искусства, без чего оно перестает быть искусством. Подлинный творец не копирует жизнь, а дает ее осмысленно-обобщенный образ; художник, по крылатому выражению Белинского, мыслит образами. Художественный образ всегда проникнут авторским отношением к жизни, в нем заключено не только знание писателя о жизни, но и его личные убеждения, идеалы, симпатии, антипатии, пристрастия и оценки.
М. А. Шолохов не скрывает того, что Давыдов и Нагульнов — его любимые герои, в них он видит живое воплощение всего лучшего, что было в те годы в рабочем классе и в трудовом крестьянстве. Потому-то с такой щемящей болью рассказывает автор о трагической смерти своих героев, павших от рук подлых и жестоких врагов: «...Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака... Вот и все!» Весь роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» пронизывает мысль о том, что самое прекрасное в мире — борьба за освобождение трудящихся, за победу социализма и коммунизма и что только участие в такой, борьбе закаляет человеческий характер, делает человека сильным, мужественным, целеустремленным, идейным, по-настоящему счастливым. Автор гордится своим героем и его боевыми товарищами, любит их, отдает им весь жар своего сердца. И это делает роман живым, ярким, захватывающим.
В художественной литературе выражаются самые различные стороны общественной идеологии: социальные, политические, нравственные, философские, педагогические и прочие идеи. Так, в романе М. Горького «Мать» преимущественно выражена общественно-политическая идеология русского рабочего класса периода первой русской революции; в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского на первый план выдвинута этико-философская проблематика; в произведениях А. С. Макаренко отражена система его педагогических идей; в poмане Л. Леонова «Русский лес» выражены многие важные идеи, касающиеся отношения людей к природным богатствам нашей страны. Следует иметь в виду, что в художественных произведениях писатели обычно выражают систему идей, касающуюся почти всех сторон общественной жизни, постольку, поскольку они говорят о жизни в целом. Поэтому в романе «Мать» выражены не только политические, но и философские, этические, эстетические и прочие убеждения и идеалы М. Горького. Этот синтетический характер идейности художественной литературы является основой ее всестороннего воздействия на мировоззрение читателей.
Обычно школьники и абитуриенты, сравнительно хорошо зная о том, что показано в образах литературного произведения и умея передавать это знание в своих ответах и в сочинениях, очень смутно представляют, к а к образ выражает авторское отношение .к жизни, т. е. идеи автора, его мысли, чувства, симпатии и антипатии. Это происходит, во-первых, оттого, что многие выпускники школ вообще весьма нечетко представляют себе, что такое мысль в художественном или научном произведении, а во-вторых, их крайне затрудняет то, что художественные идеи существуют не в виде готовых формул и четких определений, а имеют образный характер.
Мыслить — значит решать какие-то теоретические или практические задачи, переходить от незнания к знанию, сопоставлять, сравнивать, делать обобщения, отвергать устаревшие взгляды и заменять их новыми, более соответствующими истине, предвидеть ход событий, открывать закономерности жизненных явлений, составлять гипотезы, теории, концепции.
Художник слова (как и всякий художник), подобно ученому, запечатлевает в своем произведении плоды своей мыслительной деятельности. Но мышление художника, как правило, не отвлекается от тех конкретных образов и картин, в форме которых оно происходит. Кроме того, художественное мышление неотделимо от проявления эмоций автора, его чувств и переживаний, также воплощенных в образах его произведений. Поэтому художественная мысль (идея) выступает как идея-образ (или система образов), идея-чувство и переживание. Иными словами, писатель образами своих произведений передает читателю и свое конкретно-образное знание о жизни, и свои мысли о жизненных закономерностях-, и свое эмоциональное отношение ко всему, что изображено в его произведении. Так, В. В. Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин», показывая реальные черты великого вождя, одновременно всем строем поэмы выражает мысль о том, что «Ленин и теперь живее всех живых, наше знанье, сила и оружие» и что дело Ленина бессмертно, ибо по его пути идут миллионы ленинцев. Вместе с тем поэт передает свою страстную любовь к Ленину и ленинизму, восхищается ленинской гениальностью и человечностью, гордится своей приверженностью к ленин-. цам, скорбит о преждевременной кончине вождя трудящихся, выражает еще целый ряд сложных, напряженных общественно значимых переживаний и чувств.
Следовательно, грамотное восприятие литературнохудожественного произведения предполагает не только запоминание того, что показал писатель, но — и это гораздо важнее — понимание той обобщающей и оценивающей мысли, которая оживляет образы произведения и рвляется их сутью. Не менее важно не только понять мысли и чувства автора, но и проникнуться ими, пережить их как свои собственные. Тогда и в ответах по литературе и в сочинениях исчезнет унылый и безличный перечень того, чтб показал писатель, а появится живая заинтересованность, страстность, убежденность, оригинальность. (
Умение вдумываться в смысл художественных обра-ч зов, глубоко воспринимать их эмоциальный строй приходит не сразу: оно требует большого внимания и постоянной тренировки мысли и чувства. Еще большее умение требуется тогда, когда понятое и перечувствованное надо выразить своими словами в устном ответе или в письменном сочинении. Для этого необходимо владеть и богатством словаря,. и гибким синтаксисом, и логикой развития мысли. При всяком пересказе и анализе произведения отвечающему грозит опасность упростить и исказить его идейный смысл. Ведь в художественном произведении идеи имеют образный характер, т. е. существуют как образы в их развитии и взаимосвязи, и когда мы начинаем пересказывать и анализировать произведение, пытаясь выделить его идейный смысл, то при этом неизбежно в какой-то мере огрубляем мысли автора, отвлекаемся от их образной сути, многое упускаем. Вот поче? му при попытках определить идейную направленность произведения, выделить его основную идею надо быть предельно осторожным, помня, что всякие краткие определения идейного содержания художественных произведений односторонни, неполны, в какой-то степени субъективны. Именно поэтому писатели, как правило, отказываются давать краткие определения идейного смысла своих произведений.
Л. Н. Толстой на просьбу литератора Н. Н. Страхова высказать суждение о романе «Анна- Каренина» ответил: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман тот самый, который я написал, сначала. И если близорукие критики думают, что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются. Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собирания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения».
В высказывании Л. Н. Толстого хорошо отмечено, что идейность произведения искусства нельзя сводить к словесному выражению какой-либо одной мысли: художественное произведение — это, как правило, сложное сцепление мыслей, поддерживающих друг друга и выраженных не в краткой словесной форме, а в виде описания образов, действий, положений. Сам Толстой признавался, что, работая над романом «Война и мир», он любил как главную идею произведения «мысль народную вследствие войны 1812 года». Но было бы бессмысленно пытаться эту главную мысль четырехтомного романа втиснуть в какую-то формулу, вроде «Толстой в своем романе утверждает, что в войне с Наполеоном победил русский народ». Да, великая эпопея Толстого не противоречит этой формуле, а подтверждает ее. Однако исчерпывается ли этим содержание романа? Отнюдь нет. Толстой утверждает также величие и нравственную красоту народа, создает образ народного полководца Кутузова, говорит о том, как народная правда воздействует на лучших людей из дворян, восхищается Наташей Ростовой, этой «графинечкой», воспитанной иностранными гувернерами и тем не менее сохранившей в себе любовь ко всему русскому и народному, издевается над лженародностью аристократических верхов, развенчивает Наполеона и т. д.
При восприятии и анализе литературно-художественных произведений следует также учитывать, что идейное содержание их образов неразрывно связано с той словесной формой, в которой выражено это содержание.
Литературно-художественный образ всегда оформляется и существует в слове, в устной или письменной речи. Поэтому для глубокого усвоения содержания литературных произведений и понимания их эстетической ценности надо хорошо знать изобразительные и выразительные возможности языка, чувствовать его художественную силу и красоту. Вспомним, как умело применяет изобразительные и выразительные средства русского языка М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта». Предельный накал чувства в этом стихотворении выражен тем, что стихотворение начинается восклицательным предложением и восклицанием заканчивается. Взволнованный тон стихотворения подчеркнут и прямым гневным обращением автора к убийцам поэта в начале и конце стихотворения. Для того чтобы показать пропасть, отделяющую великого Пушкина от его ничтожных и озлобленных врагов, Лермонтов блестяще использует антитезы и контрастные эпитеты, подводящие к итоговому восклицанию-пророчеству: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!» Только путем пристального внимания к словесной форме стихотворения, к каждому его стиху, слову, звуку, оттенку смысла и интонации‘можно понять и передать его идейное содержание.
Одним из лучших способов постижения и передачи идейного смысла литературно-художественных произведений является работа над их: выразительным чтением. В выразительном чтении художественная идея литературного произведения раскрывается во всей своей полноте, конкретности и красоте. Подготовка к выразительному чтению произведения заставляет чтеца обращать внимание буквально на все стороны содержания и формы произведения, видеть и понимать их неразрывное единство и взаимообусловленность. Вот почему, готовясь к экзамену по литературе, особенно устному, следует не просто запомнить тексты и цитаты как заготовки для будущих ответов, а систематически заниматься выразительным чтением, помня, что эта работа — лучший путь к постижению идейно-эстетической сущности литературных произведений. | |
Просмотров: 1819 | |