ПРЕДМЕТНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ И ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ В СТИХАХ ВЛАДИСЛАВА ХОДАСЕВИЧА Е.А. Коршкова Научный руководитель - д-р филол.наук, проф. В.А. Лебединская
Цель статьи - выявить подсистему предметных фразеологизмов с пространственным и временным значением в стихах Вл. Ходасевича.
Поэтический мир, как и мир реальный, имеет два измерения временное и пространственное. Рассмотрим фразеологические единицы, которые определяют поэтический мир Вл. Ходасевича.
Картотека предметных фразеологизмов включает в себя 739 единиц. Фразеологизмов, обозначающих время, - 53, пространство - 72.
Обратимся к фразеологизмам, обозначающим время. Движение времени передают фразеологизмы, которые называют элементы суточного цикла, например: раннее утро, утренняя заря, утренний час, целый день, весь день, зимний вечер, вечерний час, ночной час, лунная ночь. Приведенные фразеологизмы обозначают течение времени в реальном мире. Но, попадая в поэтический мир, они могут приобретать символическое значение. Так, фразеологизм “круглый год” - это одновременно обозначение реального годового цикла и символ вечности:
В моей стране - ни зим, ни лет, ни весен,
Ни дней, ни зорь, ни г олубых ночей.
Там круглый год владычествует осень,
Там серый свет бессолнечных лучей.
(Вл. Ходасевич “В моей стране”)
Среди предметных фразеологизмов, обозначающих время, есть единицы, заключающие в себе философское содержание, они обобщают жизненный опыт автора, поэтому часто обозначают прошлое, которым он живет в настоящем. Например, воспоминания о детстве скрашивают его настоящее:
Пусть блестят в стремительном размахе
Томагавки, копья и навахи, -
Пусть опять прихлынут к сердцу страхи,
Как в былые детские года.
(Вл. Ходасевич “За окном - ночные разговоры”) Приведем еще примеры предметных фразеологизмов, обозначающих расширенное время: былые дни, давние года, былые годы, долгие года.
Называя абстрактное время, предметные фразеологизмы в поэзии Ходасевича носят оценочный характер, передают трагичное мироощущение автора: роковое время, черный день, безысходный час, час смерти, многострадальная пора, вечная ночь, страшный час, последний раз, короткий век. Так, в стихотворении “Кольца” фразеологизм “глухие дни” обозначает тяжелые дни разлуки с любимой женщиной:
Велишь - молчу. Глухие дни настали!
В последний раз ко мне приходишь ты.
Но различу за складками вуали Без милой маски милые черты.
(Вл. Ходасевич “Кольца”) Свое пребывание в этом мире поэт расценивает как трагедию и историческое время, в котором он живет, воспринимает как “страшный час”. Этот фразеологизм заключает в себе обозначение реального времени и его оценку:
Горе нам, что по воле Божьей В страшный час сей мир посетили!
На щеках у старухи прохожей Горючие слезы Рахили.
(Вл. Ходасевич “Слезы Рахили”) Рассмотрев фразеологизмы, называющие время в творчестве Вл. Ходасевича, можно сделать следующие выводы. Для Ходасевича-человека время протекает как бытовое, но фразеологических названий бытового времени в творчестве поэта немного. Оценивая временные промежутки, Ходасевич вкладывает в них философское содержание, которое формирует его индивидуальное поэтическое время как вечное. Индивидуальное поэтическое время может протекать медленнее или быстрее бытового, что зависит от поэтических чувствований в конкретный момент.
Таким образом, в творчестве Ходасевича есть три течения времени: бытовое (реальное), философское (вечное), поэтическое (индивидуальное).
Поэтический мир определяет вместе со временем и пространство. Рассмотрим фразеологизмы, обозначающие пространство в стихах Вл. Ходасевича. Они могут указывать на реальное, конкретное пространство, связанное с биографическими фактами: Смоленский рынок, Ни китские ворота, Красное море, донская станица, берлинская улица.
Фразеологизмы, обозначающие пространство, также называют абстрактные, символичные места, которые находятся за пределами реального мира. Например, обозначают места, связанные с греческой мифологией: берега Коцита, сумерки Эреба. Символами являются фразеологизмы, обозначающие загробный и земной миры. Они живописуют поэтический мир Ходасевича как мир печали: страна безмолвия, земной сумрак, обетованная страна, страна мечтаний, дальний край, иной мир, белый свет, черная бездна, дно морское, сторона глухая. Как правило, место, где находится поэт, навевает на него печаль и тоску:
Я думал в грустном сем краю Уже полвека все пустеет.
О, пусть отныне жизнь мою Одно грядущее волнует!
(Вл. Ходасевич “Жеманницы былых годов”) Мельница забытая В стороне глухой.
К ней обоз не тянется И дорога к мельнице Заросла травой.
(Вл. Ходасевич “Мельница”)
Приведенные выше фразеологические единицы выводят поэтическое пространство Вл. Ходасевича за пределы бытового пространства в бытийное, вечное. В поэтическом пространстве фразеологизмы совмещают в себе обозначения конкретного и абстрактного пространства. Так, фразеологизм “дальний край” означает не только конкретную страну (Польшу), но образ мира, близкий душе поэта:
Но памятны мне утра в детстве,
Когда меня учила мать
Про дальний край скорбей и бедствий
Мечтать, молиться и молчать.
(Вл. Ходасевич “Я родился в Москве”)
Итак, предметные фразеологизмы, обозначающие пространство в стихах Вл. Ходасевича, могут называть различные пространства. Фразеологизмы, называющие пространство, обусловлены фактами биографии поэта и называют реальные конкретные места его жизни. Фразеологизмы могут называть пространства абстрактные, бесконечные, что выводит поэтическую картину мира поэта в бытийный план, наполняет ее философским содержанием. Вл. Ходасевич в своих стихах создает свое особое поэтическое пространство, в котором одновременно совмещаются реальные и конкретные пространства.
Чтобы составить целостную пространственно-временную фразеологическую картину поэтического мира Вл. Ходасевича, рассмотрим в единстве фразеологизмы, обозначающие время и пространство в его стихах. Предметные фразеологизмы с пространственным и временным значением отразили реальное (бытовое), философское (бытийное, вечное), поэтическое (индивидуально-художественное) пространство и время. При этом в поэтическом пространстве и времени поэта бытовое и бытийное пространство и время совпадают, так как отражают авторскую концепцию действительности, где все, что составляет предметный мир, вписано в контекст вечности. Таким образом, предметные фразеологические единицы, обозначающие пространство и время в стихах Вл. Ходасевича, отражают не только определенные временные и пространственные пласты, но и его мироощущение через отношение к ним. | |
Просмотров: 1739 | |