Богатство и разнообразие содержания и формы художественной литературы находит свое выражение в существовании многих видов и разновидностей (жанров) литературных произведений: бытовых, социально-психологических, сатирических, фантастических романов, повестей, рассказов, лирических стихотворений, лиро-эпических поэм, психологических драм, бытовых и лирических комедий, «высоких» трагедий и пр. Знание особенностей этих жанров помогает постирать литературу в ее образной сущности. Все произведения художественной литературы делятся на три основных литературных (поэтических) рода: эпос, лирику и драму. Основой существования этих трех родов являются три возможных способа воспроизведения действительности посредством слова. Первый способ — это спокойный и последовательный рассказ о событиях, внешних по отношению к рассказчику и отошедших в прошлое. Подобное повествование называется эпическим или эпосом (от греч. epos — рассказ). Типичный пример эпического повествования — начало рассказа И. С. Тургенева «Муму»: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. 'Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж...» '
Форма эпического повествования открывает огромные возможности для воспроизведения жизни людей как объективной реальности, не ограниченной ни временем, ни пространством. В произведениях большой эпической формы (например, в романах) образно воссоздается жизнь десятков и сотен людей на протяжении многих лет и даже целых десятилетий (вспомним «Войну и мир» Л. Толстого или «движущуюся панораму десятилетий»— «Жизнь Клима Самгина» М. Горького). Эпический способ дает также возможность создавать произведения, повествующие об отдельных эпизодах и сценах человеческой жизни в форме предельно короткого рассказа или очерка. Между этими двумя крайностями находятся переходные эпические формы.
Однако одного эпического способа недостаточно для воспроизведения всей полноты жизни, которую составляют не только предметы, события, но и внутренние переживания людей, их мысли и чувства. Поэтому с эпосом в литературе постоянно соседствует и взаимодействует лирический способ, суть которого заключается в непосредственном выражении чувств и переживаний, вызванных событиями внутренней и внешней жизни человека. Лирик в отличие от эпического рассказчика, спокойно повествующего о прошлом, взволнованно говорит о том, что волнует его в момент высказывания: На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою. (А. Пушкин)
Термин «лирика» берет свое начало от древнегреческого слова lyrikos, что значит «поющийся под звуки лиры», «чувствительный». Лирический способ открывает возможность наглядной и выразительной передачи чувств и переживаний людей, воспроизведения их внутреннего мира. В лирической поэзии, говорил В. Г. Белинский, «лиричность поэта является на первом плане и мы не иначе, как через нее, все воспринимаем и понимаем».
Третий основной способ воспроизведения жизни в литературе называется драматическим (от древне-греч. drama — действие). Этот способ предполагает обязательное наличие диалога, т. е. беседы, разговора,, спора между двумя или несколькими людьми. Диалог составляет основу действия драматического произведения, которое предназначается не столько для чтения одним читателем, сколько для исполнения актерами. Драматические произведения, или пьесы, следовательно, надо относить не только к литературе, но и к искусству театра. Усиленный игрой актеров и другими театральными эффектами, драматическо-театральный способ воспроизведения жизни дает возможность с особой наглядностью и впечатляющей силой воспроизводить общественные и личные конфликты в форме театрального действия, развивающегося на глазах у зрителей.
В конкретных литературных произведениях эпос, лирика и драма постоянно взаимодействуют. В любом эпическом произведении есть элементы авторского лиризма. Нередко этот лиризм автора ' (или героя-рассказчика) приобретает настолько ярко выраженный характер,, что произведение становится лиро-эпическим (такова, например, лирическая проза К. Паустовского, О. Берггольц). В свою очередь лирические произведения нередко включают в себя эпически-повествовательные компоненты. Так, в «Железной дороге» Н. А. Некрасова авторский лиризм неотделим от эпически широкого повествования о том, как жили и работали строители первой русской железной дороги. В эпических, а иногда и в лирических произведениях писатели прибегают к форме диалога, т. е. используют приемы драматического способа изображения жизни (вспомним стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и. гражданин» или драматические диалоги в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского). В свою очередь в драматургических жанрах писатели широко используют приемы эпоса и лирики. Так, в монологах герои или выражают свои чувства (лирика), или рассказывают о своем прошлом или прошлом других лиц (эпос).
Таким образом, эпос, лирика и драма не существуют изолированно друг от друга: рни находятся в постоянном взаимодействии, что обеспечивает полноту, многогранность изображения жизни в произведении любого вида. Но как бы ни сочетались в пределах конкретного произведения все эти три способа, один из них чаще всего бывает ведущим, главным, и это дает основание отнести произведение или к эпосу, или к ’лирике, или к драме. Заметим также, что большая часть эпических, и драматических произведений пишется прозой, в то время как лирика тяготеет к стихотворной речи.
В пределах трех поэтических родов литературные произведения распределяются по исторически сложившимся и устойчивым видам и разновидностям, или жанрам. Слово «жанр» пришло из французского языка, где оно означает «род», «вид». В литературоведческой практике термин «жанр» изредка употребляется как синоним к термину «род», чаще он равнозначен термину «виД», иногда служит для обозначения конкретной разновидности произведения. Например, если роман — это вид эпического произведения, то исторический роман — это жанр эпического произведения. В книгах литературоведов можно встретить и такое употребление терминов, когда роман называют жанром, а исторический роман видом или разновидностью жанра романа. В дальнейшем изложении мы будем придерживаться мнения, что «вид» и «жанр»— термины равнозначные и взаимозаменяемые.
Жанр произведения зависит от творческого метода и особенностей таланта писателя. Большим своеобразием отличаются, например, произведения писателей-сатириков и юмористов. Сатирой называют резко обличительное воспроизведение отрицательных сторон действительности. Стремясь развенчать изображаемое лицо или событие в глазах читателя, сатирик пользуется едким смехом, карикатурным заострением образа, фантастикой и условностью. Например, в сатирических «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина в образах уродливых и свирепых зверей, птиц, кукол осмеяны российские самодержцы, их министры, сановники, генералы. К юмористическим относятся произведения, в которых авторы смеются над изображаемым беззлобно, мягко, порой даже дружески. Так, юмором согрет образ солдата Ивана Шадрина в пьесе Н. Погодина «Человек с ружьем». | |
Просмотров: 2901 | |