СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ (КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ) Цыцаркина Наталья Николаевна канд. филол. наук, доцент Социальные стереотипы как один из способов постижения социальной действительности являются объектом исследования многих наук, в том числе философии, социологии, психологии, а в последнее время и лингвистики. Повторяющиеся социальные ситуации, отражающие закономерности социальной жизни, общественных отношений, способы социальных действий, закрепляются в социальных стереотипах. В социологии социальные стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные образы фактов социальной реальности, складывающиеся в процессе социализации. Появление социальной жизни как таковой в определенной мере было подготовлено всей предшествующей эволюцией животного мира, так как в результате были созданы те стереотипы, на основе которых стало возможным не только само человеческое взаимодействие со средой обитания, но и социальное взаимодействие между индивидами (стереотипы совместной коллективной деятельности, стереотипы подчинения и господства). Однако, как отмечает А.В. Меренков, было бы ошибкой чисто механически выводить социальные стереотипы из биологических. Человек, в отличие от животных, способен создавать схемы, шаблоны той деятельности, которой он намерен заниматься. Имеется в виду возможность человека осмысливать то, что ему предстоит когда-либо осуществить на практике, а также его способность упорядочивать устойчивые представления об окружающем мире. Если биологические стереотипы у животных возникают автоматически, то социальные формируются в процессе осознания их смысла, содержания и форм реализации как устойчивые и добровольно осуществляемые [7, с. 31-32].
Кроме того, социальные стереотипы направлены не на приспособление популяции к среде обитания, а на создание в процессе трудовой деятельности таких условий существования, которые бы обеспечивали приемлемое воспроизводство как отдельных индивидов, так и общности в целом. Другой важной особенностью социальных стереотипов является то, что они направлены на обеспечение жизни индивида в различных социальных образованиях
Термин «социальный стереотип» был введен в 1922 году У. Липпманом и первоначально понимался как ложное, алогичное образование, предвзятое мнение.
В результате «когнитивной революции» в психологии социальные стереотипы стали рассматриваться как продукт нормального познавательного процесса, как относительно устойчивые когнитивные структуры, связанные со схематизацией общественного опыта, которые служат фильтром для вновь поступающей информации (Д.Гамильтон, Н.Кантор, Дж.Форгас, А.Миллер, М.Сегал, В С.Агеев и др.). В соответствии сданным подходом, стереотипы, являющиеся элементами категориальной системы человека, опосредуют его дальнейшую когнитивную деятельность, детерминируют и регулируют его поведение. Стереотипизация является составной частью познавательного процесса
Неоднократно отмечалось, что различные авторы с помощью одного и того же понятия описывают два различных вида стереотипов. Первый вид - это групповые стереотипы, разделяемые большим количеством членов социальных групп относительно стереотипизируемых признаков объектов и ситуаций, вторые - индивидуальные стереотипы, к которым обычно относят фреймы, сценарии, схемы. Они являются социальными по содержанию в силу своей включенности как в коллективную переработку информации обществом, так и в перестройку самой социальной среды. По справедливому мнению Е.В. Орловой [12], в таком разночтении нет принципиального противоречия, скорее, здесь следует говорить о двух уровнях существования социальных стереотипов -собственно социальном и индивидуальном.
Таким образом, социальные стереотипы представляют собой двухуровневую структуру. Социальные стереотипы индивидуального уровня, которые и являются объектом данной статьи, лежат в основе собственно социальных стереотипов.
Основной принцип взаимодействия между двумя уровнями социальных стереотипов формулируется следующим образом: «строительными элементами» культурной коллективной переработки информации является когнитивная деятельность отдельных индивидов. В то же время, содержание индивидуальных стереотипов - это социальное творение, культурный и групповой продукт. Таким образом, индивидуальный процесс стереотипизации обусловлен социальным опытом и опосредован индивидуально-психологическими особенностями индивида [12, с 16].
Для того, чтобы индивидуальные стереотипы стали групповыми для данной социальной группы, необходимо сходство объективных условий существования членов группы, определенный уровень развития коммуникационных процессов среди членов группы, использование средств пропаганды для воздействия на их сознание [2, с. 18].
Существуют различные классификации собственно социальных стереотипов. Так, стереотипы можно классифицировать по субъекту, т.е. носителю данного стереотипа. В соответствии с этим принципом, выделяются стереотипы массового сознания, группового сознания, которые, в свою очередь, делятся на классовые, национальные, этнические, расовые и региональные стереотипы.
Достаточно распространенной является классификация по сферам сознания: мифы (сверхстереотипы), экономические, политические, идеологические, этические, эстетические стереотипы.
По степени устойчивости различаются ситуационные стереотипы, которые имеют короткий период времени своего существования и актуализируются лишь в социальных ситуациях определенного типа, а также базовые, общечеловеческие, надситуативные стереотипы.
Социальные стереотипы индивидуального уровня разделяются на стереотипы объектов и стереотипы ситуаций.
К основным функциям стереотипов (как правило, собственно социального уровня) обычно относят объяснение и оправдание социальных отношений, когнитивную и межгрупповую дифференциацию, экономию времени. Социальные стереотипы обеспечивают также схематизацию передаваемой в процессе наследования информации, способствуют воспроизведению и сохранению определенных ценностей, разделяемых и передаваемых социальными группами от поколения к поколению, т.е. выполняют функции сохранения и передачи культурно-исторического опыта, защиты групповых ценностей (В.А.Ядов, В.С.Агеев, Т.Тэджфел, С.Московичи, Дж.Форгас).
Кроме того, собственно социальные стереотипы выполняют интегративную функцию, являясь способом формирования единых представлений социальной группы.
Ориентировочная функция социальных стереотипов заключается в том, что с их помощью субъект социального взаимодействия ищет устойчивые ориентиры в информационной среде, позволяющие классифицировать информационные блоки в зависимости от их качества и полезности.
Социальные стереотипы выполняют также коммуникативную функцию, являясь формой познавательной и коммуникативной деятельности [8, с. 13 -14].
Социальные стереотипы индивидуального уровня реализуются в познавательной деятельности, т.е. выполняют когнитивную функцию. Иными словами, они участвуют в процессе производства, преобразования, упорядочивания, восприятия, хранения и использования социальной информации. Поскольку индивидуальные стереотипы являются способом приспособления индивида к условиям окружающей его социальной среды, они выполняют адаптивную функцию, которая проявляется на мыслительном уровне через создание ментальной репрезентации объекта, и на поведенческом уровне посредством формирования отдельных поведенческих реакций и моделей поведения, из которых складываются социальные роли.
Индивидуальный стереотип формируется на уровне чувственного восприятия и призван блокировать избыток поступающей к субъекту информации. В этом состоит его фильтрационная функция.
Социальные стереотипы индивидуального уровня, как уже отмечалось ранее, представляют собой фреймы. Этот термин получил довольно широкое распространение в инженерной лингвистике, теории искусственного интеллекта, социологии и некоторых других отраслях знания. Большинство авторов понимает под фреймом, вслед за М. Минским, структуру данных для представления стереотипной ситуации. Фрейм - это не одна конкретная ситуация, а наиболее характерные, основные элементы ряда близких ситуаций, принадлежащих одному классу. Графически фрейм можно изобразить в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними. Каждый узел представляет собой определенное понятие, те или иные черты ситуации, которой оно соответствует. Во фрейме выделяются несколько уровней, иерархически связанных друг с другом. Верхние уровни фрейма четко определены, так как образованы обобщенными понятиями, которые всегда справедливы в отношении представляемой данным фреймом ситуации. Нижние уровни графовой структуры не заданы в явном виде и называются терминалами. Они должны быть заполнены конкретными данными в процессе приспособления фрейма к конкретной ситуации, имеющей место во внешнем мире, из того класса ситуаций, которые представляет этот фрейм [10, с. 7] Например, празднование дня рождения, посещение магазина.
Пытаясь познать новую для себя ситуацию, человек выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (фрейм) с тем, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов.
Фрейм может иметь общие терминалы с другими фреймами. Ряд терминалов фрейма «университет», например, являются общими для фреймов «школа», «училище».
В обычном состоянии основная часть терминалов большинства фреймов заполняется субфреймами, которые называют «приписываемыми по умолчанию». У каждого фрейма есть также набор характеристик, наличие достаточного количества которых приводит к активации фрейма в целом. Активированный фрейм, в свою очередь, активирует присоединенные к его терминалам субфреймы, а недостающие элементы будут восстановлены «по умолчанию».
Выбор фрейма может варьироваться в зависимости от наблюдаемой ситуации. Характеристики, восстанавливаемые «по умолчанию», легко могут быть заменены другими. Этот процесс происходит быстро, поскольку часть терминалов соотносимых фреймов уже заранее связана между собой. Это облегчает изменение неудачной интерпретации и коррекцию «обманутого ожидания»
Предполагается, что сама логика здравого смысла основывается на умении переходить от одного фрейма к другому, который имеет с предыдущим общие терминалы. При этом некоторые слова указывают не на один фрейм, а на сеть фреймов, связанных между собой на основании обобщения вида «А похоже на В, за исключением признака С». Эта связь является элементом аналогии [9, с. 292].
Принято считать, что формирование системы взаимосвязанных фреймов осуществляется в течение всей жизни человека и зависит от приобретаемого им соответствующего опыта. Новые фреймы обычно возникают на основе пересмотра старых с сохранением общих для них терминалов.
Ряд фреймов усваивается индивидом также в процессе обучения (знание социальных установлений) [15,
с. 65].
С каждым фреймом связана информация разных видов: одна, относящаяся к использованию данного фрейма, другая, - предупреждающая о том, что может произойти дальше, третья, - предписывающая, что следует предпринимать, если эти ожидания не подтвердятся.
Фреймы бывают разных видов. Основные типы фреймов - статические и динамические (сценарии). Первые отражают некоторый предмет, например, зеркало, стул, или статическое положение дел, вторые - некоторое длящееся во времени событие или совокупность взаимосвязанных событий (ситуацию). Например, фрейм «свадьба» выступают в качестве заголовка для серии стереотипных действий: подать заявление в ЗАГС (завязка), назначить день свадьбы, пригласить гостей, расписаться в ЗАГСе или повенчаться в церкви (кульминация), принять участие в свадебном вечере в качестве жениха или невесты (развязка). Все действия представлены на различных отрезках времени, т.е. происходят последовательно, одно за другим. Участники ситуации одни и те же.
Наряду с термином «фрейм» используются и другие, близкие по смыслу термины: схема - schema, schemata; сценарий - script; план - plan; когнитивная модель - cognitive model; ситуационная модель - situation model [18; 19; 1; 16; 13, 3].
Под схемой (термин Бартлетта [18]) У. Чейф понимает стереотипную модель, с помощью которой организуется опыт в памяти человека. Схемы определяют кон- цептуальную организацию нашего опыта, наше отношение к нему, связанные с ним ожиданиия, то, как мы будем о нем рассказывать [17, с. 42-43]
В работах Р. Шенка и Р Абельсона [19] Ю. Чарняка [16] описываются формальные объекты, весьма напоминающие сценарные фреймы М. Минского. Р. Шенк и Р. Абельсон называют их сценариями (scripts - скриптами). Ю. Чарняк, вслед за М. Минским, называет соответствующие представления информации сценарными фреймами. Однако, как справедливо отмечает сам Ю. Чарняк, различие между этими понятиями чисто терминологическое, а содержательно между этими двумя представлениями ощутимого различия нет [16, с. 308].
Сценарий-скрипт - это структура, которая описывает соответствующую последовательность событий в определенном контексте, предопределенная стереотипная последовательность действий, которая определяет хорошо известную ситуацию. Имеется ввиду не простое перечисление событий, а каузальная цепочка связанных между собой событий. Под планами Р. Шенк и Р. Абельсон понимают более мелкие структуры, для представления серии действий, приводящих к определенной цели [19, с. 422-448].
Термин «фрейм» получил широкое распространение и представляется нам наиболее удачным.
Существует узкое понимание фрейма применительно к структуре значения лексической единицы. Так, Ч. Филмор под фреймом понимает «специфическое лексико-грамматическое обеспечение», которым располагает данный язык для описания концептуальных схем, извлекаемых людьми из опыта по наблюдению за реальными жизненными ситуациями [14, с. 110].
В когнитивной лингвистике, однако, принято более широкое толкование фрейма - как структурной организации концепта. Эта когнитивная структура организована вокруг какого-либо концепта и содержит лишь самую существенную, типическую и потенциально возможную информацию, которая ассоциирована с данным концептом [6, с. 117].
Понятие «концепт» занимает одно из главенствующих мест в лингвистических исследованиях последних лет В данной работе под концептом мы будем понимать, вслед за Е.С.Кубряковой, оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины, отраженной в человеческой психике [5, с. 90]
Как отмечает М.В.Никитин, разграничиваются концепты онтологических вещей и концепты признаков. Онтологические вещи - это физические тела, объекты с пространственными границами. Концепты признаков вторичны в силу того, что сами признаки представляются человеку как не существующие отдельно от вещей, а только в мыслительном отвлечении от последних. Признаки делятся на признаки-свойства и признаки-отношения. Первые «замкнуты» в самой вещи как ее собственное «достояние», вторые существуют в соотношениях и взаимодействиях вещей. Признаки могут быть простыми и сложными. Сложные признаки представляют собой связку признаков, образующих целостную признаковую структуру [11, с. 29 - 31]. Некоторое множество простых концептов, спаянные как части в импликативное целое, могут объединяться в более сложные по структуре концепты, например, фреймы или сценарные фреймы (сценарии). Такие сложные концепты состоят из концептов вещей и концептов приписываемых этим вещам признаков. Это структурированный фрагмент знания мира на каком-то его участке, сложившийся в сознании вокруг какой-то сущности как обобщенное суммарное представление о сфере ее бытования. Совокупность соотнесенных фреймов образует сводную когнитивную модель мира - целостную многомерную и многоуровневую структуру знаний о мире. Сам мир в сознании отображается как фрейм наивысшего уровня сложности.
Фреймы, содержащие концепты сложных признаков-отношений, называются пропозитивными фреймами. (О пропозициональных фреймах подробнее в [4, с. 186]). На вершине такого фрейма находится сложный предикат, содержащий информацию о событии, затем следует список участников ситуации. Например, фрейм «сотрудничество» состоит из сложного предиката cooperate и двух аргументов - участников ситуации- агенса и бене-фактива.
Итак, социальные стереотипы индивидуального уровня представляют собой фреймовые знания об окружающем мире. Фрейм состоит из мельчайших единиц знания концептов. Это концепты вещей и концепты признаков, приписываемых этим вещам.
Социальные стереотипы индивидуального уровня выполняют когнитивную и адаптивную функции и формируются в процессе социализации. | |
Просмотров: 1449 | |