Вальтер Скотт. Биография и обзор творчества
Великий английский поэт, писатель, историк, литературный критик, собиратель антиквариата и основоположник жанра исторического романа Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 г. в Эдинбурге, в Шотландии, и принадлежал к древнему дворянскому роду. В детстве интересовался народным творчеством и историей своей страны. . Закончив юридическую школу, он получил должность адвоката и много путешествовал по стране. После того как в возрасте одного года маленький Вальтер переболел детским параличом, он навсегда остался хромым и все раннее детство провел на лечении в различных санаториях и курортах.
В 1785 г. В. Скотт поступает в Эдинбургский колледж, Где увлекается альпинизмом, что помогает ему существенно улучшить свою физическую форму.
С 1792 г. он приобретает престижную профессию адвоката, с блеском выдержав все экзамены^и становится владельцем собственной частной адвокатской, практики. В 1797 г. В. Скотт женился на Шарлотте Карпентер, став прекрасным семьянином, обзавелся семейным имением, построив небольшой замок.
В 1799 г. происходит очень важное событие в жизни писателя. Его назначают на должность шерифа в округе Селкирк, в результате чего писатель значительно поправил свое материальное положение. В 1806 г, ему предложили должность секретаря в суде Эдинбурга, на которую он согласился, и в это же время вкладывает деньги в типографию-своего друга, которая к 1813 г. оказывается на грани банкротства, от которого ее спасает Скотт. Однако после такого рискованного капиталовложения писатель стал работать исключительно на продажу, создавая произведения, интересные читателям. Позже он купил загородный дом в Абботсфорде, в котором собрал огромную коллекцию антиквариата.
В 1813 г. В. Скотт находит черновики своего романа, который он забросил еще в 1805 г., решая продолжить работу над ними, в 1814 г. в свет анонимно выходит его роман «Уэвер-ли» который имеет колоссальный успех среди читателей.
В. Скотт начинает работу над историческими произведениями. В 1815 г. выходит «ГайМэннеринг», в 1816 г. — «Антиквар», «Пуритане», в 1818 г. — «Роб Рой», а в 1819 г. — «Легенда о Монтрозе».
После успеха его исторических романов о Шотландии он решает выйти за пределы родины и пишет такие произведения, как «Айвенго», «Аббат», «Монастырь» — 1820 г., «Вудсток» — 1826 г. и др. В 1820 г. В. Скотту присваивают титул барона.
Последние годы жизни великого английского писателя были омрачены постоянной борьбой. Он всегда мечтал стать владельцем дома в Шотландии, и потому согласился на довольно рискованное предприятие, предложенное его издателем. Скотт получал от него деньги за еще ненаписанные произведения — авансом. Однако в 1825 г. случился финансовый кризис, который повлек за собой банкротство издателя и, естественно, Скотта. В результате Скотт оказался в серьезной долговой яме в размере 120 000 фунтов, выплате которых он и посвятил свои последние годы. В 1831 г. здоровье писателя резко ухудшилось, он перенес два апоплексических удара, однако после этого предпринял морское путешествие, побывав в Неаполе ./После возвращения в Шотландию писатель скончался от инфаркта 21 сентября 1832 г.
Каждое вновь изданное произведение великого английского писателя мгновенно переродилось на иностранные языки. Он оказал огромное влияние на всю европейскую литературу, искусство в целом и историческое сознание. В. Г. Белинский писал: *Он создал жанр исторического романа, до него не существовавший вовсе, став тем самым новатором своего времени*. В. Скотт заложил в основу всех своих произведений весь огромный политический и социальный опыт народа горной Шотландии, который в течение четырех с половиной веков отстаивал свое законное право на независимость против экономически развитой Англии.
В. Скотт еще застал остатки феодального и кое-где патриархального уклада жизни, несмотря на развивающийся капитализм. Все приверженцы искусства 10-20-х гг. XIX в. и художники, и историки, и писатели — были свидетелями регулярных политических и социальных сдвигов и революций, поэтому в своем творчестве очень много рассуждали о путях и законах исторического развития. В принципе, весь XIX в. стал веком исторического созерцания, которое проникло в умы всех современников этой исторической эпохи. И В. Скотт обращался к тем же мыслям в своих произведениях. А. С. Пушкин писал, что В. Скотт сумел «указать своим современникам на источники совершенно новые, не подозреваемые прежде, несмотря на существование исторической драмы, созданной Шекспиром и Гете*.
В. Скотт в своих исторических романах сумел не просто продолжить уже сложившиеся до него литературные традиции, которые были завещаны предыдущими эпохами, и не просто смог обобщить все приемы и принципы авторов эпохи Просвещения и создателей различных «готических» романов. Он смог абсолютно новым, неизвестным прежде приемом соединить искусство литературы и историю, чем обозначил новую веху в развитии не только английской, но и мировой литературы. В. Г. Белинский писал, что Скотт «...дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству» Он сумел описать в своих произведениях картины обычной жизни, быта и нравов всех социальных классов английского и европейского общества прошлого, полностью отвергая при этом рационализм, который был свойственен просветителям.XVIII в. При этом он затрагивал в своих исторических романах темы современной социологии, нравственности, политической истины, призывая к установлению мира между государствами и вынося осуждение виновникам бессмысленных войн. Оноре де Бальзак очень высоко ценил творчество В. Скотта и писал о нем как о писателе-новаторе: «Вальтер Скотт возвысил до степени философии истории роман... Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание; включил туда и чудесное и повседневное, эти элементы эпоса, и подкрепил поэзию непринужденностью самых простых говоров». Он бесстрашно развивал в своих произведениях эту новую мысль о серьезной и большой роли народных движений и народных масс в важных исторических моментах, когда речь шла о решении судьбы какого-то социального пласта населения или целой нации. В его романах появились образы простых народных мстителей и героев, таких как Робин Гуд, Роб Рой и др.
«Секрет действительной поэтичности романов Скотта не в живописании лат, мечей, средневековых камзолов, а в том фольклорном начале, которое связано в его произведениях с отражением действительных судеб крестьянства» — это слова В. Г. Белинского.
Необычное построение произведений В. Скотта всецело отражает его глубокое понимание исторического процесса, т. е. судьбы главных героев его романов тесно переплетены с историческим событием, описание которого занимает главное место в романе. Вне зависимости от своих изначальных планов и желаний каждый герой романа оказывается в гуще стремительного потока событий. Окончательный исход этих событий зависит всегда от характера борьбы социальных сил и желаний великих исторических личностей, будь то Людовик XI, Елизавета I, Кромвель и др. Иногда решающим является появление в романе фигуры народного заступника, образы которых писатель воссоздал по хроникам, легендам и народным сказаниям.
У реалистов XVIII в. В. Скотт взял на вооружение образ их героя — среднего, ничем не выдающегося, заурядного англичанина, молодого дворянина, который наделен такими качествами, как честность, отзывчивость и смелость. Для того и был выбран такой ничем не выдающийся образ, который не затмевал бы собой описанные писателем яркие и красочные образы исторических владык, которые появляются в романах на некоторое время, во вполне определенных моментах, с целью сыграть свою роль в народном движении. Описывая их жизнь и романтические приключения, автор как бы мимоходом рисует образы вооруженного и обозленного народа, готового сражаться за свои свободы против произвола короля, феодала или захватчиков, а заодно и решает судьбы обычных персонажей, случайно втянутых в описываемые исторические события.
Как и все писатели-современники Скотта, основу творчества которых составляли романтизм и тоска от начавшейся эпохи промышленного переворота, он не смог принять победу капитализма, однако в отличие от своих коллег не был воинствующим борцом за свободы, он ожидал, что все как-то само образуется и вернется на круги свбя. В своей борьбе он решил обратиться к истории, к изучению движений народных масс и социальных потрясений прошлого. Он был твердо убежден в том, что все конфликты XVII—XVIII вв. разрешались путем примирения соперников (например, англосаксов и норманнов, феодалов и буржуа).
С небес на землю писателя вернула новая волна классовой борьбы в Англии в 1819 г., когда он понял, что компромисс бессилен против заурядных буржуазных хищников, которых он прежде считал «разумными и добрыми людьми». В своем романе «Ламмермурская невеста» он как раз и изобразил жесткого и жадного до денег деятеля сэра Вильяма Эштона.
Мировоззрение В. Скотта было целиком построено эпохой романтизма, что и определяет сложную художественную структуру его произведений. В его романах мы постоянно сталкиваемся с авантюрно-романтическими поворотами сюжета, которые полны всевозможных случайностей, изменяющих ход событий (вне зависимости от первоначальной задумки и желания главных героев). В его произведениях встречаются и элементы фантастики, чаще преподносимые как народные суеверия, а идеализированные, навеянные творчеством Байрона образы взаимодействуют с образами реалистическими.
В. Скотт в своих дневниковых записях всегда повторял, что никакой художник не имеет права ограничиваться лишь сухим изложением исторических фактов. Его задача — умелое сочетание правдивых исторических фактов с вымыслом, фантазией, основная роль которых увлекать читателя, заставить его волноваться и сопереживать персонажам, разделять с ними их чаяния и радости.
Благодаря такому умелому сочетанию вымысла и правды, творчество Скотта представляет собой плавный переход от романтизма к реализму более высокого типа, по сравнению с XVIII в. В его произведениях нельзя не заметить серьезную реалистичную основу, которая выражается в достоверном описании быта, нравов, экономических, социальных и политических картин и конфликтов, которые возникают между различными социальными классами, мотивах поведения главных и второстепенных героев. Автор всегда радел за то, чтобы писатели и другие деятели искусства сохраняли правдоподобие описания исторических эпох, чтобы они подчеркивали крепкую связь между прошлым и настоящим, рисуя эволюционное развитие исторических событий, показывая борьбу противостоящих друг другу сил и доказав неизбежность победы нового социального устройства общества над примитивными, патриархальными и практически отмирающими отношениями. «Пуритане»
Роман «Пуритане», написанный в 1816 г., рассказывает о борьбе крестьян против династии Стюартов под руководством пуритан. Крестьяне отстаивали свои свободы и боролись с тиранией властвующих.
Революционные восстания Англии и Шотландии XVII в. часто прятали за религиозными мотивами свои социальные идеи и требования, целью которых было свержение феодального строя. Пуритане, стоящие на страже интересов низших слоев общества, сражались за установление демократического порядка, за ограничение размеров частной собственности, организацию народного собрания и уничтожение крепостничества. Были еще и другие пуритане — правые, которые были не против союза с феодалами.
В первых главах романа автор повествует нам о жесточайших религиозных сражениях, якобы за отстаивание религиозных ценностей, которые на самом деле были самой обычной межклассовой борьбой. Скотт изобразил собирательный образ уставшего от гнета и обозленного народа, который схватился за оружие, отстаивая, свои гражданские права и свободы.
Народные массы, ведомые левыми пуританами, все же потерпели поражение. Скорее всего это связано с тем, что в руководящем звене никогда не было четкой организации и субординации. Пуритане обратились к Богу и к религии, ища защиты от врага в молитвах и "пылких религиозных речах, в то время как надо было сражаться с врагом более реальным оружием. Крестьянское восстание потерпело фиаско, а все его участники были отправлены на плаху, так и не свергнув Стюартов с престола. Однако судьба этого венценосного семейства была предрешена. Спустя 10 лет король Яков I, который был очень образованным человеком, знал множество иностранных языков и увлекался искусством, отрекся от престола, уступив местотвоему преемнику — Вильгельму Оранскому. Именно ему впоследствии удалось добиться разумного компромисса буржуазии с аристократией. Именно эпоху его правления автор романа называет золотым веком. В этот период главный герой романа Мортон наконец-то смог вернуться в родные края, получить высокий военный чин и создать семью. Однако эти события были вовсе не главными для автора. В анонимной авторецензии на свой же роман он писал: «Главной заслугой автора является то, что он сумел раскрыть... положение шотландского крестьянина, который дошел до пределов отчаяния и гибнет на поле сражения или на эшафоте, пытаясь отстоять свои первейшие и священнейшие права». «Айвенго»
В романе «Айвенго», написанном в 1819 г., перед читателем вырисовывается картина английского Средневековья XII в.
Через 100 лет после победы норманнов над англосаксами наступила эпоха власти Вильгельма Завоевателя, который смог смягчить межнациональные конфликты, и обе народности постепенно стали сливаться в единую национальность. Однако параллельно с этим начинает подниматься классовая борьба между феодалами и крепостными, а также зреет конфликт между правящей королевской властью и удельными князьями. В те времена у власти стал Ричард I, который, боясь воцарения анархии и раскола власти, перестал делить рыцарей на норманнских и саксонских и окружал себя верными и молодыми воинами. Его фаворитом становится рыцарь Айвенго, преданный своему королю и прекрасно владеющий воинским искусством.
Вопреки господствующей в эпоху романтизма тенденции к идеализации прошлого, Скотт не рисует Средневековье лучше, чем оно было на самом деле. Напротив, он изображает всю жестокость того времени, когда власть опиралась на армию. В своем произведении автор создает образ фольклорного английского короля, близкого народу по духу. При этом автор опирается на реальную историческую основу: именно союз королей и народных масс позволял королям позднего Средневековья сокрушать вассалов.
«Роб Рой»
Роман «Роб Рой», написанный в 1818 г., рассказывает о первом масштабном восстании горских народов, которое подготовили сторонники Стюартов в 1715 г. Беспощадное поражение восстания якобитов В. Скотт объясняет тем, что народные массы Англии открыто проявляли враждебность по отношению к феодальной реакции, стремящейся поддержать Стюартов на имперском троне. Кроме этого, аристократическое правительство Англии обладало выраженным экономическим и политическим превосходством. На фоне таких насыщенных исторических событий развивается романтический сюжет романа.
Молодой человек Фрэнд Осбальдистон, будучи сыном главы одной из крупнейших компаний английской столицы (от которой экономически зависима половина Англии), приезжает в родовое поместье своего родного дяди — крупного землевладельца Шотландии. В этой провинции юноша погружается в мир патриархальных пережитков — глупость и ограниченность помещиков, полуграмотные двоюродные братья, основные интересы которых — выпивка и работа в овчарне. Единственный умный сын его дяди — Рашлей, который безответно влюблен в дочь графа Мара — Диану, готовит восстание вместе с графом, который скрывается в глубоком подполье. Фрэнк, будучи образованным и интеллигентным молодым человеком, скоро завоевывает сердце Дианы, чем навлекает на себя ненависть своего кузена Рашлея, который после этого немедля предает заговорщиков.
Такому разрозненному миру заговорщиков в романе противопоставлен образ настоящего шотландского Робина Гуда — Роб Роя, который «раскулачивает» богачей, помогает бедным, вызывая обожание народа. В его образе В. Скотт соединил как романтические, так и реалистические черты: он огромного роста, наделен сверхчеловеческой силой, его мускулы «тверды, как каменная глыба», он всем своим существом «напоминает горного быка». При этом он носит национальный горский костюм — плед и килт. Несмотря на географическую удаленность Роба от политического и экономического центра страны, он прекрасно ориентируется в положении дел и представляет реальную грозную силу, с которой вынуждены считаться чиновники и финансисты. Рой «как дамоклов меч навис над джентльменами из коммерческих фирм*.
Такая сила Роба объясняется автором как результат поддержки, которую ему постоянно оказывают простые люди. Они доставляют ему информацию о маршрутах движения воинских отрядов, разоблачают коварные планы жандармов по его поимке, помогают ему с провизией, если в этом возникает необходимость, и пр. Этот образ так закрепился, что народ сложил о нем и его подвигах легенды. | |
Просмотров: 4715 | | |