ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА БЕЛОВОДЬЯ В “ПОВЕСТИ ДИВНОЙ” В.ТРЕГУБОВА

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА БЕЛОВОДЬЯ В “ПОВЕСТИ ДИВНОЙ” В.ТРЕГУБОВА

Е.В. Манакова

Научный руководитель — д-р. филол. наук, проф. В.П. Фёдорова

 

“Повесть дивная” написана в середине XIX века одним из крестьянских писателей Южного Зауралья казаком-старообрядцем Владимиром Трегубовым. В основу произведения положены реальные обстоятельства.

 

Шестеро казаков Оренбургского казачьего войска из станицы У сть-Уйской ложно восприняли старообрядческий тезис о воцарении Антихриста в мире и стали открыто говорить об Антихристе на царском троне. Хула в адрес царствующей персоны стала известной начальству. Год шло следствие. В 1856 году казаки были приговорены к 3000 ударам розгами каждому и каторжным работам. Одним из истязаемых был В. Трегубов - автор повести, в которой рассказано о публичном избиении казаков, о поиске автором смысла жизни. “Повесть дивная” представляет собой своеобразное житие автора-страстотерпца, защитника старой веры, организатора семейной скитской жизни на Алтае.

 

Созданная писателем-старообрядцем, “Повесть дивная” вобрала в себя множество разнообразных сюжетных мотивов, образов, символов, традиционных для старообрядческой литературы. Одним из таких образов-символов в повести является Беловодье.

 

 

“Беловодье название легендарной страны, где, по народным представлениям, распространенным среди старообрядцев в 18-19 веках, сохранилось древнее благочестие в первозданном виде: с благоверным государем и святейшим патриархом во главе, сонмом благочестивого духовенства” /1/. Многие старообрядцы пытались найти эту страну. “Недовольные новшествами Никона, старообрядцы (или кержаги, как их называли на Алтае) устремились к Алтайским горам в поисках страны Беловодье”, /2/ отмечала С.М. Ковальчук.

 

О массовом бегстве крестьянства на Алтай писал и Н.Н. Покровский, связывая его с несколькими причинами: “ В этом широком движении слилось многое: и крестьянская извечная тяга к освоению новых мест в поисках самостоятельного хозяйствования, свободного от феодальных пут, и традиционное христианское стремление к монашеской аскезе, постижение другой, наряду с Писанием, книги Господа - книги природы и, наконец, желание отыскать сказочную страну крестьянской утопии - Беловодье” /3/.

 

Время от времени среди староверов появилялись те, кто рассказывал легенды о том, что побывал в Беловодье. Известны, например, списки писем некого сына, живущего в Беловодье, к своим родителям с описанием церковных служб, православных порядков и обычаев, там сохраняемых /4/.

 

Образ Беловодья, утвердившийся у старообрядцев, своими истоками восходит к более древней фольклорной традиции. В народном сознании издавна жила мечта о далекой счастливой стране, где его, народ, ждет избавление от многовековых страданий и притеснений. Эта мечта нашла выражение в фольклорных легендах, которые К.В. Чистов называл социально-утопическими. “В легенде данного типа социально-утопические идеи проецируются за географические пределы исполнителем феодального мира”/5/, — отмечал исследователь.

 

В народном творчестве существовало несколько модификаций воплощения идеи сказочной земли. Одна из них, наиболее древняя, — сказание об опустившимся в озеро Светлояр граде Китяже, когда над ним возникла опасность разорения его монголо-татарами.

 

В работе К.В. Чистова 161 находим упоминание о другой легенде. Среди казаков-некрасовцев были в своё время популярны представления и связанные с ними устные рассказы о “городе Игната”, т.е. о городе, который якобы основал Игнат Некрасов и который будто бы продолжает существовать, сохраняя традиции булавинско-некрасовского движения.

 

Беловодье, выступающее в представлении старообрядцев идеалом общественного и религиозного жизнеустройства, также является своего рода вариантом образа далёкой счастливой земли. Легенда о Беловодье тоже из числа фольклорных. Реализация крестьянской мечты о вольной жизни проявилась в географических названиях за Уральским хребтом. Отсутствие крепостного права, обилие земли, изобилующая богатством природа дали основание крестьянам-первопоселенцам дать название “Беловодье” озерам, деревням (Юргамышский район, в частности).

 

Мотив поисков таинственной страны крестьянской свободы Беловодья появляется и на страницах “Повести дивной”, что позволяет говорить о связи произведения с фольклорной традицией.

 

После очередного своего побега с каторги В. Трегубов и его спод вижники принимают решение отправиться на поиски чудесной страны: бежать туда, где давно уже существует обширный мир тайных убежищ, скрывающих толпы беглецов. “Тогда паки начаша совет творити с хри-столюбцы, еже бо поехати в Алтайские горы и тамо осмотрети все пустынные места” 111.

 

Единоверцы В. Трегубова были посланы по традиционному маршруту крестьянского побега и по освоенной бегунами дороге -на Алтай, дороге искателей “вольных земель”, страны крестьянской свободы -Беловодья. Заветные места были найдены: “Они же ехаста тамо и обшед-ше несколько гор и на едином холму найдоша пещеру удобну по вселению и невходну человеком, возлюбиша же место то зело” /8/.

 

Вплетение образа Беловодья в художественное полотно “Повести дивной” выполняет важную функцию. Мотив поисков сказочной страны в Повести прямо указывает на смысложизненные поиски её героев, ставшие основным содержанием произведения. Образ Беловодья в “Повести дивной “ В. Трегубова вводит её в широкий контекст фольклора.

 

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (21.10.2018)
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0