Лирические жанры в теории литературы

Лирический способ предполагает художественное воспроизведение действительности в форме переживания, выраженного средствами речи. Поскольку задача поэта-лирика заключается в том, чтобы создать образ-п ере-ж и в а н и е, этот род литературы использует такие словесно-выразительные средства и создает такие жанровые формы, которые обеспечивают наибольшую эмоциональность (т. е. «переживательность», насыщенность чувствами) лирического произведения. Достижению этой цели служит, во-первых, стихотворная речь, во-вторых, особые формы лирической композиции, тяготеющей к предельной краткости, соразмерности и повторяемости компонентов.

 

Для выражения одного неповторимого переживания служит жанровая форма лирического стихотворения, написанного или от лица автора' (например, стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил...»), или от лица вымышленного лирического героя (например, стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», представляющее собой воображаемый монолог убитого солдата). В тех случаях, когда поэту надо запечатлеть целый ряд близких переживаний, он создает стихотворный цикл (таков, например, цикл стихотворений А. Блока «Страшный мир», в котором запечатлены трагические переживания поэта, вызванные мрачной действительностью России 1909—1916 годов). Стихотворения могут объединяться в книги стихов, которые надо отличать от стихотворных сборников. Книгу стихов поэт составляет сам, строго продумывая ее композицию, благодаря чему отдельные стихотворения книги выступают как части единого художественного замысла. Например, А. Блок, издавая свои стихотворения, распределил их по трем книгам, которые он рассматривает как три уасти своеобразного «лирического романа». Единство замысла и композиции присуще «Новой книге» А. Кулешова.

 

Наряду со стихотворением как основной жанровой формой лирического творчества в лирике существует и более крупная жанровая единица — лирическая поэма. Это значительно большее по размеру, чем стихотворение, произведение, в котором воплощается не одно, а ряд переживаний. Такова, например, дооктябрьская поэма В. Маяковского «Облако в штанах», в которой поэт с огромной силой выразил свое, резко отрицательное отношение к буржуазному миру.

 

В соответствии с содержанием, целевым назначением и особенностями построения лирических стихотворений их делят также на песни, оды, элегии и т. д.

 

Песня — лирическое стихотворное произведение, слова которого предназначены для пения. Это — один из самых ранних по происхождению лирических жанров. Наиболее древними по происхождению являются трудовые и обрядовые песни, им на смену пришли бытовые песни. Из устной поэзии песня как жанр вошла в литературу. Признанными поэтами-песенниками были: во Франции — Беранже, в России — А. Кольцов. В советской литературе прославленными поэтами-песенниками стали В. Лебедев-Кумач и М. Исаковский.

 

Разновидностью песни является гимн — песня торжественного содержания. В Древней Греции гимны создавались в честь богов и легендарных народных героев. В настоящее время гимном называют торжественную песнь, принятую в качестве символа государственного, национального или классового единства. Так, «Гимн Советского Союза» прославляет «союз нерушимый республик свободных», гимн КПСС и всех коммунистических партий «Интернационал» воспевает международное братство трудящихся и зовет их к борьбе за коммунизм.

 

Из Древней Греции ведет происхождение ода . Вначале одами называли песни торжественного содержания, исполнявшиеся хором. Затем это название стало обозначать стихотворение, прославляющее значительное общественное событие (чаще всего военную победу) или важное лицо. Почетное место ода занимала в поэзии классицистов. В русскую поэзию жанр оды был введен В. К- Тредиаковским и М. В. Ломоносовым. Знаменитым одописцем был Г. Р. Державин, прославлявший в своих одах Екатерину II и могущество дворянской государственности. А. Н. Радищев включил в текст «Путешествия из Петербурга в Москву» оду «Вольность», в которой, напротив, торжественно призывал к уничтожению царей. В поэзии XIX—XX веков ода как самостоятельный жанр почти не встречается, но традиции высокого «одического» стиля продолжают жить в гражданской и философской лирике Пушкина, Некрасова, Маяковского и других поэтов.

 

В Древней Греции зародилась элегия (от. греч. elegos — жалоба). Это обычно сравнительно небольшое стихотворение, проникнутое грустными мотивами. Особенно часто к жанру элегии обращались поэты сентиментального и романтического направления Н. М. Карамзин и В. А. Жуковский. В жанре элегии написаны также некоторые стихотворения А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Классический образец этого жанра — «Элегия» А. С. Пушкина, написанная им в 1830 году.

 

В поэзии XIX века близко к элегии примыкает стихотворная дума. Первоначально думы возникли в устной украинской поэзии XVI—XVII веков как песни об исторических событиях и народных героях. Позднее думой стали называть стихотворение, посвященное историческому прошлому или выражающее размышления об исторических судьбах .родины, народа, своего поколения и т. д. Думами назвал многие свои стихотворения К- Ф. Рылеев, думы писал А. В. Кольцов. О горькой и позорной судьбе поколения дворян, покорившихся самодержавному гнету, написал замечательную «Думу» М. Ю. Лермонтов.

 

Послание — стихотворное произведение в форме обращения к какому-либо лицу или лицам. Этот жанр возник в древнеримской литературе, в творчестве Гора-, ция, написавшего две книги посланий. Много посланий писали поэты-классицисты (например, «Епистола о стихотворстве» А. П. Сумарокова). В форме послания написано знаменитое стихотворение А. С Пушкина «В Сибирь» и ответ декабристов на это послание — стихотворение А. И. Одоевского «Струн вещих пламенные звуки...». Лирическими посланиями являются широко известные стихи С. Есенина «Письмо матери» и «Письмо к Женщине».

 

К лирическим жанрам относится эпиграмма — короткое стихотворение, остроумно и зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Много едких эпиграмм на представителей высшего света и на своих литературных противников написал А. С. Пушкин. Вот одна из его эпиграмм, направленная против критика Каченовского:

 

Охотник до журнальной драки,

Сей усыпительный зоил.

Разводит опиум чернил

Слюною бешеной собаки.

 

Чем больше развивалась поэзия по пути реалистического освоения действительности, тем разнообразнее и универсальнее становились ее жанровые формы. Поэт-реалист в пределах одного стихотворения нередко использует элементы разных традиционных жанров’, образуя на этой основе нечто новое и неповторимое. Так, стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» одновременно несет в себе признаки думы, стихотворной сатиры, баллады, лиро-эпической поэмы и некоторых других жанров. Стихотворение В. Маяковского «Товарищу Нетте пароходу и человеку» строится и как обращение к погибшему другу, и как размышление о нем, и как клятва в верности коммунизму от собственного имени и от всего советского народа. Поэтому за основу классификации Лирических произведений поэтов XIX— XX веков чаще всего берут тематику этих произведений. Условно различают гражданскую лирику — стихи общественно-политического содержания, философ-с к у ю лирику — стихи-размышления об основных вопросах бытия, интимную лирику — стихи о личных, преимущественно любовных переживаниях, пейзажную лирику — стихи о переживаниях, вызванных природой.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (31.12.2018)
Просмотров: 1703 | Рейтинг: 2.0/1