РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ БЫТОВАНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ У СТАРООБРЯДЦЕВ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ (XVIII - XX вв.)

РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ БЫТОВАНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ У СТАРООБРЯДЦЕВ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ (XVIII - XX вв.)

Л. В. Фаткулина

Научный руководитель - д-р филол.наук, проф. В.П. Федорова

 

Духовные стихи как вид народной поэзии бытуют у старообрядцев Южного Зауралья в двух формах - письменной и устной. Это связано с тем, что источниками современного репертуара духовных стихов, как правило, являются рукописные стиховники, а также устная традиция. Собиратели духовных стихов XIX века (П.А. Бессонов, П.В. Киреевский, Ф.И. Буслаев, B.I). Варенцов и другие) отмечали, прежде всего, устную передачу стиха от исполнителя к исполнителю. Наши наблюдения позволяют утверждать, что теперь в подавляющем большинстве стихи передаются и распространяются через письменный текст рукописный или печатный.

 

Цель настоящего исследования рассмотреть рукописную традицию, сложившуюся в отношении духовных стихов в среде старообрядцев Южного Зауралья.

 

 

Характерной особенностью зауральской традиции исторической жизни жанра духовных стихов было распространение их через рукописные сборники. Курганская, Шадринская, Шатровская коллекции Лаборатории археографических исследований УрГУ дают основание говорить о том, что духовные стихи вносились также и в собрания религиозного содержания (ЛАИ УрГУ XV.30p/72 (II). Вопросы и ответы беседы грех святителей. Фрагмент. Конец XIX в. 8°. 7 л.; ЛАИ УрГУ XV.42p/88. Сборник духовных стихов с прибавлением апокрифов “О неделе” и “Иерусалимского свитка”. 1940-е гг. 8°. 36 л.). Своеобразие зауральской традиции выступает в сопоставлении с традициями других регионов. Так, С.Е. Никитина, характеризуя совокупность письменных текстов стихов у старообрядцев Верхокамья, отмечает, что тексты имеются в книгах трех типов. “Первый тип представляют рукописные сборники местного происхождения, где стихи занимают, как правило, меньшую часть сборника, и тексты их идут подряд или перемежаются текстами других жанров. Сборники эти датируются XVIII, XIX и XX веками; количество стихов в них колеблется от 1-2 и более. Второй тип представляют местные рукописные стиховники, т.е. книги или тетради, содержащие только стихи”. Большинство зафиксированных С.Е. Никитиной сгиховников относится к XX веку. И, наконец, “третий тип - печатные стиховники московских старообрядческих типографий начала XX века” /1, 111-112/. Для Южного Зауралья (данные фольклорных экспедиций кафедры литературы КГУ, ЛАИ УрГУ, Тобольского филиала Тюменского государственного архива) характерны рукописные сборники духовных сгихов первых двух типов. Материалы фольклорных экспедиций кафедры литературы КГУ свидетельствуют о том, что старообрядцами Зауралья подчеркивалось значение старинной книги в поддержании веры и дониконианских обычаев. Эти книги береглись, передавались но наследству, чтобы донести потомкам слово об истинной вере и блах очестии. Владельческая надпись на странице одной из рукописных книг гласит: “Сборники духовных стихов, переписанные полууставом, ценились очень дорого и передавались из рода в род как святыня”.

 

В Южном Зауралье зафиксировано 34 рукописных сборника духовных стихов. Архивные материалы кафедры литературы КГУ позволяют утверждать, что письменный состав стихов намного шире и интереснее, чем устный репертуар.

 

Зауральская рукописная традиция насчитывает около 103 сюжетов духовных стихов, из них наиболее распространенными являются стихи на новозаветные сюжеты: “Стих о посте и страдание Спасителя”, “Воскресению Христову”, “Стих о рождении Спасителя”, “Стих о Эдеме”, “Стих Богоявлению”, “Стих на Пасху Христову и на Благовещание Пресвятыя Богородице”, “Стих о втором пришествии Христове и о судном дне” и др. Лейтмотивом, пронизывающим многие тексты, является тема покаяния и ухода из мира как пути к спасению. Треть всех стихов сборников относится к покаянным, которые представляют собой обращение к душе или богу: “Господи, помилуй, Господи, прости!..”, “Пора тебе уж пробудиться, о, бедная душа моя!..”, “Господи, умом желаю над страстями обладать...”, “Душе моя, помысли смертный час...”, “Попе-кися, душе моя, о своем ты спасении..

 

Значительное место в зауральской рукописной традиции исследуемого вида народной поэзии занимают собственно старообрядческие стихи о разорении старинных устоев и древней церкви. Это обусловлено тем, что в Южном Зауралье очень остро проходила борьба против новой веры, вплоть до самосожжения. Стихи о трагедии разорения старой веры дают целостное представление о восприятии зауральскими старообрядцами церковной реформы середины XVII века, ее истоков и последствий. В сборниках часто встречаются произведения о событиях на Выге, о разорении Соловецкого монастыря: “О разорении церкви при Никоне-патриархе”, “О Никоне”, “Воспоминание о киновиархе выгорецкого общежительства Андрее Денисиеве”, “Настоящее и прошлое”. М.Г. Казанцева справедливо отмечает, что “собственно зауральские сюжеты составляют небольшое число в рукописных сборниках” /2,186/. Здесь следует назвать те стихи, которые продолжают историческую традицию старообрядцев и связаны с событиями местной истории: “К обуховцам”, “Сумцам”, “О Дубровском соборе”/5/. Обухово, Сумки, Дубровино - старообрядческие села Курганской области. В зауральской традиции воспето святое место - Гагарье - зауральский центр поморского согласия (“О Соборе Гагаринском”)/5/. Эти стихи направлены на обличение разных толков внутри поморского согласия. Дело в том, что в Южном Зауралье ведущим был беспоповский поморский толк, и, как справедливо отмечает М.Г. Казанцева, “данные стихи были сложены в среде беспоповцев поморского согласия’73,81/. Сочинения в поэтической форме дают оценку полемике поморцев “брачного” толка и их оппонентов “безбрачников”, или в местном понимании “бракобо-ров”. “Особенности поморского учения базируются на тезисе о том, что Антихрист уже пришел в мир и духовно царствует в Русской церкви со времен патриаршества Никона. С этого времени нет истинных таинств и истинного священства, поэтому таинство брака, которое могут совершать только священники, должно быть отменено. Все должны жить без бранно. Венчавшихся в церкви, а потом перешедших в старообрядчество, нужно разводить”/4,4/. С середины XVIII века внутри поморского согласия начинается полемика о возможности “бессвященнословных’' браков. К концу XVIII века согласие раскалывается на “брачников” и “безбрачников”. Настроения по поводу принятия таинства брака были широко обсуждаемы в Южном Зауралье на поморских соборах начиная с XIX века вплоть до конца 20-х годов XX века. “Стих новый о раздоре, о Курганском соборе'75/ о расколе брачников и безбрачников представляет собой образец полемического стихотворного произведения. “Курганский собор состоялся 5-7 февраля 1924 года в Кургане, в поморском молитвенном доме Покрова Божией Матери и Святого Николая Чудотворца’74,41/.

 

Таким образом, рукописная традиция духовных стихов Южного Зауралья (XVIII-XX вв.) охватывает многие стороны бытия, а главное дает возможность судить о представлениях старообрядцев о вере, истории, грехе, нравственности и душе.

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (21.10.2018)
Просмотров: 866 | Рейтинг: 0.0/0