Позднее творчество Льва Толстого Л. Д. Опульская Творчество Л. Н. Толстого 1880—1900-х годов представляет собой новый, очень важный и плодотворный этап в развитии писателя. Начало этого периода связано с переломом в мировоззрении Толстого, разрывом писателя со всеми привычными взглядами дворянской среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию, его переходом на позиции патриархального крестьянства. Начиная с 80-х годов, Толстой и в своём художественном творчестве, и в публицистике все явления современной ему действительности изображает и оценивает с точки зрения интересов многомиллионной массы русского патриархального крестьянства. В этом — главная отличительная черта позднего творчества Толстого, сообщающая его реализму этих лет особенно воинствующий характер. По словам Ленина, Толстой «в своих последних произведениях обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь». «Самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок» — это ленинское определение творческого метода Толстого в наибольшей степени применимо именно к произведениям, созданным писателем после пережитого им идейного перелома. Связь с народными настроениями всегда определяла творческий путь Толстого. Однако в 1880— 1900-е годы, когда писатель заявил о своём полном и безоговорочном переходе на позиции крестьянства, эта связь сообщила обличениям писателя особенную непримиримость и страстность, а его реализму — ещё большую искренность и силу. В беспощадной критике, которой подвергает Толстой в эти годы господствующие классы, отразился протест многомиллионных масс против всех порядков помещичье-капиталистического общества. Вместе с тем в поздний период творчества со всей резкостью выявились кричащие противоречия мировоззрения Толстого. С одной стороны, острая и беспощадная постановка больших, коренных социальных вопросов, обличение существующих общественных порядков, суд над ними и, с другой, — поиски решения поднятых вопросов в отвлечённых истинах морали, религии,.философии, призыв к личному совершенствованию и «непротивлению злу насилием» — таковы две тенденции, которые определили сложность и противоречивость позднего творчества писателя. Исполненная непримиримых конфликтов, русская общественная жизни в период подготовки и свершения революции 1905 г. породила и содержание, и форму этих противоречивых тенденций. | |
Просмотров: 6433 | | |