Реализм Льва Толстого М. Б. Храпченко Художественное творчество Льва Николаевича Толстого — одно из самых значительных, самых блистательных завоеваний критического реализма. Насыщенные огромным содержанием, совершенные по форме, произведения Толстого знаменуют собой крупнейший этап в истории русской и мировой литературы. С поразительной проникновенностью гениальный писатель осветил различные стороны социальной действительности, создал типические обобщения исключительного значения. «Л. Толстой, — писал В. И. Ленин, — сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе». Творчество великого художника, ставшее после Великой Октябрьской социалистической революции достоянием широких слоёв трудящихся, пользуется горячей любовью миллионов читателей в нашей стране. Огромную популярность произведения писателя завоевали во всех странах мира; они известны в самых отдалённых уголках земного шара. Титаническая мощь художественного гения Толстого, столь разносторонне проявившаяся на протяжении более чем полувековой деятельности писателя, корнями уходит в глубины русской жизни, жизни русского народа. Лев Толстой был современником и свидетелем сложных и очень острых социальных процессов: он жил в эпоху, когда «...старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма»2. Пережитки крепостничества и в пореформенный период густо пронизывали общественно-экономическую и политическую жизнь России. Тяжёлыми путами они сковывали крестьянские массы, подвергшиеся в результате реформы жестокому разорению и обезземеливанию, поставленные в условия суровой экономической зависимости от помещиков, владельцев громадных латифундий. Быстрый рост капитализма, происходивший в стране, определяя переход к более высокой ступени общественного развития, нёс с собой новые формы эксплуатации народных масс. В статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» В. И. Ленин указывал на то, что в этот период «крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность»1. Характерную черту эпохи 1861 — 1905 гг., к которой в основном относится литературная деятельность Толстого, составляет неуклонное обострение общественных противоречий, нарастание народного протеста против социального и политического гнёта. В творчестве писателя получили своё глубокое воплощение реальные процессы жизни, те крупные сдвиги, которыми отмечена социальная действительность эпохи. В произведениях Толстого необычайно ярко отразилась «...быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России...»1 2. Глубочайший знаток жизни, Толстой не был равнодушным летописцем совершающихся исторических событий. Он выступал как горячий протестант, великий обличитель того общественного порядка, который порождал неисчислимые бедствия народа. Гениальная ленинская характеристика Толстого как выразителя идей и настроений многомиллионного крестьянства в период подготовки буржуазно-демократической, крестьянской революции в России глубоко раскрывает социальную сущность творчества писателя, те острые противоречия, которые свойственны его художественной и публицистической деятельности. «Его устами, — писал В. И. Ленин, — говорила вся та многомиллионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца, непримиримой борьбы с ними»3. Силу Толстого составляют его неустанное Обличение самодержавно-полицейского государства, его непреклонное отрицание частной земельной собственности, его гневная критика капитализма, раскрытие резкого контраста между непрерывным увеличением богатства, завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, беспощадной эксплуатации широких трудящихся масс. Слабость Толстого заключалась в неумении его найти реальные средства выхода из социального кризиса, в отрицательном его отношении к революционной борьбе пролетариата, в проповеди непротивления злу насилием. Страстное обличение строя, основанного на социальном порабощении народа, с особой мощью проявилось в творчестве Толстого после перелома в его мировоззрении в начале 80-х годов, когда писатель, окончательно порвав с привычными для дворянской среды взглядами, подверг сокрушительной критике все тогдашние государственные, общественные и экономические порядки. Наиболее полно отрицание Толстым «цивилизованного» варварства, системы социального угнетения выразилось в таких произведениях, как «Воскресение», «Плоды просвещения», «Хаджи-Мурат» и др. Это, однако, вовсе не означает, что творчество писателя 80—900-х годов стеной отделено от его гениальных творений предшествующего этапа. Между севастопольскими рассказами, «Войной и миром», «Анной Карениной» и произведениями последних десятилетий жизни Толстого существует внутренняя органическая связь, которая определяется тем, что в творчестве писателя на разных этапах, хотя и в разной степени, отразилась народная точка зрения на явления общественной жизни. М. Горький, рассказывая о постоянном и глубоком интересе В. И. Ленина к художественному творчеству Толстого, приводит замечательное высказывание Владимира Ильича об авторе «Войны и мира»: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник... И — знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было»1. Толстой — художник и мыслитель — претерпел очень сложную идейно-творческую эволюцию. Выросший в среде помещичьей знати, он испытал на себе ощутимое влияние её идеологии. Писатель не сразу порвал с идеями и воззрениями, свойственными этой общественной группе. Полный разрыв с её взглядами явился результатом сложного пути писателя. Однако самое существенное в художественной эволюции Толстого заключается в том, что уже в произведениях начального этапа творчества в качестве решающей социальной проблемы возникает проблема народа, его бедственного существования. Уже в ранних художественных творениях писателя известное отражение получают настроения патриархального крестьянства. Крупную роль в идейно-творческом развитии молодого Толстого сыграли события Севастопольской обороны 1854—1855 гг., непосредственным свидетелем и участником которых он был. Значение этих событий определяется прежде всего тем, что «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»1 2. Историческая несостоятельность крепостнического строя с особой наглядностью выявилась именно в период Крымской кампании. В ходе её Толстой ясно увидел своекорыстие и ничтожество, лицемерие и лжепатриотизм военной знати, верхов общества. Наряду с этим перед ним во всей жизненной полноте предстали картины беззаветного мужества и доблести простых солдат, картины изумительного героизма русского народа. Острое восприятие и осознание пороков, присущих верхам, глубокое осмысление событий, характеризующих духовное величие народа, обусловили существенные изменения в отношении Толстого к общественной жизни. Углубление критического освещения социальной действительности мы видим в таких произведениях Толстого, написанных накануне реформы, как «Люцерн», «Утро помещика», «Три смерти» и др. Демократический характер творчества Толстого приобретает более широкое развитие в пореформенный период, когда крестьянские массы подвергаются жестокому гнёту не только со стороны помещика и самодержавно-полицейского государства, но и со стороны капиталиста,1'когда возрастало разорение и обнищание деревни. Окончательный разрыв Толстого со взглядами привилегированных слоёв общества в начале 80-х годов стал возможным потому, что он был подготовлен всей предшествующей эволюцией писателя, в процессе которой формировались новые идеи и воззрения, имевшие своими истоками условия жизни многомиллионного крестьянства. Художник, страстно отрицавший общественную несправедливость, Толстой широко освещал большие социальные темы, включавшие в себя изображение людей различных слоёв и групп общества. Он выдвигал коренные проблемы общественного устройства. Постановка животрепещущих социальных вопросов у Толстого неразрывно связана с показом действительности в её живом, конкретном многообразии. Характерную черту реалистического метода писателя составляет органическое слияние социально-критического пафоса с многосторонним изображением жизни в её постоянном движении, развитии. С замечательной художественной рельефностью Толстой умел показать процессы, происходящие в действительности, их течение, смену одних явлений другими, взаимосвязи и столкновения. Острый интерес писателя к отражению сложных процессов действительности формировался под мощным воздействием событий эпохи, отличающейся резкими социальными сдвигами. Старый, вековой уклад жизни в это время быстро разрушался, развитие буржуазных отношений, «укладывание» нового порядка, сраставшегося с пережитками крепостничества, происходило в условиях углубления социальных противоречий. Характеризуя творческий путь Толстого, В. И. Ленин отмечал: «Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания»,1. Тонко улавливая социальные превращения, Толстой необычайно выпукло отражал многообразные изменения в жизни и в психологии людей. Произведения Толстого захватывают читателя удивительной полнотой жизни, «объёмностью» её изображения. Толстой показывает социальные, экономические отношения эпохи и частный, «домашний» быт людей, общественно-политические события и острые жизненные коллизии, переживаемые действующими лицами, борьбу философских, политических течений и интимно-лирический мир героев, тайны их психологии. Всё это художник воспроизводил в живых связях и взаимоотношениях между собой, раскрывая «многоликость» действительности, её течение и богатство. Толстой был художником, воплотившим огромную любовь к жизни, любовь взволнованную, горячую. Несмотря на религиозные искания, особенно сильно проявившиеся в произведениях последнего периода, Толстой выступает вдохновенным выразителем идей жизнеутверждения. В письме к П. Боборыкину (1865) Толстой писал, что цель художника заключается в том, чтобы «заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях»1. Этому принципу писатель сам постоянно следовал, изображая неиссякаемое многообразие действительности. Толстой был беспредельно далёк от добродушно умиротворённого эпикуреизма. Воплощение бесстрашной правды было неизменным принципом его творчества. В севастопольских рассказах Толстой писал: «Герой ... которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Слова эти являются своего рода художественной программой писателя. В качестве важнейшей черты творчества Толстого В. И. Ленин отмечал «самый трезвый реализм», «срыванье всех и всяческих масок». Отражая действительность в её противоречиях, великий писатель беспощадно разоблачал господствующие классы общества. Жизнь привилегированных верхов Толстой характеризовал, как искусственную, ложную, включая в это понятие застой и духовную скудость, паразитическое существование и глубокую нравственную развращённость, лицемерные излияния о благе «ближних» и жестокое подавление народа. В разные периоды творчества писатель сосредоточивал своё внимание на отражении различных сторон жизни господствующих классов, постоянно выражая отрицательное к ней отношение. В «Войне и мире» Толстой писал: «В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие — в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, даже московской жизни, можно отнести петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна». Господство пустых, мёртвых форм, отсутствие подлинного содержания составляет неотъемлемую принадлежность образа жизни привилегированных верхов, противостоящих всякому развитию, всякому движению вперёд. Механическую монотонность, однообразное постоянство, пустоту «избранной» среды Толстой замечательно рисует уже в первых главах «Войны и мира», изображая петербургский великосветский салон Анны Шерер. Господство мёртвых форм проявляется не только в быту, но и в важнейших сферах государственной и общественной жизни, во всей практике правящих кругов. Писатель глубоко раскрывает это в «Войне и мире», сопоставляя казённую рутину и косность с великим народно-патриотическим движением, определившим историческую победу России в Отечественной войне 1812 года. Цепкую власть социальной косности Толстой ярко отражает, рисуя стремление передовых людей эпохи найти себе место в жизни, подлинное дело, которое позволит им применить свои силы, принести пользу родине. Острое обличение командующих классов проходит красной нитью через большинство произведений Толстого. В «Анне Карениной» в сатирических красках изображены бюрократические верхи, стремившиеся затормозить общественное развитие, смело показана та глубочайшая ложь и лицемерие, которыми пронизана вся жизнь, частная и социально-общественная, привилегированных слоёв общества. Культ «устоев» соединяется здесь с моральным распадом, отсутствием каких-либо нравственных критериев, с подавлением всего живого, человеческого. | |
Просмотров: 5600 | | |