В зависимости от задач, стоящих перед разными областями художественного творчества, и того материала, в котором воплощаются результаты труда художников, различают несколько видов искусе над.
Самым древним и наиболее тесно связанным с практическими потребностями людей является строительное искусство — архитектура. Полнее всего эстетическая сущность архитектурных сооружений проявляется в общественных зданиях и строительных ансамблях. Так, замечательным архитектурным творением является Московский Кремль и большая часть его зданий.
Бытовые потребности человека обслуживает декоративно-прикладное искусство, создающее художественно оформленную мебель, ковры, осветительные приборы, одежду, посуду, украшения и прочие бытовые предметы.
Зримый облик предметов и явлений передают изобразительные, или пространственные искусства: скульптура, живопись, графика, художественная фотография. Изобразительные искусства обладают замечательной способностью запечатлевать красоту жизни в особенно наглядной и убедительной форме. Но материал пространственных искусств (объемная масса в скульптуре и красочные или черно-белые изображения на плоскости в живописи, графике и художественной фотографии) лишает их возможности раскрывать жизнь в ее движении и развитии. Наиболее ярко и прямо человеческие чувства выражает – музыка. Образы, которой создаются звучанием музыкальных инструментов или человеческого голоса. В музыке чувства людей раскрываются в непрерывном развитии, движении, во всем богатстве оттенков и взаимопереходов. Но музыкально-звуковые образы, много говоря чувству, дают мало пищи уму человека.
Чувства людей, а также пластику и красоту человеческого тела превосходно передают хореография (искусство танца) и художественная гимнастика
Особое, место, среди искусств занимает художественная литература, т. е. романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения, пьесы. Пользуясь таким универсальным материалом, как устная и письменная речь, литература способна наиболее широко и полно отражать жизнь в ее движении и развитии; она может наиболее активно и быстро вмешиваться в классовую и политическую борьбу; литература оказывает наибольшее влияние на другие искусства. Так, в основе синтетических искусств — театра и кино (они называются так потому, что объединяют, синтезируют особенности нескольких искусств) — лежит литература: театральная постановка не может быть без пьесы, а кинофильм создается по литературному сценарию. По словам великого русского критика В. Г. Белинского, художественная литература, или, как в то время говорили, поэзия, есть высший род искусства. «Всякое другое искусство,— писал Белинский,— более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств».
С помощью слова писатели почти с такой же наглядностью, как живописцы, но с неизмеримо большей свободой в широте изображения могут рисовать зримый облик людей и окружающих их предметов. Подобно музыке, литература способна вызывать самые тонкие и сложные переживания и настроения в диалектике их развития; .кроме того, литературе доступен не только чувственно-эмоциональный, но и интеллектуальный мир человека, искания его разума. А самоеглавное, литература способна дать глубокое и всестороннее изображение человеческих характеров в процессе их становления, развития и действенного проявления в теснейшей связи с теми условиями, которые породили и сформировали эти характеры. Так, читая роман М. Горького «Мать», мы как бы собственными глазами наблюдаем условия жизни и борьбы русских рабочих начала нашего века, видим замечательный процесс превращения забитых рабов капитала, безликих и озлобленных, в активных революционеров, в людей с изумительными духовными качествами подлинных героев. Способность художественной литературы воспроизводить жизнь общества с исключительной широтой охвата ее явлений и с еще большей глубиной проникновения во внутренний мир людей делает этот вид искусства подлинным человековедением. Именно так предлагал назвать литературу М. Горький. И прав был Д. И. Писарев, говоривший, что, когда мы изучаем историю, нам редко удается заглянуть в душу людей известной эпохи, перенестись в круг их понятий, объяснить себе, как смотрят они на себя, на мир, на свои отношения к обществу, к семейству и к человечеству; внутренняя духовная жизнь эпохи может отразиться только в художественных произведениях. О том, что это действительно так, можно судить хотя бы по роману- Л. Н. Толстого «Война и мир». Читая это бессмертное произведение, мы переносимся в историческое прошлое и начинаем жить жизнью Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова и других героев романа.
| |
Просмотров: 12018 | |