НРАВСТВЕННЫЙ МИР ПОСЛОВИЦ В “ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО” Н.М.КАРАМЗИНА Е.Г. Позднякова Научный руководитель - д-р филол. наук, проф. В.П. Федорова
Создавая “Историю государства Российского”, Н.М.Карамзин во многом опирался на народное мнение, поэтому автором широко используется фольклорный материал. Обращение писателя к фольклору было осознанным. По свидетельствам современников Карамзина, на историографа большое влияние оказал сборник Кирши Данилова. Так, сохра нилась записка А.Ф.Якубовича, принимавшего участие в издании “Древних российских стихотворений”. Она свидетельствует, что Карамзин, которому была показана рукопись Кирши Данилова, “уверил в своем и просвещенных читателей выгодном мнении относительно древних стихотворений” (Русский филологический вестник. -1911.- № 1,- С.209-210).
Булгарин сообщил об относящемся к 1819 г. разговоре его с Карамзиным, в котором историограф рассказал о своем намерении “собрать и издать лучшие русские песни, если возможно, расположив хронологическим порядком, и присоединить к ним исторические и эстетические замечания”. Осуществить это намерение писателю не удалось, однако он с большим вниманием относился к работе других литераторов, собиравших фольклор. Так, он горячо рекомендовал Ходаковскому издать “собрание народных преданий, старинных песен, сказок, относящихся к обычаям или к мифологии славян” (Карамзин. Письмо А.Н. Голицыну 23 февраля 1820 г. //Францев В. А. Польское славяноведение конца 18 и первой четверти 19 столетия. Прага, 1906. С. CXVIII). Заняться изданием пословиц и песен Карамзин советовал также П.А.Вяземскому (Старина и новизна. Кн.1.- СПб, 1897,- Отд.И, с. 114).
Как показывают произведения писателя и его архивные материалы, Н.М.Карамзин еще задолго до создания “Истории государства Российского”, а также и во время написания “героической поэмы”, занимается исследованием, собиранием фольклорного материала.
Задачей Карамзина, создателя “Истории государства Российского”, было не только открыть читателю прошлое России, укрепить его историческую образованность, но и воздействовать на его нравственность. А в этом писателю помогли пословицы, нравственный мир которых, говоря словами В.И.Даля, - это “свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешенье в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый”. Н.М.Карам-зин обращается к истокам народной культуры, к фольклорным представлениям о Добре и Зле.
“История государства Российского” включает в себя небольшой по количеству объем пословиц и кратких изречений. Это связано с выбором жанра произведения. Чтобы ярче представить историю России, особенно древние ее века, автор прибегает именно к пословицам.
В V томе автор даст высокую оценку этому фольклорному жанру, подчеркивая, что именно пословицы являются тем нравственным ориентиром, на который было принято равняться: “Сверх церковного наставления и мудрых изречений Святого Писания, которые врезывались в память людей, Россия имела особенную систему нравоучения в своих народных пословицах... тогда жили в пословицах. Все хорошо приду манное, сильно сказанное, передавалось из рода в род. Мы легко забываем читанное, зная, что в случае нужды можем опять развернуть книгу: но предки наши помнили слышанное, ибо забвением могли навсегда утратить счастливую мысль или сведение любопытное” (Т.У, глава 4, с.239).
Пословицы вводятся Карамзиным как собственно цитаты и на фабульном, и на внефабульном уровне: либо они являются предметом изображения, составной частью фабулы: их произносят герои, о них рассуждает автор. Либо они никем не произносятся, не их описывает, а ими описывает автор.
Пословицы в “Истории государства Российского” выполняют две функции, условно их можно разделить на две группы. Во-первых, они служат яркой иллюстрацией исторического материала, своего рода кратким, но веским итогом к рассказываемому ранее историческому эпизоду. Среди таких пословиц большинство для нас утратило смысл, гак как повествование ведется о давно минувших временах. Но именно они и раскрывают наиболее ярко нравственный мир древней русской души.
Первая группа пословиц широко представляет исторический материал. Пословицы этой группы в большинстве случаев относятся к военной тематике. Характерно, что пословицы данной группы используются автором в основном в прямом их значении. К ним относятся следующие: “Погибоша аки Обри”, “Беда аки в Родне”, “Радмичи волчья хвоста бегают”, “Мир стоит до рати, а рать до мира”, “Днестр сыграл злую игру Уграм”, “Такали, такали Новгородцы, да и протакали”, “Где царь, там и Орда”, и т.д.
Ко второй группе пословиц “Истории государства Российского” относятся пословицы, рассказывающие о нравах и обычаях наших предков, отражающие многие наши народные свойства. Тематика второй группы пословиц разнообразна. Это известная пословица древних времен: “Серебром и золотом не добудешь верной дружины, а с нею добудешь много и серебра и золота”, составляющая кодекс чести древних русских воинов.
Пословицы второй группы многозначны. Они употребляются автором как в прямом, так и в переносном значении. Переносное значение пословиц является назиданием для современников и потомков автора. Это своего рода авторское нравоучение.
Повествуя о зверствах галицкого князя Романа, обличая их, Карамзин цитирует любимую пословицу Романа: “Чтобы спокойно есть медовый сот, надобно задавить пчел”. Здесь пословица является нравственным регулятором поведения героя. Живя по такому закону, князь Роман был наказан за безрассудство и жестокость. Э го должно послужить, так считает автор, уроком многим, кто забывает, что мораль “...дока зывает человеку, что он для собственного своего счастья должен быть добрым” (Н.М.Карамзин. Сочинения в 2 т. Т.2. С.57). Большую воспитательную роль в нравственном отношении играет пословица о Шемякином суде: “Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самых гражданских делах попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной”. Карамзин на конкретном примере покажет, что безнравственность - наказуема: “Должны ли вероломные надеяться на верность обманутых ими? Но злодеи, освобождая себя от уз нравственности, мыслят, что не всем дана сила попирать ногами святыню, и сами бывают жертвою легковерия”. Карамзин-сентименталист не мог не коснуться и вопроса о чувствах. Цитируя Гербершгейна, историограф отметит еще одну национальную особенность русского народа, которую, наверное, можно наблюдать и поныне, недаром пословицу можно услышать и сейчас. Автор “Истории государства Российского”, не называя пословицы, настолько они известны, намекая на хорошо известный факт (прием аллюзии), отметил следующее: . .жена россиянка не уверена в любви супруга без частых от него побоев: сие вошло в пословицу...”.
Таким образом, нравственный мир пословиц в “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина чрезвычайно богат. Он высвечивает народное отношение к разным сторонам и явлениям жизни, показывая мудрость, жизненный опыт, смекалку народа. Это и хотел донести до нас, потомков, Н.М.Карамзин. | |
Просмотров: 623 | |