ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СКЛОННОСТЬ К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ О.А. Жилина Научные руководители - д-р биол.наук, проф. А.П. Кузнецов, канд.биол.наук, доц. Л.Н. Смелышева
Показано, что определенные типы акцентуаций характера могут сочетаться с повышенным риском некоторых соматических заболеваний (Яичко А. Е., 1983). Устойчивые личностные черты больного накладывают отпечаток на характер течения заболевания, на вероятность, частоту и тип осложнений (Хегагурова Ф. К., 1998). В то же время, само заболевание как длительно действующий соматогенный и психогенный фактор в подростковом возрасте может оказать влияние на формирование характера (Иванов Н. Я. и др., 1980), а в более позднем возрасте -вызвать существенные психопатологические сдвиги в структуре личности и повлиять на эффективность ее социальной адаптации (Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю., 1992; Кокуева О. В., Корочанская Н. В., 1994). Особенно низкие показатели социальной адаптации и качества жизни отмечаются у гастроэнтерологических больных, которые субъективно более тяжело воспринимают свою болезнь, даже в сравнении с больными ишемической болезнью сердца (Калитеевская Е. Р., 1985; Ващенко Ю. А., 1999).
Известно, что среди лиц с любой психосоматической патологией достоверно чаще, чем в общей популяции, встречаются так называемые “крайние типы” - те, у кого присутствуют ярко выраженные свойства темперамента (Смелышева Л. Н. и др., 2000) и акцентуации личности (Личко А. Е., 1983; Калитеевская Е. Р., 1985; Блейхер В. М., Фельдман Н. Б., 1988). Эти черты присутствовали в структуре их личности и до возникновения заболевания, но развитие и проявление симптомов соматической патологии обострило данные индивидуальные особенности (Личко А. Е., 1983; Блейхер В. М., Фельдман Н. Б., 1988).
Таким образом, можно предположить, что существуют определенные устойчивые личностные черты (акцентуации личности и свойства темперамента) или их сочетания, которые определяют предрасположенность человека к той или иной психосоматической патологии и, в часг ности, к гастроэнтерологической патологии. Однако литературные данные по этой проблеме немногочисленны и очень противоречивы. Одни исследователи приводят данные о характерности для язвенных больных и больных гастритами циклотимного, тревожного и дистимического тина акцентуаций (Блейхер В. М., Фельдман Н. Б., 1988), другие - истероидного и циклотимного типа (Калитеевская Е. Р., 1985), третьи вообще говорят о неправомерности выделения специфических черт “язвенного” больного или больного с иной конкретной патологией, и считают, что можно лишь выявить наличие общей тенденции взаимосвязь межличностных характеристик, эмоциональных переживаний и протекания заболевания (Карамян М. X., 2000). Если все же такие личностные факторы риска существуют, то их понимание открыло бы широкие возможности для проведения профилактических мероприятий.
С целью поиска психологических факторов риска гастроэнтерологической патологии было проведено психодиагностическое обследование 22 больных мужского пола с диагнозами “хронический гастрит”, “язвенная болезнь желудка” и “язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки”. Испытуемые письменно отвечали на вопросы тестов MMPI (краткий вариант - 377 вопросов), Г. Айзенка и К. Леонгарда. Группу сравнения составили 94 мужчины, не предъявлявших жалоб на органы желудочно-кишечного тракта.
Больные достоверно отличались от контрольной группы большей выраженностью шкал педантичности, застревания, дистимии и эмотив-ности характерологического теста К. Леонгарда, клинических шкал невротической триады, паранойяльности, психастении, аутизации и социальной интроверсии теста MMPI, дополнительных шкал F и К теста MMPI и высоким невротизмом по Г. Айзенку. Среди больных не было ни одной неакцентуированной личности, ни одного человека с низким невротизмом. Из 22 лиц у 20 больных были выявлены ярко выраженные отклонения невротического характера по тесту MMPI.
На следующем этапе исследования из контрольной группы были отобраны 9 лиц, наиболее близких по психологическим показателям к гастроэнтерологическим больным (повышенный невротизм, соответствующие акцентуации или тенденции к ним, завышенные значения шкал невротической триады теста MMPI - I группа), и 13 человек с противоположными психологическими параметрами (низкий невротизм, отсутствие перечисленных выше типов акцентуаций, характерных для больных, значения клинических шкал MMPI в пределах популяционной нормы - II т руппа). У них были изучены показатели желудочной секреции в состоянии относительного психологического комфорта и при эмоциональном напряжении (экзаменационный стресс).
Оказалось, что здоровые мужчины этих двух трупп отличались типом реакции желудочных желез на стресс. В группах были отмечены достоверные разнонаправленные сдвиги: если во II группе снижались объем, кислотность и концентрация пепсиногена в тощаковом секрете, концентрация пепсиногена и дебит-час пепсиногена в условиях стимулированной секреции, то в I группе повышались объем, кислотность, дебит-час кислоты и суммарная протеолитическая активность стимулированной порции, концентрации пепсиногена во всех порциях секрета и валовые выделения пепсиногена.
Таким образом, защитные механизмы торможения секреторной активности желудка при эмоциональном напряжении у лиц I группы не включались. Такая реакция желудочных желез на стресс является неадекватной. Был сделан вывод о наличии предпосылок к гастроэнтерологической патологии у лиц I группы и о возможности выявления группы риска данных заболеваний исключительно по психологическим параметрам человека.
Дальнейшее изучение взаимосвязей между личностными характеристиками человека и особенностями протекания физиологических процессов адаптации, а также патологических процессов дезадаптации у больных, необходимо как для разработки комплекса профилактических психотерапевтических мероприятий, так и для осуществления полноценного и эффективного лечения психосоматических больных. | |
Просмотров: 712 | |