СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И МОЛОДЕЖИ Авторы - Бобкова Наталья Дмитриевна канд. лед. наук, доцент Фомичев Константин Анатольевич канд. ист. наук, доцент При выявлении закономерностей работы общества по социализации молодежи мы должны учитывать конкретно-исторический подход. Это связано с целым комплексом причин. Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. На протяжении истории человеческого общества границы молодежи как определенной группы определялась по-разному. Многие из тех, кого сейчас мы относим к молодежи, столетия назад вовсе ими не считались. Кроме этого, мы должны учитывать следующие факторы: - место и роль молодежи в системе социально-экономических отношений;
роль и значение молодежи в общественной жизни, политическая активность молодого поколения;
условия формирования молодых людей и их вступления в самостоятельную жизнь и т.д.
В значительной степени эти условия определяются характером социально-экономических отношений и социально-классовой принадлежностью молодых людей в той или иной конкретной исторической эпохе.
В различные этапы своей истории общество по-разному проводило работу по социализации молодежи. Опираясь на исторические источники можно выделить три довольно длительных по времени этапа, которые отличаются друг от друга особым отношением общества к молодежи. Они одновременно характеризуют некие особенности отношения взрослых к молодежи и их взаимоотношения и взаимодействия друг с другом. На первом этапе молодежь выступает для общества в качестве объекта воздействия. На втором этапе молодежь по-прежнему является объектом воздействия, но при этом она начинает осознавать свои собственные интересы, которые могут не совпадать с интересами общества. В ходе третьего этапа молодежь окончательно приобретает качества субъекта исторического процесса.
Первый этап характерен для традиционного общества. Для взрослого поколения молодежь выступала как объект общественных воздействий в разнообразных их проявлениях. В воспитании молодых людей принимало участие все старшее поколение. Например, взрослый человек мог наказать любого ребенка, в том числе не из своей семьи, за какие-то непозволительные действия. На протяжении этого этапа не существовало специальных структур или отдельных людей, которые могли бы воздействовать на молодежь с целью воспитания или контроля за их поведением. Эти функции неосознанно выполняло все общество в целом.
В это время все молодые люди, независимо от их социального положения, стремятся как можно точнее копировать опыт взрослых. Свое неполноправное положение молодежь воспринимает как нечто естественное, временное и должное. Они считали, что их положение изменится через определенное время. Это произойдет тогда, когда они вырастут, то есть у них появится своя семья и свои дети, которых они будут воспитывать так же, как сейчас их. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. Разница в ценностных ориентациях между поколениями очень невелика.
Основной ячейкой первичной социализации является семья. Именно семья должна объяснить молодому человеку его место в обществе, его права и обязанности в зависимости от его принадлежности к тому или иному сословию, материальному положению, религии, полу и т.д.
В обыденном сознании мужчина считался молодым, в смысле неполноты социального статуса, пока он не обзаводился собственной семьей. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни. Те или иные виды «молодежных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т.п.), давая легальные формы выхода юношеской энергии и необузданности. При этом определенные вольности в поведении были допустимы только для юношей и были абсолютно невозможны для девушек.
Средние века это «мир взрослых мужчин». Господство отца, мужа, хозяина в семье и в обществе приводит к тому, что современники и историки основное внимание уделяют взрослым мужчинам, их делам и занятиям. Женщин, детей, подростков упоминают лишь от случая к случаю. Они не вызывали особого интереса. Дело в том, что, как правило, никто в ту эпоху не задумывался над особенностями детей и подростков. Конечно, все понимали, что они отличаются от взрослых физически, но не обращали внимания на то, что у них свои интересы, особая нервная система и иное восприятие окружающего мира, чем у взрослых. Общество взрослых мало занималось детьми.
Детей, подростков считали маленькими взрослыми. Если посмотреть, как изображали детей художники того времени, то мы убедимся в том, что черты лица ребенка - это черты взрослого, что дети наряжены в такую же одежду, какую носили взрослые, отличавшуюся только размерами; каких-либо особых детских платьев не существовало. Та же ситуация была и с играми. То, что в настоящее время считается детскими играми (лапта, катанье на санках или игра в мяч, в обруч), было развлечением взрослых. Также возраст подсудимого не учитывался при вынесении уголовного наказания.
В глазах взрослых детство было коротким. В брак вступали очень рано - юноши в 16-17 лет, девушки в 14-15. Начало семейной жизни совпадало с началом взрослого статуса.
До конца девятнадцатого века преобладающее большинство молодых людей из крестьянских и пролетарских семей чаще всего уже с детского возраста было вынуждено идти работать. Их взросление происходило в процессе трудовой деятельности в рамках тех классов и социальных групп, к которым они принадлежали. Большинство профессий приобреталось молодежью в результате практической подготовки на рабочем месте и не требовало какого-либо диплома о получении формального образования. В этих условиях не происходило заметного обособления молодежи как отдельной общественной группы.
Единственной такой группой со своими условиями жизни было студенчество. Еще в средние века в ряде городов Западной Европы возникают учебные заведения нового типа - университеты («университас» по латыни означает «объединение»). Университет включал в себя студентов и профессоров. Они объединялись для того, чтобы совместно решать свои дела, организовать самоуправление, отстаивать свою независимость и привилегии. Студент учился очень долго, начав учебу в одном городе, он мог отправиться в другой город или даже страну, чтобы послушать лекции знаменитого профессора. Так он мог странствовать на протяжении многих лет, слушая лекции в разных местах. Везде языком науки была латынь, поэтому трудности с языком у студента, выучившего латынь в школе, не было. Таких странствующих студентов называли вагантами, то есть «бродягами». Именно студенты, первыми среди молодежных групп, четко зафиксировали свои жизненные ценности и интересы. Вольные студенческие песни и поэмы, в которых они над всем насмехаются, прославляют свою вольную жизнь и сетуют на бедность, так и известны под названием поэзии ва-гантов.
Общая численность студенчества была сравнительно невелика на протяжении очень долгого времени, вплоть до конца XIX века.
Начало второго этапа становления молодежи совпадает с моментом, когда молодежь начинает осознавать специфику своего особого положения в обществе, стремится к удовлетворению своих потребностей. Но при этом она продолжает играть по правилам взрослого общества и продолжает оставаться объектом общественного воздействия. По своим хронологическим рамкам - вторая половина XIX века до середины XX века - второй этап взаимодействия общества и молодежи укладывается в рамки индустриального общества.
С развитием индустриальной, промышленной революции происходит совершенствование машинного производства, возрастает роль науки и техники, усложняется социальная организация общества, развиваются общественные институты. Все это требует резкого повышения профессионального уровня работника, в результате чего происходит рост требований к образовательной подготовке молодого поколения. Уровень грамотности в обществе быстро возрастает, при этом возникает ситуация, когда образовательный уровень молодых людей становится выше, чем у их родителей. Именно в это время семья как главный элемент социалиаации начинает не справляться с этой своей обязанностью и ролью. Молодежь начинает задумываться о несовершенстве существующего общества. Наиболее грамотная и активная молодежь накапливает протестный потенциал, начинает объединяться.
Уже в середине XIX века молодежь, по преимуществу студенческая, объединенная в своих организациях и союзах (первоначально в Германии, Франции и некоторых других странах Европы), принимает активное участие в борьбе против деспотизма и феодальной реакции, в национально-освободительном движении угнетенных народов. С появлением марксизма молодежь активно подключается к социалистическому течению. Значительная часть этой молодежи по своему духу и воспитанию была атеистической.
Церковь, первая из социальных институтов, осознала возникшую опасность того, что, теряя молодежь, она лишается основы для своего будущего существования. Кроме этого, церковь выступает за консервацию существующих общественных порядков. Поэтому наиболее дальновидные деятели церкви осознали, что требуются дополнительные инструменты по воздействию на молодежь. В результате в 80-90 годах XIX века в Великобритании, США, Франции, Германии и других странах создаются христианские молодежные организации, имевшие не только религиозный, но и политический характер. Очень скоро возникают международные молодежные христианские объединения. Старейшим является Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан, возникший в 1855 году. В 1894 году возникает Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок. Надо отметить, что именно в это время девушки начинают входить в современное понятие молодежи. Более позднее обращение внимания на девушек объясняется тем, что они позже оказались включенными в упомянутые общественные процессы. Долгое время процесс первичной социализации для них заканчивался в 15-16 лет с их замужеством и появлением первого ребенка. Сейчас процесс социализации для них увеличился в связи с увеличением количества затраченного на образование времени и с более поздним вступлением в брак. Кроме этого, церковь и политические круги осознали, что именно женщина как мать играет особую роль в воспитании будущего поколения и поэтому необходима дополнительная работа над ее воспитанием.
Также была осознана необходимость дополнительной работы с будущей элитой общества - студентами университетов. В 1895 год возникает Всемирная федерация студентов-христиан.
Выделение молодежи как относительно самостоятельного элемента социальной структуры общества создавало предпосылки для вовлечения отдельных ее групп в общественно-политическую жизнь. Молодежь становит- ся не только объектом воспитания, но и субъектом общественной жизни, оказывающим воздействие на ход социально-политической борьбы в стране. Характер и политическая направленность молодежного движения определялись общественно-политической ситуацией в стране, деятельностью политических партий и общественных организаций.
Все эти факторы оказывали решающее воздействие на формирование идеологических позиций различных отрядов молодежного движения.
Именно на рубеже XIX -XX веков возникает собственно молодежное движение - борьба молодежи за удовлетворение ее социально-экономических и политических требований, а также за ее участие в общественно-политической борьбе. На данном этапе молодежь еще не выдвигает своих особых специфических требований, отдельных от остального общества. В молодежном движении оформляются различные направления, отражающие социальную структуру этого общества. Каждое из направлений связано с интересами определенных классов и социальных групп.
На молодежь начинают обращать пристальное внимание политические круги. Это связано с развитием системы парламентаризма. Парламенты появляются во многих странах Европы и Северной Америки. Первоначально, помимо имущественного избирательного ценза, существовал высокий возрастной ценз. Право голоса в основном имели мужчины в возрасте от 30 или 35 лет. Пока существовала такая ситуация, молодежь не интересовала политиков, но в результате общественной борьбы возрастной ценз был снижен в ряде стран до 21 года и даже до 18 лет. В результате молодежь стала интересовать политические партии как значительная часть электората. Каждая политическая партия также была заинтересована в подготовке своей будущей смены. В результате многие политические организации создают под своим прикрытием и контролем различные молодежные объединения.
В начале XX века возникает очень интересное и оригинальное явление, сыгравшее большую роль в последующей работе с молодежью - скаутинг. Создатель скаутского движения Баден Пауэлл осознал, что требуются особые формы работы с молодежью (помимо школы и церкви) для воспитания общечеловеческих ценностей, таких как патриотизм, коллективизм, честь, для совершенствования морального, физического и умственного развития. Идея скаутинга не была связана с какими-то конкретными политическими и церковными организациями, именно это придало ему особую выживаемость в любых политических, экономических, социальных условиях. Скаутинг существует уже 100 лет. Формы скаутинга используются в разной степени практически всеми молодежными организациями.
В начале XX века молодежь все больше привлекает наиболее экстремистские политические силы, изначально направленные на слом существующего социального порядка. Революционеры осознают, что без молодежи совершить революцию невозможно. Молодежь нужна не только для свержения существующего строя, которым недовольны радикалы, но также и для построения будущего общества по планам этих же радикалов.
Значительная часть молодежи активно вступает в революционные и радикальные организации, так как в свою очередь понимает, что ей нет места в существующем обществе, и верит в строительство нового, более справедливого общества, в котором она найдет свое счастье. Молодежь активно участвует в революции в России, в революционных событиях в Европе в 1918-1923 годах. С завершением революционной волны часть молодежи уходит к правым радикалам, которые также заявляют о необходимости слома государственного аппарата. Значительная часть молодежи в Италии, Германии, Испании примыкает к фашистам и нацистам в 20-30 годы XX века.
Тоталитарные режимы, как левые (СССР), так и правые (Германия), осознают особую важность работы с молодежью и воспитания ее в нужном режиму духе. Работа с молодежью полностью монополизирована. В СССР воспитанием молодежи занимаются пионерская организация и ВЛКСМ. В Германии этой работой занимается гитлерюгенд. Все конкурирующие молодежные организации официально запрещены и подвергаются преследованию. В обеих странах был запрещен скаутинг. ВЛКСМ была объявлена резервом КПСС, главной задачей было воспитание будущего строителя коммунизма. Гитлерюгенд был объявлен резервом НСДАП, главная задача - воспитание истинного арийца.
Специфика тоталитарных режимов СССР и Германии обусловила определенные различия в формах и методах работы с молодежью. В ВЛКСМ работа с юношами и девушками велась совместно и преследовала одинаковые цели для всех, независимо от пола. В Германии наблюдался гендерный подход, четкое разделение работы с юношами и девушками. Юношей надо было воспитать как солдат Третьего рейха, которым предстоит завоевать весь мир. Из девушек необходимо было воспитать матерей, главная задача которых - родить как можно больше будущих солдат. В тоталитарных режимах воспитанием молодых людей могли заниматься не все, а только «лучшие представители», наиболее преданные и фанатичные члены партии. К воспитанию молодежи не допускались люди со стороны.
В странах Западной Европы в первые десятилетия XX века наиболее дальновидные государственные деятели осознают необходимость особой, специальной работы с молодежью. Становилось ясно, что если молодежи не предоставить каких-то прав и свобод, то она уйдет к левым или правым радикалам. В результате в первой половине XX века в деятельности государственных органов разных стран все отчетливее выделяется направление, включающее в себя меры по обеспечению молодых людей работой и досугом, по их политическому просвещению и т.д. Это направление принято сегодня называть молодежной политикой.
Мы видим, что идет активная борьба за молодежь между самыми различными политическими партиями и социальными институтами. За молодежь борются консерваторы, либералы, революционеры справа и слева. Молодежное движение оказывается расколотым на огромное количество частей: по религиозным, политическим, половым, социальным признакам. Только в левом молодежном движении в это время одновременно действуют коммунистический интернационал молодежи, социалистический интернационал молодежи, троцкистский молодежный интернационал. Не меньше была раздробленность молодежного движения и среди правых, либеральных или церковных сил. Такая раздробленность молодежного движения объясняется тем, что на данном этапе молодежь еще не может сама выработать для себя свои собственные цели и задачи. Молодые люди идут за взрослыми идеологами, выбирая те течения, которые, как им кажется, обеспечат им более счастливое будущее.
Во второй половине XX века оформляется третий этап взаимоотношений общества и молодежи. В конце 40-х - начале 50-х годов начинается научно-техническая революция. Первоначально формируясь в развитых странах Запада, изменения распространились практически на все страны мира.
Положение молодежи еще больше осложнилось. Прежде всего, раздвинулись условные социально-психологические границы молодежи. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызвало удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности, периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и вузе и, соответственно, позже начинает самостоятельную трудовую жизнь.
Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно. Кроме того, весьма существенно, что и сама последовательность, и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях.
Не менее важно, чем расширение границ молодежи как социальной группы, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья; школа;
общество сверстников;
специальные молодежные организации, большей частью направляемые взрослыми;
- многообразные молодежные неформальные, стихийные группы и сообщества;
средства массовой коммуникации.
Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия дает формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом.
Ускорение темпов жизни в связи с научно-технической революцией влечет за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей, сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темпы экономических, технических, социальных, научных и культурных изменений, тем быстрее обновляются знания, условия труда и быта.
Все более заметными становятся социально-культурные различия между поколениями. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу способствует выработке специфического «молодежного» самосознания и стиля жизни. Новые проблемы и события толкают молодежь на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Молодежь гораздо легче приспосабливается к нововведениям, темп которых постоянно нарастает, чем старшие поколения. Разница в уровне образования между молодежью и старшим поколением становится очень велика.
В странах Запада происходит становление массо-вой системы высшего образования. К концу 60-х годов XX века количество студентов во Франции, США, Германии превышает количество людей, занятых в сельском хозяйстве. Молодежь становится очень заметной группой в социальной структуре общества. Как раз в это время вступает в жизнь многочисленное поколение послевоенного бэби-бума.
Западное общество благодаря достижениям промышленности, а также в результате общественной борьбы обеспечило своим гражданам высокий уровень жизни. Страны Запада вступили в «общество потребления». Родители и само общество могли тратить достаточно большие деньги на молодых людей. Поколение бэби-бума было первым поколением, не знавшим голода и материальных лишений. В результате молодые люди воспринимали как нечто естественное факторы материального благополучия и успеха, которые их родители рассматривали как самое важное.
Умная и образованная молодежь начала четко осознавать свои отличия в жизненных ценностях и приоритетах от поколения своих родителей. При этом молодежь имела возможности для выработки своей особой системы ценностей, которая была противоположна системе родителей. Впервые в истории молодежь попыталась навязать свою систему ценностей старшему поколению. В 1968 году во Франции, США, ФРГ происходят грандиозные молодежные выступления. Молодежь выступает как самостоятельный субъект в общественных отношениях. Именно в контексте осмысления этих событий возникает понятие контркультуры
Молодежные выступления не привели к радикальным изменениям социальных структур, но общество осознало, что молодежь действительно является самостоятельной силой. Стало ясно, что с этим слоем необходимо серьезно работать, иначе недовольная молодежь, не желающая копировать жизненный путь своих родителей, взорвет общество. При этом старые методы навязывания молодежи тех или иных идеологий, ценностей и жизненных приоритетов уже не действуют. С молодежью надо вести переговоры по принципу - равный с равным.
Молодежная политика становится неотъемлемой частью любой развитой системной государственной политики. Требования, предъявляемые к людям, работающим с молодежью, возрастают. В результате с 70-х годов XX века в системе социальной работы отдельно вычленяется молодежь как объект профессиональной деятельности. В рамках специальностей профессионального образования появляются различные специализации, связанные с подготовкой специалистов по работе с молодежью.
Специалисты по работе с молодежью выполняют посредническую функцию между молодежью и обществом. Они пытаются направить энергию и потенциал молодежи в безопасное для общества русло, одновременно удовлетворяя ее потребности.
Но появление новой специальности в рамках социальной работы с молодежью не могло решить всех проблем. Дело в том, что с 70-х годов XX века развитые западные страны начинают достаточно быстрый переход к новому состоянию, которое называется специалистами «постиндустриальное общество», «информационное общество». В результате само западное общество претерпевает кардинальные изменения, которые затрагивают все сферы жизни, включая и работу общества с молодежью.
Перед всеми людьми стоит задача поиска своего места в быстро меняющемся мире. Однако именно молодежь дает самые яркие образцы поиска новой идентичности. Это объясняется тем, что молодежь в совре- менном мире переживает ситуацию «двойного» кризиса идентичности, который отражает как перемены в обществе в целом, так и специфику данного возраста. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентации и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. При этом старые традиционные институты общества, помогавшие молодежи пройти период социализации, во многом теряют свое значение Старые классовые деления, различия между регионами, вероисповеданиями, сословиями, этническими меньшинствами в современном мире в значительной степени потеряли свою значимость. Но и современная семья, подвергшись трансформации, во многом потеряла значимость в процессе социализации. Так же надо отметить, что время общения родителей и подростков очень ограничено.
Молодые люди в современном мире попадают в социальный вакуум. Им крайне необходима поддержка, общение, круг людей, где они могут чувствовать себя «своими». Перед молодыми людьми возникает множество проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся индивидуальный опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же самыми проблемами. Этим можно объяснить отмечаемый всеми исследователями групповой характер поведения, ценностей, интересов, присущих молодежи. Группа сверстников служит переходным мостиком в мир взрослых. На какое-то время она дает молодым людям защищенность и свободу в своем кругу. Независимость и свобода являются чертами взрослой субкультуры, а социальная защита и эмоциональная привязанность, в которых молодой человек еще нуждается как неполный взрослый, идут из детства и родительской семьи.
Они выбирают для себя не только пример для подражания, но и новый элемент социального контроля. В роли судей тех поступков и действий, которые совершают молодые люди, выступают их сверстники. Это совершенно новая ситуация, имеющая принципиально важный момент для социализации молодежи Подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не являются старшими по возрасту.
Все это привело к возникновению феномена молодежных субкультур. Понятие «молодежная культура» первым употребил Т. Парсонс. Для него молодежь - важнейший компонент социальной структуры общества, социальная группа, находящаяся на стыке двух ценностных систем - традиционного и современного общества. Именно молодежь обеспечивает переход от одного типа общества к другому, и от нее зависит, будет ли этот переход плавным и гармоничным либо конфликтным и кризисным. Вместе с другими возрастными категориями населения молодежь выполняет такие важные функции, как адаптация, интеграция и поддержка общественной системы в сбалансированном состоянии. Но выполнить свою историческую роль молодежи труднее, чем другим социальным группам.
Важнейшей комплексной причиной принципиально нового положения молодежи в обществе стало ускорение исторического процесса. Современная молодежь не может воспользоваться жизненным опытом поколения взрослых, накопленного ими в молодые годы. Молодость детей и отцов протекает в разных обществах, требует разных талантов, навыков и квалификации, подхода к достижению социальных статусов и выполнению социальных ролей. Поэтому родители не могут передать большую часть своего жизненного опыта взрослеющим детям. Хотя по инерции продолжают выполнять свою функцию социолизатора: поучают запрещают контролируют. Традиционные роли, которые современная молодежь усвоила в семье, мало пригодны для достижения успеха в изменившихся реалиях жизни.
Очень важным фактом является разочарование молодежи в морали взрослого общества. У подростков начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости. Скоро они убеждаются в том, что те идеалы и возвышенные ценности, на которых их воспитывали в детстве, в мире взрослых не выполняются. К17-20 годам разочарование молодежи достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество, но мощь общественных институтов направлена на сохранение статус-кво. И тогда в роли защитника и учителя выступают группы сверстников, молодежные субкультуры.
Западные социологи считают, что появление молодежных субкультур - это попытка разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом социальных противоречий. Субкультура стремится к созданию новой коллективной идентичности, отличной от предписываемой классовым происхождением, образованием и родом занятий. Никакой традиционный социальный институт не может взять на себя те функции, которые выполняют группы сверстников. Они помогают освоению навыков социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом, передают специфические для подросткового возраста ценностные представления, удовлетворяют потребность в сексуальных контактах. Кроме этого, группа сверстников помогает сплотиться для противостояния воспитательной активности взрослых и общественных институтов. Эта группа часто овладевает всем свободным временем молодого человека, влияет на его семью, друзей, мысли, иногда потребляет его деньги. Она создает набор стандартов, по которым он себя оценивает.
Среди отличительных черт молодежных субкультур очень широкое разнообразие видов, течений, направлений. При этом срок жизни молодежных субкультур очень короткий, как правило, пять-семь лет. В конце сороковых годов мы видим зутизов и хипстеров, в пятидесятые - битников и тедцов, в шестидесятые - модов и хиппи, затем -панков, скинхэдов, рокеров, металлистов, готов, яппи и многих других.
Это объясняется тем, что темп изменений в современном обществе настолько ошеломляющ, что несколько лет разницы дают большие различия в жизненном опыте человека. В результате каждые пять-семь лет молодежь формирует свои субкультуры, дает свой ответ на вызов времени. Вот почему братья и сестры, разделенные в возрасте тремя или четырьмя годами, чувствуют себя членами совершенно разных «поколений». По мере того, как скорость изменения во всех аспектах общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью.
В настоящее время мы наблюдаем новый феномен - большое количество молодежных субкультур существует одновременно. При этом различия между ними возрастают. Панки и готы не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных сленгах, они думают, одеваются и живут по-разному. Причина этого факта в том, что мир переживает настолько глубокие и кардинальные перемены, что ни одна из субкультур не может воспринять их полностью. Каждая из них отражает только небольшой, узкий спектр изменений. Молодежь и молодежные субкультуры выступают своего рода социальными аккумуляторами тех трансформаций, которые происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания более взрослого большинства.
Молодые люди с помощью субкультур создают свой стиль жизни, который используют для создания идентичности, отличной от той, что предписывается семьей, школой, работой Участие в субкультуре делает жизнь молодежи более разнообразной, позволяет пережить альтернативные формы социальной реальности, а также самой творить новую реальность. | |
Просмотров: 4325 | |