Драматургия Льва Толстого К. Н. Ломунов Наследие Толстого-драматурга весьма неравноценно по своему составу. Кроме классических, заслуживших мировую славу пьес «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп», оно состоит из незавершённых драматургических опытов 50-х годов двух комедий 60-х годов, нескольких пьес, написанных для так называемых народных театров, и незаконченной автобиографической драмы «И свет во тьме светит». Если к этому добавить неосуществлённые замыслы писателя, то всего мы насчитаем 16 драматических сюжетов, над которыми Толстой работал в разные периоды своего творчества. Ранние драматургические опыты Толстого 50-х годов и его комедии 60-х годов интересны, пожалуй, только для исследователей жизни и творчества писателя и имеют лишь историко-литературное значение. Они свидетельствуют о раннем и остром интересе Толстого к драматургии и театру. В неосуществлённых пьесах 50-х годов молодой Толстой, как он сам указывает в дневнике, стремился изобличить господский «разврат в деревне» («Родительская любовь», «Дворянское семейство») и господский городской разврат («Дядюшкино благословение», «Свободная любовь»). Эти пьесы Толстой замыслил в пору своего сотрудничества в журнале «Современник», утверждавшем традиции Грибоедова и Гоголя в драме, традиции Щепкина в театре. В 1862—1864 гг. Толстой написал комедию «Заражённое семейство» и усиленно хлопотал о её «немедленной» постановке на сцене Московского Малого театра. Написанная в самый разгар борьбы между революционными демократами и дворянскими либералами, с особой остротой развернувшейся вокруг «крестьянской реформы» 1861 г., комедия Толстого содержала элементы антидемократического памфлета. От «срочной» постановки «Заражённого семейства» автора предостерёг А. Н. Островский, с которым Толстой был дружен и авторитету которого доверял безусловно. Молодой драматург скоро «остыл» и сам увидел, что его комедия «очень плоха»1. В 60-е годы Толстой написал ещё одну комедию — «Нигилист», текст которой до нас не дошёл. Она была сыграна любителями в Ясной Поляне и явилась вариацией на темы памфлета «Заражённое семейство». В 70-е годы Толстой задумал несколько драматических сюжетов, но все они не были осуществлены. «Он читал русские былины, сказки, предания, которые приводили его в восторг, — рассказывает об этой поре жена писателя С. А. Толстая. — В них он искал сюжет для народной драмы, но воспользовался ими для своих детских четырёх книг для чтения» Толстой в эти годы проявлял большой интерес к фольклорной драме, к старинному русскому народному театру. С. А. Толстая рассказывает: «Приходили с деревни нашей и дворни ряженые, плясали, пели, разыгрывали свои сцены, вроде «Царь Максимилиан и непокорный сын его Адольф» Из этого интереса к. преданиям и легендам, к сказкам, к фольклорной драматургии возникли такие пьесы Толстого, как «Пётр-хлебник», «Аггей», «Первый винокур». Обращение Толстого к «народному театру» и драматургии в 80-е годы тесно связано с идейным переломом в его мировоззрении, с переходом великого писателя на позиции патриархального крестьянства. Ещё до того, как к Толстому обратились за помощью деятели так называемых «народных театров», он сам увидел в Москве на Девичьем поле балаганы, устроенные для развлечений «простонародья», и страшно возмутился этой беззастенчивой спекуляцией на любви «простых людей» к зрелищам. Тогда же Толстой решил дать народу «разумные развлечения» и написал комедию «Первый винокур», которую в семье писателя называли «балаганной пьесой». «Аггей» и «Пётр-хлебник», представляющие собой обработку религиозно-легендарных сюжетов, «Первый винокур» и «От ней все качества», написанные с целью борьбы с алкоголизмом, подобно «народным рассказам» писателя, создававшимся в те же годы, проникнуты проповедью толстовского «вероучения», нравоучительно-дидактической тенденцией. В 80-е годы была начата Толстым драма «И свет во тьме светит». В течение трёх десятилетий её тема волновала автора. Много раз он возвращался к ней, и все же пьеса осталась незаконченной (пятое действие драмы дошло до нас в виде краткого конспекта). «И свет во тьме светит» — автобиографическая пьеса, в которой Толстой запечатлел свои мучительные идейные искания, попытки выйти из тупика измучивших его противоречий своей личной жизни, окончившиеся, как известно, его уходом из Ясной Поляны. Толстой с большой искренностью показал в этой пьесе свой внутренний разлад, свой конфликт с семьёй и привычной средой, нарисовал трагедию толстовства, терпящего полный крах при столкновении с ужасами жизни в буржуазно-полицейском государстве. Устами героя драмы Сарынцева автор излагает содержание своего вероучения. Это приводит к тому, что многие сцены «И свет во тьме светит» поражают своей статичностью, слабостью драматургической формы. Однако содержание драмы «И свет во тьме светит», как и «малых пьес» Толстого («Первый винокур», «Аггей» «Пётр-хлеб-ник», «От ней все качества», «Прохожий и крестьянин»), не сводится к религиозной проповеди. В них очень сильны и критические, обличительные элементы. И не случайно царская цензура запретила для народного зрителя все пьесы Толстого, а также инсценировки его так называемых «народных рассказов» и романа «Воскресение». Среди пьес Толстого нет ни одной, в которой мы не встречались бы с идейными противоречиями. Но в наследии Толстого-драматурга есть пьесы, в которых правда жизни опрокидывает моралистические цели, которые ставил перед собой автор. ' Если нельзя полностью согласиться с утверждением А. М. Горького о том, что все его (Толстого. — К. Л.) художественные произведения, написанные со страшной, почти чудесной силой, все его романы и повести — в корне отрицают его религиозную философию»1, то нельзя не видеть, что в лучших произведениях великого художника, в том числе и в крупнейших его пьесах, обнаруживается полная несостоятельность религиозно-нравственного учения перед лицом жизненных противоречий, бесстрашно показанных писателем. Только пристрастная и недобросовестная критика могла сводить идейное содержание всех пьес Толстого к религиозной проповеди «христианского анархизма». В своих лучших пьесах — «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» — Толстой выступает перед нами как великий критик, могучий протестант, как обличитель буржуазно-помещичьего строя. Эти пьесы написаны кистью гениального художника-реалиста, овладевшего всеми «секретами» драматического искусства. Они не только вошли в театральный репертуар, но и составили эпоху в развитии русской драматургии. «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» были созданы Толстым после его перехода на позиции патриархального крестьянства. К ним в полной мере относится ленинская характеристика и оценка поздних произведений Толстого с их страстным пафосом социального обличения, идейной противоречивостью, с их сильными и слабыми сторонами. | |
Просмотров: 5633 | | |