Джордж Гордон Ноэл Байрон. Биография и обзор творчества
Джордж Байрон — великий английский поэт, один из самых значительных литературных деятелей XIX в., родился 22 января 1788 г. в знатной семье. В своем творчестве он освещал наиболее актуальные вопросы эпохи. Художественная ценность его произведений не уступает их исторической ценности и значимости. Его произведения стали непосредственным откликом на события Великой французской революции. В них отразилась позиция всего романтического движения как отдельного направления духовной жизни, возникшего в ответ на революционные события и Просвещение. Дж. Байрон был тесно связан с устоями эпохи Просвещения сложными и крайне разносторонними отношениями. Будучи умнейшим человеком своей эпохи, он чутко ощущал все несоответствие утопических убеждений просветителей и реальное положение дел в Европе в результате Великой французской революции. Дж. Байрон стал одним из самых решительно настроенных и бунтарских вождей европейского романтизма, которого признали все соотечественники и современники. Однако несмотря на приверженность романтическим идеалам, Дж. Байрон не отказался от своих революционных идеалов, что разительно отличало его от его современников — представителей «озерной школы», которые считали, что невозможность реализации революционных идей является реальным отражением их собственной несостоятельности. Сквозь призму своих собственных идеалов он смотрел на события современной жизни и видел в них не только необходимые политические действия, но и тот критерий нравственности, с которым он подходил к оценке окружающей его реальности. Послереволюционная эпоха, в которой жил и творил Байрон, принесла обществу новое видение законов развития человеческого социума. Поэтому поэт уже не мог, несмотря на все желание, всецело разделять веру деятелей эпохи Просвещения в безграничное могущество Разума как основного двигателя исторического развития. Если поэта и терзали сомнения по поводу истинности идей эпохи Просвещения и возможности их реального воплощения в жизнь (так как он был все же человеком, рожденным в довольно эгоистичное время), он никогда не подвергал сомнению ни нравственную, ни этическую ценность этих идей. Именно из такого огромного противоречия — между ощущением величия идей Просвещения и революционных идей и сомнений по поводу возможности их реализации в условиях современности — и возникло его уникальное искусство. Его поэзия пронизана противоречиями и колебаниями между добром и злом, светом и тьмой; стихи его пропитаны стремлением к недостижимому с печальным осознанием несовершенства законов истории.
Однако законы и эстетические основы творчества Дж. Байрона складываются не сразу. Его первый поэтический опыт — сборник стихотворений «Часы досуга», изданный в 1807 г., носит скорее подражательный характер, ориентируясь на опыт его предшественников. Вся яркость индивидуальности творчества великого английского поэта раскрылась лишь на более позднем этапе его становления как литературного деятеля. Началом этого нового периода стало появление в 1812 г. первых двух песен его великолепной поэмы «Странствия Чайльд Гарольда».
«Странствия Чайльд Гарольда»
В 1812 г. Дж. Байрон совершил путешествие по Европе, в ходе которого вел дневниковые записи. Эти разрозненные записки и легли в основу этого поэтического произведения. Предварительно Байрон придал им некую поэтическую целостность и видимость сюжетного единства. «Странствия Чайльд Гарольда» стали одной из важнейших вех литературного творчества поэта, которые к тому же принесли ему всемирную известность, и до сих пор по праву считаются важнейшим событием в истории мирового романтизма.
В основу произведения Байрон положил путешествие главного героя — Чайльд Гарольда, воссоздав с помощью такого приема панораму современной Европы. Главный герой созерцает различные страны и города с борта корабля, на котором совершает путешествие. А поэт описывает все увиденное героем с чисто романтической живописностью, используя множество лирических отступлений и ослепительную яркость красок. Дж. Байрон описывает нравы и традиции разных стран, очень подробно описывая национальные особенности и колорит.
Однако, несмотря на такое изобилие оттенков и цветов, на бурную игру красок, произведение обладает внутренней целостной структурой. В нем каждая отдельно взятая страна — Греция, Испания или Италия — наделена собственным индивидуальным лицом, составляя вместе с тем полноценную картину целостного мира. Источником такой целостности произведения является не столько отсутствие сюжета как такового, сколько наличие определенного тематического мотива, который и отвечает за воплощение основной идеи произведения. Тематическим мотивом произведения является трагедия Европы после Великой революции, когда прекрасный освободительный порыв завершился повсеместной тиранией. Поэма успела запечатлеть порабощение народов всего мира, так как была написана в период начинающегося кризиса империи Наполеона (когда на смену ей приходят другие формы угнетения).
В своей поэме Дж. Байрон продолжает бороться с тиранией, демонстрируя тем самым, что дух борьбы не угас. Это видно и в борьбе испанских крестьян с чужеземными завоевателями, и в твердой гражданской позиции гордых албанцев. Все же автор понимает, что свобода, такая, какой она была раньше, скорее уходит в воспоминания и легенды, и что в странах, где прежде процветала демократия, последним прибежищем свободы является лишь забытая историческая традиция. Греки уже даже отдаленно не напоминают свободных жителей Эллады, они стали покорными, бессловесными рабами нового мира. И под плетьми турецкими смирясь, Простерлась Греция, затоптанная в грязь.
В скованном и порабощенном мире свободной осталась лишь природа, чье пышное и радостное великолепие представляет собой контраст со злобой и жестокостью, царящими в мире людей.
Пусть умер гений, вольность умерла, Природа вечная прекрасна и светла.
Несмотря на столь упаднические настроения, царящие в созерцаемой героем Европе, Дж. Байрон не теряет веры в возможность возвращения столь желанной свободы. Вся энергия автора направлена на воскрешение еле теплящегося революционного духа, он призывает народ подняться на борьбу с тиранией, так как не является просто созерцателем мировой истории, как его герой, а считает себя ее вершителем. Именно ощущение бесконечности человеческой души и ее единения с целым миром в сочетании с прекрасными пейзажными зарисовками и яркостью красок сделало произведение Дж. Байрона высочайшим достижением романтического искусства XIX в.
В сознании настоящих почитателей творчества английского поэта, таких как А. С. Пушкин, он остался главным образом автором «Чайльд Гарольда». В поэме нашел свое воплощение дух свободолюбия, причем не только по содержанию, но и по своему литературному воплощению. Сам образ внутреннего героя — одинокий скиталец, опустошенный и трагический — был очень созвучен современности. И хотя он не является автопортретом автора, как многим хотелось бы думать, в его образе уже наметились основные черты характера и личности, которые стали обязательными для всех романтиков и оппозиционно настроенных литературных героев XIX в. «Восточные поэмы»
В «Странствиях Чайльд Гарольда» автор уже заложил основу для конфликта между личностью и обществом, который позже лег в основу большинства произведений XIX в.
Намного четче этот конфликт прорисовывается в более поздних произведениях автора, которые были изданы с 1813 по 1816 гг. и собраны в сборник под названием «Восточные поэмы». В этот сборник вошли шесть поэм: «Гяур», «Корсар», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа». В этих поэмах автор закончил формирование своего героя и его тяжелых отношений с окружающим миром и с самим собой. В этих произведениях впервые была сформулирована концепция романтической личности, которая появилась как продукт переоценки просветительских взглядов на человеческую личность. Именно благодаря этому «Восточные поэмы» занимают особое место как в творческой карьере Байрона, так и в истории романтизма.
Дж. Байрон сумел обобщить опыт своих современников и благодаря этому осветить, в рамках литературы XIX в., новую психологическую проблематику. Критики его времени называли Байрона «певцом свободы» и «художником, открывшим тайные глубины человеческой души». Например, В. Г. Белинский, делая рецензию на «Шильонского узника» в переводе В. А. Жуковского, писал о «страшных подземных муках отчаяния, начертанных молниеносною кистию титанического поэта Англии*. А поэт А. С. Пушкин, говоря о том же самом произведении, отметил иную его сторону: «трогательное развитие сердца человеческого*. Богатство внутреннего мира своих современников Дж. Байрон раскрывает через использование особой романтической символики.
Дж. Байрон нашел нужный ключик к сердцам современников, ведь именнр такой романтический слог был близок его читателям. Именно таки^ представления сложились у современников поэта о неисчерпаемой загадке человеческой души в начале XIX в. Конечно, на сознание людей огромное влияние оказали и Великая революция, и сама личность Наполеона, окутанная тайнами, вокруг которых изначально складывались легенды. Основополагающим принципом «Восточных поэм» Байрона является противопоставление романтического иррационального человека — героя XIX в. — разумному и рациональному человеку — герою века Просвещения.
Все в этих поэмах служит для того, чтобы наилучшим образом воссоздать черты характера главного героя: система образов, литературная композиция, язык, стилистика, расстановка персонажей, их отношения с главным героем. Дж. Байрон кардинально меняет традиционные жанровые формы и отказывается от принятой у классицистов логической последовательности изложения событий, т. е. все составные части сюжета меняются местами (например, в первой поэме «Гяур» действие начинается с конца). Именно такой принцип сюжетного построения создает ассоциацию с неким лирическим потоком, который не ограничивается никакими рамками. Таким же литературным приемом воспользовался М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Мцыри». Собственно, все особенности литературного изложения Дж. Байрона направлены на то, чтобы лучше показать читателям бурную и страстную мятежную натуру главного героя, который в любой момент готов сбросить с себя материальные и моральные оковы, которые на него налагает окружающее общество. Основными характерными признаками «Восточных поэм» являются бешеный ритм повествования, разнообразие лирических оттенков и взволнованные интонации. Кроме этого, в каждой поэме мы видим совершенно однотипного главного героя, он как бы переходит из поэмы в поэму, меняя имена, но его характерные особенности неизменны — это одинокий странник, который проносит сквозь свою жизнь мечту о свободе. А. С. Пушкин так писал об однообразии байроновских героев: * Байрон... создал себя вторично... В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), все, кроме некоторых сатирических выходок... отнес он к... мрачному, могущественному лицу, столь таинственно пленительному».
Поэтому, чтобы составить целостное представление о цикле «Восточные поэмы», достаточно познакомиться лишь с одной — поэмой «Корсар», ибо в ней наиболее ярко показан конфликт между незаурядной, выдающейся личностью и враждебным окружающим обществом. Главный герой поэмы «Корсар» — заядлый морской разбойник, который уже лишь из-за своего занятия становится чуждым обществу изгоем. Образ жизни, который он ведет, — это образ жизни преступника — вызов существующим государственным законам, которые главный герой постоянно нарушает, и моральным нормам. Истинная причина такого жесткого противостояния главного героя и окружающего мира раскрывается в процессе сюжетного развития произведения. Проводником к глубокому идейному замыслу является образ моря, которое предстает перед читателями в песне моряков в самом прологе. Обращение к морю часто встречается в произведениях Дж. Байрона и является его лирическим мотивом. А. С. Пушкин даже называл Байрона «певцом моря», сравнивая его с этой великой стихией:
Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец! Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен. Как ты, ничем неукротим. «К морю»
Внутренний мир героя — пирата Конрада — это то же море, он такой же бурный, неудержимый и свободный, восстающий против любых попыток сковать его свободу, не укладывающийся ни в какие общепринятые среднестатистические рамки и формулы. В этом образе слились вместе добро и зло, жестокость и милосердие, бурные мятежные порывы и глубокая тоска по гармонии. Пират — человек необузданных страстей, он способен и на жестокие убийства и на благородные героические поступки (во время пожара на корабле его врага — паши Сеида — он спасает из огня его жен). Такая раздвоенность его обра.^а находит свое выражение в двух влюбленных в него девушках, каждая из которых является отражением одной из сторон его личности. С одной стороны нежная и любящая Медора — олицетворение доброты главного героя и его тяги к внутренней гармонии — это истинная любовь Корсара. С другой стороны — пылкая и страстная Гюльнар — воплощение второго внутреннего «я* Конрада. Будучи безумно влюбленной в главного героя, она идет его же преступным путем и убивает своего мужа, чтобы ничто не мешало ей быть с возлюбленным. Именно тут раскрывается истинная трагедия героя — из*за него, из-за его необузданных страстей умирают невинные люди, которые тем или иным образом с ним связаны. Даже его возлюбленная Медора погибает из-за тревоги за его жизнь. Корсар, сам того не хотя, сеет вокруг себя разрушение и смерть, как бы управляемый зловещим роком. Несмотря на то, что герой пытается найти оправдание своим безнравственным и беззаконным поступкам («Да, я преступник, как и все кругом. О ком скажу иначе я, о ком?*), он чувствует свою неразрывную связь с преступным миром и причастность к совершенным преступлениям. Это и является причиной внутреннего душевного распада. Его образ жизни неимоверно тяготит его самого, создается впечатление, что он ему навязан окружающим преступным миром. Истина в том, что он, будучи свободолюбивым бунтарем, хоть и отвергает устои общества, но не создан для преступлений:
Он для добра был сотворен, но зло К себе, его коверкая, влекло. Глумились все, и предавали все; Подобно чувство выпавшей росе Под сводом грота; и как этот грот, Оно окаменело в свой черед, Пройдя свою земную кабалу...
Рассказывая историю становления своего героя, Дж. Байрон рассказывает нам, что его герой был любящим, добрым и чистым человеком до тех пор, пока бездушное, мрачное общество не начало подвергать его гонениям и постоянной травле, как и все самобытное и свободное, что существует в мире. Байрон верен принципу Руссо: «Все выходит чистым из рук творца, все портится в руках человека. Автор идеализирует личность главного героя и его душевное состояние, возлагая весь груз ответственности за его нравственное падение на ничтожное и мелочное общество. Столь яростный и бурный протест Байрона, направленный против порабощения личностных свобод буржуазными отношениями, оказал огромное художественное воздействие на его современников. Наиболее проницательные из современ- ' ников поэта, например А. С. Пушкин, увидели сквозь свободолюбие и своеволие байроновских героев потенциальную опасность в виде «безнадежного эгоизма» — *Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм».
Такая сторона характеров героев Байрона возникла на ; вполне реальной исторической основе. Многие критики — современники Дж. Байрона угадывали в чертах характеров его S героев черты Наполеона. Столь выдающаяся гордыня и эгоизм, которыми автор награждал многих своих героев, есть не | что иное, как глубинное проникновение в дух эпохи — это отражение великого таланта Байрона, чьи произведения имели огромное влияние не только на своих современников, но и на j развитие литературы в целом.
Лирика
Развитие лирики Дж. Байрона хронологически представляет собой не какой-то определенный отрезок времени, а неразрывно связан со всем его творческим путем, однако основные лирические принципы были заложены в период с 1812 по 1815 гг. Герой лирического творчества Байрона развивался и эволюционировал вместе с ним, однако основные черты всегда оставались неизменными: тоска, бунтарство, нежелание мириться с реальностью, страстность и гипертрофированное свободолюбие, объединяющие различные тематические аспекты общим поэтическим лирическим «я». Хотя и существует условное деление лирических произведений Дж. Байрона на две категории: интимно-психологическую и мятежно-бунтарскую.«
Такое богатство и разнообразие психологических портретов главных героев вызвало огромный общественный резонанс среди современников — читателей и критиков, который не прекращался в течение всего XIX в. не только в Англии, но и во всей мировой поэзии. В большей степени это связано с тем, что практически каждый поэт Европы мог найти в стихах Байрона отзвуки собственных мыслей и чувств, поэтому, используя стихи английского поэта для самовыражения, каждый считал, что выражает самого себя. Наиболее яркое представление о лирических произведениях Байрона можно получить, прочитав стихотворение «Душа моя мрачна», над переводом которого потрудился М. Ю. Лермонтов: ему было крайне близко настроение, изображенное в этом образчике лирической литературы. Это произведение было навеяно автору библейскими сказаниями, и оно с огромной силой демонстрирует состояние мрачной и суровой душевной скорби. Стихотворение построено на постепенно нарастающем ощущении скорби и тоски, невыносимого груза печали. Неуклонно нарастающий драматизм достигает своей кульминации в последних строфах:
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки! Я говорю тебе: я слез хочу, певец, Иль разорвется грудь от муки. Страданьями была упитана она, Томилась долго и безмолвно; И грозный час настал — теперь она полна, Как кубок смерти, яда полный.
Лирические мотивы появляются и в стихотворениях, посвященных Греции, мысль об освобождении которой проходит сквозь все творчество Байрона. Волнение и эмоциональность, особая ностальгическая окраска произведения, которая появляется при вопоминаниях об этой великой стране, присутствует в самых ранних лирических стихах поэта:
О Греция, восстань! Сиянье древней славы Борцов зовет на брань, На подвиг величавый. «Песнь греческих повстанцев»,
перевод С. Я. Маршака
В более поздних стихотворениях, посвященных Греции, появляется больше личного, интимного. Так, например, в стихотворении «Последние строки, обращенные к Греции», написанном в 1824 г., накануне своей смерти, автор обращается к этой далекой, но любимой стране, как к любимой женщине:
Люблю тебя! не будь со мной суровой!
Моей любви нетленная основа!
Я твой — и с этим мне не совладать!
В своих лирических произведениях Байрон описывал и свою гражданскую позицию:
Встревожен мертвых сон, — могу ли спать?
Тираны давят мир, — я ль уступлю?
Созрела жатва.—мне ли медлить жать?
На ложеколкий терн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба.
Ей вторит сердце...
Перевод А. Блока
«Манфред»
Идея необходимости и правомерности революционного насилия наиболее подробно рассматривается Дж. Байроном в философско-драматическом произведении «Манфред», написанном в 1816 г. В самом начале произведения автор вложил в уста главного героя — мага Манфреда собственные мысли, в которых четко отражается переосмысление поэтом исторического опыта и переоценки собственных ценностей:
Не странно ли, что я еще имею Подобие и облик человека, Что я живу? Но скорбь — наставник мудрых; Скорбь — знание, и тот, кто им богаче, Тот должен был в страданиях постигнуть, Что древо знания — не древо жизни. Науки, философию, все тайны Чудесного и всю земную мудрость Я все познал, и все постиг мой разум, Что пользы в том? — Я расточал добро И даже сам встречал добро порою...
Байрон как бы впускает читателей во внутренний мир героя, показывая всю трагедию душевных метаний, намеки на которые уже были в «Восточных поэмах». Манфред — это своеобразное перевоплощение Фауста с налетом романтизма. Подобно Фаусту он разочаровался в полученных им знаниях и, обретя безграничную власть над стихиями, впадает в состояние серьезного внутреннего конфликта с самим собой. Он гуляет по альпийским вершинам, не чувствуя ни удовлетворения, ни покоя. В попытках убежать от самого себя он обращается к подвластным ему духам, однако они тоже оказываются бессильны. Такие сложные душевные переживания, которые лежат в основе драматизма всего произведения, являются еще одним способом показать извечный байроновский конфликт главного героя с окружающим миром. Даже уйдя от мира, главный герой остается с ним неразрывно связан. В этом произведении Байрон наиболее ярко показывает, что все серьезные разрушения тянутся из собственного человеческого сознания. Столь глобальная индивидуальность каждого выдающегося человека, каждой значимой и весомой личности выступает в роли знамения современного мира. Являясь сыном своей эпохи, он, так же как Наполеон, является обладателем масштабного, эпохального сознания. Иными словами, драма Манфреда — это романтизированный вариант истории вознесения и падения Наполеона. Об их сходстве говорит и песня Судеб из уст пролетающих над Манфредом голосов:
Злодей венценосный, Низвергнутый в прах, Томился в изгнанье, В забвенье, в цепях. Я цепи разбила, Расторгла тюрьму, Я власть и свободу Вернула ему: Потоками крови он землю зальет, Народ свой погубит — и снова nademi Манфред пытался познать скрытые тайны бытия ценой человеческих жизней, даже ценой жизни своей возлюбленной Астарты: Нет, не рукою — сердцем, Которое ее разбило сердце: Оно в мое взглянуло и увяло; Я пролил кровь, кровь не ее, и все же Была пролита кровь ее. Несмотря на всю романтичность и таинственность, которой окутана Астарта, она очень схожа с Маргаритой Гете, так как в основе их судеб лежит идея обязательных издержек и случайных жертв истории. Однако исторические события и их разрушительные последствия, которые наблюдали оба автора в начале XIX в., нашли в их творчестве различное отражение. Если Гете оптимистично полагал, что прогресс — это следствие непрерывного поступательного исторического движения в его единстве разрушения и созидания, то Байрон считал, что проблема исторических издержек и случайных жертв неразрешима, так как представлял себе историю как цепь катастроф.
Несмотря на то, что поэт в своем творчестве признал силу и мощь неподвластных человеческому сознанию законов исторического развития, он отказывается сдаваться и отступать перед враждебными обществу началами бытия. Главный герой Манфред до последней минуты своей жизни отстаивает свое право мыслить, отвергнув помощь религии и замкнувшись в себе. Умирая в одиночестве в своем замке, он говорит духу такие слова:
За добрые и злые помышленья Меня не искушал ты и не мог Ни искушать, ни обольщать, — я жертвой Твоей доныне не был — и не буду.
Сгубив себя, я сам и покараю
Себя за грех. Исчадья тьмы, рассейтесь!
Я покоряюсь смерти, а не вам!
Такая непреклонность воспевается Байроном как единственно достойная форма человеческого поведения. Даже сам жанр, выбранный поэтом для этого произведения, — монодрама, т. е. драма с одним главным героем, вокруг которого закручивается сюжетная линия, говорит об этом. Детальная прорисовка образа главного героя занимает все поэтическое пространство произведения и приобретает небывалые масштабы. Внутренний мир героя — это целая вселенная, из глубин которой появляется все, что существует в мире. Главный герой сам вершит свою судьбу, являясь носителем ада и рая. Именно благодаря наличию такого великого бунтующего духа рождаются критические протестующие мысли.
«Шильонский узник»
В отличие от «Манфреда», который является заключительным произведением закончившейся эпохи, «Шильонский узник», написанный в 1816 г., является ознаменованием нового этапа литературного и творческого развития поэта. Поэма была написана во время пребывания автора в Швейцарии на основе совершенно реальных трагических событий. В далеком 1530 г. гражданин Женевы Франсуа де Бонивар был заключен в Шильонскую тюрьму по обвинению в преступлениях религиозного и политического характера. В тюрьме он пробыл 7 лет. Взяв за основу эту крайне трагическую историю, Байрон написал одно из самых скорбных своих произведений, вложив в него современный смысл. В устах поэта это произведение облекло вид обвинения в адрес политической реакции любого вида. Образ Шильонского замка, служившего тюрьмой, приобрел у Байрона масштабы угрожающего мира тирании, мира-тюрьмы, где ни в чем не повинные люди терпят адские муки за приверженность своим нравственным и патриотическим идеалам. В. Г. Белинский сказал: ад са мого Данте кажется каким-то раем». Узники здесь погребены в каменные гробницы, которые постепенно убивают не только их тело, но и душу, причем физически узник остается живым, однако душа его постепенно гаснет. Окружающая тьма постепенно проникает в душу человека и сеет в нем разрушение и хаос:
И виделось, как в тяжком сне, Все бледным, темным, тусклым мне... То было — тьма без темноты;
То было — бездна пустоты Без протяженья и границ; То были образы без лиц; То страшный мир какой-то был. Без неба, света и светил, Без времени, без дней и лет, Без промысла, без благ и бед, Ни жизнь, ни смерть — как сон гробов, Как океан без берегов, Задавленный тяжелой мглой, Недвижный, темный и немой... Перевод В. А. Жуковского Трагедия заключается в том, что мученик, верный своим идеям, не предает их, он просто становится равнодушным ко всему окружающему, смирившись со своим заточением; ему даже начинает нравиться его темница:
Когда за дверь своей тюрьмы На волю я перешагнул, Я о тюрьме своей вздохнул.
Поэма «Шильонский узник» пронизана глубоким психологизмом, в ней уже намечается направление творческой эволюции Байрона — все его последующие произведения переполнены альтруистическими и гражданскими мотивами. Важную роль в творчестве великого поэта сыграли его непосредственное участие в освободительном движении европейского народа и сближение с борцами за независимость Италии во время его переезда в Венецию. Обогащенный новыми впечатлениями, он наделяет своего героя новыми чертами — теперь он человеколюбив и берет на себя весь груз человеческих страданий. 6. «Каин»
Во второй философско-религиозной драме английского поэта — «Каин» — как бы нашли свое продолжение мысли и идеи, выраженные в «Манфреде». В центре сюжета стоит главный герой — убийца собственного брата, который называет себя Богоборцем и ведет войну против тирана Иеговы. Сам поэт называет свое творение «мистерией» и использует библейские сюжеты лишь с целью более удобного ведения диалога. Как ни странно, Бог в этой поэме представлен не только как символ веры и всего религиозного, что есть в мире, но как высшее проявление тиранического произвола. Иегова воплощает в себе и угрожающе растущую власть церкви над мыслями людей, и общепринятые законы бытия, не внемлющие ни человеческим скорбям, ни страданиям. В своей поэме Байрон противопоставляет-этому всеобъемлющему, многогранному мировому злу идею бесстрашного и отважного человеческого разума (поддерживая идеи просветителей), который не приемлет жестокость и несправедливость, господствующие в мире.
Будучи сыном Адама и Евы, которых изгнали из рая за стремление познать истину и разницу между добром и злом, Каин подвергнул сомнению, их утверждения о том, что Бог милостив и справедлив в любых своих деяниях. Каин считает, что подобные утверждения родителей вызваны скорее страхом перед Богом, нежели уверенностью в его справедливости. На пути исканий истины покровителем мальчика становится Люцифер (одно из имен сатаны), чей великий и печальный образ играет роль обозленного бунтующего разума. Противоречивая фигура Люцифера определяется идеей автора о взаимосвязанности двух начал — добра и зла, жизни и истории. Сотворенное Люцифером зло на самом деле не является его первоначальной целью, о чем он говорит Каину: быть твоим создателем хотел и создал бы тебя иным*. Уже не в первый раз в произведениях Байрона мы встречаемся с тем, что тот, кто хотел бы быть благочестивым творцом, становится жестоким разрушителем.
Те знания, которые несет людям Люцифер, также противоречивы, как и весь его образ. Знакомя Каина с секретами мироздания, он совершает с ним путешествие в надзвездное пространство. Мрачная картина ледяной и безжизненной Вселенной окончательно убеждает главного героя в том, что основным законом мироздания является господство смерти и тьмы. Окончательно Каин уверяется в справедливости своих убеждений вернувшись на землю окончательным врагом Божьим, который, по его мнению, дает жизнь лишь для того, чтобы впоследствии ее забрать. В порыве слепой ярости Каин обрушивает свой гнев, обращенный на Иегову, на смиренного брата Авеля.
Этот акт жестокости как бы завершает последний этап в познании жизни Каином. Он на собственном опыте познает вездесущность зла, когда его порыв к добру влечет за собой преступление. Протест против Бога оборачивается для героя собственными страданиями Ненавидя смерть, он первый привносит ее в свой мир.
Поэма была написана в 1821 г. после того, как потерпело окончательный разгром движение карбонариев в Италии. В эту поэму Байрон вложил всю свою скорбь и трагическое отчаяние по поводу невозможности воплощения благородных надежд всего человечества и обреченности восстания против суровых законов жизни и истории.
Постепенно Байрон переосмысляет понятие истории и рассматривает ее не как таинственное стечение обстоятельств, а как совокупность реальных отношений общества людей. Такие мысли обогащают поэзию Байрона и делают ее более реалистичной.
В 1823 г. Дж. Байрон пишет сатирическое произведение — поэму «Бронзовый век». В нем автор открыто выражает свои мысли по поводу новой эпохи, наступившей после крушения империи Наполеона. Бесславная эпоха достигла своей кульминации в 1821 г., когда умер Наполеон Бонапарт. Поэма преисполнена тоской по прошлой эпохе и едкой насмешкой над современностью, а также содержит скорбь по умершему великому человеку. Несмотря на то, что в своих более ранних произведениях поэт осуждал политику завоевания французского монарха, для него, как и для большинства его современников, Бонапарт оставался фигурой, ассоциирующейся с Великой революцией. В условиях нарастающей реакции именно эта революционная сторона великого павшего «владыки» представлялась наиболее главной. Именно поэтому в поэме «Бронзовый век» автор восстанавливает образ Наполеона (хотя не забывает вновь указать на его прежние «заблуждения»), В глазах Байрона окончательное падение тирана выглядит крайне трагично, потому что означает не только окончательное падение революции, но и поражение человека. В своем произведении он продемонстрировал победу заурядной личности над гением, глупости над разумом. Собрав воедино все свои наблюдения над современной эпохой, автор дал ей название «Бронзовый век»: это эпоха всеобъемлющей посредственности, господство которой несет не только гражданское, но и духовное угнетение. «Дон Жуан»
В 1824 г. Джордж Байрон пишет стихотворный роман «Дон Жуан», в котором развивает идеи, высказанные в «Бронзовом веке». В отличие от предыдущих произведений, повествующих о жизни великого соблазнителя, рисуя его как сильную и активную личность, Байрон показывает нам не человека, соблазняющего женщин, а соблазняемого, который не может устоять перед искушением и давлением окружающего общества. Сам байроновский герой не лишен чувства достоинства и благородства, но поскольку обстоятельства почти всегда оказываются сильнее него, своим благородным порывам он уступает лишь изредка. Наличие таких всемогущих обстоятельств и является источником иронии, которая пронизывает весь роман. Ирония Байрона, как ни странно, направлена против романтизма, так как содержит в себе тоску по романтическим идеалам.
В этом произведении, помимо основной, центральной темы, существует и второе поэтическое измерение, главным героем которого является сам повествователь. Его речи одновременно и едкие и сатирические, и лирические, в них вырисовывается образ развращенного и корыстного мира, изображение реальной картины которого и было основным замыслом великого поэта. Байрон делает акцент на таких чертах современности, как беспринципность политики, продажность литературы, культ денег и процветающая коррупция. Описывая эти черты современного общества с подвластной лишь Байрону широтой и конкретикой, он окончательно формулирует свое революционное кредо. Из записей в дневнике поэта, сделанных в то же время, следует, что он хотел дать идее революции не только образное, но и сюжетное воплощение. По его замыслу Дон Жуан должен был стать непосредственным участником французской революции и погибнуть, находясь в самой гуще революционных потрясений.
Неизменность жизненной позиции Байрона подтверждает и его внезапная смерть, которая настигла поэта в греческой крепости Миссолунги, куда он приехал для того, чтобы принять участие в освободительном движении греческого народа. По приезде в крепость поэт заболел лихорадкой. Получив радостное известие о выздоровлении своей дочери, он захотел прогуляться по окрестностям и попал под сильнейший дождь, чем еще более усугубил свое болезненное состояние. Последними словами великого английского поэта были: «Сестра моя! Дитя мое!., бедная Греция!., я отдал ей все время, состояние, здоровье!., теперь отдаю ей и жизнь!» 19 апреля 1824 г. Дж. Байрон скончался в возрасте 36 лет. Его тело похоронено в семейном склепе в Ноттингемшире. | |
Просмотров: 7431 | | |