Развитие жанровой структуры романтизма Начало эпохи романтизма совпало с кардинальными переменами в самой иерархической структуре литературных жанров. В разных странах процесс становления романтизма протекал по-разному, однако общие черты структурных жанровых изменений все же можно заметить. Субъективное, глубоко эмоциональное отношение писателей-романтиков ко всем описываемым ими событиям и людям положило начало лирической литературе, которая постепенно проникала во все литературные жанры. Г. Гегель писал: «Лиризм есть как бы стихийная основная черта романтического искусства, тон, который характерен даже для эпопеи и драмы и который, подобно общему аромату души, наполняет произведения изобразительных искусств, так как здесь дух и душа каждым своим произведением желают беседовать с духом и душой».
В XVIII в. сложились разнообразные типы литературных произведений: социальный, философский, бытовой, воспитательный, сентиментальный, сатирический, психологический (правда, в век Просвещения психологический роман был только один — «Манон Леско», написанный Антуаном Прево) и пр. Вполне естественно, что в период расцвета романтизма социальные и бытовые темы не только отходят на второй план, но и становятся объектами насмешек, как недостойные эстетического выражения. И в произведениях начала XIX в. они играют роль негативного фона, противопостав-ляясь основной идее произведений.
Одним из самых масштабных открытий литературы XIX в. стал исторический роман, первопроходцем которого стал Вальтер Скотт. В его произведениях мы видим, как автор переосмысливает значение социально-бытовых романов XVIII в., используя его опыт для демонстрации событий прошлого. Естественно, что будни давно прошедших дней разительно отличались от современности (что не всегда соответствовало действительности). Более того, писатели зачастую специально усугубляли различия в описании времени и места действия и событий прошлых лет, чтобы сыграть на контрастах и подчеркнуть преимущества настоящих времен. Все мастерство автора было направлено на то, чтобы читатель мысленно переносился в далекую Англию XI в. (В. Скотт, «Айвенго») или Францию XVII в. (Альфред де Виньи, «Сен-Мар»), Исторический жанр проникает в творчество многих великих писателей: В. Гюго, Д. Ф. Купера, А. Дюма и др.
Литературные произведения философского жанра также претерпевают процесс трансформации на пути к романтизму. Меняется не только философская концепция, но и само строение произведений. Помимо романтического драматизма в них появляется не свойственный им прежде лиризм. Например, если сравнить два таких произведения, как «Манфред» Байрона и «Фауст» Гете, можно заметить, что несмотря на явную схожесть сюжетов, видны яркие отличия, как в мировоззрении, так и в эстетике произведений. И связано это именно с тем, что «Фауст» — порождение духа романтизма.
Философские произведения эпохи Просвещения были ближе к притче, рассказывались, как правило, от лица одного человека, который чаще всего был свидетелем описываемых событий. В то время как философские произведения романтизма больше приближены к мифам, например роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Нотки лирики пронизывают все произведение от первой до последней страницы, в котором повествуется о сне главного героя — о Голубом цветке, который с<уи по себе является воплощением романтического идеала и мечтой главного героя о далекой любви.
Нельзя четко определить главную идею романа не принимая во внимание его жанровое своеобразие. Начиная писать роман «Генрих фон Офтердинген», Новалис вовсе не хотел создать исторический роман об эпохе Средневековья, как писал он позже в своим мемуарах. Его главной целью было изучение отношения между человеком и миром. Главный герой его произведения открывал все многообразие и красоту природы, истории, Запада, Востока, тайну истинной любви и подлинных чувств. Еще одним ярким примером романа-мифа эпохи романтизма является произведение Г. Мелвилла «Моби Дик» о белом ките, в котором прекрасно сочетаются реальные события с фантазиями писателя, который на протяжении всего романа размышляет о судьбе человека, балансе добра и зла в окружающем его мире.
В разных странах изменения структуры жанров литературных произведений происходили неоднородно, по-разному. Например, во Франции на заре формирования романтической литературы получили широкое распространение романы-исповеди, основное действие которых было завязано вокруг главного героя, на его мыслях, мечтах и внутреннем мире. В этих романах происходит как бы саморазоблачение главного героя, показывается его субъективный взгляд на вещи и эмоциональная скудость. А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» так охарактеризовал подобного героя: «с его безнравственной душой, самолюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно...*.
В то же время в Америке и Германии процветает такой жанр литературы, как роман-новелла, самыми яркими представителями которого являются такие авторы, как Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман и пр. В XVIII в. новеллы уже встречались в творчестве Ф. Шиллера и И. Гerne, однако они были скорее второстепенными в их творчестве, не занимали главенствующую позицию.
Именно Г. Клейст смог изобразить всю масштабность новеллы, поставив героев своих произведений перед неразрешимыми и трудными конфликтами и задачами. Он выносил на суд все несовершенство устройства современного мира, он изображал тяжелые жизненные конфликты героя с окружающим миром, которые таили в себе опасные и подчас катастрофические последствия.
Кроме таких серьезных литературных произведений-новелл, широкое распространение, именно в германской литературе, получила новелла-сказка. Самыми яркими представителями этого жанра стали Л. Тик, Э. Т. А. Гофман, А. Арним, К. Брентано и пр. Стоит отметить, что литературная сказка-новелла разительно отличается от все больше набирающей популярность народной сказки (которые только начали публиковаться). В литературной сказке всегда присутствует некий романтический герой, который чаще всего является воплощением идеала, а фантастический мотив в ней является плодом воображения самого автора (хотя нередки случаи заимствования и из народного творчества).
У истоков новеллы в США стоял В. Ирвинг, который в 1819 г. написал «Книгу эскизов». Главным образом он пытался показать сцены обычной людской жизни, с добавлением ноток юмора. В его произведениях мало вымысла и много реалий того времени, а если фантастика и присутствовала, то была навеяна народным творчеством и мифами. А вот Эдгар По, еще один видный новеллист того времени, не только создал жанр коротких рассказов, но еще и придал их сюжетам фантастическую и трагическую окраску. И все фантастические мотивы в его рассказах зачастую вызывали ужас, страх и принимали масштабы катастрофы. Несмотря на все это, Э. По в своих произведениях был довольно рационален, четко и правильно проводил сюжетную линию, его логика выдерживала любую критику, особенно в детективном жанре, родоначальником которого он и является, причем не только в литературе США, но и в мировой литературе.
Стоит обратить внимание на то, что во Франции и Польше очень долгое время господствовала система классицизма, и поэтому писателям-романтикам было крайне тяжело отстаивать свои взгляды и отвоевывать право на существование своих произведений. Именно из-за этого начало лирической и романтической поэзии, а также драматургии во Франции началось на несколько десятков лет позднее, чем в других странах, где дух классицизма быстро ушел на второй план. Однако это не мешало развитию романтической прозы. В 1827 г. В. Гюго выступил с пламенной речью: «Ударим молотом по теориям и системам. Собьем старую штукатурку, которая скрывает фасад искусства!» А. Мицкевич в Польше сразу после издания своих произведений в двух томах (которые, кстати, он был вынужден издать в Петербурге, а не в своей родной стране) выпустил сопроводительное предисловие, в котором ожесточенно боролся с критиками — приверженцами классицизма.
Поэты-романтики Германии активно и успешно используют итальянские и персидские поэтические мотивы. Поэты как бы устраивают карнавальное шоу в костюмах народов мира на страницах своих стихотворных произведений. Одновременно с этим они активно используют народное творчество, фольклор и песни.
Вдохновленные писателями-романтиками, а также активным использованием народных песен, не остались в стороне и композиторы XIX в. Такие великие композиторы, как Ф. Шуберт и Р. Шуман очень интересовались лирическими произведениями своих современников-романтиков. Например, по «Книге песен» Г. Гейне Р. Шуман написал целых два цикла песен («Круг песен» и «Любовь поэта»), потому что считал, что Г. Гейне написал единое и целостное произведение, достойное быть увековеченным в музыке.
Ну и наконец, одним из самых главных жанровых открытий романтической эпохи стала поэма. До сих пор, когда говорят о герое-романтике, в первую очередь подразумевают героя поэмы. Потому что главной особенностью именно этого лирического жанра считается наличие не только широко раскрытого и подробно описанного сюжета, но и развитие самого образа героя, который претерпевает изменения и развивается вместе с сюжетной линией. Чаще всего именно через главного романтического героя автор передает читателям свое собственное мировоззрение, раскрывая свое внутреннее «я». А помимо героя-романтика, в поэмах всегда присутствует герой лирический, который либо является антиподом романтика, либо его союзником.
В XIX в. на смену широко распространенной описательной поэзии, популярной в эпоху классицизма, приходит пейзажная лирика. Именно в ней широко раскрываются отношения между природой и человеком, а на первый план выходит лирический герой с его многогранным и сложным внутренним миром. | |
Просмотров: 1989 | | |