РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ Фомичев Константин Анатольевич канд. ист. наук, доц. Во второй половине XX века происходит глобальная трансформация мировой социокультурной реальности, связанная со вступлением общества в информационную стадию. Первоначально начавшись в развитых странах Запада изменения распространились практически на все страны мира. По мнению Э.Тоффлера и многих других исследователей информационного общества, масштаб изменений в истории общества сравним лишь с неолитической революцией [2].
В основе существования и развития любого общества лежат базовые системы ценностей, выступающие ядром культуры. С ними связаны традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды и символы. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми [11]. Именно эта стабильная система ценностей дает возможность отнести себя к определенной социальной группе и является основой социокультурной идентичности, Переход общества в новое состояние сопровождается изменением системы ценностей. Старые общественные нормы, правила, стандарты поведения не работают. В подобной ситуации неизбежно возникает потеря прежней идентичности.
Еще в 70-е годы прошлого века, выступая на конференции Белого дома «Промышленный мир будущего», президент США Р.Никсон рассказал притчу о трех людях, которые оказались на необитаемом острове. Эти люди неожиданно увидели, что прямо на них движется огромная волна, которая накроет весь остров, при этом никаких средств для спасения у них не было. Тогда один решил посвятить оставшееся до неминуемой гибели время развлечениям. Другой - молитвам. А третий стал изыскивать способ дышать под водой [1]. Перед волной гигантских по своим масштабам научно-технических, экономических и социальных сдвигов, уже накрывших мир, человечество учится «дышать под водой».
Перед всеми людьми стоит задача поиска своего места в быстроменяющемся мире. Однако именно молодежь дала самые яркие образцы поиска новой идентичности. Это объясняется тем, что молодежь в современном мире переживает ситуацию «двойного» кризиса идентичности, который отражает как перемены в обществе в целом, так и специфику данного возраста [6]. Как известно, молодежь - группа, возникновение которой обусловлено существующим в современном обществе разрывом между возрастом достижения биологической и социальной зрелости. Она может быть рассмотрена в определенной степени как маргинальная группа в силу того, что трактуется обществом как промежуточное состояние, как переход от детства к взрослости. Общество сформировало достаточно стабильные и четкие ролевые требования по отношению к детям и взрослым, однако относительно молодежи подобные требования практически отсутствуют. Поведение молодежи оценивается либо по стандартам детства (например, когда от молодых людей требуют послушания), либо взрослости (когда требуют самостоятельности, ответственности и т.д.). Не случайно при всем многообразии подходов к рассмотрению молодежи, исследователи сходятся в одном - в переходном характере данного возраста.
В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. При этом старые традиционные институты общества, помогавшие молодежи пройти период социализации, во многом теряют свое значение В середине восьмидесятых Маргарет Тэтчер заявила: «Сейчас больше нет такого образования как общество. Есть только индивиды и их семьи» [3]. Старые классовые деления, различия между регионами, вероисповеданиями, сословиями, этническими меньшинствами потеряли в современном мире свою значимость. Но и современная семья, подвергшись трансформации, во многом потеряла свою значимость в процессе социализации. Так же надо отметить, что время общения родителей и подростков очень ограничено. Молодые люди в современном мире попадают в социальный вакуум.
Кризис идентичности, по мнению В. Хёсле, как ни парадоксально, не приводит к возникновению множества «культурных одиночек», а напротив, порождает желание соединения с какой- либо общностью, даже за счет потери индивидуальности [10]. Молодым людям крайне необходима поддержка, общение, круг людей, где они могут чувствовать себя «своими». Перед молодыми людьми возникает множество проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами. Этим можно объяснить отмечаемый всеми исследователями групповой характер поведения, ценностей, интересов, присущих молодежи. Группа сверстников служит переходным мостиком в мир взрослых. На какое-то время она дает молодым людям защищенность и свободу в своем кругу. Независимость и свобода являются чертами взрослой субкультуры, а социальная защита и эмоциональная привязанность, в которых молодой человек еще нуждается как неполный взрослый, идут из детства и родительской семьи.
Они выбирают для себя не только пример для подражания, но и новый элемент социального контроля. В роли судей тех поступков и действий, который совершают молодые люди, выступают их сверстники. Это совершенно новая ситуация, имеющая принципиально важный момент для социализации молодежи. Подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не являются старшими по возрасту.
Все это привело к возникновению феномена молодежных субкультур. Понятие «молодежная культура» первым употребил Т.Парсон. Для него молодежь - важнейший компонент социальной структуры общества, социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем - традиционного и современного общества [4]. Именно молодежь обеспечивает переход от одного типа общества к другому и от нее зависит будет ли этот переход плавным и гармоничным либо конфликтным и кризисным. Вместе с другими возрастными категориями населения молодежь выполняет такие важные функции, как адаптация, интеграция и поддержка общественной системы в сбалансированном состоянии. Но выполнить свою историческую роль молодежи труднее, чем другим социальным группам. Во всем виновато ускорение исторического прогресса.
Современная молодежь не может воспользоваться жизненным опытом поколения взрослых, накопленного ими в молодые годы. Э.Тоффлер отмечает: «По мере роста скорости изменений во внешней среде внутренние различия между молодежью и стариками неизбежно становятся все более заметными» [7]. Молодость детей и отцов протекает в разных обществах, требует разных талантов, навыков и квалификации, подхода к достижению социальных статусов и выполнению социальных ролей. Поэтому родители не могут передать большую часть своего жизненного опыта взрослеющим детям. Хотя по инерции продолжают выполнять свою функцию социолизато-ра: поучают, запрещают, контролируют. Традиционные роли, которые современная молодежь усвоила в семье, мало пригодны для достижения успеха в изменившихся реалиях жизни.
Очень важным фактом является разочарование молодежи в морали взрослого общества. У подростков начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости. Скоро они убеждаются в том, что те идеалы и возвышенные ценности, на которых их воспитывали в детстве, в мире взрослых не выполняются. К 17-20 годам разочарование молодежи достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество, но мощь общественных институтов направлена на сохранение статус-кво. И тогда в роли защитника и учителя выступают группы сверстников, молодежные субкультуры.
Западные социологи считают, что появление молодежных субкультур - это попытка разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом социальных противоречий. Субкультура стремится к созданию новой коллективной идентичности, отличной от предписываемой классовым происхождением, образованием и родом занятий [5]. Никакой социальный институт не может взять на себя те функции, которые выполняют группы сверстников. Они помогают освоению навыков социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом, передают специфические для подросткового возраста ценностные представления, удовлетворяют потребность в сексуальных контактах. Кроме этого, группа сверстников помогает сплотиться для противостояния воспитательной активности взрослых и общественных институтов. Эта группа овладевает всем его свободным временем, влияет на его семью, друзей, мысли, потребляет его деньги. Она создает набор стандартов, по которым он себя оценивает. Но при этом она вознаграждает его тем, что многим из нас найти сложно - индивидуальностью.
Субкультура всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью. Важной характеристикой ее содержания является момент ина-ковости, непохожести, при сохранении определенной лояльности к ценностным предпочтениям общества в целом.
Элвин Тоффлер в своей книге «Футурошок» отмечает: «Сегодня сильный удар супериндустриальной революции буквально расколол общество. Мы преумножаем эти социальные анклавы, кланы и мини-культуры так же быстро, как преумножаем автоматическое право выбора. Те же дестандартизирующие силы, что способствуют большому индивидуальному выбору в отношении продуктов и культурных изделий, дестандартизируют и социальные структуры. Вот почему кажущиеся неожиданными новые субкультуры врываются в наше существование» [8]. Э.Тоффлер делает вывод - мы, фактически, живем при «субкультурном взрыве». И чем больше выбор, тем труднее поиск.
Среди отличительных черт молодежных субкультур
- очень широкое разнообразие видов, течений, направлений. При этом срок жизни молодежных субкультур очень короткий, как правило, пять-семь лет. В конце сороковых годов мы видим зутизов и хипстеров, в пятидесятые -битников и теддов, в шестидесятые - модов и хиппи, затем - панков, скинхэдов, рокеров, металлистов, готов, яппи и многих других.
Это объясняется тем, что темп изменений в современном обществе настолько ошеломляющ, что несколько лет разницы дают большие различия в жизненном опыте человека. В результате каждые пять-семь лет молодежь формирует свои субкультуры, дает свой ответ на вызов времени. Вот почему братья и сестры, разделенные в возрасте тремя или четырьмя годами, чувствуют себя членами совершенно разных «поколений». Уже в 1968 году старшекурсники, участвовашие в забастовке Колумбийского университета, говорили, что их отделяет от второкурсников «провал поколения» [9]. По мере того, как скорость изменения во всех аспектах общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью.
В настоящее время мы наблюдаем новый феномен
- большое количество молодежных субкультур существует одновременно. При этом различия между ними возрастают. Панки и готы не просто занимаются разными вещами; они говорят на разных сленгах, они думают, одеваются и живут по-разному. Причина этого факта в том, что мир переживает настолько глубокие и кардинальные перемены, что ни одна из субкультур не может воспринять их полностью. Каждая из них отражает только небольшой, узкий спектр изменений. Молодежь и молодежные субкультуры выступают своего рода социальными аккумуляторами тех трансформаций, которые происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания более взрослого большинства.
Молодые люди с помощью субкультур создают свой стиль жизни, который используют для создания идентичности, отличной от той, что предписывается семьей, школой, работой. Участие в субкультуре делает жизнь молодежи более разнообразной, позволяет пережить альтернативные формы социальной реальности, а также самой творить новую реальность. | |
Просмотров: 1283 | |