Стиль произведений писателя во многом зависит от художественного метода, которым они созданы. Например, рассказ М. Горького «Дед Архип и Ленька» резко отличается и по содержанию и по форме от рассказа этого же автора «Макар Чудра». В первом произведении представлены обычные люди, о которых писатель говорит, стремясь к максимальной правдивости и естественности повествования: «Дед и внук очутились перед кучкой тополей и осокорей. Из-за стволов виднелись крыши, заборы, повсюду — направо и налево — к небу вздымались такие же кучки. Их зеленая листва была одета серой пылью, а кора толстых прямых стволов потрескалась от жары. Прямо перед нищими между двух плетней тянулся узкий проулок, они направились в этот проулок развалистой походкой много ходивших пешком людей». Уже по приведенному отрывку литературно грамотный читатель может сказать, что строчки эти взяты из произведения, написанного реалистическим методом и соответствующим этому методу стилем.
В «Макаре Чудре» М. Горький рассказывает о необыкновенных людях, причем рассказ ведется в особой; .эмоционально-приподнятой манере. Такой стиль, рассказа обусловлен прежде всего тем, что произведение написано методом романтизма. Вот какими взволнованно необычными словами говорит старый цыган о необыкновенной красоте Лойки Зобара: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что я тоже живу на белом свете!»
Что же такое художественный или творческий метод? Литературное творчество есть осмысленная деятельность, преследующая определенные идейно-художественные цели. Эти цели диктуют писателю способ или, выражаясь научно, метод их творческой работы. Художественный метод — это основные принципы, следуя которым писатель воссоздает действительность в своих произведениях.
Большинство русских писателей-классиков XIX века считало главным правилом своего творчества правдивость воспроизведения реальной жизни. Такие писатели пользовались реалистическим методом творчества, или методом реализма. (Слово «реализм» произошло от латинского слова realis, что значит «действительный», «вещественный», «существующий на самом деле».) «Художественная литература, — заявлял А. П. Чехов, — потому и называется художественной, что рисует жизнь Такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная». О творчестве А. П. Чехова М. Горький говорил: «Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете».
Итак, реалистический метод требует от писателя прежде всего п р а~в д и в о с т и~изображения жизни. Однако характеризовать реализм только указанием на его правдивость недостаточно. Правдивость не отрицают и сторонники натурализма — метода, в основе которого лежит бездумное воспроизведение «натуры» без отбора и осмысления фактов и впечатлений. М. Е. Салтыков-Щедрин, высмеивая натуралистов, говорил, что для овладения их методом создания литературных произведений нужно только сесть у окошка, пристально глядеть на улицу и записывать все, что попадется на глаза. «Правдивость» натуралистов такова, что в ней закономерное и случайное, существенное и второстепенное приобретают равные права, в результате чего натурализм искажает жизнь, не дает правильного представления об ее истинном облике.
Отличие реализма от натурализма заключается в том, что пигятрль-р^гтгт рисует не случайные факты, лежащие-да поверхности жизни, а'воспроизводит"то., что является характерным, существенным, типичным для изображаемой им социальной-среды и эпохи-. Положим, во времена Некрасова в .России изредка можно было встретить дворян, обладавших прогрессивными взглядами и высокими человеческими достоинствами. Но такие люди оказывались редким исключением в помещичьей среде. Типичными же для нее были дворяне, погрязшие в пороках и мечтавшие о возвращении времен крепост-' ного права. Именно такими «последышами» изображены русские помещики в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писатели-реалисты всегда изображают жизненные факты~ПВ оооощенно-тилизированном виде, благодаря чему их творения имеют большое ^познавательное и воспитательное значеНиеГЭту особенность^ реалистического творчеств а высоко ценили основоположники марксизмаленинизма. В письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс Ф. Энгельс так определил существенные признаки реалистического метода: «...реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Как пример подлинно реалистического творчества Энгельс называет произведения Бальзака, который «дает нам самую замечательную реалистическую исто-: рию французского «общества»,., описывая в виде хроники, почти год за годом нравы с 1816 по 1848 г ». Из этой истории внимательный читатель узнавал о жизни французского общества больше, чем «из книг всех специалистов— историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».
В. И. Ленин подчеркивал, что русские писатели-реалисты Гоголь, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин «учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов». Замечательно глубоким критиком феодализма и капитализма называл В. И. Ленин Н. Г. Чернышевского. «От его сочинений, — писал'вождь пролетарской революций об авторе романа «Что делать?», —■ веет духом классовой борьбы». За «самый трезвый реализм» и «срывание всех и всяческих масок» высоко ценил В. И. Ленин творчество Л. Н. Толстого. В. И. Ленин писал, что в произведениях гениального русского писателя — «беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правитедьст-венных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс».
Реализм как художественный метод прошел длительный путь развития. В истории литературы еще в ранние эпохи обнаруживаются реалистические тенденции, т. е. стремление писателей к правдивому воспроизведению жизни. Но только в эпоху Возрождения в творчестве таких великих писателей, как В. Шекспир, Ф. Рабле, М. Сервантес, реализм выступает в виде законченного художественного метода. В XIX веке в творчестве русских и западноевропейских писателей реализм развился в мощное литературное направление. Создателями и участниками этого направления были Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Островский, Салтыков-Щедрин, Досто* евский, Чехов, Л. Толстой, Бальзак, Стендаль, Мериме, Гете, Диккенс и многие другие выдающиеся художники слова. При всем своеобразии каждого из этих писателей их объединяет одно — верность реалистическому методу, стремление воспроизводить жизнь в ее суТцёётйёНкУХ наиболее характерных, типичных чертах. Это и дает основание для объединения их в одно литературное направление.
Итак, под литературным направлением надо понимать творчество писателей, тяготеющих к единому художественному методу и поэтому имеющих много общего в своих произведениях. При чтении книг и статей по ли* тературоведению следует иметь в виду, что термины «реализм», «критический реализм», «романтизм», «социалистический реализм» одновременно применяются для обозначения творческого метода и для названия литературного направления.
Реализм писателей Х1Х_века принято называть к р и-тичееким реализмом.'В этом названии заключен глубокий смысл, подчеркивающий основную социальную направленность литературной деятельности этих писателей—их критическое отношение к тому общественному строю, ггртг"Которомони жили. Критика этого строя, ра-зоолаченйб Пороков хозяев и рабов собственнического мира составляют главное содержание произведений-критических реалистов.
Критическая направленность творчества реалистов особенно ярко проявилась в произведениях русских писателей XIX века в силу тесной связи передовой русской литературы с революционно-освободительной борьбой русского народа против самодержавия, чиновников, помещиков, буржуазии. «Зеркалом русской революции» назвал В. И. Ленин реалистическое творчество Л. Н. Толстого. В статьях В. И. Ленина о Толстом гениальный писатель охарактеризован как «горячий протестант, страстный обличитель, великий критик».
Критикуя основы эксплуататорского общества, писатели критического реализма утверждали гуманистические идеалы общественной справедливости и всечеловеческого счастья. Однако реальных путей к достижению этих идеалов они не видели, поэтому их положительная программа всегда была в большей или меньшей степени утопичной, несбыточной. И чем дальше писатель стоял от авангарда революционного народа, тем больше в его взглядах и произведениях было утопизма, который нередко принимал реакционную окраску. Так, Л. Толстой, стоявший на позициях отсталого, патриархального крестьянства, выражая страстный протест миллионных масс против эксплуатации и угнетения, «обнаружил вместе с тем в своих произведениях такое непонимание причин кризиса и средств выхода из кризиса, надвигавшегося на Россию, которое свойственно только патриархальному, наивному крестьянину, а не европейски-образованно-му писателю». Страстный обличитель и протестант, Л. Толстой вместе с тем проповедовал отстранение от политики и религиозное «непротивление злу насилием». Эти кричащие противоречия творческого метода Л. Толстого гениально охарактеризованы и объяснены в статьях В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой» и др.
Полностью устранить несоответствие между критикующим и утверждающим началами удалось только Писателям социалистического реализма. | |
Просмотров: 1654 | |