Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества
Ги де Мопассан (полное имя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) занимает очень важное место в истории не только французской, но и мировой литературы. Он является последним певцом французского реализма, закладывая, одновременно с этим, основные черты литературного стиля XX в.
Великий английский драматург Бернард Шоу как-то написал: «Жизнь Мопассана несравненно трагичнее, чем смерть шекспировской Джульетты». Б. Шоу имел в виду не раннюю смерть писателя (в возрасте 43 лет), а то, что он жил и творил в «эпоху безумия и позора», поэтому его талант не смог раскрыться полностью и он не смог до конца реализовать свои литературные способности.
Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал: «Будучи великим живописцем человеческого безобразия, Мопассан, одновременно с этим искренне сочувствовал униженным и страдающим людям, отстаивал их право на счастье. Это наделяет литературные творения писателя высшим отблеском человечности».
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в Нормандии, в семье небогатого дворянина. Позже картины его родины постоянно будут появляться в произведениях писателя (серое неспокойное море, высокие штормовые волны, рыбацкие сети, воздух, пропитанный запахом рыбы и водорослей).
Закончив школу и колледж в Руане, в 1869 г. Мопассан поступает в Парижский университет на факультет права. Однако начавшаяся франко-прусская война прервала обучение, и его призвали в армию. Все, что творилось с ним в период войны, оказало колоссальное влияние на его дальнейшее творчество, он видел многое — взятие Парижа, разгром французской армии, преступления и зверства захватчиков, героическое сопротивление французских войск — все это пробудило в писателе небывалый патриотизм и гордость за свой народ. Одновременно с этим в его сознании навсегда поселилась ненависть к любой войне и страданиям — поэтому антивоенная тема станет главенствующей в его творчестве. После войны материальное положение его семьи и его самого оставляло желать лучшего, поэтому он не смог продолжить обучение в университете. Чтобы прокормить себя и помогать своей семье, он вынужден поступить на службу в военно-морское министерство, а позже — в министерство образования. И хотя административная работа и военная служба были для него просто каторгой, все же оставляли достаточно времени для писательства и к тому же давали бесценный материал для будущих литературных творений. В этот период он пишет очень много новелл, поэм и драм, пробуя себя в разных литературных жанрах. Конечно, первые произведения писателя носили больше подражательный характер, однако работа над ними научила его упорно трудиться, правильно и четко формулировать свои мысли, облекая их в литературные образы. Далее писатель знакомится с Г. Флобером, который правит его рукописи, учит его мастерству писателя, ищет издателей для его книг и знакомит с известными авторами того времени. Именно так Мопассан познакомился с И. С. Тургеневым, творчество которого оказало большое влияние на писателя. В конце 70-х гг. Мопассан знакомится с Э. Золя и издает рассказ «Пышка», который мгновенно приносит ему популярность. С этого момента Мопассан начинает выпускать по 3-4 произведения в год. За этот период были написаны новеллы «Сестры Рондоли», «Иветта», «Туан», «Лунный свет», «Господин Паран» и многие др.
Теперь издатели, буквально дерутся за право печатать его произведения, к Мопассану приходит просто ошеломительный успех, его гонорары вйпие, чем у многих его современников, передовые печатные издания ежедневно публикуют положительные рецензии на его произведения, а коллеги завидуют ему. Однако Мопассан, в силу природной скромности, очень устает от такого повышенного внимания к своей персоне и отправляется в долгосрочное путешествие. Он посещает Корсику, Англию, Италию и другие страны.
Постепенно у писателя начинает развиваться хандра, он все чаще недоволен собой, чувствует внутреннюю пустоту.
В 1887 г. начинается финальный этап его творчества. Ситуация в стране в 80-е гг. только подпитывала пессимистические настроения писателя, в своем дневнике он назвал это время «благословенное время для подлецов и ничтожеств». В его последних работах уже читаются мотивы страха человека перед смертью, одиночества и потерянности. Болезнь писателя постепенно прогрессирует, и в январе 1892 г. его помещают в психиатрическую больницу в Париже, в которой он и скончался в июле 1893 г.
В своем дневнике Мопассан писал: «Это ведь я снова привил во Франции вкус к рассказу и новелле». И это — истинная правда, в его творчестве именно новеллы занимают особенное место. За свою творческую жизнь Мопассан написал примерно 300 новелл, которые позже объединил в 16 совершенно разноплановых сборников.
В первых новеллах автор больше изображает темные стороны человеческой жизни и сущности, превознося роль биологического начала человека («Подруга Поля», «В лоне семьи»).
В более поздних рассказах преобладает тема социальных конфликтов, в них видно мнение самого писателя о неразумном мире. Постепенно писатель приходит к созданию реалистических новелл, кульминацией чего является его новелла «Пышка», которая стала первой в цикле рассказов про франко-прусскую войну. В этом рассказе Мопассан раскрыл всю правду о коррумпированности власти и героизме французского народа. Сюжет рассказа довольно прост. Из захваченного вражескими войсками город Руана уезжают три семейные пары, их попутчицей по дилижансу становится женщина легкого поведения, которую прозвали Пышкой. По дороге из оккупированного города один из попутчиков домогается Пышки, и она вынуждена уступить, чтобы иметь возможность продолжить путь (от ее согласия или несогласия зависело, сможет ли дилижанс со всеми пассажирами следовать дальше), хотя думает о нем так: «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону». После этого Пышка плачет в углу продолжающего свой путь дилижанса, где рядом сидят «честные мерзавцы, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку».
Современники увидели в этой новелле много патриотизма и хорошо прорисованную психологию героев.
В других новеллах, посвященных войне, таких как «Два друга», «Старуха Соваж», «Папаша Милон» и пр., автор показывает мужество и отвагу обычных, запуганных и дошедших до ручки людей. Например, старуха Соваж, охваченная жаждой мести за убитого единственного сына, сжигает свой собственный дом вместе с запертыми в нем четырьмя прусскими солдатами. А после с гордостью и преисполненная чувством выполненного материнского долга, она принимает смерть. Вот так описывает Мопассан последние минуты жизни отчаявшейся женщины: «Старуху схватили, приставили к стене ее дома, не успевшего еще остыть. Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров. Она не шевельнулась, она поняла, она ждала...»
Два друга из одноименного рассказа отправляются ловить рыбу и, захваченные пруссаками, отказываются сообщить пароль для входа в город, героически погибнув, но не предав свой народ.
Параллельно с огромным уважением перед патриотизмом французов, в новеллах Мопассана четко видна его ненависть к любым военным действиям. Один из героев рассказа «Пышка» — крестьянин —- говорит: «Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?» Такая ярая ненависть по отношению к войне очень созвучна с произведениями начала XX в.
В цикле новелл о современной жизни автор все больше развивает идею о губительной власти денег, о лицемерии и бесчестии. Он показывает, как духовно мельчает человек. Главным героем таких рассказов, как правило, оказывается не очень умный, трусливый и мелочный человек, весь смысл жизни которого — это приобретение богатства, положения или признания. Для того чтобы лучше прорисовать такого героя, Мопассан использует сатиру и иронию. Ярким примером такого героя является господин Сакре-ман из рассказа «Награжден орденом». Этот человек по жизни занимается совершенно бесполезным делом — пишет смешные и глупые брошюры, надеясь когда-нибудь получить орден Почетного легиона (этот орден вручается лишь за выдающиеся военные или гражданские заслуги). В конце рассказа он получает свою желанную награду, якобы за «особые заслуги». Однако на деле единственной его заслугой было то, что он не мешал своей жене встречаться с депутатом, который и вручил ему этот орден.
В новелле «Одиночество», автор выражает идею о том, что все люди одиноки в толпе, что счастье недостижимо: «Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него... Что бы мы ни делали, как бы ни метались... мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные...»
Убежища от мрачного реального мира низких и пошлых страстей Мопассан искал в первозданной красоте природы, в любви. Женщинам — прекрасным «божьим творениям» он посвящает массу новелл, стихов и романов. К таким произведениям относятся: «Сестры Рондоли», «Хозяйка», «Завещание», «Госпожа Парис» идр.
Наиболее значимым в этом цикле новелл стало произведение «Лунный свет». Герой новеллы грозный аббат Мар-тиньяк искренне ненавидит всех женщин, считая, что их главная цель в жизни — это совращение мужчин своими дьявольскими чарами. В одну из лунных ночей он выходит в сад, держа в руке дубинку и намереваясь помешать свиданию своей племянницы и ее жениха. Однако, увидев непередаваемую красоту природы, волшебный лунный свет, заливший ночной сад, он внезапно начинает думать: «Значит, господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием».
В 1883 г. Мопассан издает роман «Жизнь» — наверное это самое лучшее и самое личное творение автора. В нем он передал непростые отношения своих родителей, которые запечатлело его детское сознание, и собственный печальный опыт личных отношений. В центре повествования история человеческой жизни, которая полна несбывшихся надежд, иллюзий и жестоких разочарований. «Жизнь»
Главная героиня романа Жанна — это юное, чистое создание, преисполненное надежд и мечтаний. Покинув отчий дом, она попадает в монастырь, а оттуда, еще более окрыленная, она выходит замуж за, как ей казалось, сильного, любящего и достойного человека. Она всегда помнит уют отчего дома, любимых родителей и красивейшую природу нормандского побережья (где провел свое детство сам Мопассан). Однако мечты и иллюзии девушки очень скоро развеиваются. Ее муж оказывается циничным и самовлюбленным человеком, мало того, что он регулярно изменяет Жанне с госпожой Фурвиль и служанками, он еще и прибрал к рукам все ее состояние. Героиня начинает думать, что «жизнь ее разбита, счастье кончено, надежд больше нет, и ей представилось страшное будущее, полное мучений, измен и горя». После, прознав об измене, граф Фурвиль сбрасывает неверную жену и ее любовника со скалы, а еще позже умирает мать Жанны. После ее смерти она узнает, что ее мама тоже всю жизнь изменяла мужу. Окончательно разочаровавшись в этом мире, Жанна возлагает все надежды на своего сына. Однако и этим мечтам не суждено сбыться. Мальчик рос в атмосфере всеобщей любви и избалованности, поэтому стал эгоистичным и неприспособленным неудачником, который прогуливает все свое наследство и бросает мать ради очередной любовницы. В конце романа, умирает отец Жанны, й она, чтобы раздать долги, пускает свое родовое поместье с молотка. Женщина остается в одиночестве со своими разрушенными надеждами и воспоминаниями о прошлом.
Несмотря на то, что автцр проявляет к своей героине сочувствие и сожаление, все же он не считает, что ее линия поведения правильна. В доказательство этого он противопоставляет ей ее служанку Розали — одну из любовниц ее покойного мужа. Ее судьба также сложилась крайне нелегко, однако в нужный момент она смогла найти в себе мужество и силы и воспитала трудолюбивого и хорошего сына. Розали приходит на помощь к своей хозяйке, начинает управлять поместьем, спасая ее от одиночества и нищеты.
В своем романе Мопассан использует выразительный литературный прием: он не просто детально прорисовывает пейзажи и картины природы, через их описание и через отношение героев к ним он пытается донести до читателей их глубокий внутренний мир, их чувства, мысли и переживания. Вот чувства Жанны перед тем как выйти замуж, когда она преисполнена надежд: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья. И она стала мечтать о любви». А вот ее восприятие тех же картин после того, как она узнала об изменах мужа: «Неужели это тот же сад, та же трава, те же деревья, что были в мае? Куда девалась солнечная радость листвы, изумрудная поэзия лужайки? ...Размытые осенними дождями, устланные плотным ковром опавших листьев, аллеи тянулись под продрогшими, почти оголенными тополями... И тогда осенняя, сырая, суровая природа вокруг нее, скорбный листопад и серая пелена туч, уносимых ветром, погрузили ее в такую бездну тоски, что она поспешила вернуться домой, боясь разрыдаться».
А так Мопассан рисует нам мысли женщины, оставшейся одной, на пороге бедности: «Ей казалось, будто что-то переменилось на свете. Солнце стало, пожалуй, не таким уже жарким, как в дни ее юности, небо не таким уж синим, трава не такой уж зеленой; цветы тоже были не так ярки и ароматны, не дурманили так, как прежде».
Роман «Жизнь» по праву считается великим произведением своего времени. Русские писатели — современники Мопассана очень высоко оценили эту работу автора. И. С. Тургенев, который был его наставником, считал, что «роман прелесть — и чистоты чуть ли не шиллеровской», а Л. Н. Толстой считал, что «Жизнь» — это «самый лучший французский роман после "Отверженных" Гюго*. | |
Просмотров: 3141 | | |