МАГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ А.В. Бойко Научный руководитель - канд. филос. наук, доц. И.Н. Степанова Как ни удивительно это признавать, феномен магии, несмотря на широкое распространение, достаточно редко является объектом исследования. Правда, имеются авторитетные разработки Л.Леви-Брюля о первобытной магии, ДжДж.Фрэзера о соотношении магии, науки и религии, функциональный аспект магии рассмотрен Б.Малиновским, обзор классификаций магии выполнен С.А.Токаревым и т.д. Все эти труды базируются, по преимуществу, на этнографическом материале бесписьменных обществ. Магия как феномен, существующий в цивилизованных обществах, почти не являлась объектом исследования. Отсутствуют крупные работы о магическом сознании и магическом менталитете. Тем самым становится очевидной актуальность исследования, в фокус которого попадают магические представления. Под магическими представлениями мы будем понимать совокупность ментальных установок и основанных на них действий, относящихся к области сверхъестественного.
Рассмотрим структуру магической деятельности. Отметим, прежде всего, что магия есть того или иного рода ориентационное воздействие, которое осуществляет обладающий особыми свойствами человек - маг. Воздействие направлено на определенный объект, и в нем используются специальные методы. Воздействие осуществляется в интересах конкретного лица или группы лиц. Исходя из этого, можно выделить следующие элементы магической деятельности:
• лицо, которое осуществляет магическую деятельность, - субъект магии;
• то, на что направлена цель данной деятельность, - объект магии; то, с помощью чего данная деятельность осуществляется, - методы магии;
• инициатор магической деятельности - социальный заказчик.
При этом магическая деятельность может быть представлена следующим образом: социальный заказ ЮЮ воздействие мага путем применения методов магии на объект магии. В результате магической деятельности, как правило, создается особая реальность, в которой социальный заказ является выполненным.
Рассмогрим, что меняется в процессе магического воздействия. Теоретически, может меняться 1) объект; 2) сознание инициатора магической деятельности; 3) сознание мага. С точки зрения современной научной картины мира объект магии меняться не может. Следовательно, необходимо рассматривать ситуации, когда меняется сознание инициатора магической деятельности, сознание мага или и того, и другого вместе.
Отсюда можно сделать вывод, что ряд методов магического воздействия направлен на изменение сознания инициатора магической деятельности. Гарри Райт в своей книге “Свидетель колдовства” описал деятельность колдуна одного из южно-американских племен Пименто, некоторые случаи из деятельности которого носили театральную подоплеку. Пименто был вынужден разыгрывать сцены, чтобы донести до своих слаборазвитых соплеменников некоторые сведения /1, 193-195/. Таким образом, видно, что применение к термину “магия” значения “иллюзия” необходимо и оправдано.
Особое место в магической деятельности занимают применяемые магом методы. В результате рассмотрении этнографического материала и современной магической литературы можно выделить гри группы магических методов. Так как для настоящей работы не представляет интереса выяснение степени действенности магии - для нас важен факт веры в само существование магии, го представляется несущественным рассматривать основания магических методов. Исследование факта веры является традиционным и продуктивным подходом.
К первой группе магических методов отнесем ритуальные действа, ко второй - использование специальных слов, формул и заклинаний, к третьей - прямое мысленное воздействие на объект магии.
Ритуальные действа. Они представляют собой любые действия и жесты, совершаемые в ходе магического ритуала. Спецификой магических ритуальных действий является наличие четко сформулированной цели их совершения, в отличие от религиозных ритуалов, где их участники, как правило, затрудняются определить цель осуществления ритуала.
Магические слова. Вера в существование особых чудодейственных слов характерна для “.. .магии любой страны” /2,46/. Считается, что их произнесение приводит к конкретному результату. В каждом регионе существуют свои формы веры в чудодейственность слов. Например, в бесписьменных обществах запретными считались, как правило, имена собственные, имена родственников, имена покойников, имена правителей и других священных особ /3,227-296/. Б. Малиновский отмечал, что колдовское заклинание является наиболее важным элементом магического ритуала - формулу колдовства он называл центральной частью магического представления /4, 73-74/.
Прямое мысленное воздействие на объект магии. Маг иначе, не так как обычный человек, воспринимает мысль и слово. Для мага мысль материальна, мыслимое - значит существующее/существующее в каком-то времени. Слово мага обладает огромной эффективностью сказанное магом сбывается. Если магия, как писал Агриппа, есть “воплощение Слова Отца” /5,6/, то она является процессом материализации мысли. Маг практически стирает различия между действительным бытием, бытием в качестве мысли и бытием в качестве слова. Бытие, в котором действует маг, едино, оно сопоставимо с восприятием бытия Парменидом: “V 1. Одно и то же есть мысль и бытие” /6, 295/.
Являясь единственным неизменным элементом в структуре магической деятельности, методы магии позволяют построить стройную классификацию магии. По нашему мнению, наиболее удобной и непротиворечивой является классификация магии по методу воздействия: на ментальную, вербальную и практическую - иначе говоря, на магию мысли, магию слова и магию дела. Магия мысли (ментальная) реализуется на основе трех принципов Парацельса (первым принципом он называл молитву; вторым - веру, а третьим - согласованное с верой воображение) /7, 76/, или аналогичных; магия слова (вербальная) реализуется с помощью произносимых слов (молитв, заговоров, заклинаний, гальдо-ров...); магия дела (мануальная) - через любого уровня обряды, ритуалы и действа). Разумеется, эти методы могут существовать как в чистом виде, так и сочетаться друг с другом.
Маг осуществляет свою деятельность, опираясь в том числе и на особого рода магическое сознание. Вопрос о специфике этого сознания, его соотношении с объективной реальностью и измененными состояниями сознания требует отдельного рассмотрения. | |
Просмотров: 702 | |