Поэты новой революции в немецкой литературе В 1840-е гг. в немецкой литературе появляется целое новое поколение поэтов и писателей, для которых эпоха романтизма, так широко распространенная еще каких-то 10 лет назад, осталась в глубоком прошлом. Судьба романтических героев, поиски Голубого цветка и музыкальные страдания героев гофмановских сказок их уже не волновали. Близилась новая революция, и вся страна приходила в движение, а политические вопросы становились наиболее острыми и главными как в общественной жизни, так и в литературе.
Самым передовым органом Германии 1840-х гг. была «Рейнская газета», которая писала: «Одна ласточка не делает весны, но столько певцов, которые одновременно выступают и не сговариваясь поют на один мотив, — явный признак перемены погоды».
Сборники острых политически направленных стихотворений стихийно появляются один за другим, причем печатаются они за границей, а в Германию ввозятся тайно. Наиболее широкое распространение и народное признание получил сборник стихов Г. Гервега «Стихи живого человека» в которых содержался открытый призыв к людям взяться за оружие и окончательно положить конец царившей тирании. Особенно поддавалась цр этот призыв германская молодежь. Назревал серьезный общественный переворот, и перед каждым вставал вопрос: «Ты раб или гражданин?» Эти слова также принадлежат Г. Гервегу. И хотя в Германии тогда не существовало никаких политических партий, в предреволюционных спорах зарождалось понятие партийности:
Эй, панцири на грудь! Ни шагу без отваги! Преграды, словно вихрь, сметайте на пути! Всех вечных помыслов разрозненные флаги К знаменам партии должны мы принести. Перевод Н. Вержейской
В свете таких общественных потрясений вовсе не случайным является то, что в Германии, наряду с Г. Гейне к Г. Гер-вегом, появляются такие поэты рабочего класса, как Георг Веерт.
Георг Веерт был автором стихов, очерков и фельетонов, проявил себя как выдающийся сатирик. Его сатирические произведения стали новинкой в рамках мировой литературы. Впервые оружием поэта, категорически отвергающего прошлое и отчаянно воспевающего неизбежность победы пролетарской революции, стал именно смех. Не гнев, не отчаяние, не вымысел, как у его предшественников, а именно смех — сатира.
Так, в своей сатирической повести «Наброски из немецкой торговой жизни* он нарисовал образ типичного немецкого буржуа — господина Прейса, который был довольно вороватым и хитрым и переполнен самомнением. Он испугался начинающейся революции до такой степени, что во сне ему приходили кошмарные видения, будто все цифры из его бухгалтерских книг подняли восстание против могущественного Нуля.
Демонстрируя читателям такую беспомощность обычного немецкого буржуа перед новыми, неподвластными ему силами, автор раскрывает неизбежность будущего и незащищенность целого класса таких же господ, как его герой. Автор показывает, что будущее именно за рабочим классом, хотя и не говорит об этом прямо.
Мировоззрение поэта и писателя во многом сформировалось под влиянием его общения с К. Марксом и Ф. Энгельсом, с которыми его связывала не только личная дружба. Они вместе участвовали в работе «Союза коммунистов» в 1848 г. Кроме того, Веерт был главным редактором революционной газеты, которая выходила под руководством К. Маркса.
Однако революция 1848 г. потерпела фиаско, что повлекло за собой новую волну литературного развития. | |
Просмотров: 783 | | |