Прежде чем говорить об особенностях литературы как вида искусства, следует разобраться в значении самого слова «литература». Слово это происходит от латинского Слова Litterа, что означает «буква». В буквальном переводе «литература» значит «то, что написано буквами, письменность». С появлением книгопечатания литературой стали называть не только то, что написано, но и то, что напечатано в книгах, журналах, газетах и т. д. Виды литературы разнообразны: учебная литература, техническая, медицинская, спортивная литература и т. д.
Особым видом литературы является художественная литература. Это область художественного" творчества, результат которого реализуется в виде словесных (литературных) произведений: романов, повестей, пьес, поэм, стихотворений. Предметом литературоведения является именно художественная литература. Значит, кроме своего общего значения, слово «литература» имеет и более узкое значение особого вида искусства. Термин этот не совсем точен, так как, помимо произведений, созданных на основе письменности, в художественную литературу входят также произведения устного народного творчества - сказки, былины, устные рассказы и т.д. Наряду с4термином «литература» для обозначения произведений искусства слова существует термин «поэзия» в широком смысле. В более узком смысле к поэзии относят стихотворные произведения. В старых учебниках и научных работах наряду с терминами «литература», «поэзия» употребляется термин «изящная словесность».
В книгах и статьях нередко встречается выражение «литература и искусство», что может дать повод думать, будто литература есть нечто отличное от искусства. На самом деле это словосочетание обозначает лишь то, что литература является важнейшим видом искусства. Слово «искусство» употребляется в двух основных ■ значениях. Искусством называют высокое умение, мастерство в овладении каким-либо сложным делом. В этом смысле говорят об искусстве ^рача, педагога, инженера, сталевара и т. д. Искусством называют также особую область человеческой деятельности — художественное творчество.
В процессе общественно-трудовой практики челове-, чество научилось не только извлекать практическую пользу из окружающих его явлений и созданных им предметов, но и ценить их к р а с о т у.
Красота есть мера целесообразности и совершенства предмета или существа. Красивым называется такой предмет, который совершенен как по назначению, так и по форме. В природе красота возникает стихийно как выражение биологического закона сохранения и развития видов: выживают наиболее совершенные виды растений и животных, а в пределах вида — наиболее совершенные экземпляры. В отличие от природы люди сознательно стремятся к тому, чтобы сделать красивыми и самих себя, и предметы своего труда. Это стремление к совершенству помогает людям соперничать с природой, творить новую красоту, более совершенную, чем красота стихийно-природных предметов и существ.
Восприятие и, еще более, творчество красоты доставляет людям особую радость, называемую эстетическим наслаждением. Это радость переживания людьми их творческих сил и замечательных способностей, радость осознания себя творцами, перед волей и трудом которых первобытный хаос превращается в стройную гармонию и красоту. В очерке «В. И. Ленин» М. Горький приводит такие слова Владимира Ильича о прекрасной музыке Бетховена: «Ничего не знаю лучше «Apassionata». Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»
Потребности людей в красоте, в прекрасном называют эстетическими потребностями. А наука о проявлениях прекрасного в жизни и в искусстве называется эстетикой. Потребность' в прекрасном заложена в самой природе человека, ибо человек в отличие от животных, по словам Маркса, «производит универсально», «воспроизводит всю природу», «умеет производить по меркам любого вида и всюду... умеет прилагать к предмету соответствующую-мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».
Наиболее полно возможность творить «по законам красоты» проявляется в художественном творчестве, в искусстве. Происходит это по следующим причинам.
В повседневной жизни, на производстве люди вынуждены пользоваться вещами, не всегда отвечающими их эстетическим потребностям и запросам. Это объясняется, во-первых, тем, что пока еще не все вещи и предметы удается делать удобными и красивыми, хотя в последнее время на фабриках и заводах все больше внимания уделяется технической эстетике. Во-вторых, в обычной жизни требования к эстетическим качествам вещей, как правило, отступают перед практическим назначением этих вещей. В большой мороз мы охотней наденем малопривлекательную на вид, но теплую шубу, чем модное, но плохо греющее пальто. Точно так же в дождь мы предпочтем грубую, однако прочную обувь изящным, но пропускающим воду туфлям.
Другое дело искусство. В его произведениях эстетический момент выступает как основной и определяющий. Художественное творчество прежде всего и существует для того, чтобы удовлетворять потребность людей в прекрасном, доставлять им эстетическое наслаждение. Искусство раскрывает людям глаза на красоту материального мира, показывает физическую и духовную красоту человека и творений его рук и ума. Творцы искусства вдохновляют своих современников эстетическими идеалами, т. е. живыми представлениями о высших и наиболее совершенных проявлениях прекрасного во всех сферах человеческой жизни. Так, идеал советского человека, активного борца за социализм и коммунизм, воплощен и в монументальной скульптуре В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», и в картине художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов», и в. романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь», и во . многих других замечательных произведениях советского искусства. Воспроизводя действительность во всем многообразии ее явлений, показывая становление прекрасного в человеке и в человеческих отношениях, искусство не только доставляет людям эстетическое наслаждение, но и выступает также могучим орудием познания жизни и ничем не заменимым средством воспитания. Искусство формирует идеалы людей, их убеждения, мысли и чувства, пробуждает в людях художников и творцов.
| |
Просмотров: 5790 | |