ПРОЦЕСУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПРИРОДА ПЕРЕЖИВАНИЯ-ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

ПРОЦЕСУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПРИРОДА ПЕРЕЖИВАНИЯ-ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

С.В. Духновский

Научный руководитель - д-р психол. наук, проф. Р.В. Овчарова

 

Под критической ситуацией понимается социальная ситуация, которая складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного травматизирования совокупностью событий внешнего и внутреннего мира, преломленных в психике человека. Это “преломление” представляет собой идеальное и чувственно-деятельное психологическое обобщение чувственно-мыслительных образов событий, входящих в её состав, детерминирующее поведение и развитие личности.

 

Одномоментное, сильное воздействие может привести к развитию макропсихотравмы, в то время как слабое, но длительное воздействие представлено микропсихотравмирующими факторами. Критические ситуации детерминированы взаимодействием внешних патогенных стимулов (или субъективно так воспринимаемых) с личностными особенностями человека.

 

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком, так как иногда это - обычные условия его существования. В критической ситуации нет прямой угрозы небытия - смерти. Критичность ситуации заключается в том, что её переживание несет потенциальную угрозу личностному развитию человека, его социальной адаптации. О переживании такой ситуации судят по косвенным признакам: изменениям в когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мо-тивационной сферах, в психологическом времени личности и поведенческой сфере.

 

 

С момента возникновения критической ситуации человек вступает с ней в динамические отношения. По Ф.Е. Василюку (1984), это представляется как деятельность по перестройке психического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни. Это внутренняя интеллектуально-волевая работа по восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования.

 

В то же время, необходимо учитывать положение А.С. Кочаряна (1986) о том, что категория деятельности в её классическом варианте не может описать многие формы реакций на трудную ситуацию: отсутствует традиционная структура деятельности, из неё выпадают те или иные составляющие. Причем редукции может подвергнуться конституирую щая составляющая деятельности - её предмет.

 

Исходя из этого, считаем, что переживание-преодоление критических ситуаций имеет процессуально-деятельностную природу и протекает на бессознательном и сознательном уровнях, в зависимости от осознанности поведенческих проявлений (ситуационных защитных автоматизмов, копинг-стратегий, стилевых защитных автоматизмов).

 

Процессуально-деятельностная природа переживания-преодоления критических ситуаций определяется тем, что основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. С.Л. Рубинштейн (1999) отмечает, что “...психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, непрек-ращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных дейсгвий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних воздействий, определивших его историю”. Таким образом, переживание ситуаций может выступать как процесс их “проживания”.

 

Однако, как считает С.Л. Рубинштейн (1999), не всякий процесс выступает как деятельность человека. Деятельность включает в себя процессы или представляет собой процесс “посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам которые ставит перед ним жизнь”. Исходя из этого, переживание ситуации может гак же выступать в качестве деятельности деятельности преодоления.

 

Рассматривая переживание критических ситуаций как деятельность, отметим, что она (деятельность) в смысле теории взаимодействия неразрывно связанна с оказанием влияния на определенный предмет - в данном взаимодействии необходимо вести также поиск причинных и инструментальных соотношений в человеческом поведении. Одним из них является то, что деятельность своей целенаправленной формой -поведением, отличается более или менее явным эффектом. Результат деятельности, а также её эффект можно интерпретировать как конечное состояние деятельности, как процесс, происходящий во времени. Таким образом, деятельность по переживанию-преодолению критических ситуаций рассматривается как трансформация или система трансформаций, осуществляющих переход от начального состояния (момент начала ситуации и личностных изменений), к конечному финальному состоянию (ситуация и “выход” из неё закончены).

 

Можно заключить что переживание-преодоление критических ситуаций выступает в процессуальном плане, когда мы рассматриваем (изучаем) то, посредством чего решаются задачи преодоления ситуации (ситуационные защитные автоматизмы, копинг-сгратегии, стилевые защит ые автоматизмы, компенсаторное поведение). Как деятельность переживание выступает, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он решает, преодолевая ситуацию, когда, словом, выступает личностный (а это, прежде всего, мотивационный) план переживания-преодоления критических ситуаций.

 

Исходя из этого, процесс переживания-преодоления критических ситуаций, как он может быть дан в действительности, представляет собой и деятельность (в том плане, что человек принимает на себя ответственность за то, что он делает, предпринимает, преодолевая ситуацию), и процесс, выражающийся в ситуационных защитных автоматизмах, “техниках жизни”, копинг-стратегиях, стилевых защитных автоматизмах.

 

Это объясняется тем, что, как считает С.Л. Рубинштейн “изучать психические процессы, психическую деятельность, - значит тем самым изучать формирование соответствующих образований... Безотносительно к образованию, которое формируется в процессе, нельзя собственно очертить и самый процесс, определить его в специфическом отличии от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе, вне соответствующего процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) -это психический процесс в его результативном выражении”.

 

В качестве “результативного выражения” процесса переживания-преодоления критических ситуаций, в идеальном плане, выступают чувственный образ переживаемых событий или ситуации в целом, эмоциональные состояния, лежащие в этиологии нсихотравмирующего переживания. На уровне поведения процесс переживания-преодоления критических ситуаций свое “результативное выражение” находит в психологической защите, совладающем и компенсаторном поведении, трансформации личности.

 

В ходе исследования на первое место может выступать то процессуальный план, образующий необходимую основу переживания-преодоления, то надстраивающийся над ним верхушечный личностный план, в котором переживание-преодоление и выступает как деятельность субъекта, выражающая его отношение к задачам, которые встают перед ним при “проживании” ситуации.

 

По отношению к переживанию-преодолению критической ситуации реализуем идею “полюсности-двойственности”. Как отмечает Л.М. Попов (2000), “двойственность в психологии - это идея диалектического подхода к пониманию любого явления, его полюсной характеристики, когда на одном полюсе сосредотачивается противоположное тому, что есть на другом”. В любой двойственности и в её перенесении на психику есть зародыш некоторого противоречия, стимулирующего самостоятельную деятельность субъекта, направленную на его преодоление. С этой позиции переживание-преодоление критических ситуаций рассматривается как конструктивное - удачное, и неконструктивное неудачное переживание (псевдопреодоление ситуации).

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (21.10.2018)
Просмотров: 636 | Рейтинг: 0.0/0