ПРИМЕНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНА К АНАЛИЗУ ПРИРОДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Т.А. Кирик Научный руководитель - д-р филос. наук, доц. Б.С. Шалютин Термин «виртуальный» восходит к понятию «virtus», использовавшемуся в средневековой христианской философии для концептуализации событий, существующих временно и в частичной форме, а также для объяснения связи всеобщей абсолютной сущности с активностью единичных предмет ов. В дальнейшем интересующий нас термин воскрешают физики - он начинает применяться для обозначения мнимых элементарных объектов, так называемых виртуальных частиц. Также понятие «виртуальный» можно связать с распространенным в модальной логике понятием «возможный мир».
Новую жизнь понятие виртуальности обретает после того, как в употребление входит термин «виртуальная реальность», который, как считается, был введен для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного присутствия в ней человека.
В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию феномена виртуальной реальности 131.
Подход, характерный для техников и специалистов по компьютерам, состоит в трактовке виртуальных реальностей как сложных технических систем, их относят к физической или технической реальности.
В понимании А. В. Петрова виртуальные реальности состоят из двух систем - физической и нефизической: «Среди измерений, определяющих свойства и характеристики представляемых в ВР объектов и систем, одни параметры носят абстрактный (виртуальный) характер, другие физический (реальный)» (/3,58/). Н.А. Носов считает, что понятие виртуальной реальности можно прилагать ко всем видам реальности: и физической, и технической, и психологической, и т.д., так как в широком контексте категория ВР, как философская категория, предлагает единую онтологическую парадигму и для естественных, и для технических, и для гуманитарных дисциплин.
Нам ближе понимание виртуальной реальности как существующей в процессе взаимодействия человека и компьютерной системы.
Мы будем исходить из того, что осуществить адекватный анализ виртуальной реальности возможно только в контексте тех культурных, технолог ических и мировоззренческих трансформаций, которые имеют место в сегодняшнем мире и для раскрытия сущности «виртуальной ре альности» попробуем применить теорию симулякров, активно разрабатывающуюся в рамках пост структуралистско-постмодернистской парадигмы т акими ее представителями, как Ж. Делез, Ж. Бодрийяр и др.
Понятие симулякра («видимости», «подобия», от лат. simulare - притворяться) - древнее, в европейской философии оно существовало, начиная с античности, и было включено в схему репрезентации, сформулированную еще Платоном: имеется идеальный оригинал (эйдос), по отношению к которому возможны верные или неверные подражания. Верные подражания - копии - характеризуются своим сходством (с оригиналом), а неверные подражания - симулякры - своим отличием (от оригинала и друг от друга).
Для Платона симулякр - это копия копии, искажающая свой прототип, а гак как истинность определяется философом, исходя из сходства или несходства с идеей вещи (вообще, Жиль Делез при анализе понятия «симулякр» замечает, что «...платонизм в целом подчинен идее необходимости различения «самой вещи» и симулякров» (/1,90/), то симулякры лишаются онтологического статуса и осуждаются как подделки, вымыслы, призраки и симулякр представляется в качестве исключительно искусственной негативной сущности, своего рода ожившей маски арлекина, насмехающейся над действительностью.
Однако уже у Платона есть мысль, что симулякры выходят за границы оппозиции подлинник-копия и уже не предполагают соотношения ни с какими референтами (см. интерпретацию диалога «Софист» в / 4/). Как заметил Делез, эта «гипотеза сразу отметена, проклята, запрещена, но она возникла, подобно молнии в ночи, свидетельствовавшей о настойчивой активности симулякров, их подспудной работе и возможности их собственного мира» /1,162/.
Таким образом, видим, что в рамках репрезентативной модели применения понятия «симулякр», используемой Платоном, обнаруживается модель нерепрезентативная, которую использует и развивает Делез.
Жиль Делез за основу своих построений бере г утверждение, что оппозиция модель-копия более не имеет смысла. Само понят ие подлинности, соответствия, модели утрачивает смысл, так как в головокружительной бездне симулякров теряется любая модель. С точки зрения нерепрезентативного подхода к симуляции, последняя представляется имманентной реальности, так как возможность симулякра уже изначально присутствует в структуре бытия. Делез утверждает: «Все стало симу-лякром. Но под симулякром мы должны иметь ввиду не простую имитацию, а, скорее, действие, в силу которого сама идея образца или особой позиции опровергается, отвергается.» /1,93/. В отличие от Платона, для Делеза симулякр уже не просто копия копии, ослабевающее подобие, «деградирующая икона». Симулякр - это фантасмагорический об раз, лишенный подобия; в противоположность иконическому образу, поместивший подобие снаружи, а живущий различием.
Жан Бодрийяр, также как и Делез, полагает, что симуляция начинается с утопии основного принципа репрезентации, утверждающего эквивалентность знака и реальности. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака - отображать, символа - представлять, в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла.
В отличие от Делеза, который разрабатывал преимущественно онтологические аспекты симуляции, Бодрийяр применил сформулированную им и Делезом теорию симулякров к описанию современной социальной реальности, которая в массовом количестве вырабатывает самодостаточные, независимые от трансцендентных образцов симуляк-ры и формирует из них жизненную среду современного человека. Бодрийяр анализирует производство, политику, моду, сексуальность с целью обосновать свой тезис, что все есть гиперреальность. В гииерреаль-ности «стирается уже и само противоречие реального и воображаемого. Нереальность здесь - уже не нереальность сновидения или фантазма, чего-то до - или сверхреального; это нереальность галлюцинаторного подобия реальности» /2,149/.
Основываясь на теориях Делеза и Бодрийяра, симулякр можно определить как знак, обретающий свое собственное бытие, творящий свою реальность, и, собственно говоря, переставший быть знаком по сути. То есть он так же реален, как реально любое тело, являющееся референтом, только реален он в своей реальности, к которой мы считаем возможным применить термин «виртуальная». В свою очередь виртуальная реальность есть не что иное, как пространство симулякров. Симулякр обретает свое виртуальное бытие, по отношению к которому наша реальность будет конституирующей, порождающей. Но в своей реальности, которую мы воспринимаем как виртуальную, он становится референтом, образцом по отношению к представляющему его знаку - си-мулякру следующего порядка. Таким образом мы получаем симулякр, симулирующий другой симулякр. Этот «эффект вложенных матрешек» наводит на мысль о множестве миров, каждый из которых присутствует виртуально в другом. И, может быть, каждый из них сам по себе обладает полной реальностью, оставаясь в качестве виртуального лишь по отношению к породившему его миру.
Итак, виртуальную реальность можно охарактеризовать как организованное пространство симулякров - особых объектов, «отчужденных знаков», которые в отличии от знаков-копий фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью. В противоположность актуальной действительности, выражающей целостность, стабильность и завершенность, виртуальная реальность является источником различия и многообразия (см. понятие симулякра, развиваемое Делезом, /1/). Таким образом, виртуальность является феноменом, имманентным самой структуре социокультурного бытия, воплощающим возможность творческой, генерирующей деятельности.
Стоит обратить внимание также и на особенности темпоральности симулякров. Для Бодрийяра темпоральность играет исключительно важную роль. С. Зенкин подчеркивает, что симулякр Бодрийяра не что иное как «особый эффект времени, когда оно утрачивает свой линейный характер, начинает сворачиваться в петли и предъявлять наблюдателю вместо реальностей их призрачные, уже отработанные копии» /2,11/.
Такая особенность темпоральное™ симулякров дает возможность объяснить особенность темпоральное™ виртуальной реальности, определенной как пространство симулякров. В виртуальной реальности возможно вечное возобновление управляемого цикла, в котором субъекту гарантируется возможность начинать с любого элемента в точной уверенности, что к нему можно будет вернуться назад, «поиграть в свое рождение и смерть»/2, 81/.
Применительно к компьютеру, виртуальная реальность неразрывно связана с мультимедийными технологиями, которые посредством наделенного обратной связью взаимодействия «человек - компьютер» и дают эффект присутствия в неком другом, отличным от действительного, искусственном мире - киберпространстве.
Входя в киберпространство, человек начинает ощущать себя не просто окруженным какими то странными ландшафтами, нереальными телами, но и он сам становится таким телом - симулякром, «развеществ-ленным» телом.
Налицо факт слияния субъекта и симулякра, т.е. субъект обращается в собственный симулякр, и физически, телесно оставаясь в действительном мире, он ментально переходит в мир виртуальный, пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющем ничего общего с телесностью. Имеет место эффект двойного присутствия, обладания двумя самостями, расщепление «Я» (см. /4/). Таким образом, смерть субъекта, которую провозгласили постструктуралисты, находит безусловное подтверждение в процессе виртуализации информационных технологий.
Новейшие программные и сетевые технологические разработки уже сейчас позволяют сделать пребывание в виртуальной реальности настолько доступным и притягательным, что реальный мир с его несовершенством, исканиями и тревогами начинает сдавать свои позиции си-мулятивному фантасмагорическому миру. И здесь встает проблема вытеснения социальност и индивида симуляцией. Вообще, можно сказать, что мир информационного общества преобразуется в тотальную симуляцию, однако философия постмодерна способна адекватно описать современные реалии. | |
Просмотров: 862 | |