Литература французской революции
Писатели эпохи Просвещения, которая предшествовала французской революции, активно подготавливали народные умы к приближающимся революционным переворотам. Писатели, стоящие у истоков эпохи Просвещения, такие как Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Д. Дидро — не дожили до французской революции 1789 г., однако в 1784 г., за пять лет до начала Великой французской революции, на сцене Парижа была поставлена великая комедия П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». После просмотра этой комедии Наполеон сказал, что «это и есть революция в действии». Так же, как и вся мировая литература, литература революции избирательно использовала опыт предшествующих авторов эпохи Просвещения. Различные партии на разных этапах своего становления опирались и брали за основу идеи разных авторов прошлого. Например, свободолюбивый и вольнодумный Вольтер с его идеей просвещенного монарха был крайне популярен на заре становления революционной литературы. А вот в период расцвета революции большую популярность приобрел Руссо, так как в его произведениях легко угадываются идеи народовластия и равенства социальных слоев. Примечательно то, что в здании Законодательного собрания в Париже был установлен барельеф Руссо, который изготовили из камня разрушенной крепости Бастилии.
Один из лидеров Великой французской революции М. Робеспьер начал свою самую великую и горячую речь строками, в основу которых лег «Общественный договор» Руссо: «Человек рожден для счастья и свободы, но повсюду закабален и несчастен... Пришло время напомнить ему о его истинных судьбах; успех Человеческого разума подготовил эту великую революцию, и обязанность ускорить ее возложена именно на вас.
Однако, несмотря на столь яростную приверженность литературе эпохи Просвещения, особенно плодотворным для французской революции оказался классицизм, господствовавший в XVIII в. Принципам, лежащим в основе классицизма, было придано новое значение, особенно в трагедиях Вольтера. Именно в классицизме в эпоху революции писатели нашли выражение идей гражданственности, общности и героизма.
В период французской революции отмечается еще одно интересное веяние — тотальное увлечение античностью.
Это касается не только литературных произведений. Античные образы, имена античных героев, черты древнего быта, одежда древности, предметы обихода, даже оформление революционных торжеств и праздников — все пропитано духом Древней Греции и Рима. Свет античности лег на все произведения литературы и искусства XIX в.
Французская революция как бы надевала маску античности и окружала себя поэтическим ореолом, скрывая тем самым истинное историческое содержание. Ведь объявив своими идеалами такие понятия, как равенство, братство и свободу для всех, на самом деле революция освобождала путь лишь одному классу — буржуазии.
В искусстве революционной эпохи одно из самых главных мест принадлежало театру. Именно театральное искусство было мощнейшим оружием идеологического влияния на народ. Наиболее популярным на сцене стал жанр классицистической трагедии, целью которого было показать тиранию и угнетение народных масс, возвеличить народный героизм в красочных образах и сюжетах. Наиболее видным театральным драматургом того времени стал Андре Шенье. Он с первых же дней присоединился к мощному революционному движению и выступал как оратор и публицист, а также как поэт-революционер. Его первая театральная работа «Карл IX, или Уроки королям», повествующая об интригах королевского двора Екатерины Медичи, произвела фурор среди современников, так как зрители увидели в ней призыв к сокрушению царившей тирании, особенно в монологе Карла IX:
Коварные враги мне ложь в уста вложили,
Они меня стыда и разума лишили.
Я предал свой народ, себя на казнь обрек,
Бог, покарав меня, даст королям урок.
В течение французской революции, на всем ее протяжении, эта пьеса оставалась крайне популярной среди всех социальных слоев населения. Большую роль в распространении революционного движения сыграли оды и гимны, многие из которых были положены на музыку и распевались толпами людей на площадях Франции.
Француз в республике постигнет,
Что значит родине служить,
Он за республику погибнет,
Он вместе с нею будет жить!
А. Шенье «Песнь выступления» 1794 г.
Необходимо отметить, что в годы Великой французской революции широчайшее распространение получили революционные массовые песни. Их авторы чаще всего были неизвестны, и возникали они стихийно: листки с текстами песен появлялись на улицах, в политических клубах, театрах, в местах проведения различных массовых мероприятий, реже они анонимно печатались в газетах и рассылались в действующую армию. Тексты писались на известные в те времена, легко узнаваемые мотивы (песенные или танцевальные), они часто менялись, перефразировались иди сочинялись заново. В текстах этих песен легко угадывались портреты современных политических деятелей, сторонников и противников революционного движения, они описывали быт и реалии современной эпохи. В песнях высмеивался старый, дореволюционный режим, т. е. они активно поддерживали революционное настроение в массах. Так родились знаменитые «Карманьола» и «Марсельеза», которая была придумана капитаном Руже де Лилем в порыве патриотического вдохновения. Эта песня позже вдохновляла всех солдат армии революции при сражениях против монархических армий Европы и вскоре стала патриотическим гимном. «Марсельеза» проникла и в Россию, где на ее основе была написана «Рабочая Марсельеза» писателем-народником П. Л. Лавровым: «Отречемся от старого мира...»
Противоречивость романтизма
Такое литературное направление, как романтизм, было сформировано в XVIII—XIX в. и представляло собой совокупность множества противоречий. Уже более полутора веков ведутся дискусии о романтизме и его месте и роли в становлении современной литературы, и до сих пор нет единого мнения или конкретного определения романтизма.
Писатели-романтики XIX в. очень стремились акцентировать внимание читателей на различиях в культуре, колорите, национальных особенностях литературы каждой конкретной страны. На самом деле из-за такого стремления подчеркнуть свою индивидуальность в произведениях разных стран романтизм приобретал настолько непостижимые черты и особенности, что иногда вообще трудно было говорить о какой-то общности стилистического написания произведений писателей-романтиков.
Дать точное определение романтизму трудно еще и потому, что в XIX в. он охватил все виды искусства: живопись, архитектуру, скульптуру и музыку. Согласитесь, довольно трудно дать обобщенные характеристики, когда речь идет о Э. Делакруа, Ф. Шопене, Ф. Шуберте, Новалисе и других представителях романтизма XIX в.
Общим для романтиков было то, что они всегда яростно противились итогалг французской революции и не желали принимать власть буржуазии. Однако бунтовали они абсолютно по-разному, потому что идеал будущего у каждого был свой.
Но, несмотря на всю эту многогранность и многообразность, невзирая на многочисленные различия в используемых образах музыки, поэзии, живописи, скульптуры, романтики XIX в. все же обладали общими чертами. «Человек романтического поколения, свидетель кровопролитий, жестокости, трагических судеб людей и целых народов, рвущийся к яркому и героическому, но заранее парализованный жалкой действительностью, из ненависти к буржуа возводящий на пьедестал рыцарей Средневековья и еще острее сознающий перед их монолитными фигурами собственную раздвоенность, ущербность и неустойчивость, человек, который гордится своим "я", потому что только оно выделяет его из среды мещан, и в то же время тяготится им, человек, соединяющий в себе протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и пессимизм, и нерастраченную энергию, и страстный лиризм, — этот человек присутствует во всех романтических полотнах 1820-х гг.»
(Е. Кожина, «Романтическая битва»),
К концу XVIII в. эпоха Просвещения и ее философия постепенно угасали. «Царство разума», обещанное народу, не состоялось. Идеи просветителей закончились и исчерпались.
В рядах самих писателей и деятелей искусства Просвещения началась самокритика, что неминуемо вело к формированию i иного мировоззрения. Одним из критически настроенных деятелей был Д. Дидро и его произведение «Племянник Рамо», в котором автор выражает свои сомнения по поводу идей Просвещения. Постепенное умирание идей эпохи Просвещения вполне закономерно, ведь начавшаяся французская революция заставила писателей задуматься о таких вещах, о которых просветители, такие как Руссо или Вольтер, даже не подозревали. Сложившаяся обстановка в стране и мире просто перестала укладываться в те рамки и схемы, которыми жили просветители. Романтики столкнулись с огромным количеством противоречий в окружающей их действительности. Поэтому им пришлось погрузиться во внутренний мир героев своих произведений, описывать их окружение и характеры. Вполне естественно, ^то всегда присутствует некая преемственность поколений, и нельзя отрицать, что романтики в чем-то следовали за просветителями. Однако и утверждение некоторых литературоведов и историков о том, что одни писатели-романтики категорически отвергали опыт предшественников, а другие, напротив, слепо следовали за ними — тоже неверно. Все писатели — вестники романтизма — шли своими собственными дорогами, не похожими на дороги предшественников. Они открывали новые образы и новые спосот бы их описания, понимая, что эпоха Просвещения остается в далеком прошлом, во многом непонятном и практически чуждом.
Основной отличительной чертой писателей и других деятелей искусства эпохи романтизма стал так называемый историзм. Деятели эпохи Просвещения и приверженцы классицизма ставили какое-то историческое событие в основу своих произведений, однако их мало волновали особенности описываемой исторической эпохи. В центр своих произведений они ставили описание чувств, интриг, страстей. При театральных постановках таких произведений даже не использовались исторические костюмы — все актеры играли в современной одежде.
Романтики же — напротив, научились ценить прошлое, со всеми его особенностями и спецификой. Во многом это связано с тем, что писатели-романтики стали свидетелями того, как за период Великой французской революции, в течение всего лишь одного поколения, кардинально поменялись политически взгляды, жизненный уклад целой страны, песни, привычки, даже стиль одежды. Именно поэтому в прошлых исторических событиях писатели смогли увидеть не только характеры и судьбы множества людей, но их тесную связь с историческими событиями.
Другой важной особенностью творчества писателей-ро-мантиков стала так называемая «народность», которая была у них особенно популярной. При написании своих бессмертных произведений писатели-романтики часто обращались к народному творчеству — фольклору. Именно в период расцвета романтизма были опубликованы и изданы сказки народов мира. Наиболее популярными считаются сказки братьев Гримм, которые не только сочиняли собственные сказки, но и собирали и издавали народные сказания.
Романтики старались обращаться к национальной духовности, присваивали своим героям исконные национальные черты, наделяя их покорностью и чрезмерной религиозностью. Обращение к церкви в произведениях эпохи роман- тизма чаще всего связывают с тем, что в столь нестабильное время жестокости и кровопролитных войн народ искал утешение и защиту в вере и духовности.
Идеал романтического героя для каждого писателя был свой, ни на кого не похожий. Одни авторы искали его в природе, другие — в беззаветной борьбе с системой, третьи — в искусстве. Поэтому к середине XIX в. стало принято разделять романтизм на подтипы: прогрессивный, либеральный, созерцательный, активный и пр. То, какими чертами автор наделил своего героя, в первую очередь зависело от политических и философских воззрений самого автора. Ведь погружаясь в свое произведение, писатель мог подняться над политикой и предрассудками и ставить перед героем такие задачи и проблемы, решение которых невозможно найти в условиях того общества. На первый план выходила ценность человеческой личности с ее многослойным и сложным характером, переживаниями и взглядами, в этом и заключается весь романтический пафос большинства произведений XIX в.
В век Просвещения писатели создавали огромное множество романтических героев, которые были наделены высокоморальными качествами и принципами, слепо следуя своему идеалу. Главный герой-романтик не обязательно должен быть положительным, главное чтобы он заключал в себе все характеристики идеала того времени или содержал в своем образе глубокую тоску по этому идеалу. Герои обязательно должны были быть величественными, могущественными, неукротимыми и невероятно сильными духом. Они восставали против целого мира, опираясь лишь на самого себя и свои жизненные принципы и приоритеты.
На фоне таких идеальных героев-романтиков, в литературных произведениях эпохи романтизма часто встречаются и другие герои — поэты, художники и музыканты. Такие герои как бы возносятся #ад окружающей их действительностью, над людьми, проблемами, политикой, чиновниками и собственниками. Они отстаивают свое право судить о мире, вне зависимости от окружающей их обстановки. Такие герои были придуманы как противовес любой ограниченности и существующим рамкам мышления, как его антитеза. Безусловно, романтики были склонны отрицательно оценивать последствия Великой французской революции и власти буржуазии. Но они очень чутко почувствовали, как резко меняется настроение общества и появляется губительный для искусства «антиэстетический» дух, в котором они видели открытую угрозу для самого существования искусства. Им претил дух бессердечия, который постепенно проникал в человеческие сердца. Писатели-реалисты второй половины XIX в. стремились спрятать своих героев от внешнего мира, делали их изолированными, отрешенными отшельниками. В то время как герои романтиков, напротив, — страдают, задыхаются от собственного одиночества и отчужденности, стремятся найти понимание у окружающих.
Писатель Альфред де Виньи, будучи представителем классического французского романтизма, в 1834 г. написал драму «Чаттертон», в основу которой легли реальные события — судьба поэта Чаттертона, который погиб, едва ему минуло 18 лет. Погиб непризнанным, непонятым, в нищете и голоде, окруженный фабрикантами и чиновниками. Виньи в своем произведении не только изображает личностное и духовное одиночество молодого человека, но и показывает сцену с простыми рабочими, которые также рассуждают о своем одиночестве, нужде и страданиях. Он связывает воедино две эти темы, показывая всю остроту социальной неустойчивости тех времен, причем показывает так ярко и отчетливо, как смогли это сделать впоследствии не все писатели-реалисты.
В основу творчества Э. Гофмана также легли подобные представления о художнике и творце как о личности универсальной и возвышающейся над толпой. При этом художник для Э. Гофмана — вовсе не обязательно деятель искусства, чаще всего — это просто человек, который обладает особыми взглядами на мир и собственными суждениями, что «ставит его выше обыкновенной толпы — тех фабричных изделий, которые выбрасываются из мастерской в виде нулей и должны иметь впереди себя какое-нибудь число, чтобы что-нибудь да значить» (Э. Гофман, «Дон Жуан»).
В творчестве писателей-романтиков, таким образом, можно выделить два различных типа личности: индивидуальный и универсальный. Герои-одиночки были очень красивы и мужественны, их бунтарские порывы увлекали за собой массы, но их бунт и восстание против общности очень быстро становились бесперспективными. Вся история развития мира жестоко наказала каждого, кто стремился вершить собственный суд по своим внутренним законам. Хотя, с другой стороны, идея создания универсального героя отражала ту тоску по идеалам, которых так не хватало обществу в условиях развивающегося капитализма. | |
Просмотров: 6421 | | |