ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КОМПОНЕНТОМ “БОГ ЗНАЕТ” В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КОМПОНЕНТОМ “БОГ ЗНАЕТ” В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Н.В. Шведова

Научный руководитель - д-р филол.наук, проф. В.А. Лебединская

 

Религия - одна из важных сторон идеологии, культуры. Религиозная тематика воздействует на лексико-фразеологический состав каждого языка. В течение тысячелетий в языке появляются фразеологические единицы, связанные своим происхождением с религией. Одним из актуальных направлений современных исследований фразеологии является пробле ма взаимодействия языка и религии. Определенное место среди фразеологических единиц с религиозной маркированностью занимают фразеологизмы с компонентами “бог” и “черт”. Самым частотным из них является фразеологизм “бог знает” (372 употребления в нашей картотеке).

 

Форма “бог знает” заключает в себе несколько фразеологизмов, которые различаются один от другого местоименными компонентами, входящими в состав фразеологической единицы. Полными омонимами следует считать только два модальных фразеологизма: двухкомпонентный “бог знает” и трехкомнонентный “бог <его [тебя, ее, вас, их]> знает”, включающий в себя факультативный варьирующийся компонент -личное местоимение в форме прямого винительного падежа. Как показывают наши наблюдения, чаще всего в качестве таких компонентов используются местоимения 3 лица (его, ее, их) - 16 употреблений; но возможны и личные местоимения 1 и 2 лица (вас, меня, нас) - 5 употреблений: Жалкий, хилый такой (встречаемся мы с ним иногда в коридоре); коленки у него дрожат, руки дрожат, голова дрожит, уж от болезни, что ли, какой, бог его знает...(Ф.М. Достоевский. Бедные люди). Она подошла к нему, сдернула одеяло, смотрит - а уж он холодехонек - умер, маточка, умер Горшков, внезапно умер, словно его громом убило! А от чего умер - бог его знает (Ф.М. Достоевский. Бедные люди).

 

 

В разных словарях количество фразеологизмов “бог знает” и качество их толкований различаются. Так, во “Фразеологическом словаре русского языка” под редакцией А.И. Молоткова находим следующие фразеологические единицы: Бог [господь, аллах, черт, бес, леший, пес] знает. 1. Неизвестно, никто не знает (что, кто, какой, как, где, когда и т.п.). 2. Выражение возмущения, негодования, вообще отрицательного отношения к чему-либо, или по поводу чего-либо (в сочетании с теми же словами, что и 1 значении); Бог (черт) знает что. 1. Нечто невообразимое. 2. Все, что угодно; Бог [господь, аллах, черт, бес, леший, шут, пес, хрен] <его [тебя, ее, вас, их]> знает [ведает]. 1. Неизвестно, никто не знает. 2. Выражение восторга, возмущения, недоумения, радости и т.п.

 

Во “Фразеологическом словаре русского литературного языка” А.И. Федорова выделены фразеологизмы: Бог его (тебя, ее, вас, их) знает. Разг. Никто не может знать; Бог знает. Разг. Неизвестно; Бог знает кто. Разг. Пренебр. Самый заурядный, ничем не примечательный человек; Бог знает куда. Разг. Экспрес. Очень далеко; Бог знает что. Экспрес. 1. Нечто несусветное. 2. Все, что угодно.

 

Таким образом, А.И. Молотков выделяет 3 фразеологизма, А.И. Федоров - 6. Мы считаем, что в современном русском языке насчитывается 15 фразеологических единиц с общим элементом “бог знает”: “бог знает”, “бог его (ее, вас, их, тебя) знает”, “бог знает кто”, “бог знает что”, “бог знает какой”, “бог знает когда”, “бог знает сколько”, “бог знает почему”, “бог знает почем”, “бог знает отчего”, “бог знает откуда”, “бог знает куда”, “бог знает как”, “бог знает зачек”, “бог знает где”. В словаре А.И. Молоткова фразеологические единицы “бог знает”, “бог знает что”,“бог знает кто”, “бог знает какой”,“бог знает как”, “бог знает где” и т. п. даются как варианты одного фразеологизма. По нашему мнению, это самостоятельные фразеологические единицы, которые принадлежат к разным семантико-грамматическим классам. Интересен тот факт, что в словарях как варианты именного компонента зафиксированы следующие имена существительные: господь, аллах, черт, бес, леший, шут, нес, хрен. Мы считаем, что фразеологизмы “господь знает”, “аллах знает ” являются синонимами к “бог знает”, “бес знает”, “леший знает”, “шут знает” и т. п. содержат в своей семантике отрицательные оценочные семы. В формировании синонимов к фразеологизму “бог знает” участвуют названия монотеистических богов; названия языческих богов не принимают участия в формировании подобных фразеологических единиц.

 

Рассматриваемые фразеологизмы можно разделить на 2 разряда: соотносимые с знаменательными частями речи и соотносимые с модальными словами. К первой группе относятся предметно-местоименные (117 употр.), призначно-местоименные (23 употр), наречно-местоименные (69 употр.) фразеологизмы.

 

К предметно-местоименным фразеологическим единицам относятся “бог знает кто” и “бог знает что”. Местоименный компонент в этих фразеологизмах создает семы одушевленности/неодушевленности предмета. Этот компонент может быть употреблен в косвенном надеже с предлогом или без него: Он редко был в памяти; часто был в бреду; говорил бог знает о чем.. .(Ф.М. Дост оевский. Бедные люди) Долго потом скитался по Европе, жил бог знает чем.. .(Ф.М. Достоевский. Бесы.) Бог знает до чего бы дошло. (Ф.М. Достоевский. Бесы.) Наиболее частотными формами местоименных компонентов кто, что являются Им. п. и Р. п. с предлогом: “бог знает кто” (14 употр.), “бог знает на кого” (4 употр.), “бог знает у кого” (3 употр.), “бог знает что” (52 употр.), “бог знает чего” (4 употр.), “бог знает до чего” (6 употр.), “бог знает для чего” (4 употр.), “бог знает с чего” (2 употр.), “бог знает от чего” (2 употр.).

 

Призначно-местоименные представлены в нашей картотеке 2 фразеологизмами - “бог знает какой” (21 употр.) и “бог знает что такое” (2 употр.): Двух минут на месге не мог простоять; брал в руки все, что ему не попадалось... говорил бог знает что такое.. .(Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Доискались, что он живет в какой-то страшной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения... дни и ночи проводит в темных трущобах и бог знает в каких закоулках... (Ф.М. Достоевский. Бесы.) Местоимение какой может употребляться в форме ед. и мн. числа, мужского, женского и среднего родов, в Им. (12 употр.), Т. (5 употр ), П. (3 употр.) падежах: К ней все, бывало, гости ездили, и все бог знает какие люди, всегда по каким-то делам и на минутку. (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Постоянно стояла толпа, хоть и не бог знает какая, но все-таки человек во сто. (Ф.М. Достоевский. Бесы.)

 

Фразеологизмы “бог знает сколько” (2 употр.), “бог знает почему” (10 употр.), “бог знает отчего” (8 употр.), “бог знает откуда” (10 употр.), “бог знает куда” (4 употр.), “бог знает когда” (3 употр.), “бог знает как” (10 употр.), “бог знает зачем” (3 употр.), “бог знает где” (9 употр.) по семантике относятся к наречно-местоименным: Я видела, что он последнее на меня отдавал, а сам бился бог знает как. (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Эти дни были так недолги; их смешило горе, черное горе, которое бог один знает когда кончится. (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Господин Быков с нами не живет, так люди все разбегаются, бог знает куда. (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.)

 

В нашей картотеке есть весьма многочисленный класс фразеологизмов с модальным типом слов. К нему относятся фразеологизмы “бот знает”, “бог <его [ее, тебя, их, вас]> знает”, которые, как правило, выражают отношение неуверенности, возмущения, негодования и т.п. говорящего к сообщению (103 употр.).

 

Модальная функция фразеологизма “бог знает” может ослабляться и тогда он выступает в качестве главной части в сложноподчиненном предложении: Бог знает, что он говорил! (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Бог знает, как эти люди делаются! (Ф.М. Достоевский. Бесы.) Этот фразеологизм может употребляться а) в начале предложения в сочетании с обращением; б) в середине для придания модальности отдельному слову или словосочетанию; в) в конце простого предложения как итог предшествующей части: Бог знает, может быть, она вдруг увидела теперь перемену в судьбе его. (Ф.М. Достоевский. Неточка Незванова.)

 

Процесс формирования фразеологических единиц на базе компонентов “бог” и “черт” не завершен, он продолжается. В разных словарях количество фразеологизмов “бог знает” и качество их толкования различны и требуют доработки, уточнения. Самым многочисленным является класс модальных фразеологизмов (103 употр.). Они имеют тенденцию употребляться в модальных значения: 1) в начале и середине предложения передают значение неуверенности в том, о чем повествуется в предложении; 2) в конце предложения они имеют значение вывода, обобщающего положения со значением неуверенности и присоединяются с помощью тире. Самым частотным употреблением (76 употреблений) модального фразеологизма “бог знает” является позиция главного пред ложения в сложноподчиненном. Здесь обнаруживается двойственность синтаксической природы этой единицы языка: 1) в прошлом отдельное самостоятельное предложение; 2) в современном русском языке модальный фразеологизм. Менее часготным является употребление этого фразеологизма как модального словосочетания. Очень редко фразеологическая единица “бог знает” употребляется в качестве члена предложения: Батюшку поминутно бранила: говорила, что лучше других хотел быть, да худо и вышло; дескать, жену с дочерью пустил по миру, и что не нашлось бы родственницы... христианской души... так еще бог знает пришлось бы, может быть, среди улицы с голоду сгнить. (Ф.М. Достоевский. Бедные люди.) Исчезает семантика модальности, фразеологизм начинает выполнять роль члена предложения с качественно-обстоятельственным значением.

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (21.10.2018)
Просмотров: 2901 | Рейтинг: 2.5/2