Периоды развития немецкого романтизма. Теории немецких романтиков Первый этап в развитии немецкого романтизма принято связывать с началом деятельности йенской школы. В 1796 г. в городе Йена встретились именитые деятели развивающегося романтизма в Германии. Среди них были: Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегель и другие деятели литературы, которые сформулировали основы новоэстетической программы. Впоследствии за этой группой писателей закрепилось название йенской школы. Наиболее внушительный вклад в развитие немецкого романтизма привнесли братья Шлегель. Они стремились сами и призывали остальных литературных деятелей отказаться от привычных нормативных законов в искусстве и отстаивали право на полную свободу действий, мыслей и самовыражения для любого художника. А. Шлегель был прекрасным переводчиком и славился своими красочными и достоверными переводами В. Шекспира, которые и по сей день остаются эстетически ценными. Он вместе со своим братом Ф. Шле-гелем отстаивал идею постепенного исторического развития искусства, современным этапом которого является романтизм. Ф. Шлегель писал: «Романтическая поэзия — есть прогрессивная, универсальная поэзия, — она должна то смешивать, то растворять друг в друге поэзию и прозу, гениальность и критику, искусственную поэзию и поэзию природы. Только она способна вобрать в себя богатое и разноречивое многообразие жизни, быть "отражением эпохиV
Во время своих знаменитых лекций в Берлине и Вене Ф. Шлегель утверждал, что характер романтического искусства способен преобразить существующую действительность. Великую французскую революцию Ф. Шлегель считал величайшей тенденцией и видел в ней не только общественный переворот и начало нового социально-экономического этапа в развитии мира, но и начало личностной свободы. А путеводной звездой для развития личности Шлегель считал роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера». Литературные теоретики считали, что принцип свободы, легший в основу учения йенской школы, означает не что иное, как неограниченное своеволие деятелей культуры, в искусстве это значит — тотальная свобода и произвол творческой личности.
Важным звеном в развитии романтизма стало внедрение в литературный жанр так называемой романтической иронии. Ход мыслей сторонников Просвещения, по мнению романтиков, был односторонним и крайне серьезным, а ирония, которую романтики внедряли в свои произведения, должна была обнажить истинную ценность жизненных явлений и событий, показать движение мира и его изменчивость. Ф. Шлегель писал: «В иронии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушнооткровенным и все глубоко притворным... В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания».
Основной задачей иронии в романтических произведениях было убрать все имеющиеся противоречия между реально существующим укладом обычной жизни и идеалами безусловной свободы. Эти идеалы художники и писатели оставляли в искусстве, создавая свои произведения по собственному усмотрению. Ирония появилась из-за критического отношения к действительности, а на практике оказалась крайне субъективной.
Ф. Шлегель и другие основатели йенской школы начали свой путь романтиков с восторженного отношения к революционному движению, а закончили целым рядом реакционных идей. Однако несмотря на это романтики Германии сделали огромный вклад в развитие не только национальной, но и мировой культуры.
Второй период развития немецкого романтизма. Гейдельбергская школа Начиная с 1806 г. в Германии начались ощутимые перемены, как в общественно-политической, так и в культурной жизни страны. Наполеон победил Пруссию, и за этим последовало ужесточение действий французских оккупационных войск на завоеванных ими территориях. А после заключения Тильзитского мира в 1807 г. все наполеоновские войны принимают захватнический характер, поэтому перед всей Европой, и перед Германией в частности, встает вполне конкретная задача национального освобождения. Естественно, что в Германии обострилось национальное чувство, и писатели-романтики с их бесконечным стремлением к поиску гармоничного идеала обратились к истокам народного творчества, изучению национальной истории, фольклора и поэзии.
Первым вслед за новыми тенденциями романтического искусства и народного творчества последовал И. Гердер, который занимался тем, что собирал литературные и художественные произведения народного творчества. А вслед за ним Клеменс Брентано и Йоахим фон Арним, которые были друзьями и составили первый сборник народных песен, который они назвали «Волшебный рог мальчика». Этот сборник заслужил крайне лестную оценку И. Гете, который писал про него: «Эти стихотворения являются самой подлинной поэзией, какая только может существовать даже для нас, хотя мы и стоим на более высокой ступени развития. В них таится образ юности, непреодолимое очарование, подобное тому, какое имеет для стариков образ юности и юношеские воспоминания».
Г. Гейне, который был не только известным поэтом, но также критиком и публицистом, также очень восторженно высказывался об этой книге: «В ней заключаются самые чарующие цветы немецкого духа, и кто хотел бы ознакомиться с немецким народом с его привлекательнейшей стороны, должен прочитать эти народные песни*.
Стоит отметить, что книга-сборник «Волшебный рог мальчика» не только открыла своим современникам и будущим поколениям прекрасные сокровища старинной немецкой лирики, но и обогатила современную поэзию новыми образами и ритмами.
Необходимо отметить, что книга-сборник «Волшебный рог мальчика» не имела никакой научной ценности с точки зрения истории литературы и народного творчества, так как ее авторы-составители Брентано и Арним довольно свободно и своевольно обращались с первоисточниками, видоизменяли изначальные тексты, добавляли строфы своего сочинения для большей литературной «красоты». Ученые-филологи того времени — братья Якоб и Вильгельм Гримм нередко в своих книгах и публичных выступлениях упрекали их за это. Несмотря на это книга «Волшебный рог мальчика» стала отправным пунктом для дальнейшего изучения и развития фольклора. Именно она подвигла братьев Гримм в 1812 г. на создание собственного сборника «Детские и домашние сказки», которые приобрели всемирную известность и до сих пор остаются популярными в Европе и России. В этой книге народное творчество было передано в его первозданной форме, без изменений и прикрас, что послужило началом для более подробного и глубокого анализа памятников средневековой литературы и древних народных сказаний и былин.
Обращение к фольклору сыграло очень важную роль в формировании романтической литературы, в нее все больше проникали народные обряды, приметы, верования, образы людей с присущими только им качествами и характерами. Вокруг Арнима и Брентано в городе Гейдельберге собирались единомышленники — романтики нового поколения, молодые писатели, чьи первоначальные эстетические взгляды и стремления во многом отличались от раннего романтизма. Так сформировалась так называемая гейдельбергская школа.
Народничество быстро проникло в само мировоззрение гейдельбергских романтиков и стало их отличительной чертой. Именно в психологии народа, в его патриархальных, далеких от капитализма временах, они пытались найти новые положительные ценности. Полное отрицание индивидуализма и эгоизма как такового приводило писателей-романтиков этого периода к полнейшей идеализации старины. И поэтому постепенно их идеология приобрела консервативный и реакционный характер. Это в полной мере отражено в рассказе К. Брентано «История честного Касперле и прекрасной Аннерль», который был написан в 1817 г. В этом рассказе автор сталкивает различные понятия чести, и обладателем истинной чести он делает старуху, которая несмотря ни на что добивается христианского захоронения для самоубийцы (что было неслыханно в те века, да и теперь не очень приветствуется), и казненной Аннерль. Старушка заразила всех своим убеждением, что чествовать необходимо лишь Бога. По мнению автора, именно покорность и презрение к обычным ценностям земной жизни являются подлинными чертами народной психологии. При всем этом весь рассказ пронизан фантастическими образами и утверждениями, что на судьбу человека оказывают постоянное и непреодолимое влияние не постигаемые разумом, высшие могущественные силы.
Есть и другой пример — повесть Арнима «Изабелла Египетская», написанная в 1811 г. Действие повести происходит в XVI в., и все события и изображение исторической жизни были показаны в ней очень реалистично, сочно и предметно. В пьесе очень много фантастики: из волшебного корня мандрагоры появляется ужасное, наглое существо альраун, который умеет искать спрятанные глубоко под землей клады, он губит все живое и лучшее, что есть в мире. В этом произведении автор постарался отразить весь страх, существующий у него и его современников перед постепенно развивающимися товарно-денежными отношениями, что и подвигла его идеализировать старые времена, когда о капитализме еще не было и речи.
Неудивительно, что фантастический роман или сказка стали одними из наиболее популярных жанров литературы немецкого романтизма, ведь авторы XIX в. стремились как можно дальше уйти от действительного положения вещей и пытались достичь абсолютного идеала. Лишь в литературном вымысле писатели могли отразить свое ощущение тайн и непостижимых загадок жизни, которые были основными чертами мироощущения романтиков.
Оккупация немецких земель войсками Наполеона способствовала развитию народного национального сознания. Народ тут и там поднимался на борьбу против захватчиков своих земель, возникали патриотические организации. Практически все видные литературные деятели Германии обратились к публицистике. Философ И. Фихте выступал с призывами к борьбе за свободу в своем выступлении «К немецкой нации». Большее развитие получила поэтическая лирика: стихи Э. М. Арндта, Т. Кернера, в которых звучали призывы к сражениям с оккупантами, хотя сами авторы не были приверженцами националистических тенденций.
Несмотря на труд литературных деятелей, никакого обновления общественной жизни так и не произошло. Местные власти, каждая в своем ведомстве, использовали народные волнения в собственных интересах, с целью укрепления династии. Да и сама борьба против армии Наполеона была двоякой — с одной стороны, люди пытались добиться независимости, а с другой — на почве борьбы с Наполеоном развился национализм. | |
Просмотров: 6196 | | |