Фридрих Шиллер. Биография и обзор творчества

Фридрих Шиллер. Биография и обзор творчества

Выдающийся немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в семье бедного фельдшера. Восемь несчастных лет провел он в военной академии — закрытом учебном заведении.

Из этого заведения, которое он называл «питомник для рабов», юный поэт, тайком читавший Лессинга, Гете и Руссо, вынес лишь ярую ненависть к деспотизму и несправедливости, а также страстную любовь к свободе.

После окончания академии, где он изучал медицину, Шиллеру ничего не оставалось, кроме как принять низкооплачиваемую должность врача в военном гарнизоне. Однако он всегда мечтал посвятить свою жизнь литературе. И вот его мечта начала постепенно осуществляться. Еще учась в академии, он написал трагедию «Разбойники», которую вскоре решили поставить в известном маннгеймском театре. Будучи уверенным в том, что отпуск ему не дадут, Шиллер тайно отправился в неподвластный суверену город Маннгейм, чтобы увидеть на сцене свою трагедию. Волнению автора не было предела, однако восторг публики превзошел все его ожидания. Со слов очевидца:«Театр напоминал сумасшедший дом: сверкающие глаза, сжатые кулаки, хриплые крики в зрительном зале. Незнакомые люди в слезах бросались друг к другу в объятия. На устах у всех было одно, до того дня почти неизвестное имя — Фридрих Шиллер». Ф. Шиллер вернулся в свой гарнизон окрыленный, полный новых идей и планов, однако сразу же спустился с небес на землю, так как за самовольную отлучку с места службы его на две недели посадили на гауптвахту, а позже запретили заниматься всем, кроме медицины. Именно там он принял решение, которое изменило всю его жизнь. Одной из темных осенних ночей 22 сентября 1782 г. он бежал из герцогства.

 

«Разбойники» — это революционная трагедия, о чем ясно говорит ее эпиграф: «Против тиранов». Главный герой произведения — вовсе не мрачный разбойник, а, напротив, — борец за свободу родины. Но трагедия главного героя заключается в том, что он вождь-одиночка, за ним не идет народ, он ему не верит и не поддерживает его, друзья не понимают его революционных настроений, и поэтому бунт Карла с самого начала был обречен на провал.

 

В 1784 г. была написана новая трагедия — «Коварство и любовь», основной идеей которой является борьба с сословным неравенством и деспотизмом, царившими в обществе. В ней автор рассказал трагическую историю любви между Фердинандом фон Вальтером и Луизой Миллер, чей отец в стремлении разлучить влюбленных пускает в ход все свои связи и всю свою власть, доведя обоих влюбленных до гибели. Сюжет, естественно, не новый, Ромео и Джульетта пострадали от того же, однако Шиллеру удалось поднять его до высот политической трагедии.

Ордой титулованных злодеев в пьесе управляет мрачный герцог, являющийся правителем маленькой деспотии. Примечательно то, что герцог ни разу не появляется на сцене, однако зритель, так же как и читатель, отчетливо чувствует его незримое присутствие и злую волю. Семь тысяч солдат, которых он продал иностранной державе в качестве пушечного мяса, не являются вымыслом автора, это страшная правда, так как такие поступки были обычным в то время злодеянием среди титулованных преступников закона.

 

Ф. Шиллер был приверженцем республиканских идеалов и безуспешно пытался найти пути их воплощения в жизнь. Великую французскую революцию Шиллер встретил с глубоким сочувствием, которое вскоре уступило место страху перед лицом революционного террора и диктатуры. Интересен тот факт, что в то время, когда Ф. Шиллер с ненавистью говорил о революционном движении и осуждал его за жестокость, на одном из заседаний французский Конвент присвоил ему высокое звание почетного гражданина Французской республики за написание трагедии «Разбойники». Революция не могла не оказать влияние на творчество поэта, как бы он этого ни хотел. Именно благодаря ей автор начинает создавать исторические драмы, в которых показывает, что судьба истинных героев зависит не от страстей мятежных одиночек, а от объективной исторической необходимости.

 

В годы своей зрелости драматург создает такие великие произведения, как историческая драма «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», трилогия о Валленштейне и др. Пьесы Ф. Шиллера наполнены пафосом, особенно в ранние годы его творчества, в уста своих героев он вкладывает политические программные речи. К таким героям относятся Карл Моор, Фердинанд, маркиз Поза из драмы «Дон Карлос». В своих поздних драмах все с тем же пафосом Шиллер рисует исторический фон, разворачивает широчайшую программу общественной жизни. С особым колоритом представил он солдат в первой части «Валленштейна». В драме «Вильгельм Телль» главным героем является швейцарский народ, который восстает против австрийского ига. Героями книги являются обычные люди — пастухи, рыбаки, охотники, а Вильгельм — лишь один из них. Сцены событий быстро сменяют одна другую, появляются все новые и новые участники драмы. У зрителей создается впечатление, будто все жители Швейцарии участвуют в этом произведении. Ощущается постепенное нарастание народного недовольства и зреет восстание, В конце драмы Вильгельм своим метким выстрелом из лука навсегда покончил с тиранией австрийского наместника и как бы поет гимн прекрасной свободе, полученной в тяжелой борьбе.

 

К сожалению, тяжелое легочное заболевание привело великого драматурга к преждевременной кончине. В час смерти писателя на его личном письменном столе лежали листы рукописи его незаконченной трагедии из русской истории — о Дмитрии Самозванце.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (08.11.2016)
Просмотров: 1570 | Теги: Германия, Литература | Рейтинг: 0.0/0